рефераты скачать

МЕНЮ


Основы философских знаний

нажимать на рычаги, спеша после каждого нажатия к кормушке. При этом она

прекрасно видит и слышит всё, что творится в левой клетке, когда она

нажимает на лёгкий рычаг.

Таким образом, здесь реализуются две принципиально противоположные

модели поведения: нажатие трудного рычага олицетворяет библейский принцип

"добывай хлеб свой в поте лица своего", не нанося при этом никому вреда;

тогда как нажатие лёгкого рычага означает приобретение благ без особого

труда, но с нанесением ущерба ближнему.

| | |

|[pic] |1 — левая клетка. |

|Рис. 8 |2 — правая клетка |

| |3 — лёгкий рычаг |

| |4 — трудный рычаг |

| |5 — кормушка |

| |6 — соединительные провода |

|Эксперимент с животными на агрессивное поведение |

Проведя большое количество серий экспериментов с разными крысами,

чтобы набрать материал для статистических обобщений, ученые пришли к

следующим результатам. Примерно 25% крыс, попробовав нажимать на каждый из

рычагов, довольно быстро перешли к нажатиям только на трудный рычаг,

оставив в покое лёгкий. Их желание легко добывать корм очевидно оказалось

слабее того страха, который они испытывали, наблюдая мучения соседки. Около

50% крыс предпочли нажимать только на лёгкий рычаг, но лишь до тех пор,

пока не побывали в левой клетке, куда их пересаживали экспериментаторы.

После возвращения в правую клетку они стали нажимать только на трудный

рычаг. И примерно 25% крыс в любом случае нажимали только на лёгкий рычаг,

даже после того, как побывали на месте "страдалицы" из левой клетки. Иначе

говоря, их "жестокость" не убавилась даже после того, как они сами испытали

на себе действие тока. Заметим также, что когда экспериментаторы давали

крысам алкоголь, то число "гуманных" крыс уменьшалось в два раза, а

количество "жестоких", напротив, вдвое увеличивалось.

Пока повременим с выводами. Однако не может не удивлять совпадение

результатов этого эксперимента с выводами, которые мы сделали выше,

анализируя христианскую концепцию. Случайно это совпадение, или здесь

кроется некая устойчивая и важная закономерность?

Эксперимент с людьми

Следующий эксперимент проводился уже с людьми, первоначально — со

студентами одного из университетов США. Суть его в следующем.

В двух отдельных комнатах, оборудованных совершенно одинаково,

находились: телевизор, телекамера, пульт, кресло (см. рис. 9).

| | |

|[pic] |1 — левая комната |

| |2 — правая комната |

|Рис. 9 |3 — телевизор с телекамерой |

| |4 — пульт |

| |5 — сигнальные лампочки |

| |6 — указатели напряжения |

| |7 — кнопки |

| |8 — кресло испытуемого |

| |9 — кресло "добровольца" |

|Эксперимент с людьми на агрессивное поведение |

Пульты выглядели одинаково. На каждом из них был ряд кнопок, над

каждой из которых было указано напряжение в вольтах по нарастающей слепа

направо: 10 В, 20 В, 30 В, ... 100 В, ... 150 В и т.д. При нажатии кнопки

зажигалась соответствующая лампочка из расположенных выше, причём

одновременно на обоих пультах. Всё, что происходило в одной комнате, было

хорошо видно в другой, и наоборот, с помощью монитора. В правой комнате

сидел человек, опутанный проводами и датчиками.

По официальной версии (для студентов) это был "доброволец", который,

якобы, за приличное вознаграждение вызвался испытывать на себе удары

электрическим током в научных целях (влияние тока на организм и разработка

мер безопасности). В действительности же это был актёр, который умелo

разыгрывал страдания от "ударов током", соответственно тому напряжению, на

которое указывала загорающаяся на его пульте лампочка. Разумеется, всё это

было хорошо отрепетировано, и никаких ударов током не было.

В левой комнате за пульт усаживался один из студентов, каждый раз

новый, которому предварительно излагалась официальная версия: он должен по

нарастающей нажимать на кнопки, начиная с наименьших напряжений, делая это

с определёнными паузами.

Таким образом, испытуемыми были сами молодые люди, а вовсе не

"доброволец". Студенты, конечно, не были посвящены в истинные замыслы

экспериментаторов и принимали всё за чистую монету. Замыслом же было —

исследовать поведение человека, когда он по ситуации должен приносить

страдания другому человеку.

После проведения серий опытов с достаточно большим числом людей были

получены следующие результаты. Около 25% студентов сразу же и категорически

отказались участвовать в этом эксперименте, как только узнали о его

официальной цели и методике, посчитав его негуманным, бесчеловечным,

недопустимым. Примерно 50% согласились участвовать и начали нажимать

кнопки. Но когда дошли до серьёзных напряжений, вызывающих очевидно

болезненные реакции добровольца, то отказались от дальнейшего участия,

заявляя, что они не могут перешагнуть некий барьер, за которым опыт

становится слишком жестоким.

Однако около 25% молодых людей не только продолжали нажимать кнопки с

большими напряжениями, но не прекратили даже тогда, когда становилось ясно,

что "доброволец" уже испытывает настоящие муки, что ещё немного и он может

просто погибнуть.

Именно эта последняя группа молодых людей вызвала наибольший интерес у

исследователей. С каждым из них индивидуально были проведены беседы. На

вопрос, что двигало ими, когда напряжения стали предельными, они сначала

отделывались ответами, что доверяют экспериментаторам, что им, дескать,

виднее, что, в конце концов, именно организаторы эксперимента, а не они

должны нести ответственность за его исходы и т.п. Но при переводе разговора

в более доверительное русло выяснилось, что большинство из них продолжали

нажимать кнопки потому, что это приносило им странное удовольствие. Молодые

люди признавались, хотя эти признания вызывали у них явное чувство

неловкости, что они испытывали непонятное им самим возбуждающее волнение,

даже некоторый азарт, наблюдая дёргания, судороги и крики добровольца под

воздействием предельных напряжений.

Мы опять видим те же пропорции. С крыс, конечно, спрос невелик. Но

здесь уже речь идёт о людях. Мало того, что снова наблюдаются три модели

поведения, впечатляют цифровые совпадения. Возникает мысль, что. здесь

проявляются некие глубинные свойства психики, имеющие природную основу и

мало подверженные влиянию внешних обстоятельств.

Опыт Форда

Следующее наблюдение связано с именем господина Форда — основателя,

знаменитой автомобильной фирмы. Дело в том, что Форда, как и всякого

предпринимателя, раздражало наличие среди сотрудников и рабочих фирмы

слабых, плохих работников. Он поручил составить список таких лиц, которые

отличались слабой производительностью труда, низкой дисциплиной и т.д.

Таких оказалось около 25% от всего состава фирмы. Но прежде чем уволить их,

как он поначалу и намеревался сделать, Форд решил провести эксперимент,

дающий им шанс. С каждым из них представители администрации провели беседу,

в ходе которой были выражены претензии и было сказано, что если они

кардинально поправят своё отношение к работе, то их заработная плата

значительно увеличится и будет превосходить среднюю по фирме.

Предупреждение и стимул подействовали, и многие загорелись желанием

работать лучше.

Однако, спустя несколько месяцев, выяснилось, что только единицы из

них смогли дать стабильное улучшение показателей труда, тогда как

остальные, несмотря на желание, так и не смогли работать лучше. После их

увольнения были набраны новые работники, прошедшие строгие критерии, и

показатели работы фирмы несколько улучшились. Но самое любопытное, что

спустя несколько лет, несмотря на усилия администрации, Форд опять

констатировал, что около четверти сотрудников не выдерживают критики.

Вывод, который Форд сделал из своих попыток избавиться от плохих

работников, заключался в следующем: около 25% работников в принципе не в

состоянии хорошо работать, хоть ты их озолоти; никакие стимулы не могут

превратить их в хорошо работающих, так как они просто не в состоянии

изменить свою природу. Я убедился, пишет Форд в своих воспоминаниях, что

слой плохих работников неискореним; если всё общество в целом содержит в

себе круг таких людей, то любая крупная фирма также будет иметь эту

категорию сотрудников, несмотря на все усилия от них избавиться. Эти

издержки, продолжает он, вероятнее всего вызваны определёнными

особенностями человеческой природы. Поэтому можно надеяться лишь на

некоторое уменьшение числа таких сотрудников, но не на избавление от них

вообще.

Современные исследования, проведенные социологами в Италии, США,

России, Германии и других странах, убедительно показывают, что любой

достаточно крупный трудовой коллектив так или иначе содержит около 25%

хороших, надежных, творческих и активных работников, примерно 50% средних

по своим показателям, и приблизительно 25% работников, которые чаще всего

являются "головной болью" руководителей.

Таким образом, мы снова наблюдаем знакомые пропорции, хотя прямого

отношения к агрессивному поведению они не имеют. Однако можно заключить,

что между повышенной агрессивностью индивида и его неспособностью хорошо

трудиться существует связь.

Опыт Англии

Исторический опыт Англии, о котором пойдёт речь, проливает свет на

вопрос: передаются ли качества души человека, включая агрессивность, по

наследству. В первой половине XIX в. Великобритания попыталась решить раз и

навсегда задачу очищения общества от криминальных личностей. Было решено,

хотя и не без острых дискуссий, сослать всевозможных уголовников,

насильников, рецидивистов, алкоголиков и т.п. в Австралию на вечное

поселение. Это была широкомасштабная, многолетняя и довольно дорогая

операция. Криминальные элементы из тюрем самой Англии и её колоний тысячами

вывозились десятками кораблей на край света без надежды когда-либо

вернуться на родину. Уголовники под присмотром администрации и надёжной

охраны сами строили поселения для себя, закладывали основы будущих

производств, занимались сельским хозяйством, создавали семьи и обзаводились

детьми.

Если бы качества этих "отбросов общества" передавались по наследству,

как полагал в свое время итальянский психиатр и криминалист Чезаре

Ломброзо, то можно вообразить, каким жутким стало бы спустя десятилетия

австралийское общество. Однако фактом является то, что оно теперь ничем не

хуже остальных сообществ, хотя предки большинства нынешних граждан

Австралии были насильниками и убийцами. Следовательно, склонность к

агрессии и жестокости не передаётся по наследству. А что же Англия? Её

надежды стать "стерильной" по большому счёту не оправдались; в конце

концов, она имеет такой же слой антисоциальных личностей, как и другие

страны.

Некоторые выводы

Итак, если доверять логике и фактам, то следует прийти к заключению,

что христианское объяснение, существования трёх групп людей, отличающихся

качествами души, имеет под собой основания. Механизм может быть оспорен, но

интуитивная догадка древних авторов удивительным образом подтверждается.

Внешние социальные условия и обстоятельства жизни, которые авторы цервой

концепции объявляют главным фактором, объясняющим поведение людей, на самом

деле не являются определяющими. Эти внешние факторы могут либо усиливать,

либо ослаблять, смягчать природные качества людей, но они не в состоянии

изменить их принципиально. Внешние факторы способны порождать те или иные

социальные явления, но они не могут объяснить, почему конкретными

субъектами этих явлений становятся именно эти, а не другие люди. Почему

именно этот человек становится террористом, а не другой; почему именно этот

человек становится серийным убийцей или киллером, а не его сосед; почему

именно этот насилует детей или женщин, а не другой, — на эти и подобные им

вопросы можно ответить только путём анализа их внутренних, врождённых

свойств, а не внешних условий и обстоятельств.

Необходимо свыкнуться с мыслью, что в любом обществе, на любой ступени

его развития, как бы далеко вперёд мы не заглядывали, всегда будет слой

людей от рождения жестоких и агрессивных, нацеленных на насилие и обман.

Этот слой, в зависимости от социальных процессов и исторических

обстоятельств, может становиться шире или уже, но он был, есть и будет

всегда. Вывод кажется слишком пессимистичным, удручающим. Однако горькая

истина предпочтительнее расслабляющей иллюзии.

Стало быть, обществу нужно научиться жить с этим слоем. Что значит

"научиться жить"? Это значит научиться распознавать таких людей, начиная с

детского возраста; предоставлять каждому, особенно в молодости, самый

широкий спектр возможностей для сублимации агрессивной энергии, как это

советует Фрейд; минимизировать неизбежное зло, исходящее от этого слоя

людей, всеми средствами, какие есть у государства.

Глава 16. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО

Совместная деятельность людей порождает сложную систему их

взаимоотношений друг с другом, опосредованную институтами власти. Эти

отношения уместно разделить на две группы. К первой относятся те, которые

дестабилизируют состояние общества, имеют деструктивный характер. Ко второй

принадлежат такие отношения, которые, напротив, способствуют самосохранению

социальных структур, обеспечивают их стабильность и преемственность.

Развитие общества как раз и происходит благодаря единству этих

разнонаправленных векторов: отношения первого рода обеспечивают динамику

общественной жизни, тогда как отношения второго рода гарантируют её

относительную статику. Война и мир, любовь и ненависть, правые и левые,

радикалы и консерваторы, отцы и дети — вот лишь кое-что из длинного списка

таких отношений, который каждый без труда сможет продолжить. Важнейшим

регулятором этих отношений является государство.

Сущность государства

Государство — это аппарат управления делами общества. Этот аппарат

включает в себя следующие органы управления: правительство, законодательные

органы, органы регионального (местного) управления, судебные и

правоохранительные органы, прокуратуру, налоговые органы, армию.

Государство выполняет внешние функции (забота о целостности территории,

безопасность страны, контакты с внешним миром) и внутренние

(законодательная деятельность, контроль за соблюдением законов, создание

условий для развития экономики, забота о здоровье и образовании граждан,

сбор налогов). Однако никакой аппарат не способен функционировать сам по

себе, без людей. Люди, реализующие функции государства — это

государственные чиновники всех уровней, начиная с премьер-министра и кончая

рядовым клерком. Стало быть, государство правильнее было бы определить не

просто как аппарат управления, а как аппарат управления вместе (в единстве)

с людьми, которые конкретно осуществляют властные функции, властные

полномочия.

В древние времена, когда люди жили небольшими замкнутыми сообществами,

в государстве не было необходимости. Каждый знал каждого, и любые вопросы

решались сообща. Но по мере укрупнения сообществ и развития связей между

ними возникла необходимость в разделении труда: небольшая часть наиболее

уважаемых членов общества получила от остальных особые полномочия,

связанные с безопасностью, контролем и управлением. По мере эволюции

общества развивалось и государство, обрастая новыми структурными элементами

и функциями. Теорию возникновения государства как "общественного договора"

впервые разработал английский философ XVII в. Т. Гоббс.

Разумеется, в обществе с антагонистическими классами государство не

могло не защищать прежде всего интересы экономически господствующего

класса. Поэтому определение сущности государства как аппарата подавления

одним классом других, сложившееся в марксизме, верно для большого

исторического периода, связанного с классовой борьбой. Однако идея

государства "диктатуры пролетариата" оказалась в конечном счёте величайшей

фикцией, а вывод об "отмирании" государства не выдержал проверки временем.

Многовековая классовая борьба привела не к отказу от государства, а к

трансформации его в институт согласования интересов различных слоев

общества. То есть к ситуации, когда демократическое государство в равной

степени учитывает и защищает интересы каждого гражданина, независимо от его

социального положения и степени богатства. Если же государство начинает

служить интересам какого-либо "избранного" слоя, то демократические

механизмы вынуждают правительство к отставке. Современные государства,

таким образом, за редкими исключениями утратили классовую природу, реализуя

функцию классового сотрудничества, а не борьбы.

Однако самая большая опасность, которая исходит от государства, даже

самого демократичного, это его постоянное стремление превратиться из

средства оптимизации общественной жизни в её цель. Люди, голосуя на

выборах, отдают часть своих свобод государству, относясь к нему как к

нанимаемому обществом аппарату. Но государство в лице своих чиновников

стремится отнять у граждан и остальные свободы, представляя себя в качестве

высшей ценности. Иначе говоря, лозунг "государство для человека" оно тайно

или явно хочет перевернуть в духе Конфуция и Платона — "человек для

государства". Именно эта черта государства воспринималась со стороны Ницше

как "отвратительная", в силу чего он называл его "тюремщиком человека".

Государство, которое веками было отчуждённым по отношению к личности, в

наше время перестаёт быть таким, но рецидивы отчуждения всё время

заставляет общество быть начеку, не терять бдительности, В связи с этим

обратимся к понятию социального контроля.

Понятие социального контроля

Понятие "социальный контроль" определяется как совокупность процессов

в социальной системе, посредством которых обеспечивается следование

определённым образцам деятельности, а также соблюдение ограничений в

поведении, нарушение которых отрицательно сказывается на функционировании

системы. Иными словами, социальный контроль — это система регламентации,

определяющая поведение индивида или социальной группы, при условии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.