рефераты скачать

МЕНЮ


Бюджетная система

Бюджетная система

1. Экономическая сущность и содержание бюджета

Эконом значение гос-го бюджета – может активно влиять на общественное

воспроиз-во с помощью налогов, посред-м направления мобилизов-х ресурсов на

развитие приоритетных отраслей.

Гос-й бюджет яв-ся главным в системе фин-х планов страны, т.к. объед-ет их

в целост-ю систему, опред-я на текущий год фин взаимоотнош-я гос-ва с

различ-ми звеньями экономики. Это положение бюджета дает ему силу закона.

Основной фин-й план или централиз фонд фин-х рес-в гос-ва – это внешн

признак бюджета, его форма, его матер-е воплощение.

Глубинная сущ-ть бюджета – экономические отношения: гос-во, нуждаясь в ден-

х сред-х для вып-я своих функций, формирую доход-ю часть бюджета выступ-ет

как один из субъектов эконом отношений в фин взаимоот-я с плат-ми налогов.

По своей сути бюджет – экономическая категория или сов-ть эконом-х

отношений по поводу формир-я и распр-я центр фонда фин-х ресурсов. При этом

эконом отношения являются главным сущ-м признаком бюджета.

При определении понятия бюджет отражают 3 его важнейшие стороны:

1. форму

2. сущность

3. матер сод-е

Ст 6 БК. Бюджет – форма образования и расходования фонда ден-х средств,

пред-х для обеспечения задач и функций гос-вак и местного самоуправ-я.

2. Федеральный бюджет в условиях перехода к рынку

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР

базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они

занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из

двух платежей- налога с оборота и платежей из прибыли

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы

претерпели коренные изменения.

Переход к рын отношениям предполагал сущест-е изменение всех эконом

категорий, в т.ч. и ГБ. Произ-е отношения базир-ся на полной эконом

независимости, их широкой самостоятельности, предопределяет свободное

движение Т и кап-в.

Рын-е отношения приводят к стихийному образованию всех стоимостных и

натуральных пропорций, что не всегда опережает объективные потребности

общества => гос-во пытается эконом-ми методами воздействовать на воспроиз-е

процессы, сглаживать некоторые последствия стихийных рыночных сил. В этом

случае гос-во прибегает к ГРЭ, которое приобретает форму эконом и соц

регулирования.

Прямые (антимоноп декреты) и косвенные ме-ды (бюджет)

Т.к. ГБ яв-ся главным фин-м планом, аккомулир-м и перерасп-м основн часть

централиз-го фонда фин-х ресурсов гос-ва, то он играет первостепенную роль

в регулирование рыночной экономики.

Гос-во использует бюджет для регул-я применяя различные методы в процессе

формир-я и распр-я дох и расх. К наиболее важн из них относятся:

1. Налоги, влияющие на развитие произ-ва, спроса и предложения.

2. Прямое бюджетное финансирование общегос-х программ, обеспеч-х

расширение об-го воспроиз-ва.

3. Субсидирование некот отраслей, п/п и хоз-в для выравнивания эконом

условий их хозяйствования (с/х в Алт кр)

4. Выдача без % (льготных) кредитов

5. Создание за счет бюджета особых фондов и резервов для предупреждения

диспропорций в развитии экономики страны.

Большую роль бюджет играет и в социальном регулировании, осущ гос-м для

обеспечения соц гарантий всем членам об-ва.

Достигается это через перераспределение части НД на развитие социальной

сферы, на содержание соц-культ учереждений, на оказание помощи отдельным

слоям.

Характерные черты бюджета в условиях рынка:

- Доходная часть формируется как правило за счет налоговых платежей =>

обеспеч стабильность поступлений, созд единые условия хоз-я товаропроиз-й,

возможность прогнозирования перспективы.

- Разнообразная расх часть бюджета

- Сейчас бюджет не в состоянии фин-ть все п/п, только те которые находятся

в гос-й собственности => финансирование расходов по приоритетам, измен-ся

каждый год.

3.Фонды Фин.помощи бюджетам субъектов РФ.

ФФПР

Создается и реал-ся с целью вырав-я доступа граждан к основ-м бюджет-м

услугам с соц гарантиям не зависимо от места их проживания, от обеспеч-ти

суб-та РФ. В соотв-е с программой развития бюд-го федерализма до 2005 фонд

сохранит свое значение в кач-ве основного инструм-та вырав-я бюджет-й

обеспеч-ти по тек расходам.

Создан в 1994 г. за счет 22% от НДС

Формир-ся за счет 14% налог-х жоходов ФБ, за искл таможенных пошлин

экспор/импорт хар-ра (2004 г – 176 млрд, 2003-172).

80% - дотации на выр-е уровня бюдж-й обеспеч-ти (Алт-й край – 9,1 млрд.)

20% - субсидии (на фин поддержку закупки и доставки нефти, топлива и прод-в

в КР. Севера – 10 млрд) и субвенции (компенсация тарифов на электр-ю по

терр Д.Востока и Архан. Обл – 2,6 млрд)

Средства ФФПР распр-ся:

1. 80% м/у суб-ми пропор-но отстав-ю бюджет-й обеспеч-ти дан региона от

сред по РФ

2. концитрир только в наименее обеспеч регионах, обеспеч повыш-е бюдж-й

обеспеч-ти регионов с душевыми дох ниже ср уровня, для наименее

развитых регионов.

Фонд Компенсации (ФК)

Причина введения – невып-е зак-в, обеспеч-е права детей, инвал- в и т.д.

В состав Фонда компенсаций включены:

- субвенции на выплату пособий гражданам, имеющим детей;

- субсидии на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”, в части

полномочий субъектов РФ;

- субсидии на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг

связи, проезда на общественном транспорте городского и пригородного

сообщения ражданам, подвергшимся радиационному воздействию Чернобыльской

АЭС, аварии на производственном объединении “Маяк” и ядерных испытаний на

Семипалатинском полигоне;

- субвенции на реализацию ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий”;

- субвенции на реализацию Закона РФ “О статусе Героев Советского Союза,

Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы” и ФЗ “О

предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным

кавалерам Ордена трудовой славы”;

субвенции на реализацию ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ

“Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты РФ

в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг”.

Создается и распр-ся с целью оьеспеч-я фин-я из конс-х бюдж-в РФ расходов

на реализацию ФЗ. В РФ объективно слож-сь «не фин-е» мандаты.

ФК фор-ся за счет поступлений 15% отчис-й от НДС, т.е. с 2001 НДС полн стал

зачисл-ся в ФБ. (Алт край 1011тыс руб) 2003 г. – 700 млн

Фонд регионального развития (ФРР)

Идинственный инвест-й фонд, в бюджете на 2003г – 17 млрд

Аккомул-т сред-ва, пред-е для фин-я фед-х и регион-х программ и проектов

отраслевого фин-я и др кап-х вложений.

В рамках ФРР осущ-ся консалид-я рас-в ФБ в т.ч. по реализ-и фед-х целевых

программ, которые направ-ны на создание единой соц инфраструк-ры, мин

необход-х устано-х Конституцией и ФЗ гарантий. Обяз-е условие для выдел-я

средств ФРР – раз-ка орг власти суб-в РФ плана инв-й деят-ти по развитию

соц-й инфрастр-ры на терр субъекта. Распр-е средств ФРР осущ-ся с учетом

объективно обуслов-х различий в бюджет-х потребностях регионов по основ-м

напрв-м бюдж расходов.

Этапы:

1. опр-ся кол-во объектов соц стр-ры, которые должны сущ-ть в субъекте

РФ. Для реализации на его территории пред-х услуг. Местными и фед-ми

органами испол-й власти на основе выраб-х нормативов расчет-ся необход-

е кол-во объектов, соглас-ся данные о фокт-м наличии данных объектов,

степени их изнош-ти.

2. органы испол-й власти субъекта РФ заключает с МинЭконом соглашение о

плане инвест деят-ти по развитию соц инфрастр-ры на территории

субъекта.

3. расч-ся потреб-ть в кап влож кождого из субъектов.

4. исходя из воз-й и ресурсов фонда опр-ся в какой мере может быть удов-

на данная бюдж-я потреб-ть и устанав-ся максим-я потреб-ть.

При финансировании доля ФБ не может быть >50% общего объема финансир-я.

Выделение средств из ФБ осущ-ся пропор-но расходам на реал-ю проекта из

бюдж-в субъекта.

В кач-ве одного из круп-х критериев при выделении гос-х инвестици пред-ся

исп-ть представление регионам докум-но оформ-го обяз-ва на снижение в буд-м

перед-х трансфертов на тек фин-е из ФФПР с указ-ем конкр (( по годам.

В ФБ на 2002 год в рамках фонда:

1. развитие Курильских ос-в и Сахалин обл. (221)

2. Презеден-я прог-ма «Эконом-е и соц-е развитие Д.Вост и Забойкалья

(681)

3. развитие особой эк-й зоны в Калинен-й обл. (490)

4. «Юг России» (1835)

5. соц-эконом раз-е Татарстана (12265)

6. сокращение различий в соц-эконом-м раз-е регионов до 2015 (2 млрд) В

2002 в Алт край – 114 млн.

Фонд реформир-я рег-х финансов. (ФРРФ)

Фин-ся с к. 2001 г. (7 субъ-в) Цели:

- финансовое оздоров-е Б субъектов РФ.

- Содействие рефор-ю бюдж-го процесса

- Стимул-е эконом-х реформ

Источники образов-я – кредиты м/н орган-й, а так-же др сред-ва опр-е Прав-м

на возврат-й основе. Сейчас 3 транша МБРР.

В первую очередь в число уч-в пред-ся вкл-ть без-е и низкодотац-е регионы,

т.е регионы соз-е благоприят-ю обстановку для развития.

2001 – 20млн$, 2002 – 40 млн$

Фонд софин-я социальных расходов (ФССР)

2003 г – 5 млрд

Цели:

- частичное возмещение расходов конс-х бюд-в РФ в связи повыш-м 1

разряда ЕТС раб-в бюдж-й сферы

- на пред-е жилищ-й субсидий насел-ю по оплате жилья и ком-х услуг

Расп-е дотаций на повыш-е ЕТС в 2 этапа:

1. дотации пред-ся субъ-м получ-м в данном году средства ФФПР в размере

обеспеч-м объем сред-в ФФПР в тек году на уровне прошлого года.

2. дотации на поваш-е ЕТС расп-ся м/у субъ-ми имеющ-ми право на получение

дан дотаций пропорц-но объему расходов связ-х с повыш-м 1 раз-да ЕТС,

скоректир-х на уровень бюджет-й обеспеч-ти после распр-я сред-в ФФПР

(в Алт края в 2002 – 348 млн)

4. Принципы построения бюджетной системы и бюджет процесса

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ

(статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из 3-х уровней:

. ФБ и бюджетов госу-х внебюджетных фондов;

. бюджетов субъектов РФ (региональных бюд-в) и бюджетов территор-х гос-х

внебюджетных фондов;

. местных бюджетов.

Принципы функционирования бюджетной системы Р.Ф. следующие:

- единства бюджетной системы РФ;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов гос-ых

внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы,

денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного

процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного закон-ва РФ, а также единый

порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ,

ведения бухгалтерского учета средств ФБ, бюджетов субъектов РФ и местных

бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или

частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами гос-ой власти

РФ, органами гос-ой власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право законодательных (представительных) органов гос-ой власти и органов

местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ

самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной

системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по

формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящим

Кодексом и налоговым законодательством РФ;

- право органов гос-ой власти и органов местного самоуправления

самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять направления

расходования средств соответствующих бюджетов;

- право органов гос-ой власти и органов местного самоуправления

самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять источники

финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе

исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над

расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной

системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе

исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с

изменением законодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов гос-ых

внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов

гос-ых внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные

налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о гос-ых внебюджетных

фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных

внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все гос-ые и

муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств,

средств гос-ых внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе

РФ.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных

обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов,

бюджетов гос-ых внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов гос-ых

внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов

и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего

финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных

бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета

и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы

должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффект-ти и экономности использования бюджетных средств означает,

что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и

получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения

заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или

достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом

объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы

бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из

источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не

могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов

целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из

бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза

социально-экономического развития соответствующей территории и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что

бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей

бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование

конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом

средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при

выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного

законодательства РФ.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом

деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и

исполнению бюджетов.

Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е частичное

перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

Принципами организации бюд. процесса явл.:- 1. единства, выражающееся

в единой правовой базе, единой бюд. классификации, единстве форм бюд.

документации, единстве денежной системы ; - 2. самостоятельность бюд.

процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти, наличие

собственных источников доходов и их использования: - 3. балансовый метод,

который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и

расходами всех бюд-в.

5. Бюджеты органов местного самоуправ-я

Бюджет муниципального образования — форма образования и расходования

денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,

отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных источников

(налоговых (в том числе гос. пошлины), неналоговых), безвозмездных

перечислений и за счет части регулирующих налогов. Налоговые доходы

формируются за счет: налог на имущество физических лиц, налог на рекламу,

на землю, местные сборы. Налог на прибыль разделяется: ФБ – 6, БСФ – 16, МБ

– 2. НДФЛ: МБ – 70%, БСФ – 30%. Неналоговые доходы местных бюджетов

формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий,

остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. К

безвозмездным перечислениям относят: дотации, субсидии, субвенции,

бюджетные ссуды, взаиморасчеты. Дотации - бюджетные средства,

предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на

безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня

бюджетной системы РФ или юр лицу на безвозмездной и безвозвратной основах

на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - бюджетные

средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физ

или юру лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на

возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев

в пределах финансового года. Под взаимными расчетами понимаются операции по

передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ,

связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ,

передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов,

происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными

законом (решением) о бюджете.

Расходы местных бюджетов делятся расходы совместного финансирования и

закрепленные расходы. Совместное финансирование (по согласованию):

государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной

энергетики), строительства и строительной индустрии, с/х, автомобильного и

речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

обеспечение правоохр деятельности; обеспечение противопожарной

безопасности; научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно

изыскательские работы, обеспечивающие НТП; обеспечение социальной защиты

населения; обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и

воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической

деятельности; обеспечение предупреждения и ликвидации последствий ЧС и

стихийных бедствий межрегионального масштаба; развитие рыночной

инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии

с законодательством РФ; обеспечение деятельности СМИ. Исключительно из

местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной

собственности и управление ею; организация, содержание и развитие

учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и

спорта, СМИ; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.