рефераты скачать

МЕНЮ


Управление персоналом

кадровое интервью, должна совпадать со средой, в которой человек будет

работать, чтобы обеспечить его совместимость не с интервьюером, а с

будущими коллегами.

Собеседования могут происходить один на один или сразу с группой

претендентов; претендента или группу могут интервьюировать одновременно

несколько человек (линейный руководитель, прошедший специальное обучение по

отбору претендентов и методам собеседований; психолог, который теперь есть

в штате любой средней, а тем более крупной западной фирмы; менеджер по

персоналу; представитель коллектива). Групповое интервью дает более

объективную и справедливую оценку кандидатов, хотя и создает психологически

сложные ситуации.

Беседа с глазу на глаз психологически более комфортна, раскованна, так

как здесь лучше контролируется ситуация, ее легче организовать, но

результаты могут оказаться субъективными, а оценка ошибочной. Например,

внешняя привлекательность в значительной мере влияет на положительное

мнение собеседующих (стереотип «красивости», в равной мере принадлежащий

как мужчинам, так и женщинам). Люди с привлекательными внешними данными

чаще считаются более социально желательными. В 70% случаев прием на работу

осуществляется именно на основе личной симпатии.

Другими ошибками в интервью являются предъявление неадекватных

требований и воздействие иррациональных факторов, например настроения.

Считается, что в ходе подготовки предварительного собеседования

необходимо выяснить следующие основные вопросы:

1. Какие личные качества кандидата (знания, опыт, установки) требуются

для выполнения той или иной работы.

2. С помощью каких вопросов, задаваемых всем без исключения

кандидатам, можно извлечь необходимую информацию и сузить до предела круг

последних.

3. Кто должен быть привлечен в качестве интервьюеров — один человек

или несколько — ив какой форме проводить собеседование. Если предпочитается

групповое интервью, считающееся более надежным, встает вопрос о

председателе комиссии. Он представляет кандидатам экспертов, объясняет

порядок проведения собеседования, устраняет психологические барьеры и

создает необходимую атмосферу, принимает окончательное решение в случае

разногласий.

Считается, что лица, проводящие кадровое собеседование (интервьюеры),

должны уметь:

формулировать вопросы в соответствии с целями беседы и правильно их

ставить (в начале беседы вопросы должны быть немногочисленными, но

широкими, позволяющими «разговорить» человека);

контролировать с помощью вопросов, знаков одобрения, смены время от

времени направления разговора его ход, приспосабливать свой стиль к

личности претендента и конкретным обстоятельствам, выявлять и обсуждать его

сложные проблемы с учетом того, что претендент имеет в беседе свои цели и

стремится их реализовать;

доброжелательно слушать, предоставлять возможность демонстрировать

себя, резюмировать, выносить суждения, принимать правильные решения;

сохранять в тайне полученные сведения, защищать их от

несанкционированного доступа (обсуждать их, как и любую кадровую

информацию, с лицами, не принимающими решений о судьбе претендента,

например социологами, можно только анонимно);

быть представительными, аккуратно и со вкусом одетыми, ибо это всегда

импонирует претендентам и формирует благоприятный имидж организации.

Кадровое собеседование требует тщательной подготовки. Во-первых,

необходимо создать комфортные условия для беседы в кабинете или специальной

комнате, где все должно располагать к деловому разговору, снятию вполне

естественного напряжения претендента, что позволит ему быть наиболее

откровенным.

Это обеспечивается мягким приглушенным освещением, «теплой» окраской

стен, удобной мебелью. Лучше всего проводить беседу сидя в одинаковых по

высоте креслах у небольшого столика. Если интервьюер сидит за письменным

столом, то на последнем не должно быть лишних предметов, особенно крупных,

создающих барьер между собеседниками настольной лампы, компьютера, пишущей

машинки и проч.

Во-вторых, интервьюер должен хорошо знать организацию, условия и

характер предлагаемой работы, требования, предъявляемые к должности, и

иметь возможность исчерпывающе ответить на вопросы претендента.

В-третьих, необходимо предварительно тщательно ознакомиться с

документами и биографией кандидата, определить исходя из потребностей

организации вопросы, которые надо задать (не следует ставить вопросы,

ответы на которые очевидны, и начинать сразу со сложных и «трудных»,

особенно задавать их подряд), и продумать способы перепроверки ответов.

Необходимо также определить общий (формальный или неформальный) характер

беседы.

Нельзя заставлять людей ждать, так как это усиливает их и без того

напряженное состояние; человека принимают улыбкой, крепким рукопожатием,

осведомляются, как он добрался, знакомят с другими интервьюерами.

Беседа начинается с представления сотрудника кадровой службы и других

интервьюеров (если они есть), рассказа об организации, ситуации в ней и о

соответствующей должности.

Считается целесообразным придерживаться следующих правил проведения

интервью:

— не разговаривать с кандидатами, не предложив им присесть;

— не демонстрировать занятость и не делать в их присутствии других

дел;

— проявлять непредвзятость, дружелюбие, чаще упоминать имя

претендента;

— обстоятельно отвечать на его вопросы и реплики;

— не показывать своего отношения к его личным документам;

— не спешить давать авансов на будущее;

— скрывать свое настроение;

— изучать или угадывать психологическое состояние посетителя;

— научиться отказывать так, чтобы за это благодарили;

— соблюдать требования трудового законодательства.

Беседа может проводиться по схеме (на основе специального бланка или

полуформальных вопросов), а также без схемы. При схематической беседе

зачастую можно получить неполную информацию. Для неформальной беседы

готовятся только основные вопросы, но она требует серьезной подготовки;

кроме того, здесь имеется опасность отклонения от темы и

непоследовательности.

С точки зрения объекта выделяют следующие виды бесед.

По биографии кандидата. Она позволят оценить прошлые успехи, но не

характеризует сегодняшнюю ситуацию и мотивацию к будущей работе. Иногда при

выяснении жизненного пути лучше исследовать конкретный период или яркий

эпизод.

По ситуации. Претенденту предлагается для решения одна или несколько

проблем, что позволяет оценить его общие и аналитические способности,

методы работы, умение выходить из сложных положений.

По профессиональным и личным качествам, которым при проведении

интервью рекомендуется отводить 30% времени. Для этого в ходе собеседования

задают вопросы о поведении в тех или иных условиях, связанных с

профессиональной деятельностью, а ответы оценивают по заранее выбранным

критериям.

На собеседовании могут задаваться вопросы различного типа:

ограниченные (когда? какой?); наводящие, ответ на которые уже

предполагается (они призваны в завуалированной форме продемонстрировать

требования организации); узкоспециальные, связанные с тонкостями профессии;

гипотетические о предполагаемом поведении в той или иной ситуации для

выяснения ценностей и установок претендента; зондирующие (о возможных

способах решения той или иной проблемы).

Нужно активно подталкивать кандидата к разговору, демонстрировать свою

заинтересованность в нем, уточнять ответы, давать ему возможность

спрашивать самому.

Вопросы рекомендуется задавать примерно в такой последовательности: о

личных особенностях, деталях образования, квалификации, подготовки, опыта

работы, планах и стремлениях, причинах желания получить данную должность,

возможности совмещения работы и личной жизни, сильных и слабых сторонах,

размере заработной платы, целях карьеры на 5—10 лет, причинах ухода с

прежней работы, планах действий в случае занятия должности. Следует также

предложить претенденту самому задать интересующие его вопросы, на основе

которых можно многое узнать о человеке.

Проводящий такую беседу может попросить претендента рассказать о

других предложениях и прохождении аналогичных собеседований.

Помимо вопросов важное значение имеют внешние факторы: происхождение,

поведение, соответствие внешнего вида и стиля одежды должности, на которую

данное лицо претендует; опрятность, мелкие, но выразительные детали

поведения и разговора, например, присутствие чувства собственного

достоинства и в то же время дозированной самокритики, отсутствие спешки в

ответах.

После того как необходимая информация собрана, кандидату нужно дать

возможность сказать то, что, по его мнению, не было досказано, раскрыть что-

то более подробно, задать вопросы о работе и т.п. Затем ему сообщается ход

последующих событий: сроки решения его вопроса и способы оповещения о

результатах.

После собеседования нужно немедленно приступить к его осмыслению и

обсуждению результата (если интервьюировала комиссия), поскольку полученная

информация быстро улетучивается или искажается и упорядочить ее

впоследствии будет очень трудно. И только после этого можно начинать работу

с другой кандидатурой. Окончательные решения принимаются после ознакомления

со всеми претендентами путем систематического исключения из списка наименее

подходящих из них. Не следует торопиться, а тем более принимать решение в

первые минуты беседы и сразу же предлагать работу.

Прошедшим предварительную отборочную беседу дают заполнить специальную

анкету, составить более подробную автобиографию и проч.; не прошедшим

направляется официальное письменное уведомление об отказе с выражением

уважения, надеждой на сохранение добрых отношений в дальнейшем. Причины

отказа при этом не сообщаются.

стремление к самооправданию; нетактичность; незрелость; желание

получить все сразу; невежливость; презрительное отношение к прежней работе

и работодателям; неумение ориентироваться в обществе; выраженное нежелание

учиться; недостаточная живость; отведение взгляда; вялое рукопожатие;

нерешительность; безделье во время отпуска; неудачная семейная жизнь;

трения с родителями; неряшливость; отсутствие целеустремленности; желание

получить работу на короткое время; отсутствие чувства юмора.

Методика отбора персонала на основе документов

В дополнение к стандартным анкетам и личным листкам по учету кадров

частные фирмы могут разрабатывать собственные анкеты, позволяющие учесть их

специфику, характер должности, и выявить соответствие качеств претендента

установленным требованиям. Разделов в анкетах не должно быть более 10—12, а

число вопросов — до 100. Желательно, чтобы вопросы были открытыми, т.е.

содержали несколько возможных вариантов ответа, и располагались в

логической последовательности.

В анкете могут содержаться вопросы об уровне квалификации,

специальных, экономических и управленческих знаниях; организационных

навыках (умении планировать, координировать, контролировать); характере

взаимоотношений с руководителями, коллегами на прежней работе;

психологических качествах, самостоятельности, принципиальности;

общественной активности; причинах предыдущих увольнений.

Анкета может быть не только общей, но и специальной, нацеленной на

конкретные категории претендентов, а также на освещение тех или иных сторон

их биографии.

От выпускников учебных заведений нужно получать детальные сведения о

составе и объеме изученных предметов, темах дипломных и курсовых работ,

оценках, особенно по специальным дисциплинам, свидетельствующие при

отсутствии практического опыта о способности к выполнению работы.

Претендентам можно дать написать сочинение, в котором они обосновывают

свою возможность занять должность и раскрывают намерения относительно

дальнейшей работы в ней. Так, рабочие, желающие, например, поступить на

заводы компании «Хонда» в штате Огайо (США), сначала пишут сочинение о том,

как предполагаемая работа соотносится с их жизненными целями и способствует

их реализации, и лишь после его оценки будущими руководителями и коллегами

допускаются к основным испытаниям.

Во многих западных фирмах не берут на работу специалистов, допустивших

хотя бы одну ошибку в автобиографии, резюме или сочинении.

Еще в недалеком прошлом как в нашей стране, так и за рубежом едва ли

не основной формой проверки поступающих на работу была письменная

характеристика, основная задача которой состоит в том, чтобы должностное

лицо, не имевшее возможности лично познакомиться с кандидатом, могло

принять решение, касающееся его судьбы.

В связи с этим к характеристике предъявляется требование создать

объективный образ живого человека с его сильными и слабыми сторонами, что

могло бы помочь предсказанию будущего поведения и послужить основой

принятия конкретных решений.

Однако многолетняя практика выявила существенные недостатки этого типа

документов. Прежде всего, речь идет об их субъективизме, так как

составляющий (обычно неизвестный) может по тем или иным причинам предвзято

относиться к характеризуемому, подписывающий — не знать всех деталей или

даже не быть с ним знакомым, а проверить все обстоятельства, уточнить и

дополнить характеристику практически невозможно. Кроме того, характеристику

или письмо легко подменить, что также весьма сложно обнаружить.

Представляемые кандидатом документы по вполне понятным причинам могут

потребовать дополнительной проверки, поэтому в настоящее время широкое

распространение получило целенаправленное наведение справок о претенденте,

причем источник информации (лиц, знающих его по совместной работе или

учебе) он может назвать сам. Обычно фирма сразу оговаривает право на

независимую проверку кандидата, получение отзывов и рекомендаций путем

письменного или устного запроса.

В качестве основы телефонного интервью может использоваться

специальный бланк, содержащий преимущественно закрытые вопросы, ответы на

которые удобно записать в ходе разговора.

Тестирование как способ отбора претендентов

Анализ анкет, автобиографий и резюме считается достаточно надежным

источником информации о кандидате, однако, поскольку он ориентирован

преимущественно на прошлое, то достаточно приблизителен. Поэтому на помощь

приходят различные тесты, которые считаются достаточно надежным способом

проверки претендентов, отбора лучших кандидатов и отсева слабых.

С помощью тестов можно оценить скорость и точность выполнения работы,

устойчивость внимания, аккуратность, умение быстро ориентироваться,

усидчивость, исполнительность, личные склонности, общие способности,

пригодность претендента для решения конкретных проблем, выполнения работы

на предлагаемом месте, профессионализм, наличие интереса к предстоящей

работе, степень развития наиболее важных для нее качеств, уровень

умственных способностей, склонность к обучению, интересы, тип личности,

скорость мышления, память, темперамент, деловые качества и навыки,

способность к управлению людьми, коммуникабельность, быстроту реакции,

лидерские задатки и т.д.

Тесты могут иметь форму письменных и устных вопросов и заданий, а

также искусственно имитировать обстановку, близкую к реальной, в которой

испытуемый должен действовать тем или иным образом, и проч. Различают

следующие виды тестов.

Тесты на физические способности используются для отбора кандидатов на

должности, не требующие квалификации, но предполагающие затраты ручного

труда. Они могут быть элементом предварительного испытания на рабочем

месте, когда кандидат попадает в реальную обстановку потенциальной работы.

Другим вариантом проверки физических возможностей является соответствующим

образом составленный вопросник, учитывающий требования рабочего места.

Тесты на умственные способности (общие и специальные) позволяют

проверить уровень умственного развития, грамотность, умение оперировать

числами, общаться, квалификацию, опыт, ожидания и проч.

Имитационные тесты моделируют реальные условия работы.

Но наибольшим доверием пользуются комплексные тесты, в состав которых

входят сотни, а порой тысячи вопросов, а также различные специальные виды

испытаний.

Все тесты должны быть валидными, т.е. соответствовать своему

назначению, и надежными, обеспечивающими сходные результаты при повторном

тестировании.

Как уже отмечалось, тестирование целесообразно проводить несколько раз

и в разные дни, сравнивая затем результаты, поскольку в разные дни они

могут быть неодинаковыми; при этом тесты неплохо предварительно

«обкатывать» на работающих.

Предполагается, что лицо, успешно прошедшее тестирование, так же

хорошо будет действовать в реальных условиях. Как показывает практика,

тесты наиболее эффективны для отбора специалистов неуправленческих

профессий.

Преимущество тестирования заключается в оценке состояния кандидата в

данный момент, а основной недостаток связан с высокими издержками. Кроме

того, тесты слабо выявляют позитивные качества людей по сравнению с

негативными. Как показывают исследования, надежность общих тестов,

применяемых в случаях, подобных описанному, составляет менее 50%.

Помимо тестирования в качестве инструмента отбора персонала в западных

фирмах популярны графические (экспертиза почерка) и

астрологические методы. Они рискованны, ненадежны и поэтому имеют

вспомогательный характер.

Необходимо не только выбирать наиболее надежные методы отбора, но и

учитывать их воздействие на претендентов. Наиболее подходящие кандидаты,

столкнувшись с неприемлемыми для них методами, могут обидеться и «хлопнуть

дверью», поскольку по процедуре отбора судят об организации в целом. Так,

поведение интервьюеров часто является решающим фактором согласия или

несогласия принять работу.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА

Понятие и виды оценки персонала

Эффективная оценка персонала играет огромную роль в управлении им,

являясь основой множества процедур: приема на работу (здесь она позволяет

снизить текучесть кадров на 90%), внутренних перемещений, увольнений,

зачисления в состав резерва на выдвижение, материального и морального

стимулирования, применения санкций, переподготовки и повышения

квалификации, контроля персонала, совершенствования организации

управленческого труда, приемов и методов работы, улучшения структуры

аппарата. Отсутствие надежных систем оценки может привести к тому, что

организация потеряет способного работника и приобретет неспособного.

Процедуру оценки можно классифицировать по нескольким направлениям.

1. По объекту, т.е. по тому, что оценивается:

1) деятельность (сложность, эффективность, качество, отношение к ней и

проч.);

2) достижение цели, количественный и качественный результат,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.