Нормы финансового права Российской
Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных
актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и
исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и
органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные,
республиканские, областные, местные и др.). Итак, источники финансового права
Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных
органов государственной власти и местного самоуправления, в которых
содержатся нормы финансового права.
Главный источник финансового права — Конституция Российской
Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.
Финансово-правовые нормы — это исходные
первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.
Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности,
характерные именно для данной отрасли права.
Как и любая другая норма права,
финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое
государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное
в их юридических правах и обязанностях.
Особенности финансово-правовой нормы
обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует
отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и
использования государством и органами местного самоуправления финансовых
ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Это выражается в
особенностях: а) содержания финансово-правовых норм; б) характера установленных
в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил
и г) способов защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения
в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.
Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких
юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление
которых обеспечивает планомерное образование и использование
централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства
и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый
конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому
развитию страны.
Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых
норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким
основаниям.
В зависимости от способа воздействия
на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических
прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида:
обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников
финансовых отношений (государственных органов, предприятий, граждан)
совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих
отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известить
граждан-налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам
— уплатить своевременно эти платежи.
Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на
совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников
финансовых отношений воздержаться от них. Так, Банкам запрещено задерживать
исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет
Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права
участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных
действий в предусмотренных рамках. Например, органы местного самоуправления
вправе вводить на своей территории местные налоги в рамках их перечня, основного
содержания и предельных размеров, установленных законодательством РФ.
В зависимости от
своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и
процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют
виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством,
источники образования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в
бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание
юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений. Процессуальные
финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора,
распределения и использования государственных денежных фондов.
Для достижения целей, поставленных
государством в процессе финансовой деятельности, необходима правовая
урегулированность значительной части возникающих при этом отношений.
Урегулированные нормами финансового права, они становятся
финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права,
их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические
права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой
государства.
Итак, финансовые правоотношения — это урегулированные
нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают
как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих
нормах предписания по образованию, распределению и использованию
государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения имеют свои особенности.
Основная особенность, которая определяет и другие
отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они
возникают в процессе планового образования, распределения и использования
государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, то есть в
процессе финансовой деятельности государства и органов местного
самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения
являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных
средств, точнее — финансовых ресурсов государства. Такой объект
правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и
предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив,
при получении из него ассигнований.
Следующая особенность финансовых
правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает
государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления.
Это обусловлено тем, что само государство в интересах общества осуществляет
финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные
государственные денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические
программы и другие общественно необходимые потребности.
В связи с существованием материальных и
процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта
правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными
и процессуальными. Через материальные финансовые правоотношения
реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и
использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы
выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов
Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей
заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения,
расходования, перераспределения, изъятия и т. П. этих конкретно определенных
финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в
конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные
фонды.
В процессуальных финансовых правоотношениях выражается
юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение
финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому
процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на
использование определенной юридической формы и порядка финансовой
деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним
относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной
Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей.
9. Субъекты ФП a). Порядок защиты прав и
законных интересов субъектов финансовых правоотношений.
Финансовое право, регулируя относящиеся к его
предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов
этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые
обеспечивают планомерное образование, распределение и использование
государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами
финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового
права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во
многом совпадают. Субъект финансового права — это лицо,
обладающее право-субъектностью, то есть потенциально способное быть
участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения
— это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и
обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам
финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия
в конкретных правоотношениях.
Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их
подразделение на три основные группы: а) общественно-территориальные
образования: б) коллективные субъекты: в) индивидуальные субъекты.
К общественно-территориальным образованьям — субъектам финансового права РФ относятся
государства, автономные и административно-территориальные образования.
Такой круг субъектов свойственен бюджетным
правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или
местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами,
что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ.
Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям является и
необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую
единицу — государство, автономию, административно-территориальное
подразделение.
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные
организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и
управления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных
формах собственности.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового
права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг
входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального
уровня и субъектов Федерации.
Особую группу составляют органы местного
самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых
вопросов местного значения.
Участие в правоотношениях не только органов
государственного управления, но и органов представительной власти — характерная
особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от
административного права, субъектами которого органы представительной власти
не являются.
9. Субъекты ФП a). Порядок защиты прав и
законных интересов субъектов финансовых правоотношений.
К юридическим лицам — субъектам финансового
права относятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие
семейно-трудовые объединения граждан, как крестьянские (фермерские)
хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они
вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других
обязательных платежей государству, использования дотаций из бюджета,
государственного кредита, других источников финансирования.
Индивидуальные субъекты финансового права — это гражжен. Их права и обязанности
связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими
в распоряжение государства. Законодательство устанавливает в качестве
основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него
дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного
имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства,
земельный участок и др.).
Защита прав и
законных интересов субъектов финансовых правоотношений производится в
административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим
правовым правилом.
Административный порядок действует главным образом в случае
применения мер государственного принуждения в данной области к органам
государства и МСУ, предприятиям, учреждениям и организациям.
В финансовом законодательстве 90-х годов особое внимание
уделяется на судебную защиту – субъектам финансовых правоотношений
гарантируется судебная защита своих прав.
Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой
защиты, каждый гражданин вправе обратиться в межгосударственные органы по
защите прав в соответствии с международными договорами.
Также граждане по своему выбору могут обращаться за защитой
прав не в суд а к вышестоящему органу или ДЛ, т.е. использовать
административный порядок защиты.
Важное стороной защиты в финансовых отношениях с
государством является установление в законодательстве гарантий возмещения
ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями
госорганов и ДЛ.
Особое место в защите прав и законных интересов субъектов
финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ. В его полномочия
входит – разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других
норм. Актов, разрешение споров о компетенции между государственными органами,
жалобы на нарушение конституционных прав и свобод и т.д.).
Важная роль принадлежит также Прокуратуре, которая призвана
осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, МСУ и
ДЛ.
10. Понятие, особенности и задачи финансового
контроля.
Финансовый
контроль — составная часть,
или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как
экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная
функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач
обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения
этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми
нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов
местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при
участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении
проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе
финансовой деятельности государственными и общественными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая
обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их
задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения
законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Итак, финансовый контроль — это контроль за
законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения
и использования денежных фондов государства и субъектов местного
самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны
и отдельных регионов.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому
помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок
проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его
специфику в отдельных финансово-правовых институтах.
Основное содержание финансового контроля в
отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в: а) проверке
выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного
самоуправления организациями и гражданами; б) проверке правильности
использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями,
организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном
управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских
ссуд, внебюджетных и других средств); в) проверке соблюдения правил
совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств
предприятиями, организациями, учреждениями; г) выявлении внутренних
резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства,
роста производительности труда, более экономного и эффективного использования
материальных и денежных средств; д) устранении и предупреждении нарушений
финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке
применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам,
обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
В результате реализации задач финансового
контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон
законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных
предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных
фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий,
организаций, учреждений. Однако объект финансового контроля не ограничивается
проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за
использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку
в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется
денежными отношениями.
Изменилась система контрольных органов:
упразднены органы народного контроля', в связи с изменением системы политической
власти и установлением власти Президента Российской Федерации организован
президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением Президента
Российской Федерации.
Сформированы и действуют новые органы
финансового конжения: Государственная налоговая служба, Государственный
страховой надзор; функции финансового контроля осуществляют органы
Федерального казначейства.
11. Виды финансового контроля.
Финансовый контроль — составная часть, или специальная отрасль,
осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля
объективно обусловлено тем что финансам как экономической категории присущи
не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование
государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает
проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый
контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей
системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в
том числе специальными контрольными органами при участии общественных
организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении
проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе
финансовой деятельности государственными и общественными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая
обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их
задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения
законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Итак, финансовый контроль — это контроль за
законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения
и использования денежных фондов государства и субъектов местного
самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны
и отдельных регионов.
Финансовый контроль подразделяется на
несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения
он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля
свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения
операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов.
Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой
дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению
документы, которые служат основанием для осуществления финансовой
деятельности,— проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые
заявки и т. П.