Бюджетная система
срок не менее 3 лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений
в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия
долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения
изменений в налоговое законодательство РФ;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
Основные поступления в ФБ обеспечивают НДС (сейчас 15% зачисляются в фонд
компенсации), таможенные пошлины, государственные пошлины, акцизы (40% от
нефтепродуктов, 50% на ликероводочные изделия, 100% на все ввозимые
товары). На эти налоги и сборы приходится около 80% доходов ФБ.
При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые
доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы
доходов консолидированного бюджета РФ.
16. Фонды развития региональных финансов и развития регионов.
Фонд регионального развития (ФРР)
Идинственный инвест-й фонд, в бюджете на 2003г – 17 млрд
Аккомул-т сред-ва, пред-е для фин-я фед-х и регион-х программ и проектов
отраслевого фин-я и др кап-х вложений.
В рамках ФРР осущ-ся консалид-я рас-в ФБ в т.ч. по реализ-и фед-х целевых
программ, которые направ-ны на создание единой соц инфраструк-ры, мин
необход-х устано-х Конституцией и ФЗ гарантий. Обяз-е условие для выдел-я
средств ФРР – раз-ка орг власти суб-в РФ плана инв-й деят-ти по развитию
соц-й инфрастр-ры на терр субъекта. Распр-е средств ФРР осущ-ся с учетом
объективно обуслов-х различий в бюджет-х потребностях регионов по основ-м
напрв-м бюдж расходов.
Этапы:
5. опр-ся кол-во объектов соц стр-ры, которые должны сущ-ть в субъекте РФ.
Для реализации на его территории пред-х услуг. Местными и фед-ми органами
испол-й власти на основе выраб-х нормативов расчет-ся необход-е кол-во
объектов, соглас-ся данные о фокт-м наличии данных объектов, степени их
изнош-ти.
6. органы испол-й власти субъекта РФ заключает с МинЭконом соглашение о
плане инвест деят-ти по развитию соц инфрастр-ры на территории субъекта.
7. расч-ся потреб-ть в кап влож кождого из субъектов.
8. исходя из воз-й и ресурсов фонда опр-ся в какой мере может быть удов-на
данная бюдж-я потреб-ть и устанав-ся максим-я потреб-ть.
При финансировании доля ФБ не может быть >50% общего объема финансир-я.
Выделение средств из ФБ осущ-ся пропор-но расходам на реал-ю проекта из
бюдж-в субъекта.
В кач-ве одного из круп-х критериев при выделении гос-х инвестици пред-ся
исп-ть представление регионам докум-но оформ-го обяз-ва на снижение в буд-м
перед-х трансфертов на тек фин-е из ФФПР с указ-ем конкр (( по годам.
В ФБ на 2002 год в рамках фонда:
7. развитие Курильских ос-в и Сахалин обл. (221)
8. Презеден-я прог-ма «Эконом-е и соц-е развитие Д.Вост и Забойкалья (681)
9. развитие особой эк-й зоны в Калинен-й обл. (490)
10. «Юг России» (1835)
11. соц-эконом раз-е Татарстана (12265)
12. сокращение различий в соц-эконом-м раз-е регионов до 2015 (2 млрд) В
2002 в Алт край – 114 млн.
Фонд реформир-я рег-х финансов. (ФРРФ)
Фин-ся с к. 2001 г. (7 субъ-в) Цели:
- финансовое оздоров-е Б субъектов РФ.
- Содействие рефор-ю бюдж-го процесса
- Стимул-е эконом-х реформ
Источники образов-я – кредиты м/н орган-й, а так-же др сред-ва опр-е Прав-м
на возврат-й основе. Сейчас 3 транша МБРР.
В первую очередь в число уч-в пред-ся вкл-ть без-е и низкодотац-е регионы,
т.е регионы соз-е благоприят-ю обстановку для развития.
2001 – 20млн$, 2002 – 40 млн$
17. Исполнение федерального бюджета по доходам и расходам.
Исполнение ФБ по доходам предусматривает:
- перечисление и зачисление доходов ФБ на единый счет ФБ;
- распределение в соответствии с утвержденным ФБ федеральных регулирующих
налогов;
- возврат излишне уплаченных сумм доходов;
- учет доходов ФБ и отчетность о доходах ФБ в соответствии с бюджетной
класс-ей РФ.
Финансирование расходов ФБ представляет собой последовательно совершаемые
действия и включает:
- разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
- осуществление платежа.
Финансирование расходов ФБ осуществляется Федеральным казначейством.
Совершение разрешительной надписи (разрешение на осуществление платежа) и
распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же
должностным лицом органа, исполняющего бюджет.
На основании представленных получателем средств ФБ платежных документов,
оформленных надлежащим образом, Федеральное казначейство в день совершения
разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета
ФБ и отразив выполненную операцию на лицевом счете.
В процессе осуществления платежа соответствующая сумма денежных средств
списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого
счета ФБ в пользу физ и юр лиц.
Сумма платежа из ФБ не может превышать сумму, указанную в подтвержденных
денежных обязательствах.
Перечисление средств из ФБ в бюджеты субъектов РФ в рамках межбюджетных
отношений должно быть завершено 20 декабря.
Исполнение ФБ по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов
бюджетных средств (далее - лицевые счета), открываемых в едином учетном
регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя,
распорядителя и получателя средств ФБ.
На лицевом счете отражается объем средств ФБ, которыми располагает
распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур
санкционирования и финансирования расходов ФБ.
Лицевой счет распорядителя либо получателя средств ФБ открывается в
соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.
Если в процессе исполнения ФБ происходит снижение поступлений доходов ФБ
или поступлений из источников финансирования дефицита ФБ, что приводит к
неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не
более чем на 5 %, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о
введении режима сокращения расходов ФБ и ввести указанный режим.
Если в процессе исполнения ФБ происходит снижение поступлений доходов ФБ
или источников финансирования дефицита ФБ, что приводит к неполному по
сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 5 %,
но не более чем на 10 %, Правительство РФ вправе принять решение о введении
режима сокращения расходов ФБ и ввести указанный режим.
Если в процессе исполнения ФБ происходит снижение поступлений в ФБ, что
может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным ФБ
более чем на 10 % годовых назначений, Правительство РФ представляет в
Государственную Думу проект ФЗ о внесении изменений и дополнений в ФЗ о ФБ
Доходы, фактически полученные при исполнении ФБ сверх утвержденных ФЗ о ФБ,
направляются Министерством финансов РФ на уменьшение размера дефицита ФБ и
выплаты, сокращающие долговые обязательства ФБ, без внесения изменений и
дополнений в ФЗ о ФБ. При этом Министерство финансов РФ подготавливает и
утверждает дополнительную бюджетную роспись.
В случае необходимости направить дополнительные доходы на цели, отличные от
указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо в случае превышения ожидаемых
фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10
% финансирование расходов ФБ сверх ассигнований, утвержденных ФЗ о ФБ,
осуществляется после внесения изменений и дополнений в ФЗ о ФБ. Внесение
изменений и дополнений в ФЗ о ФБ принимается по итогам исполнения ФБ за
квартал (полугодие), в котором указанное превышение было фактически
получено.
18. Функциональная классификация расходов.
Ст 18. БК РФ
БК РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы РФ, а также источников финанс-я дефицитов этих бюджетов,
используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей
сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Ст 19. Состав БК РФ
БК РФ включает:
- класс-ю доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- класс-ю источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- класс-ю источников внешнего финансирования дефицита ФБ;
- класс-ю видов государст-х внутренних долгов РФ, субъектов РФ,
муниципальных образований;
- классификацию видов государст-ого внешнего долга РФ и государст-х внешних
активов РФ;
- ведомственную класс-ю расходов ФБ.
Функциональная класс-ия расходов бюджетов РФ является группировкой расходов
бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных
средств на выполнение основных функций гос-ва. Первым уровнем
функциональной класс-ии расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие
расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Вторым
уровнем функциональной класс-ии расходов бюджетов РФ являются подразделы,
конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций
государства в пределах разделов. Класс-ия целевых статей расходов ФБ
образует третий уровень функциональной класс-ии расходов бюджетов РФ и
отражает финансирование расходов ФБ по конкретным направлениям деятельности
главных распорядителей средств ФБ в пределах подразделов функциональной
класс-ии расходов бюджетов РФ. Класс-ия видов расходов бюджета образует
четвертый уровень функциональной класс-ии расходов бюджетов РФ и
детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым
статьям.
19. Экономическое и социальное государственное регулирование с помощью
бюджета
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и
местного самоуправления.
Рын-е отношения приводят к стихийному образованию всех стоимостных и
натуральных пропорций, что не всегда опережает объективные потребности
общества => гос-во пытается эконом-ми методами воздействовать на воспроиз-е
процессы, сглаживать некоторые последствия стихийных рыночных сил. В этом
случае гос-во прибегает к ГРЭ, которое приобретает форму эконом и соц
регулирования.
Прямые (антимоноп декреты) и косвенные ме-ды (бюджет)
Т.к. ГБ яв-ся главным фин-м планом, аккомулир-м и перерасп-м основн часть
централиз-го фонда фин-х ресурсов гос-ва, то он играет первостепенную роль
в регулирование рыночной экономики.
Гос-во использует бюджет для регул-я применяя различные методы в процессе
формир-я и распр-я дох и расх. К наиболее важн из них относятся:
6. Налоги, влияющие на развитие произ-ва, спроса и предложения.
7. Прямое бюджетное финансирование общегос-х программ, обеспеч-х расширение
об-го воспроиз-ва.
8. Субсидирование некот отраслей, п/п и хоз-в для выравнивания эконом
условий их хозяйствования (с/х в Алт кр)
9. Выдача без % (льготных) кредитов
10. Создание за счет бюджета особых фондов и резервов для предупреждения
диспропорций в развитии экономики страны.
Большую роль бюджет играет и в социальном регулировании, осущ гос-м для
обеспечения соц гарантий всем членам об-ва.
Достигается это через перераспределение части НД на развитие социальной
сферы, на содержание соц-культ учереждений, на оказание помощи отдельным
слоям.
20. Структура расходов ФБ, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением функций
государства и местного самоуправления. Расходы выполняют различные роли и
значение. Экономическая классификация подразделяет расходы на текущие и
инвестиционные.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов,
предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые
юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой,
средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные
цели юр лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного)
ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспр-ом, расходы, при
осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в
собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований,
другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в
соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ. В составе
капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.
Порядок и условия формирования бюджета развития определяются ФЗ
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее
функционирование органов гос-ой власти, органов местного самоуправления,
бюджетных учреждений, оказание гос-ой поддержки другим бюджетам и отдельным
отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее
функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в
капитальные расходы в соответствии с бюджетной класс-ей РФ.
Расходы бывают функциональные и ведомственные. Расходы можно разделить по
конкретным видам затрат. Территориально расходы делятся три уровня:
федеральные, территориальные и местные. На федеральном уровне наибольший
вес имеют расходы на оборону и правоохранительную деятельность. На
региональном – народное хозяйство (промышленность, с.х. и т.д.). На местном
– социально-культурные мероприятия, ЖКХ и т.д.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется
на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной
обеспеченности, финансовых затрат на оказание гос-ых услуг, устанавливаемых
Правительством РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления
с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы
финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.
Исключительно из ФБ финансируются следующие функциональные виды расходов:
- обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной
палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов
исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на
общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении ФЗ
о ФБ на очередной финансовый год;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского
транспорта;
- ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в
ведении органов государственной власти РФ;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- компенсация гос-м внебюджетным фондам расходов на выплату гос-х пенсий и
пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии
с законодательством РФ за счет средств ФБ;
- федеральная инвестиционная программа;
в 2004 году расходы - 2659447,00млн руб
В 2004 г по сравнению с 2003 г планируются незначительные изменения в
приоритетах. Также на 1-м и 2-м местах остаются финансовая помощь бюджетам
других уровней – 30,48% (незначительно увеличилась доля по сравнению с 2003
годом на 0,01%) и национальная оборона – 15,47% (увеличилась на 0,78%)
соответственно; доля расходов на правоохранительную деятельность и
обеспечение безопасности государства постепенно увеличивается каждый год и
составляет -11,68%; объем выплат по государственному внешнему долгу –
10,81%; социальная политика –6,06%.
Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие
функциональные виды расходов:
- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и
исполнительной власти субъектов РФ;
- обслуживание и погашение гос-ого долга субъектов РФ;
- проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
- обеспечение реализации региональных целевых программ;
- формирование гос-ой собственности субъектов РФ;
- осуществление м/ународных и внешнеэк-их связей субъектов РФ;
- содержание и развитие п/п, учреждений и организаций, находящихся в
ведении органов гос-ой власти субъектов РФ;
- обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ;
- оказание финансовой помощи местным бюджетам;
- обеспечение осуществления отдельных гос-ых полномочий, передаваемых на
муниципальный уровень;
- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений,
принятых органами гос-ой власти субъектов РФ, приводящих к увеличению
бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
- прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ
Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные
виды расходов:
- содержание органов местного самоуправления;
- формирование муниципальной собственности и управление ею;
- организация, содержание и развитие учреждений образования,
здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой
информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности
или в ведении органов местного самоуправления;
- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
организация, содержание и развитие муниципального ЖКХ;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного
значения;
- благоустройство муниципальных образований;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов
- организация транспортного обслуживания населения и учреждений,
находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного
самоуправления;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных
образований;
-реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
-обслуживание и погашение муниципального долга;
-целевое датирование населения;
- финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и
прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые
представительными органами местного самоуправления в соответствии с
бюджетной классификацией РФ.
Консалидир-й бюджет алт края
Расходы – 25251597
Гос-е и муницип управление – 1308839
Правоохр деят-ть и обеспеч-е без-ти гос-ва – 631623
Промыш-ть, энергетика и строит-во – 1006150
С\х – 498283
ЖКХ – 2663966
Образование – 4640061
Культура и искусство – 485988
Здравохранение – 3305762
Соц политика – 1610101
Целев фонд (дорожный) - 1212563
21.Федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Основные поступления в ФБ обеспечивают НДС (сейчас 15% зачисляются в фонд
компенсации), таможенные пошлины, государственные пошлины, акцизы (40% от
нефтепродуктов, 50% на ликероводочные изделия, 100% на все ввозимые
товары). На эти налоги и сборы приходится около 80% доходов ФБ. За
региональным бюджетом закреплены налоги: на имущество, на вмененный доход,
транспортный налог, на недвижимость (с 2005 года он передается на местный
уровень). За местным бюджетом закреплены: на лог на имущество физических
лиц, налог на рекламу, на землю, местные сборы. Налог на прибыль
разделяется: ФБ – 6, БСФ – 16, МБ – 2. НДФЛ: МБ – 70%, БСФ – 30%.
При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые
доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы
доходов консолидированного бюджета РФ.
23. Безвозмездные перечисления на субфедеральном уровне.
Под субфедеральным уровнем межбюджетных отношений необходимо понимать
отношения м/у бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. В этом случае
безвозмездными перечислениями можно считать две группы перечислений: с
одной стороны, перечисления от физ и юр лиц, м/ународных организаций и
правительств иностранных государств; а с другой, - дотации, субсидии,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|