рефераты скачать

МЕНЮ


Основы философских знаний

заговоров, покушений; любой человек воспринимается им как потенциальная

угроза и т.п. Из-за власти он вынужден кривить душой, обещать невыполнимое,

заглушать в себе голос совести.

Человек свободен, если он может позволить себе быть самим собой, не

казаться быть другим. Прикидываться другим — признак несвободы,

зависимости. Свобода - это когда человек может не лгать; когда между его

мыслями и словами нет разнобоя. Это может позволить себе только свободная

личность, и достаточно сильная личность. Ложь — следствие давящего

воздействия других людей или обстоятельств жизни, когда человек в силу

своей слабости вынужден приспосабливаться к ним, расплачиваясь за это

утратой ощущения свободы.

Но приспособляемость опасна. Известен поучительный, хотя и не

лишённый жестокости, эксперимент. Если лягушек поместить в посудину с водой

и начать эту воду очень медленно подогревать, то они постепенно свариваются

и погибают, не проявляя при этом никаких признаков беспокойства. Их

способность приспосабливаться к температуре окружающей среды в данных

условиях оказывается губительной. Так и у человека, слишком уж

"лавирующего", подлаживающегося под внешние факторы и других людей,

происходит утрата своего "Я", потеря чувства свободы, что означает в

конечном счёте потерю самоуважения и внутреннего достоинства.

Восприятие времени

Экзистенциальная философия рассматривает существование и как

"переживание времени". При этом одним людям свойственна погруженность в

прошлое. Они консервативны по духу; для них настоящее (сейчас) имеет смысл

лишь как продолжение того, что уже было. В интерпретации настоящего их

отличает особая склонность к аналогии с прошедшими событиями, уважение к

прецеденту. Принимая то или иное решение в своей личной жизни, они прежде

"всего "оборачиваются назад" и ищут там уверенности в своих поступках,

которые чаще всего предсказуемы для наблюдательного ума. Они обожают

исторические параллели и любят читать историческую литературу.

Другие люди, напротив, "растворены" в настоящем. Их стихия —

спонтанность (самопроизвольность) бытия; ими движут больше эмоции, нежели

разумные начала. Их поведение чаще всего непредсказуемо, решения —

импульсивны (Вронский в "Войне и мире" Л. Толстого — пример такой личности,

тогда как Каренин — образец первого типа). Такие люди не склонны искать

убедительную аргументацию своих решений; на них слабо влияют логические

доводы и ссылки на аналогии. "Копаться в прошлом" для них — самое унылое

занятие.

Наконец, третий тип людей — это люди, устремленные по своей природе в

будущее. Это чаще всего творческие натуры. Они торопливы, не любят долго и

терпеливо ждать результатов своих действий; они, образно говоря "любят

пилить дрова" (имеется в виду, что это занятие мгновенно приносит, видимый

результат). Самое ужасное для такого человека, — монотонная, однообразная

работа, рассчитанная на длительные сроки. Они любят начинать новое дело, но

доводить его до конца — не их стихия. Их одолевают проекты, но их замыслы

плохо понимают, что порой приводит в отчаяние.

Разумеется, описанные типы не следует абсолютизировать и

противопоставлять их друг другу; каждый из них имеет свои достоинства и

недостатки. Не будем забывать — человек есть существо динамическое,

способное изменяться и поворачиваться самыми неожиданными сторонами.

Модели времени

Кроме того, приведенное выше описание опирается на традиционную,

прямолинейную модель времени (см. рис. 5). Однако существует и иная,

спиралевидная модель, вытекающая (здесь мы невольно забегаем вперёд) из

закона отрицания (см. рис. 6).

| | |П – прошлое; | | |

| |[pic] |Н – |[pic] | |

| | |настоящее; | | |

| |Рис. 5 |Б – будущее. |Рис. 6 | |

| |Прямолинейная | |Спиралевидная | |

| |модель времени | |модель времени | |

Во втором случае время "заворачивается" подобно конденсаторной фольге,

в результате чего прошлое, настоящее и будущее существуют как бы

параллельно друг другу. В современной физике есть вполне жизнеспособные

гипотезы, наделяющие время энергетическими характеристиками. Физики говорят

о ''хрональном поле" (хронос — время) и "тахионах" — частицах этого поля.

Отсюда следует предположение, что мощные энергетические воздействия

(землетрясение, взрыв атомной бомбы и т.п.), в том числе психологические

(войны, конфликты), могут деформировать хрональное поле и "замыкать"

настоящее с прошлым или будущим. Таким образом, в результате этого "пробоя"

прошлое или будущее могут "врываться" в настоящее, порождая явления,

совершенно необъяснимые с точки зрения традиционных представлений.

Обратимся теперь к одному из представителей описанного выше

философского направления — к Фридриху Ницше. Выбор не случаен. Из всех

отвергавшихся в нашей стране он был наиболее замалчиваемым.

Глава 9. ФИЛОСОФИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ

Ф. Ницше, немец с польскими корнями, жил во второй половине XIX в. Он

родился в семье священника, получил прекрасное гуманитарное образование.

Уже в юношеские годы он заявил о себе как о незаурядной личности.

Достаточно сказать, что во время учёбы на втором курсе университета

факультет пригласил его читать лекции студентам по истории искусств, на

которых частенько и не без удовольствия сиживали его старшие коллеги —

профессора.

Судьба философа

Ницше является, пожалуй, самым противоречивым мыслителем в истории

философии. Жестокая болезнь, терзавшая его на протяжении почти всей

взрослой жизни, а также одиночество и непонимание многими окружающими,

сделали его колючим и язвительным человеком. Это проявилось в неординарном

характере его идей, порой шокирующих читателей, привыкших к классическим

философским построениям.

Кроме того, огромный ущерб его научной репутации был нанесен уже после

смерти философа, последовавшей в 1900 г., его ближайшими родственниками —

сестрой и зятем. Они были видными фигурами в фашистской партии Германии и

хорошо понимали, что партия нуждается в "своём" философе. Ницше оказался

жертвой этого желания, одобренного Адольфом Гитлером (в 1934 г. в

пропагандистских целях последний даже посетил архив Ницше). Последние годы

жизни Ницше посвятил своему главному и неоконченному труду "Воля к власти

(опыт переоценки всех ценностей)" Воспользовавшись тем, что рукописи этой

книги оказались в их руках, родственники фальсифицировали их, добавив в них

идеи откровенно фашистского толка. Его труд был хитроумно напичкан такими

отрывками, которые придали философу одиозную "славу" теоретика фашизма, а

его концепция "сверхчеловека" самым оскорбительным образом

трансформировалась в идею "истинного арийца". Шлейф этой провокации до сих

пор проходит через многие головы, в том числе и в России, одурманенные в

своё время пропагандой.

Справедливы ли обвинения в фашизме

Чтобы определиться в отношении этих обвинений, рассмотрим кратко

главные признаки фашизма. Это живучее политическое течение в разных странах

имеет свои оттенки. Например, основными признаками немецкого фашизма

являются следующие три: а/ идея превосходства арийской расы над всеми

остальными; б/ идея геноцида (физического уничтожения евреев, уходящая

своими корнями в крестовые походы против "мучителей Христа"; в/

славянофобия — страх и недоверие к славянам, считавшимися главными врагами

арийской расы.

У американского фашизма эти же идеи несколько отличаются: а/ идея

превосходства американской нации; б/ идея геноцида по отношению к "чёрным";

в/ презрительное, в лучшем случае — равнодушное, отношение ко всему

неамериканскому.

В основании русского фашизма лежат следующие признаки: а/ идея

превосходства славянской расы над другими; б/ идея вытеснения из России

"инородцев" особенно — евреев ("чемодан — вокзал — Израиль"); в/ абсолютное

недоверие ко всему, что исходит от Запада.

Таким образом, в основе любого фашизма, если отвлечься от частностей,

усматриваем три сущностных признака: идея превосходства одной расы или

нации; идея геноцида или вытеснения того или иного народа; идея страха или

недоверия к какой-либо нации или расе.

Ни на один из этих признаков в трудах Ницше, не замаранных

фальсификацией, нет и намека. Упрекнуть в фашизме философа, который

говорил, что ему "иногда стыдно за то, что он — немец"; который писал, что

"одарённость славян выше, чем одарённость немцев"; который вообще никогда

не поднимал антисемитскую тему, — значит серьёзно погрешить против истины и

оскорбить его память. Недоверчивый читатель может сам убедиться в этом,

если возьмет на себя труд заглянуть в двухтомник сочинений Ницше, изданный,

наконец, в России[3].

Ницше и читатель

Читать Ницше нелегко, к нему надо привыкнуть. Это своеобразный и, так

сказать, "непричёсанный" философ.

Его стиль далёк от академического, он непредсказуем и афористичен в

поворотах мысли. Иногда считают, что его манера писать кратко и отрывочно

объясняется серьёзностью его болезни (когда человек знает, что в любую

минуту может умереть, ему некогда писать длинные, логически связанные

тексты).

Но дело не только в этом. Ницше был принципиальным противником

"системной" философии. Когда философ строит систему, то он неизбежно будет

лгать, считал Ницше, так как всё время вынужден оглядываться назад: не

противоречит ли то, что он пишет сейчас, тому, что он писал прежде. Взгляды

же имеют свойство так или иначе меняться, но философу приходится

подстраивать их в угоду системе, что вызывает недоверие к такому автору.

Ницше - далеко не добродушный мыслитель. "Я — антиБудда", "человек —

динамит", "философ неприятных истин", — говорил он сам о себе. "Мой способ

любить людей — это показать, сколь они ничтожны". Его цель — разозлить

читателя, побудить его захотеть стать другим. Ницше не рассчитывает на

любовь и признательность читателей, ибо кому же понравится, когда твою душу

выворачивают наизнанку и демонстрируют всем и тебе самому, сколько в ней

мелочного, обывательского и трусливого.

Например, свой труд "Антихристианин" начинает словами: "Эта книга для

тех, кто ещё не родился. Мой день — послезавтрашний". Мой читатель — это

человек, стремящийся к вершинам гор; человек, который не опускается до

вопроса о "пользе" истины; человек, имеющий мужество вступать в область

запретного и "держать в узде энергию вдохновения". Таких немного. "Что

проку от остальных? Остальные — всего лишь человечество..." Философа мало

трогает, что он раздражает людей; так раздражает спящего тот, кто не даёт

ему спать и толкает — проснись!

Государство, религия, мораль

Качества человека, по поводу которых больше всего негодует философ, —

это слабость духа, безволие, приспособленчество. Но человек не рождается

слабым; таким его делают, по мнению Ницше, государство, религия и мораль.

Их определения у Ницше выглядят колюче: государство — "тюремщик человека";

религия — "клевета на мир"; мораль — "мошенничество высшего порядка".

Именно они, опасаясь, что энергия человека может выплеснуться в

антисоциальные, преступные формы, так "пеленают" его всевозможными

запретами, что он становится похож на младенца, которому остаётся только

один способ выразить свой протест — кричать, вращать глазами и шевелить

кончиками пальцев.

Моя философия, говорит Ницше, это отчаянный крик туго спелёнутого

человека, который нашёл только такой путь выразить своё несогласие с

существующим порядком вещей; возможно, кто-то услышит меня и тоже начнёт

"брыкаться", растягивая путы.

Государство "грозит пальцем" каждому человеку, каким бы он не был.

Большинство людей могли бы сказать, что им не надо грозить, что дни и без

того законопослушны, моральны и трудолюбивы. Однако государство на всякий

случай подозревает каждого в дурных намерениях, уподобляясь недалёкому

педагогу, который заставил всех учеников вывернуть карманы, когда

обнаружилось, что у кого-то пропал перочинный ножик; и каждого окружает

частоколом предостерегающих законов. В свою очередь, религия и мораль

присущими им установлениями навязывают человеку определённый образ жизни,

лишая его свободы воли, свободы выбора, свободы поступка.

Конечно, Ницше, как и всякий человек, видит положительное в этих

социальных институтах, но отрицательное в них по отношению к личности, в

его глазах, явно перевешивает.

Сверхчеловек

Важное место в философии Ницше занимает понятие "сверхчеловек". Ницше

как-то сказал, что ни один философ не оказал на него такого сильного

влияния, как Достоевский. Как и у последнего, герой Ницше — человек,

который стремится "выйти из толпы", стремится стать сильным. Сверхчеловек —

это человек с маниакальной волей к власти, Как только человек утрачивает

волю, к власти, он деградирует. Сверхчеловек настолько выше "просто

человека", насколько "просто человек" выше обезьяны.

На первый взгляд кажется, что "сверхчеловек" Ницше — это

фантастическое существо, которое всё может, которому всё дозволено. Это,

говоря современным языком, как бы "Рембо" обывателя, или "Гитлер" мещанина,

задавленного скукой повседневного бытия. На самом же деле, сверхчеловек —

это Личность с большой буквы. То есть сильная личность, которая знает, чего

она хочет, и знает, как этого достичь.

Воля к власти

Каждый человек, считает философ, рождается с определенной волей к

власти, с определённым зарядом агрессивной энергии. Опасаясь, что воля к

власти может породить угрозу общественному благополучию, государство

стремится вообще уничтожить её; стремится превратить человека в своё

безвольное и послушное орудие. При этом люди, ставшие слабыми, с завистью

смотрят на сильных, не утративших волю к власти. Они (слабые) находят

удовольствие, обнаружиавая недостатки и изъяны у сильных, уподобляясь

лисице из известной басни, которая говорит: "Виноград всё равно зелёный!".

Она догадывается, что виноград на самом деле спелый и сладкий, но не имея

сил допрыгнуть до него, объявляет его незрелым и не таким уж

привлекательным, чтобы успокоить задетое самолюбие.

Слабому остаётся только одно утешение: "Да, я не сильный, но зато я

нравственный". Это перекликается со словами Гегеля о школьном учителе,

который с удовольствием описывает отрицательные качества Наполеона, находя

удовлетворение в том, что сам он — не Наполеон, и, благодаря этому,

морален. Религиозная вера и мораль, по мнению философа, это утешение

слабых.

Когда Ницше говорит о воле к власти, то надо учитывать, что под

"властью" он понимает не только политическую власть, как иногда думают, но

власть вообще, всякую власть. Это может быть власть писателя над читателем,

актёра над зрителем, полицейского над преступником, начальника над

подчиненным и т.п.

Вечное круговращение

Кажется, всё ясно. Ницше — певец агрессивности, певец сильной

личности, которой наплевать на выработанные обществом ограничения и

запреты. Кажется, что обвинения в фашизме небеспочвенны. Но не будем

торопиться, послушаем дальше. А дальше философ излагает, какие ступени

должна пройти душа человека, чтобы он мог стать Личностью.

Первую ступень он называет образно "дух-верблюд". Это дух человека,

который послушно принимает все запреты общества, считая их должными и

необходимыми. Ему говорят: "Это — нельзя!", — и он безропотно соглашается,

доверяя тем, кто говорит "нельзя". Он даже не спрашивает, почему нельзя. На

плечах таких людей покоится благополучие цивилизации. Они трудолюбивы и

послушны; они удобны для государства. Мало того, они необходимы.

Вторая ступень — ''дух-лев". Это дух человека, который приподнимается

над однообразием бытия и не так слепо доверяет общепризнанному. Он находит

в себе мужество спросить; "А почему, собственно, нельзя? Кто придумал, что

это — нельзя?" И не найдя вразумительного ответа, говорит: "А может быть

мне — можно?" Такой человек вырабатывает собственную систему ценностей и

приоритетов, и действует в соответствии с ними, приводя порой в смятение

окружающих. Его поступки зачастую расцениваются ими как вызов общественному

мнению; однако это не более чем проявление воли к власти. Проследите за

поведением известных политиков, эстрадных звёзд и т.п.: их поступки иногда

шокируют общественное мнение; они подчас даже провоцируют скандалы, когда

чувствуют, что о них стали "забывать". Такой человек всегда рискует, так

как "высовывается" из толпы и самоутверждается.

Но особенно любопытна третья ступень. Ницше называет ее "дух-ребёнок".

Это и есть состояние "сверхчеловека", то есть Личности. Идея "вечного

круговращения" воплощается здесь в образе взрослого человека, который сумел

сохранить, точнее — возродить в себе ребёнка. Его сила — в его чистоте,

бескорыстии и смелости. Ему неведомы страхи "маленького человека", который

не решается на рискованные поступки, всё время высчитывая, чем они для него

могут обернуться. "Дух-ребёнок" живет спонтанно и творчески. Жить спонтанно

— значит говорить то, что думаешь, и делать так, как говоришь. Ни малейшего

расхождения между мыслями, словами и поступками. Жить творчески — значит

любое дело пытаться сделать иначе, чем делали до тебя.

Позволить себе жить так могут лишь немногие сильные натуры, которые не

боятся быть спонтанными. Они настолько сильнее и выше окружающих, что могут

разрешить себе не опасаться острых слов и уверенных жестов. Они открыты,

уверенны и не боятся общественного мнения. Это признак не глупости, а силы.

Они часто гибнут, так как часто раздражают и даже мешают. Но стать другими,

приспосабливаться и юлить — для них это слишком низко. Они выше расчётливых

мотивов. Но именно благодаря им есть прогресс в любом деле; именно

благодаря им общество не превращается в стоячее болото, где тепло и уютно,

но преследует тяжёлый запах "маленьких людей", запах "толпы". "Хочешь

дышать свежим воздухом, — вопрошает философ, — покинь толпу, иди в горы. Но

помни, — предостерегает он, — от горного воздуха иногда умирают".

"Толкни слабого"

Фридриху Ницше часто ставят в вину его знаменитую фразу: "Падающего —

толкни!". Вырывая её из контекста, эту фразу толкуют как призыв к агрессии

и жестокости по отношению к слабому "маленькому человеку". При таком

прочтении идеи философа воспринимаются чуть ли не как инструкции для

ресторанного вышибалы.

Но читаем у Ницше: "В человеке тварь и творец соединены воедино: в

человеке есть глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть и творец,

ваятель, твёрдость молота". Есть люди, которые хотят стать Личностью, но не

знают, возможно, как надо действовать. Для них и пишет философ.

Но есть и такие, кто мог бы, но не пытается, боится рисковать,

опасается потерять то малое, что имеет. Они предпочитают оставаться в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.