рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовое право РФ (шпаргалка)

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреж­дения социальной сферы: образовательные учреждения; уч­реждения охраны здоровья и физической культуры; учрежде­ния культуры.

Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, ведущее место чанимают народное образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повыше­ния квалификации и т.п.). Согласно Закону Российской Федера­ции «Об образовании» от 10 июля 1992 г.^ государство должно гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей бюджетов всех уровней.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на националь­ную оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооруже­ний и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федера­ции по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

Важным направлением использования государственных средств являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Пре­зидента Российской Федерации, Государственную Думу Феде­рального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации, территориальные органы государственного управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространя­ется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры Российской Федерации.  


37. Финансирование хозяйствующих субъектов. Баланс как основной финансовый план хозяйствующего субъекта.


      В соответствии со ст. 4 Закона «о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», хозяйствующие субъекты – российские и иностранные коммерческие организации, их объединения, а так же некоммерческие организации за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе С/Х, потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

      Бюджетный кредит  - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной или возмездной основе.

      Налоговый кредит – изменение срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до1 года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1)        причинение ущерба в результате стихийного бедствия;

2)         задержки финансирования из бюджета или оплаты госзаказа.

3)         угрозы банкротства в случае единовременной выплаты предприятием налога. 


        В соотв. со ст. 48 ГК РФ юридические лица должны иметь самостоятельный баланс.

          Баланс – финансовый отчет, показывающий финансовое положение данной организации на определенную дату. Он отражает объем капитала и его структуру: направления вложения (актив), по источникам образования (пассив).

          В балансе должно присутствовать обязательное равенство актива и пассива.

 


38. Понятие и содержание банковского права.

          

          БП – совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы РФ, в том числе в процессе регулирования банковской деятельности со стороны БР и др органов гос власти, а также союзов и ассоциаций кредитных организаций. Кроме того это совокупность не только правовых норм, но и правовых идей, институтов, понятий, а также принципов банковского права, которые, взаимодействуя, исполняют роль системообразующего фактора, занимая центральное место и обеспечивая связи между банковским правом в целом и его отдельными компонентами, а также банковским правом как системой и др. социальными системами. Объектами, в отношении которых возникают банковские отношения, являются вещи, деньги, ценные бумаги, валютные ценности, а также информация, подпадающая под действие режима банковской тайны.

         Предметом банковского права являются, общественные отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы РФ, в частности в процессе осуществления Банком Р и кредитными организациями банковской деятельности, а также общественные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы России со стороны государственных органов в интересах граждан, организаций и государства.

          МЕТОДЫ БАНКОВСКОГО ПРАВА: Гражданско-правовой метод – равноправие участников правоотношения, автономия этих участников, свободны осуществлять свои права в своем интересе, свободно распоряжаются своим имуществом. Публично-правовой метод – формирование и использование правоотношений по принципу команда-исполнение, субъекты, выполняющие властные, управленческие функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий.

          Банковская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности, в связи с этим право, регулирующее эту деятельность, детерминируется принципами двух типов: Во-первых, являющимися общими для предпринимательской деятельности в целом; Во-вторых, являющимися специфичными для банковской деятельности.


 

39. Банковские правоотношения, их  виды.


        Банковские правоотношения – это урегулированные нормами банковского права, общественные отношения, возникающие по поводу установления и регулирования публичных отношений банков, а также частноправовых отношений кредитных организаций с физическими и юридическими, лицами, т.е. клиентами.


Субъекты банковских правоотношений: 1) Госдума. 2) Центральны банк РФ. 3) органы государственной власти. 4) кредитные организации. 5) юридические и физические лица.

          Правовое положение ЦБ РФ и его взаимодействие с кредитными организациями определяется на основе того, что с одной стороны он наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой России, а с другой стороны он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с различными кредитными организациями


        Это конкретные отношения между:


1)        Государством и кредитными организациями (банками).

2)        Межбанковские отношения.

3)        Отношения банков с клиентами.


 


40. Субъекты и структура банковских правоотношений.


         В России Банковское право возникло при следующих экономическо-управленческих основаниях: 1) создание новых кредитных организаций или коммерциализации действующих банков, целью которых является получение прибыли при помощи исполненных на свой риск финансовых инструментов. 2) преобразование одноуровневой банковской системы в двухуровневую. 3) развитие рынка финансовых услуг.

         Первый уровень – ЦБ РФ.

         Второй уровень – кредитные организации (коммерческие банки) и небанковские кредитные организации.

         Субъекты банковских правоотношений: 1) Госдума. 2) Центральны банк РФ. 3) органы государственной власти. 4) кредитные организации. 5) юридические и физические лица.

          Правовое положение ЦБ РФ и его взаимодействие с кредитными организациями определяется на основе того, что с одной стороны он наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой России, а с другой стороны он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с различными кредитными организациями.

        Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: 1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц. 2) размещение данных средств от своего имени, за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности. 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. (исчерпывающий перечень).

        

 

41. Понятие и признаки банка.


Банк – Коммерч. Организ, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физ и юр лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физ и юр лиц. Банковская система РФ включает в себя БР, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О ЦБ РФ», др ФЗ, н/а БР.

В РФ действует 2-хуровневая банковская система: ЦБ РФ и кредитные организации. Центральный Банк – это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики. Деятельность ЦБ РФ определяется К РФ, ФЗ «О ЦБ РФ» и др ФЗ.

КО – юр лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии ЦБРФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк – КО, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. В зависимости от:  а) формы собственности – банки бывают государственные, частные, кооперативные и смешанные; б) в зав от страны принадлежности – российские, иностранные, смешанные; в) от территориальной принадлежности – региональные и общероссийские; г) от орг-правовой формы – паевые, ООО, ЗАО; д) от степени независимости – самостоятельные, дочерние, уполномоченные; е) по характеру деятельности – специализированные, инновационные, инвестиционные, сберегательные; ж) от масштабов деятельности – крупные, средние, мелкие.

 

 

42. Понятие, значение и особенности государственного кредита в РФ.


Для привлечения денежных средств в распоряжение государ­ства, помимо других способов, применяется государственный кредит (от лат. Ссуда).

Кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.

Кредит имеет несколько видов (форм)'. Одним из основных видов кредита, является государственный кредит. Государственный кредит как самосто­ятельный финансово-правовой институт состоит из относитель­но обособленных однородных финансовых отношений, регули­руемых определенной системой правовых норм.

Государственный кредит как экономическая категория — это система денежных отношений, возникающих в связи с привле­чением государством на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государ­ством как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных усло­виях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое со­циальное и экономическое значение для государства и его граждан.

С правовой точки зрения государственный кредит — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккуму­ляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены в различных нормативных актах, основ­ным среди которых является Закон Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Этот Закон впервые был принят 13 ноября 1992 г.


43. Формы государственного долга.


  Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О Государственном внутреннем долге РФ»:

96         в форме кредитов, получаемых государством в лице Пра­вительства Российской Федерации; 2) в форме государственных займов, осуществляемых посред­ством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; 3) долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством Российской Федерации.

Использование такой формы государственных долговых обя­зательств, как кредиты Правительства Российской Федерации, обусловлено недостаточностью бюджетных средств.

Государственные займы — вторая основная форма государ­ственного долга, названная в Законе «О государственном внут­реннем долге». Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг. Порядок выпуска государственных займов Российской Феде­рации, как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Принцип добровольности разме­щения государственных займов закреплен в Основном Законе России (п. 4 ст. 75 КРФ).

В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, каз­начейские обязательства, бескупонные облигации и другие.

В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.

  


44. Финансовые отношения в области государственного кредита.


          Гос. Кредит.  Государственный кредит как экономическая категория представляет со­бой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением го­сударством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регу­лирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлече­ния государством временно свободных денежных средств юридических и фи­зических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования де­нежного обращения.

         Государство использует государственный кредит для обеспечения посто­янного процесса финансирования различных потребностей государства. По­лученные таким образом средства поступают в распоряжение органов госу­дарственной представительной и исполнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бю­джетного дефицита. В последующем источником погашения государствен­ных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.  Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в на­званных отношениях государство выступает в роли должника, заемщика, га­ранта. Несмотря на это, именно оно в одностороннем порядке определяет условия проведения государственных займов, что обусловлено государст­жен-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в названные правоотношения, обязаны выполнять все условия займа.


45. Управление государственным внутренним долгом РФ.


        Гос. Долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физ. И юр. Лицами, инос-ми госуд-ми, междунар-ми орг-ми и иными субъектами международного права и в соот-и с БК  Гос. Долг  полностью и без условий обесп-ся всем находящимся в фед-ой собств-ти имущ-ом, составляющим гос. Казну. Капитальный гос. Долг составляет: сумму выпущенных и непогашен-х долговых обязат-в гос-ва, вкл-я %, которые д.б. уплачены по этим обязат-м. Текущий гос. Долг составляет: расходы по выплате дохода кредиторам по всем долговым обязат-м гос-ва и по погашению обязат-в, срок оплаты которых наступил. В зависимости от субъекта кредитора гос. Долг бывает внутр-м и внешним: по внутренним займам кредиторами яв. Физ. И юр. Лица, кот-е яв-ся резидентами данного гос-ва. Внут-е займы выпускаются в национ-й валюте. Гос. Внут-е взаимст-е- займы и кредиты, привлекаемые от физ. И юр. Лиц, иност-х гос-в, междун-х фин-х орган-й, по кот-м возн-ют долговые обязат-ва РФ как заемщика или гаранта погашения займов др. заемщиками, выражен-е в валюте РФ. Внешние займы размещ-ся на иностр-х фондов-х рынках, в валюте др. гос-в и при размещении таких займов учитыв-ся специф-е интересы страны размещения. Внешие взаимст-е- займы, привлек-е от физ. И юр. Лиц, иност-х гос-в, междун-х фин-х орган-й в иност-й валюте, по кот-м возн-ют долговые обязат-ва РФ как заемщика или гаранта погашения займов др. заемщиками, выражен-е в иност-й валюте. Под управлением гос. И мун-м долгом понимается сов-ть мероприятий гос-ва и МО по выплате доходов кредиторам и погаш-ю займов, а т.ж. порядок, условия выпуска и размещ-я долговых обяз-в РФ. Целью управ-я яв-ся покрытие валовой потребности гос-ва в заимств-ях с миним-ми затратами. Оно осущ-ся Прав-м РФ, субъектов РФ и ОМСУ. Методы управл-я гос. Долгом: 1) рефинансир-е- погашение старой гос. Задолжен-ти путем выпуска новых займов. Оно испол-ся при выплате % и погашении по внеш-й части гос. Долга; 2)отсрочка погаш-я займов- она пров-ся в условиях, когда дальнейшее актив-е развитие опирации по выпуску нов-х займов не эффективно для гос-ва; 3)аннулиров-е гос. Долга- отказ гос-ва от долг-х обязат-в; 4)реструктуризация долга- погаш-е долг-х обязат-в с одноврем-м осущ-ем взаимст-я в объемах погаш-х долгов-х обязат-в с устан-ем иных условий обслуж-я долг-х обяз-в и сроков их погашения. Обслуж-е гос. Долга провод-ся ЦБ РФ. Контроль за состоянием гос. Внут-го долга РФ осущ-ет ГД. Правит-во д. ежегодно опублик-ть данные о состоя-и гос. Внут-го долга. Верхний предел гос. Внут. Долга устан-ся предст-м органом при утверж-и ФЗ « О фед. бюд-те на очер-й фин. Год.



46. Понятие и основные признаки страхования.


  Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособ­ленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Социальное страхование подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосудар­ственное социальное страхование. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантирует­ся, второй — поощряется.

Вторая форма страхования — собственно страхование, свя­занное с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Страхование определяется как «обеспече­ние от возможного ущерба путем периодических взносов специ­альному учреждению, которое выплачивает денежное возмеще­ние в случае такого ущерба».

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования цен­трализованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредви­денных нужд общества и его членов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.