рефераты скачать

МЕНЮ


Основы философских знаний

умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии,

средства программного управления, компьютеры и т.д.

В историческом плане создание активной техники предшествует появлению

пассивной техники. Историю техники можно делить на этапы по разным

критериям: по использованию разных природных материалов (каменный век,

бронзовый, железный и т.д.); по применению различных видов энергии (век

пара, век электричества и т.п.); по качественно отличающимся технологиям.

Если взять за основу развитие активной техники, то выделяются три ключевых

этапа: орудия и механизмы ручного труда — машины — автоматы и

автоматические линии.

На первом этапе человек является материальной основой технологического

процесса; на втором этой основой становится машина, а человек лишь

дополняет её как технологический элемент; на третьем происходит

высвобождение человека из технологической цепи.

Все элементы активной и пассивной техники, начиная с каменного молотка

и кончая современным компьютером, получили название "артефакты" (лат. —

"искусственно сделанное"). Сущность артефактов — соединение природного

вещества с знанием; это соединение порождает новые функциональные свойства,

которые содержатся в природном веществе лишь потенциально.

Философские проблемы

Долгие тысячелетия изобретения новых орудий труда, механизмов и

технологий не вызывали каких-либо проблем гуманитарно-социального

характера. Напротив, всякий следующий шаг в нахождении средств облегчить

производственный процесс и повысить его отдачу воспринимался в конечном

счёте как благо (не будем обращать внимания на бесплодные попытки в прошлом

затормозить технический прогресс со стороны религии). Однако уже во второй

половине XIX в. люди начинают осознавать, что техника не так уж безобидна,

что её развитие начинает показывать пугающие перспективы, вовсе не

планируемые самими создателями новых технических устройств.

Рассмотрим, к примеру, ветряные и водяные мельницы — с одной стороны,

и современную электростанцию, работающую на каменном угле, — с другой.

Во-первых, мельницы только передавали движение, не выходя за пределы

одной её формы, в данном случае механической. В этом случае, как известно,

отходы (потери энергии) минимальны.

Во-вторых, они органично вписывались в ландшафт, не вступая в

противоречие с окружающей природой, а как бы дополняя её.

В-третьих, эти порождения человеческого ума создавали определённое

эстетическое чувство, навевающее романтическое настроение, когда

однообразие равнины прерывалось крыльями ветряной мельницы, а за излучиной

реки вдруг открывалась приятная взору водяная мельница, поскрипывающая

своими колёсами (не случайно фантазия населяла русалками именно такие

места). Каждая мельница в единстве с ландшафтом как бы имела "своё лицо",

что отдаленно роднило эти утилитарно-производственные сооружения с таким

произведением искусства, каким является храм. Мельницы и церкви были в

прошлые времена элементами одного цивилизационного ряда, несмотря на

принципиальное различие их функций. Они не подавляли человека, а давали ему

ощущение гармонии с природой и Богом.

Иное дело — современные электростанции. Различие не только в том, что

это более грандиозные сооружения.

Во-первых, тепловая электростанция не передаёт движение, как это

делали мельницы, а высвобождает движение (энергию), затем преобразует его в

другие формы и, наконец, транспортирует его потребителям. В данном случае

мы имеет четыре этапа: химическая энергия (уголь) — тепловая (пар) —

механическая (вращение турбины и ротора генератора) — электрическая. При

этом появляется значительное количество отходов (вещественных и

энергетических), связанных именно с высвобождением и преобразованием

энергии, которые так или иначе выбрасываются вовне.

Во-вторых, крупные электростанции со своими громоздкими кубическими

формами, дымящимися трубами и переплетениями коммуникаций совершенно не

вписываются в ландшафт. Напротив, они уродуют его своей чужеродностью, как

бы бросая вызов природе, не говоря уж о прямом отравлении.

В-третьих, если у создателей станции она ещё может вызывать некое

эстетическое чувство строгостью линий и рациональностью математического

расчёта, то у рядового человека, воспринимающего её не саму по себе, а в

единстве с окружающим миром и собственным мироощущением, эстетическое

чувство не может возникнуть. Наоборот, понимая умом необходимость

электростанции, человек не может принять её чувством, интуитивно ощущая

опасность этого сооружения.

Рядом с гордостью за технический прогресс возникает и всё больше

беспокоит тревога, вызванная психологическим и физическим дискомфортом.

Человеку уже не приходит в голову проводить аналогии между техническим

монстром и храмом; техника, уже оказывается не в одном ряду с последним, а

в полярно противоположной позиции. Расхождение, которое прежде едва

намечалось, приближается к своему апогею. Электростанция гармонирует с

заводом, телевизионной вышкой, стартовой площадкой для запуска ракет;

природа же и храмы оказываются в положений ещё сохранившихся островков

былой гармонии, рождающих ностальгическое чувство.

Возникают противоестественные по своей сути словосочетания:

"индустриальный пейзаж", "промышленный ландшафт", "вторая природа". Человек

всё более начинает ощущать себя подавленным и уязвимым в этой "природе" и

на фоне этого "пейзажа". То, что люди создавали, чтобы защитить и

обезопасить себя, сделать свою жизнь более комфортной, обернулось угрозой и

опасностью для самого их бытия.

Осознание этих и подобных им проблем привело к возникновению в

философии нового направления, получившего название "философия техники".

Само это понятие было введено в научный оборот в конце XIX в. в Германии.

Философы, работающие в рамках этого направления, ставили своей задачей

изучение закономерностей, методологии и перспектив развития техники, его

социально-нравственных, экологических, политических и психологических

аспектов. В наше время проблемы в системе "общество — техника — природа"

очевидно обострились, стали буквально кричащими. Попытки решить их

исторически развивались в русле определённого противостояния двух основных

концепций — "инженерной" и "гуманитарной".

Инженерная философия техники

Система взглядов, получившая это название, исторически возникла

первой. Некоторые её элементы можно заметить уже в трудах И. Ньютона.

Прежде чем показать основные идей инженерной философии техники, заметим,

что слово "инженерная" не означает, что так думают только инженеры или все

инженеры. Этот эпитет следует воспринимать лишь в том смысле, что если

инженер отвлечётся на время от своего технического творчества и начнёт

размышлять более масштабно о смысле своей деятельности и о связи между

артефактами и человеком, то он раньше или позже придет к следующим мыслям.

Как уже говорилось, на заре цивилизации люди стали изобретать орудия,

и механизмы, чтобы облегчить труд и сделать его более эффективным.

Единственный путь, по которому они тогда могли идти — это копировать свои

естественные органы труда, придавая первым орудиям форму этих органов.

Анализируя устройство первых артефактов, нетрудно заметить, что они тесно

связаны с функционированием руки, кисти, пальцев, зубов человека. Изогнутый

палец становится прообразом крючка, горсть руки — чашей; в мече, копье,

весле, корзине, граблях, лопате, рычаге и катапульте, щипцах и кусачках

легко разглядеть различные положения и позиции руки, кисти, пальцев и т.п.

Вряд ли это копирование было сознательным. Морфологические параллели

между артефактами и органами человеческого тела, станут очевидными гораздо

позже, ближе к нашему времени.

С дальнейшим развитием техники эта похожесть форм становится всё менее

выраженной, а то и просто отсутствует. Например, колесо, и вообще

транспортные средства, совсем не копируют форму ног человека, хотя

функциональная аналогия несомненна.

Таким образом, можно сформулировать основную идею инженерной философии

техники: артефакты есть не что иное, как проекция тех или иных органов

человеческого тела на деятельность человека. В орудиях труда человек,

следовательно, систематически воспроизводит самого себя. Техника — это

своеобразное продолжение органов тела человека, это как бы их выход за свои

естественные границы.

Этот процесс осуществляется с усилением функций того или иного органа,

но с одновременным обеднением этих функций. Скажем, подъёмный кран — это

как бы вышедшая за свои естественные границы рука человека. Последняя может

играть на скрипке, переносить тяжести, делать тончайшие хирургические

операции, играть в карты и т.д. Подъёмный кран многократно усиливает руку,

но при этом выполняет только одну её функцию: поднять — перенести —

положить.

Микроскоп, телескоп, телевизор — это трансформация глаз человека;

радио — его уши; очистные сооружения — его печень и почки; железные дороги

— система кровообращения; телефонные цепи и компьютерные сети — его нервная

система. Мясокомбинат — вышедший за свои естественные границы желудок

человека; процесс пищеварения, который у первобытного дикаря начинался с

нуля (сырое мясо), у современного человека начинается задолго до того, как

мясо уже в переработанном виде попадает в его желудок.

Разумеется, инженерную концепцию техники, о которой здесь идёт речь,

не следует абсолютизировать и вульгаризировать в том смысле, чтобы

стараться непременно найти аналог всем без исключения органам человеческого

тела среди артефактов по принципу: каждому органу — артефакт, а каждому

артефакту — орган. Однако главная идея этой концепции плодотворна: техника

есть средство высвобождения человека из непосредственной трудовой

деятельности через проекцию его органов на эту деятельность, через

воспроизведение самого себя в качественно ином виде, через усиление в

артефактах своих органов с одновременным их функциональным обеднением.

Другим направлением в развитии этой идеи является создание искусственных

органов в медицинских целях (искусственное сердце, лёгкие, почки и т.д.), а

также успехов области робототехники.

Гуманитарная философия техники

Гуманитарная философия техники возникла позже инженерной. Это

направление философско-методологических и мировоззренческих исследований

феномена техники оформилось, начиная с 60-70-х гг. нашего века, прежде

всего в странах Западной Европы, Северной Америки, а также в Японии. То

есть в странах с наибольшим промышленным развитием, которые первыми

почувствовали и осознали необходимость таких исследований.

Была сформирована программа этого направления, суть которой в переходе

от чисто прагматического, функционального подхода к техническим устройствам

— к комплексно-системному, междисциплинарному анализу техники как сложного,

противоречивого фактора современной цивилизации, который вполне можно

определить как фактор риска.

В основе этой программы лежит идея, согласно которой изучение

закономерностей развития техники, его перспектив, а также влияния техники

на социальные процессы, человека и природу возможно только объединёнными

усилиями многих наук, таких как философия, социология, психология,

аксиология (теория ценностей), этика, эстетика, экология.

Нужно сказать, что к настоящему времени синтезирующая функция этой

программы всё ещё не реализована в более или менее заметном виде, хотя

тенденция к указанному синтезу налицо. Следует признать, что комплексные

исследования феномена техники лишь разворачиваются и пока ещё не могут

похвастать какими-либо серьёзными и внятными выводами и рекомендациями,

прислушиваясь к которым человечество могло бы уже сейчас избежать скрытых

опасностей, которые несёт с собой технический прогресс, если осуществлять

его бездумно.

Ясной и бесспорной является мысль: история современной технической

цивилизации показывает, что рациональное планирование техники, если оно

оторвано от гуманистических целей и ценностей, способно порождать

иррациональные последствия, разрушающие основы человеческого бытия. Однако

попытки довести эту мысль до конкретных и выполнимых рекомендаций

наталкиваются на противоречивость факторов, влияющих на технический

прогресс. Любой крупный технический проект, будучи оптимальным по своим

инженерным параметрам, может не соответствовать, например, определённым

национальным или культурным традициям, моральным или религиозным

требованиям; судьба масштабных технических проектов, даже вполне отвечающих

экологическим требованиям, зачастую натыкается на несовпадение интересов

различных классов, групп населения; на расхождение геополитических

устремлений различных государств, соображений национальной безопасности,

экономической конкуренции и т.п.

Инженерная философия техники, о которой речь шла выше, исходит из

лозунга: "Машина должна работать, а человек должен думать". Но в рамках

этой концепции "думание" предполагается как размышление над тем, как

заставить машину работать больше и лучше, взять на себя всё больше функций,

выполняемых людьми. Гуманитарная философия техники — это не зачёркивание

инженерной, а дополнение её весьма важной идеей, а именно: необходимо

думать не только над совершенствованием технических устройств и созданием

новых, но и над теми скрытыми, неявными, отдалёнными негативными

последствиями гуманитарного плана, которые неизбежно несёт с собой

технический прогресс. Важная заслуга гуманитарной философии техники в том,

что она ставит тревожный диагноз опасных тенденций в развитии техники,

грозящем необратимыми разрушениями природной среды и ставящем под сомнение

историческую перспективу человечества Но гуманитарная философия техники

пока ещё больше ставит вопросы, нежели даёт ответы (впрочем, вопрошание и

критика это и есть главные функции философии). Ясно, что проблема не может

быть решена призывами приостановить, сократить темпы технического

прогресса. Предложения запретить строительство новых фабрик и заводов,

атомных электростанций, ограничить выпуск автомобилей и т.п., уповающие на

создание некоего "мирового правительства", которое могло бы законодательно

решить все эти вопросы, очевидно обречены на неудачу или, по крайней мере,

имеют очень отдалённую перспективу. Столь же нереальными являются и призывы

решить социальные проблемы техники средствами самой же техники.

Утопическими являются и надежды на "исправление" человеческого духа, на то,

что в обозримом будущей произойдёт коренное изменение массового сознания,

его переориентация на достижение гармонии с природой, отказ от приоритетов

экономической выгоды, власти, конкуренции и военного преимущества.

Таким образом, противоречие, разрыв между научно-технической культурой

и гуманитарной культурой современного общества нарастает. Ядром этого

противоречия является отчуждение, возникшее в системе "человек — техника".

Проблема отчуждения

Понятие "отчуждение" имеет следующее содержание. Всякий продукт

человеческой деятельности, будь он материальным предметом или идеей, грозит

обернуться опасностью для самого человека. Неся ему определённое благо,

правда, иногда кажущееся, этот продукт как бы обретает самостоятельную силу

и норовит выйти из-под контроля своих создателей, которые попадают в

зависимость от него. Глубинный источник этого отчуждения находится не в

самих артефактах или теориях, которые чаще всего нейтральны, а в

противоречивой природе самого человека. Если люди изначально несут в себе

не только добро, но и зло (Каин и Авель лишь поверхностному восприятию

представляются разными людьми; идея Библии глубже: Авель и Каин — две

ипостаси каждого из нас), то эта двойственность отображается в их

деятельности и в продуктах этой деятельности.

Отчуждение в системе ''человек — техника" проявляется двояко. Во-

первых, это отчуждение техники от человека. Любой артефакт так или иначе

при определённых условиях превращается в угрозу. Столовым ножом можно

резать хлеб и капусту, но можно и убить человека, что иногда и происходит.

• Смешно на этом основании призывать к запрету производить столовые ножи.

Однако призыв запретить или сократить производство атомных электростанций

или веществ, разрушающих озоновый слой, уже не кажется смешным.

Во-вторых, происходит отчуждение человека от техники. Если устройство

и принцип действия ветряной мельницы понятны любому, в силу чего ошибки в

организации её работы минимальны, то устройство и работа компьютера,

авиалайнера или электростанции для подавляющего большинства людей являются

тайной за семью печатями. Люди начинают воспринимать технику так же, как

дикарь воспринимал молнию. Техника становится для них непонятной и пугающей

силой, с которой приходится соседствовать и мириться.

Даже профессионалы, специально обученные и подготовленные к работе с

такой техникой, всё чаще перестают соответствовать ей по своим

психофизиологическим характеристикам. Иными словами, человек всё очевиднее

превращается, в весьма ненадёжный элемент технических систем, обладающих

зачастую громадным энергетическим потенциалом, что делает ошибки

катастрофическими. Всё чаще причиной технических трагедий становится так

называемый "человеческий фактор", то есть несоответствие возможностей

человека возможностям технических устройств.

Например, известно, что внимание человека подвержено непроизвольным

флукгуациям (флуктуация — отклонение некоторой величины от номинального

значения), напоминающим сокращения сердечной мышцы. В среднем через каждые

12 сек. происходит расконцентрация внимания на 1-1,5 сек. Это вызвано

необходимостью передышки для нервной системы, нуждающейся в отдыхе, и не

может контролироваться человеком, даже не замечается им. В условиях работы

с техникой, требующей высокой и стабильной концентрации внимания,

флуктуации внимания становятся источником грубых ошибок операторов,

диспетчеров, водителей, лётчиков и т.п. При этом даже дублирование принятий

решений, как средство защиты от флуктуации внимания, не всегда помогает.

Медленная техника прошлых веков прощала человеку несовершенства его

органов, современная техника уже не прощает.

Всё это говорит о том, что техника в своём развитии уже достигла того

предела, за которым её "минусы" начинают (или скоро начнут) перевешивать её

"плюсы". Именно поэтому проблемы, которые ставит и пытается решить

гуманитарная философия техники, как никогда актуальны.

Информационная цивилизация

Одним из аспектов обсуждаемой темы является вопрос о роли и

перспективах информационных процессов в современном обществе. Давно минули

времена, когда общественный прогресс определялся способностью людей

овладевать новыми видами вещества или энергии. Лозунг "Кто владеет

информацией, тот владеет миром" становится всё более актуальным. Техника

получения, преобразования и передачи информации становится всё более

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.