Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе
совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств
перед государством, получения и использования денежных средств для
административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т. Д.).
Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения
финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования
предприятием или учреждением денежных средств и т. П.). В этом случае определяется
состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения
и меры по их устранению.
8. Система
ФП.
Финансовое право состоит из множества
отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной
целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной
последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более
крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей
и взаимных связей регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет
объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения;
его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому
на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование
институтов оказывают влияние и потребности практики.
Следовательно, система российского
финансового права — это объективно обусловленное системой общественных
финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение
финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Наиболее крупные подразделения российского
финансового права — части: Общая и Особенная.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые
закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой
деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих
финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области,
основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они
вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие
подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой
деятельности государства и имеют для нее общее значение.
Нормы Общей части финансового права
конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из
нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые
институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых
норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой
институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу
финансовых отношений, чем раздел. (например, в раздел «Правовое
регулирование государственных доходов» — институты налогов с юридических и
физических лиц, неналоговых доходов и др.).
В Особенную часть финансового права входят
разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а)
государственной бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и
муниципальных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных
доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) государственных
расходов; з) банковского кредитования' и) денежного обращения и расчетов; к)
валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования.
В системе
финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации
как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов
получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части
отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В
результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит,
государственное страхование получили правовое оформление в виде соответствующих
разделов финансового права.
13. Общегосударственный финансовый контроль и
органы его осуществляющие.
Общегосударственный финансовый контроль — это
контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования,
распределения и использования денежных фондов государства и субъектов
местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического
развития страны и отдельных регионов, который осуществляется различными
государственными и специально на то уполномоченными органами.
Контрольные функции выполняют такие органы,
как Счётная Палата РФ, Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговой
инспекцией, Налоговой Полицией, Центральным Банком России, Аудиторскими
организациями.
Так же финансовый контроль осуществляется
комитетами и комиссиями созданными в Государственной Думе и Совете Федерации.
При Президенте РФ создан специальный орган –
Главное Контрольное управление Президента РФ, также контроль осуществляет
Правительство РФ и администрации Субъектов Федерации. При Минфине создан
Департамент государственного финансового контроля и аудита.
При перемещении товаров через границу
контроль осуществляют таможенные органы
14. Финансовый
контроль, осуществляемый Счетной Палатой РФ.
ФЗ «О счетной палате» 11.02.95. Образуется
ФС РФ и подотчетна ему. Задачи: орган-я и осущест-е контроля за своевр-м
исполн-ем доход-х и расход-х статей фед. бюджета и бюд-в фед. внебюд-х фондов
по объемам, структуре и целев-му назначению; жен-ль за закон-ю и своеврем-му
движению сред-в фед. бюджета и сред-в фед. внебюд-х фондов в ЦБ РФ, уполном-х
банках и иных фин.-кред. Учреж-ях РФ; регулярное предостав-е СФ и ГД инфор-и
о ходе испол-я фед. бюд-та и рез-та провод-х контрол-х мероп-й.Контрол-е
полном-я СП жения-ся: на все органы гос власти и учреж-я РФ; на фед. внебюд-е
фонды; ОМСУ; предп-я и организ-и; банки, страхов-е компании и др. фин.-кред. Учреж-я
и объедин-я вне завис-ти от их видов и форм собст-ти, если они получают,
перемещ-ют, исп-ют сред-ва из фед. бюдж-та. СП вправе: проводить ревизии и
тематич-е проверки, не вмешив-ясь в операт-ю деят-ть провер-х. О рез-х пров-к
СП инфор-ет СФ и ГД. Если есть наруш-я СП имеет право давать предпис-я, кот-е
обязат-ны для испол-я. Если они все же не испол-ся, СП имеет право принять
реш-е приост-и всех видов расч-х опер-й по банков-м счетам. СП должна
регул-но предос-ть инфор-ю о своей деятел-ти СМИ. На уровне суб-в тоже
созд-ся СП.
Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового
контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного
финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Деятельность Счетной палаты направлена на
проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых
и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:
— организация и осуществление контроля за
своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценка обоснованности доходных и расходных
статей по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности
и целесообразности расходов государственных средств и использования
федеральной собственности;
— финансовая экспертиза проектов федеральных
законов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального
бюджета;
— контроль за законностью и своевременностью
движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных
фондов в банках;
15. Финансовый контроль, осуществляемый Министерством
финансов РФ.
Постан-е Правит-ва
от 06.03.98 « Об утверж-и полож-я о Минфине РФ» осущ-ет кон-ль за исп-ем фед.
бюджета и целевым использ-ем сред-в, кот-е были выделены из фед. бюд-та и
гос. Внебюд-х фондов пред-я. Оно имеет право: огранич-ть, приост-ть, а в необ-х
случаях и прекр-ть фин-е из фед. бюд-та орг-й при выяв-и фактов нецелев-го
исп-я ими в устан-е сроки отчетности о расход-и ранее получ-х сред-в;
взыскивать в устан-м порядке с орган-й сред-ва фед. бюд-та, израс-е ими не по
целевому назн-ю; наклад-ть штрафы на такие орг-и; провод-ть докумет-е пров-ки
и ревизии поступ-я, сохран-ти и правил-ти расход-я фед. и регио-ми органами
испол-й власти и предп-ми сред-в фед. бюд-та. При МФ создан Департамент гос.
Фин. Контроля и аудитр-й деят-ти( Постан-е Прав-ва РФ от 06.08.98 « О
террит-х жен.-ревиз-х органах МФ РФ» - органы к.-р. Организ-ны в суб-х РФ при
МФ РФ, они осущет-ют послед-й гос. Кон-ль на тер-и своего региона.
На Министерство финансов Российской Федерации возложен финансовый контроль за рациональным
и целесообразным расходованием бюджетных средств и средств государственных
(федеральных) внебюджетных фондов, за использованием инвестиций, а также
средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства
Российской Федерации». В связи с этим Министерство вправе проводить
документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности
расходования федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации
средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте,
выделяемых на основании решений Правительства Российской Федерации;
проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных
учреждений и организаций, контролировать расходование бюджетных средств,
выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям.
Фед. казначейство
наход-ся в подч-и МФ РФ, наделено шир-ми правами, кот-е обес-ют вып-е их
контр-х функ-й.Права: произ-ть докум-е пров-ки; получать от банков и иных
фин.-кред. Учр-й справки о состоянии счетов пред-й; приос-ть операц-и по
счетам пред-й; предус-ть взыск-е в бесср-м порядке с пред-я сред-в, выд-х из
бюд-та, налагать на банки и т.д. штрафы; вносить в ЦБ РФ пред-е о лишении
соот-х банков и иных ф.-к. учреж-й лицен-и на совер-е банк-х опер-й.
Полном-я: Федеральное казначейство осуществляет предварительный
и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных
распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных
организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и
бюджетам государственныхвнебюджетныхфондов, взаимодействует с
другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления
указанного контроля и координирует их работу.
Налог-е органы – Мин-во по нал-м и сборам и его подр-я.(Указ
През-та « О мин-ве по налогам и сборам» от 23.12.98. Ст.87- 2 формы проверок:
1) камиральная; 2)выездная. В их рамках нал-е органы вправе проводить встрч-е
проверки, т.е. пр-ки док-в, кот-е отн-ся к же-ти провер-х налогопл-в. 1) К.
пров-ка провод-ся по месту нахож-я нал. Органа, на основе нал. Деклар-и и
док-в, кот-е предос-ся налогопл-ом, она пров-ся упол-ми ДЛ нал. Органа, в
теч-и 3 мес-в со дня предос-я докум-в. При проверки акт и решение не
составл-ся, иначе при выездной. В исключ-х случаях акт к.п. м.б. составлен по
просьбе налогопл-ка, но акт тогда составл-ся в течении срока проверки и д.б.
предоставлен налогопл-ку по оконч-и к.п. 2) необ-мо соот-е решение нал. Органа
в отношении одного налогопл-ка, она может провод-ся по одному или нескольким
налогам. В течение 1 кал-го года не м.б. 2 выезд-е провер-ки по одним и тем
же налогам, за один и тот же период. Она не может длится более 2 месяцев,
срок м.б. продлен до 3 месяцев. По окончании проверки составл-ся акт в 2
экзем-х, он д.б. заверен всеми ДЛ нал. Органа, директором пред-я и д.б.
роспись о его получении.
12
Ведомственный и
внутрихозяйственный финансовый контроль.
Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств,
ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления
за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.
Его осуществляют самостоятельные структурные контольно-ревизионные
подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные
непосредственно руководителям этих органов.
К основным задачам ведомственного контроля относятся –
контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием финансовых
ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью
постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а
также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и
всякого рода излишеств.
Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности
назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа.
Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в
бюджетных учреждениях – один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры
обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать
участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.
В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный
финансовый контроль, т.е. контроль осуществляемый на конкретных предприятиях,
в объединениях, организациях, и учреждениях их руководителями и
функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым
отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.).
Контрольные функции в данном случае – необходимое условие
процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и
наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет
бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая
бухгалтерский учет.
В отличие от решения нал. Инспекции
решение фед. органов нал. Полиции обжалыванию не подлежит. В ст.36 НК-органы
налоговой полиции полномочны: при наличии достаточных данных, указывающих на признаки
преступления, производить проверки в соответствии с законодательством Российской
Федерации. По результатам проверки составляется акт о проверке
налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого органами
налоговой полиции принимается одно из следующих решений: в случае обнаружения
налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, - о
возбуждении уголовного дела; в случае обнаружения налогового правонарушения,
не содержащего признаков состава преступления, - об отказе в возбуждении
уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган;
при отсутствии налогового правонарушения – об отказе в возбуждении уголовного
дела.
19. Финансовый контроль, осуществляемый
Центральным банком России.
ЦБ РФ подотч-н
ГД ФС РФ и его жения-ка в том, что он соединяет статус органа гос. Управ-я и
юр. Лица, осущ-го хоз. Деятел-ть. Надзирает за деят-ю ком-х банков и др.
кред-х орган-й; вправе применять к наруш-м принуд-е меры возд-я, жен-ль за
собл-ем зак-ва о валют-м регул-и и денежном обращении.
20. Аудиторский финансовый контроль.
Аудиторский (независимый) финансовый
контроль. В соответствии с
Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации,
утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, аудиторская
деятельность – аудит – представляет собой предпринимательскую деятельность
аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных
проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной
документации, налоговых декларации и других финансовых обязательств и
требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских
услуг. Удиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем,
проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченными
на то государственными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие
работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность
после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской
деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов
и аудиторских фирм. Лицензии на осуществление специального аудита выдаются:
Центральным Банком РФ – для проведения банковского аудита; Департаментом
страхового надзора Министерства финансов РФ – для проведения аудита страховых
организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение общего
аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает, как правило,
Министерство финансов РФ.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия
совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.
Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных
законодательными актами РФ, инициативная – по решению хозяйствующего
субъекта.
Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации
подробно регламентируют вопросы, связанные с оплатой работы аудитора,
ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения
обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению;
с порядком проведения аудиторской проверки (в частности, предусмотрены
обстоятельства, при которых аудиторская проверка не может проводиться);
со структурой и содержанием заключения аудитора (аудиторской фирмы);
с порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности
и т. Д.
Качество аудиторского заключения может быть проверено
органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по
заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению
прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской
проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего
субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании
решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:
понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки;
штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.
21. Методы финансовый контроля.
Ревизия как основной метод финансовый контроля.
Финансовый контроль проводится разнообразными
методами, под которыми понимают приемы или способы, средства
его осуществления. Используются следующие методы финансового контроля:
ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. Д.), рассмотрение
проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной
деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др.
Основной метод финансового контроля — ревизия, то есть
наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности,
правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие
органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления
в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как
по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе
правоохранительных.
По объекту проверки различают ревизии
документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному
признаку они могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными
(проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).