рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовое право РФ (шпаргалка)

Валютный контроль осуществляет также Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации» Госу­дарственный таможенный комитет — орган валютного контро­ля, а иные таможенные органы — агенты валютного контроля, подотчетные этому Государственному комитету.

          

63. Ответственность за нарушение валютного законодательства.


За  нарушение валютного законодательства, в зависимости от содержания правонарушения, устанавливается уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность.

      Вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства регулируются различными правовыми нормами: финансового, административного, уголовного права.

      Так, в соответствии с нормами финансового права за нарушения может быть: 

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам;
б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

       При повторном нарушении вышеуказанных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
а) взыскания в доход государства вышеуказанных сумм, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации;
б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации

III. По действующему уголовному законодательству уголовно наказуемыми являются:

а) легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем;
б) незаконное получение кредита;
в) злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности;
г) злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии);
д) изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг;
е) изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов;
ж) незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;
з) нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней;
и) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

 


64. Понятие и признаки налога.

 

      Налоговое право как один из разделов финансо­вого права становится крупнейшей составной частью этой отрасли права с перспективой дальнейшего развития.

Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной~йсточник_средств для содержания органов госу-дарственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Современные государства для пополнения своей казшЛ ис-пользуют и другие виды_поступлен11и_и_платежеи. Но^а первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги.

Налоги — это обязательные и по юридической форме инди­видуально безвозмездные платежи юридических и физиче­ских лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему (или в указанных случаях — внебюджетные целевые фонды) с опре­делением их размеров и сроков уплаты. Какова же роль налогов в обществе и государстве? Основная роль налогов —фискальная (от лат. Fiscus —госу­дарственная казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны госу­дарства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. (регулирования производства, регулирование потребления, регулирования доходов населения). Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны' государ-сТВУ^проводится контроль за финансово-хозяйственной же-тельностью предприятий, организаций, учреждений, за получе-ниемдоходов_гражданами^ источниками дтиу доходов, за ис-пользованием имущества, в том числе земли. « Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны

Основные новшества в этой области заключаются в следую­щем.

1. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы обставляют налоговые платежи. Примрнявшиеся ранее в отно-шений' к 'государственным предприятиям различные платежи неналоговой формы (отчисления от прибыли, плата за фонды и др.) были заменены налогами.

2. Унификация системы налогов в отношении предприятий независимо от формы собств^ннасти, на которой они основаны. В этон-ттроявляётся ориентировка на принцип организации рыночных отношений, основанных на равенстве их субъектов.

3. Разграничение налогов по трем уровням — на федераль­ные; налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований; местные. Они закрепляются за соответствующими бюджетами, представляя их самостоя­тельную финансовую базу.

4. Помимо бюджета налоги могут теперь включиться и в государственные или местные внебюджетные целевые фонды. Которые' стали создаваться в последнее время, в 1990-х гг., в связи с необходимостью более эффективного использования средств (например, дорожные фонды^).


65. Функции налога.


Основная роль налогов — фискальная (от лат. Изсиз — госу­дарственная казна), соответственно чему они используются как

источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны госу­дарства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования произ­водства — стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономи­ческих процессов и т. П.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его разме­ры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные соци­альные явления.

Порядок налогообложения может отражать признание госу­дарством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Оте­чественной войны, Героев СССР и Российской Федерации и т. Д.).

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государ­ства проводится контроль за финансово-хозяйственной дея­тельностью предприятий, организаций, учреждений, за получе­нием доходов гражданами, источниками этих доходов, за ис­пользованием имущества, в том числе земли.

Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

  

 

 

66. Понятие сбора. Отличие сбора от налога.


        Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершений в отношении плательщиков сборов госорганами, ОМСУ юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений, лицензий.


         При этом выделяется публично-правовой характер сбора.

Пошлина государственная и таможенная – сборы.

         Отличия налога от сбора:


1)        Налоги имеет индивидуально-безвозмездный характер, социальная и государственная направленность, в то время как сбор характеризуется частичной возмездностью.

2)        Обязанность по уплате налога возникает в любом случае, но при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения, в то время как обязанность уплаты сбора наступает в результате свободного выбора плательщика непосредственно по поводу получения нужных ему услуг.

3)        Налог характеризуется строгим периодическим постоянством внесения определенной суммы, а сбор нет.

                   

67. Законодательство о налогах и сборах.


         Законодательство РФ о налогах и сборах состоит их Налогового кодекса РФ, и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах с сборах.

         Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов РФ (субъектов, МСУ), права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых правоотношений, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц.

         Действие Налогового кодекса распространяются на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим кодексом.

         Законодательство Субъектов РФ и ОМСУ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативно-правовых актов  о налогах и сборов Субъектов РФ и ОМСУ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом.

         Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования действий органов и ДЛ, и ответственности за налоговые правонарушения.

            

68. Основные принципы законодательства о налогах и сборах.


         К основным принципам законодательства о налогах и сборах относятся такие как:  1) верховенство Налогового кодекса над Федеральными законами. 2) всеобщности налогообложения. 3) равного налогообложения. 4) справедливости. 5) соразмерности налогов. 6) принцип равенства налогоплательщиков. 7) принцип экономической обоснованности: а) налоги должны быть эффективны с точки зрения самоокупаемости, т.е. суммы сбора по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание; б) установление налогов не может быть произвольным. 8) единства экономического пространства в России. 9) законного установления налогов и сборов.


        Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

       Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

       Не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

       


       



                       

69. Налоговое право: понятие, предмет, источники.


  Общественные отношения, возникающие в связи с установле­нием и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют один из его институтов — налоговое право.

Таким образом, налоговое право — это совокупность финан­сово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физи­ческих лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные целевые фонды.

Главными источниками налогового права являются законо­дательные акты Российской Федерации, принятые на их основе законы республик в составе Российской Федерации, акты пред­ставительных органов государственной власти краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ отно­сит установление общих принципов налогообложения на терри­тории субъектов РФ к сфере их совместного с федеральными органами государственной власти ведения. Вопросы федеральных налогов и сборов отно­сятся к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Органы местного самоуправления регулируют вопросы нало­гообложения на своей территории в пределах, предусмотренных законодательством РФ.

Исключительно важная роль среди источников налогового права принадлежит Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. Его особеннос­ти состоят в том, что он регулирует налоговые отношения комплексно, определяет общие, наиболее существенные по­ложения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, то есть перечень налогов, их классификацию, порядок установ­ления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должност­ных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в области налогообложения.

Закон о каждом налоге содержит следующие основные эле­менты.

1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных признаков. К ним относятся юридические лица, другие категории плательщиков (например, филиалы юриди­ческих лиц) и физические лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налог.

2. Определение объекта налогообложения, т. Е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (при­быль), стоимость определенных товаров, отдельные виды дея­тельности, имущество и другие объекты.

3. В определенных случаях требуется указать единицу налого­обложения, т. Е. часть объекта налогообложения, при помощи ко­торой исчисляется налог.

4. Ставка, т. Е. размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом.

5. Определение сроков уплаты налогов в течение года. Они предусматриваются по каждому из видов налогов особо.

6. Установление льгот, т. Е. полного или частичного освобож­дения от уплаты налогов каких-либо категорий налогоплатель­щиков.   

             

70. Элементы закона о налоге.


             Существует 7 элементов закона о налоге:


         1) Субъект. 2) объект. 3) объект налогообложения. 4) налоговая база. 5) налоговая ставка. 6) налоговый период. 7) срок оплаты.


         1) Субъект – налогоплательщик и плательщик, т.е. юридические и физические лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

         2) Объект – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ либо иное экономически обоснованное, имеющее стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.

         3) Налоговая ставка – размер налога на единицу измерения обложения. Различают в зависимости от построения налогового обложения (начислений) – твёрдые (абсолютная сумма) и долевые ставки (определенные доли объекта налогообложения).

         4) Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством.

         5) Налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

         6) Налоговая база -  физическая, стоимостная или иная характеристика объекта налогообложения.

         7) Срок оплаты – установлены применительно к каждому налогу и сбору, изменение сроков допускается только в порядке, установленном Налоговым кодексом.

 

71. Налоговые правоотношения: понятие, особенности.


      Налоговые правоотношения — это урегулированные норма­ми налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков.

Основным содержанием налогового правоотношения являет­ся обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систе­му или внебюджетный государственный (местный) фонд денеж­ную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных орга­нов — обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогопла­тельщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возмож­ности по реализации функций и задач. Поэтому законодатель­ство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выпол­нение этих обязанностей.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплатель­щики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отноше­ниях, т. Е. субъектами налогового права.

В Законе «Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации» впервые дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Налогоплательщики обязаны: — уплачивать налоги своевременно и в полном объеме; — вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет; — представлять налоговым органам необходимые для исчис-•ления и уплаты налогов документы и сведения; и пр.

Условиями прекращения таких обязанностей для юридиче­ского лица являются: уплата налога или отмена налога.

Налогоплательщики имеют следующие права, которые на­правлены на то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов: — представлять документы, подтверждающие право на льго­ты по налогам; — пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законодательными актами; — знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; и пр.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обес­печивается мерами государственного принуждения. В этих случаях применяются меры административной и уголовной ответственности, а также финансовые санкции.

Обязанности налоговых органов закреплены в Законе о государственной налоговой службе и Законе об основах налого­вой системы в Российской Федерации и состоят в следующем: — обеспечении поступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с предусмотренными ставками.  — ведении учета налогоплательщиков, — охране коммерческой тайны, тайны сведений о вкладах физических лиц; и пр.



72. Субъекты налоговых правоотношений.


       Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплатель­щики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отноше­ниях, т. Е. субъектами налогового права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.