рефераты скачать

МЕНЮ


Основы философских знаний

благостью и всемогуществом Бога — с одной стороны, и существованием в мире

зла — с другой. Вопрос стоял так: как может Бог терпеть существование зла?

При этом неизбежно встает и проблема воздаяния за поступки. Христианская

карма исходит, во-первых, из того, что душа, будучи бессмертной, не

перевоплощается (отсутствует идея реинкарнации). Во-вторых, если в индуизме

воздаяние неотвратимо, то в христианстве грехи можно искупить искренним

раскаянием и добрыми делами (эта идея, как мы помним, вылилась в своё время

в отвратительную практику "индульгенций"). В-третьих, если в индуизме

воздаяние может прийтись на потомков данного человека, то в христианстве

оно приходится только на самого этого человека, точнее — на его душу;

потомки же не несут ответственности за его дела.

Будда, его судьба и учение

Древнеиндийская философия неразрывно связана с религией, что вообще,

как уже отмечалось, характерно для ранних философских взглядов. Именно

поэтому мы переходим к буддизму, который вырос из индуизма, и без которого

невозможно представить себе философскую культуру Востока. Обратимся сперва

к личности Будды.

Настоящее имя этого человека — Гаутама Шакьямуни (623-544 до н.э.).

Это не мифологическое, а реальное историческое лицо. "Будда" — более

поздний псевдоним, означающий "просветлённый".

Гаутама родился в семье царя одного из индийских племён. Отец настолько

любил своего сына, что решил воспитать его в условиях, когда бы сын не

только ни в чём не испытывал нужды, но даже не знал, что кто-либо на Земле

нуждается и страдает. Мальчик полагал, что все люди живут так же, как и он

— безмятежно и счастливо. Но однажды слуги не углядели, и юноша оказался на

улицах города. Он увидел нищих, калек, похоронную процессию и т.п.

Потрясённый Гаутама подходил к людям и задавал вопросы, по которым можно

было подумать, что он сумасшедший. Психологический шок был настолько силён,

что юноша не вернулся во дворец, а стал бродягой, испытавшим все несчастья,

которые только могут выпасть на долю бездомного и нищего.

В конце концов судьба занесла его в монастырь, находящийся в горах,

где на его счастье была великолепная библиотека из старинных рукописей, и

нашлись знающие учителя, помогшие ему овладеть мудростью древних авторов.

Соединение удивительной, редчайшей судьбы Гаутамы, изучения древних текстов

и усиленные размышления над смыслом жизни породило систему религиозно-

философских взглядов, получившую позже название "буддизм".

Основные идеи Будды

Если говорить очень сжато, то основные идеи Будды можно выразить

следующим образом.

1. Жить — значит страдать. Конечно, жизнь человека не сводится только

к страданию, но именно оно, по мнению Будды, делает человека Человеком.

Страдание не делает человека лучше; око делает его глубже. Иными словами,

кто не страдал, тот не поймёт страданий другого человека, вообще — живого

существа; тот не проникнется состраданием, идущим от сердца; его душа будет

холодна и расчётлива, эгоистична и равнодушна к боли другой души. Именно

так: не удовольствия, не безмятежное существование, а в первую очередь

страдания формируют подлинно человеческие качества.

2. Причина страданий — в наших необузданных страстях н желаниях. Когда

эти страсти и желания по какой-либо причине не могут быть удовлетворены,

человек испытывает страдания, в основе которых лежит несоответствие

желаемого и реального. И эта неудовлетворённость толкает его порой на

безнравственные поступки, а то и на преступление.

3. Уменьшить страдания можно лишь путём сознательного ограничения

желаний. Разумеется, речь идёт не о любых желаниях, а только о тех,

осуществление которых может нанести вред другим людям или самому этому

человеку. Однако отказаться от каких-либо своих желаний нелегко.

4. Чтобы ограничить желания, нужно научиться властвовать над собой. То

есть путём самосозерцания и изучения собственной души добиться такого

состояния духа, когда сам процесс ограничения желаний приносит высшее

удовольствие. Власть над другими чрезвычайно заманчива, но и опасна. Она

притягивает, завораживает и деформирует личность. Однако власть над собой,

учит Будда, выше власти над другими, хоти даётся гораздо труднее. Тот, кто

поставил цель добиться власти над собой, должен знать, что это требует

значительных усилий, требует воли духа над телом; на это уходят годы. Но

делившийся успеха переходит в новое качественное состояние: перед ним

открываются истины, недоступные другим людям; он начинает ощущать себя

слитым с Космосом, а каждая вещь -— живая или неживая — открывается

внутреннему взору совершенно неожиданными, удивительными сторонами.

Философские основания идей Будды

В основе этого мировоззрения лежат определённые философские идеи,

выраженные в Упанишадах. "Всё есть Одно"; "В малом — Всё"; "Малое живёт

жизнью большого, а большое — жизнью малого"; "Душа везде и всегда у себя

дома" и т.п. В этих идеях заложена основа не только подхода к бытию (любая

частичка Космоса связана тысячами нитей с Целым), но к основа теории

познания (чтобы познать Космос, достаточно познать любую малую его

частицу). В одной песчинке, говоря образно, содержится информация обо всём

мире.

Не случайно Будда утверждал: "Познай себя, и ты познаешь весь мир".

Эту же мысль хорошо выразил один современный физик: "Настоящая встреча

квантовой механики и индийской философии ещё не состоялась, она впереди";

иными словами, знания о природе и знания о душе ещё существуют как бы

раздельно друг от друга, между ними ещё нет "мостика". И когда он будет

переброшен, это будет исключительно важный шаг в познании мира и перспектив

человечества. Похоже, неудача Эйнштейна в попытке создания единой теории

поля имеет глубокое философское основание: это была попытка разработать

теорию "мёртвой" материи.

Европейцы иногда свысока смотрят на философию Востока на том

основании, что она мало интересовалась вопросами "механики" Вселенной.

Действительно, когда, например, Будду спрашивали: "Конечен мир, или

бесконечен?", или: "Имеет мир начало во времени, или не имеет?", то он

называл такие вопросы "пустыми" и отказывался их, обсуждать. Отказывался

потому, что они никак не затрагивают душу человека, а именно она была в

центре его внимания. Замечено, как только Европу охватывает очередной

кризис, она тут же ищет утешения и спасения в восточной мудрости. Если

Европа обогнала Восток в познании природы, то Восток без сомнения опережает

её в познании человеческой души. Поэтому дальнейший прогресс научного

познания скорее всего лежит на пути не их конфронтации, а их союза.

Философия Древнего Китая

Древнекитайская философия тоже не сильна в познания природы. Например,

происхождение мира она объясняла скорее мифологично, чем философски.

Вначале был Хаос; затем в нём возникли два начала — мужское ("Ян" — небо) и

женское ("Инь" — земля). Их взаимодействие (оплодотворение посредством

дождя, который играл роль "мужского семени") привело к рождению видимых

вещей. В древнекитайских философских учениях даже нет понятия "бытие", или

его аналога. Китайцев больше интересовала не природа вещей, а их ценностные

аспекты, полезность для человека. Преуспели же китайские философы в

разработке теорий государства и гражданина. Каким должно быть совершенное

устройство государства? Каким должен быть идеальный гражданин? Как сделать

так, чтобы каждому человеку жилось хорошо, и чтобы государство было богатым

и могущественным? Эти и подобные им вопросы волновали их в первую очередь.

Идеи Конфуция

Наиболее крупным философом Древнего Китая, почитаемым и по сей день,

был Конфуций (551-479 до н.э.). Идеальным гражданином, с его точки зрения,

является человек, который сначала живёт для государства, затем — для семьи,

и только потом — для себя. "Не государство для человека, - учил философ, —

а человек для государства". Идеальный гражданин — это человек, который чтит

и выполняет обычаи и традиции предков. Прежде, чем принять решение,

посмотри, как поступали в таких случаях предки; и только если не найдёшь

ничего подобного, принимай решение сам.

Конфуций ввёл ключевое понятие "Ли", то есть "установленный порядок

вещей", нарушение которого чревато отрицательными последствиями как для

гражданина, так и для государства. Идеальный гражданин должен

руководствоваться принципом: "Сын абсолютно подчиняется отцу, отец —

начальнику, начальник — императору".

В свою очередь, идеальное государство — это государство, которое

защищает своих граждан и свою территорию; разрабатывает законы и тщательно

следит за их соблюдением; чтит обычаи предков и выражает это в своих

законах. "Народ — трава, император — ветер; куда дует ветер, туда клонится

трава". Нарушение этих принципов жестоко каралось. Например, отец за

непослушание имел право по закону даже убить сына. Но если он оставил без

какого-либо наказания своеволие сына, и об этом становилось известно

властям, то по закону отца и сына публично казнили, а их дом сжигали

(остальным членам семьи предоставлялись средства и земля в другом месте),

Сжигались также два соседних дома, "дабы зараза неповиновения не

распространялась", ибо соседи могли видеть неповиновение сына. А на месте

пепелища в течение ста лет нельзя было ничего строить, чтобы обугленные

головешки напоминали каждому: здесь когда-то сын ослушался отца и не был им

наказан.

Система кэцзюй

Большую роль в жизни Китая сыграла идея Конфуция, согласно которой ни

одна должность в государстве не могла быть занята без предварительного

экзамена, проверяющего уровень культуры и профессиональных качеств

соискателя. Система государственных экзаменов на должность, получившая

название "кэцзюй", имела три ступени (уездный, губернский и столичный

экзамены), и просуществовала в Китае вплоть до 1905 г. Однако в 1989 г.

было решено вернуться к ней, так как резко возросли коррупция,

взяточничество и некомпетентность чиновников.

Экзаменоваться на должность имел право любой китаец независимо от его

происхождения и социального положения. Конфуцию пришлось выдержать жёсткую

борьбу с аристократией, протестовавшей против такого подхода. В конце

концов ему удалось убедить правителей в том» что способные граждане из

социальных низов должны иметь законную возможность подняться по социальной

лестнице, иначе неминуемы восстания и бунты. Позже эту идею хорошо выразил

немецкий канцлер Бисмарк, живший в XIX в.: "Способных и честолюбивых

плебеев, — говорил он, — нужно пропускать в элиту, иначе они становятся

революционерами и террористами".

Европейцы, приезжавшие в своё время в Китай, завидовали образованности

тамошней администрации, и пытались перенести систему кэцзюй на европейскую

почву, хотя и называли устройство государственной власти в Китае

"просвещённой деспотией". Однако ничего путного из этого не вышло. Видимо,

психология европейцев не соответствует духу этой системы, родившейся на

основе менталитета восточного человека. Европейцы исторически пришли к

идее, что высшей ценностью является личность. Для людей же Востока над

личностью всегда есть что-то более высокое: царь, государство, коллектив,

генеральный секретарь и т.п.

Глава 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

Расцвет греческой культуры, которая заслуженно считается колыбелью

европейской цивилизации, пришелся на 6-4 вв. до н. э. Сначала рассмотрим

основные причины, которые позволили небольшому народу, насчитывавшему в те

давние времена всего лишь несколько десятков тысяч человек, добиться

удивительного взлета в философии и математике, в поэзии и в искусстве

скульптуры, в системе образования и в устройстве государственной жизни.

Этот взлёт получил название "греческое чудо". Рассмотрим основные причины

этого поразительного явления.

Корни греческого чуда

Во-первых, сыграло свою роль удачное географическое положение: Греция

находилась на пересечении торговых путей, которые выполняли одновременно

роль информационных потоков, приносящих сведения изо всех уголков мира.

Во-вторых, греки сумели создать превосходную по тем временам систему

образования. В их гимназиях юноши получали разнообразные знания и, кроме

того, учились ораторскому искусству, игре на музыкальных инструментах,

обучались декламации и актёрскому мастерству. Занятия спортом были любимы

молодыми людьми, так как красота и гармония тела были у греков своеобразным

культом. Родители обычно отправляли своих сыновей после окончания гимназии

в путешествия по другим странам. И хотя в те времена это было довольно

рискованным предприятием, и не все возвращались, они шли на это, понимая,

что это лучший способ обогатить себя жизненным опытом и знаниями.

В-третьих, в Афинах царило уважение к личности; человека ценили прежде

всего по уму и способностям, а не по богатству и происхождению.

Политическую карьеру мог сделать каждый свободный грек, будь он умен,

образован и красноречив. Существовал закон, по которому даже рабу, если у

него обнаруживался талант в каком-либо деле, хозяин должен был дать

свободу, а государство выделяло ему землю и средства, помогая стать на

ноги.

В-четвёртых, немаловажным было то, что в Греции существовала частная

собственность на землю, защищаемая законом (на Востоке земля, которую можно

было арендовать, в большинстве случаев принадлежала государству). Кроме

того, только тот грек, который владел хотя бы клочком земли, имел право

голоса при решении важных политических вопросов. В этом был глубокий смысл;

гражданин был более независим экономически и, вместе с тем, уважал и

поддерживал государство, которое защищало его собственность.

В-пятых, хотя сознание греков было религиозным, религия не играла в

жизни общества такой исключительной роли, как на Востоке; её сдерживающее

влияние по отношению к свободе мысли почти не ощущалось.

Афины и Спарта

Ещё одной из причин расцвета греческой культуры было довольно

демократическое устройство государственной жизни (выборность

государственных деятелей, серьёзная роль народных собраний и т.п.).

Например, рядом с Афинами находилось государство Спарта, граждане которого

по национальности тоже были греками, однако режим в этой стране был военно-

полицейским. И Спарта не оставила после себя в истории ни одного

замечательного имени, ничего, кроме мрачных воспоминаний. В спартанских

гимназиях обучали только военному делу, а выпускные экзамены (агоны)

проходили в виде бичевания: юношей привязывали к столбам и хлестали кнутом.

Выдержавший удары считался настоящим воином, который не выдаст тайны врагу,

если попадёт в плен.

В афинских же гимназиях выпускные экзамены проходили как многодневный

праздник; десятки юношей в присутствии азартной публики состязались в

знаниях, различных искусствах, в риторике, спортивной борьбе и т.п.

В Спарте, как мы помним из истории, действовал закон, по которому

слабых или больных младенцев бросали в пропасть, так как они не обещали

стать выносливыми бойцами. Поистине, Спарта бросала в пропасть своих

возможных философов и поэтов. Юноша-спартанец, замеченный в любви к поэзии

и музыке, не мог стать офицером, так как считалось, что искусства

размягчают душу.

Разумеется, говорить о каком-либо расцвете культуры в таких условиях

не приходится. Когда римляне позже завоевали Афины и Спарту, то они

разрушили последнюю как опасного соседа "с маленькой головой и большими

мышцами", однако сохранили нетронутой культуру Афин, взяв из неё многое для

себя. Обратимся теперь к философским идеям античных мыслителей.

Поиски первоосновы бытия

Греческие философы, как и их восточные коллеги, стремились познать мир

как единое целое, находящееся в непрерывном движении. Они пытались

разобраться в природе бытия — вещественно оно или духовно? Одни выдвигали в

качестве первоосновы всего существующего различные природные стихии: воду

(Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит). Другие, напротив, считали

первоосновой нечто бестелесное, неосязаемое: числа (Пифагор), эйдосы — идеи

(Платон), форму (Аристотель).

Конечно, в их взглядах на природу было много наивного, так как

научного эксперимента ещё не существовало. Однако недостаток конкретных

знаний компенсировался великолепной прозорливостью. Их стремление жить и

мыслить в единстве с природой, ощущать себя соучастниками космического

процесса, позволяло им гениально угадывать действительные связи вещей и

явлений, тонко чувствовать закономерности движения и развития всего сущего.

Античных философов-энциклопедистов с полным правом можно назвать великими

интуитивными диалектиками.

Греческие философы были заядлыми спорщиками. Диалог был естественной

формой их мышления. Не случайно первоначальное значение слова "диалектика"

трактовалось как "умение спорить". Спорили обо всём: о первооснове бытия, о

том, существует ли пустота (небытие), об источниках движения вещей, о

наилучшем государственном устройстве, о смысле жизни, о возможностях

человеческого познания и т.п. Познакомимся в качестве примера с одной из

дискуссий, касающейся проблемы бесконечной делимости.

Апории Зенона

Суть вопроса заключалась в следующем: возможно ли делить какую-либо

вещь на всё меньшие и меньшие части до бесконечности, или же существует

предел делимости? Размышляя над этим, Зенон обнаружил удивительные

парадоксы, привлекающие внимание учёных и по сей день. Эти парадоксы

получили название "апории" ("апория" —"безвыходное положение").

Зенон воспользовался методом "от противного", автором которого он,

кстати, и явился. Допустим, рассуждал он, что любой отрезок можно делить до

бесконечности, и посмотрим, к чему это логически приводит. Пусть в точке А

(см. рис. 3) находится Ахиллес, а в точке, Б — черепаха (Зенон использует

эти образы для наглядности, хотя вполне мог рассматривать непрерывное

движение двух точек). Они начинают двигаться в одном направлении, но

скорость Ахилла больше, нежели черепахи.

| |

|[pic] |

|Рис. 3 |

|Апория Зенона об Ахиллесе и черепахе |

Прежде чем догнать черепаху, он должен преодолеть расстояние АБ.

Однако за это время она доползёт до точки В. Чтобы догнать черепаху, Ахилл

теперь должен пробежать расстояние БВ. Черепаха же за это время окажется в

точке Г и т.д. Но поскольку мы предположили, что отрезок делим до

бесконечности, то получается, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, так

как каким бы малым не было разделяющее их расстояние, пока Ахилл его

преодолевает, черепаха успевает отползти ещё на чуть-чуть, и Процесс должен

продолжаться до бесконечности. Таким образом, логически безупречное

рассуждение, в котором до сих пор никто не обнаружил ошибки, приводит к

абсурду: логический вывод противоречит практике. Следовательно, исходный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.