рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовое право РФ (шпаргалка)

В Законе “Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации” впервые дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Причем при характе­ристике налогоплательщиков Закон не разделяет их на юриди­ческие и физические лица, закрепляя их статус общими норма­ми. Конкретизируются же права и обязанности налогоплатель­щиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу.

Налоговый Кодекс РФ уточнил состав участников налоговый правоотношений, а также содержание их прав и обязанностей.

Так, помимо налогоплательщиков, названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты – это лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников). Сборщики налогов – госорганы, ОМСУ, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие приём от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечислению их в бюджет. Кроме того, кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений «представителя налогоплательщика».



 

73. Права налогоплательщиков как субъектов налоговых правоотношений.


Налогоплательщики имеют следующие права, которые на­правлены на то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов:

— представлять документы, подтверждающие право на льго­ты по налогам;

— пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законодательными актами;

— знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

— представлять налоговым органам пояснения по исчисле­нию и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

— в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обес­печивается мерами государственного принуждения. В этих случаях применяются меры административной и уголовной ответственности, а также финансовые санкции. Помимо них используются залог денежных и товарно-материальных ценнос­тей, поручительство или гарантия кредиторов налогоплатель­щиков.

Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций производится в бесспорном порядке — с юридических лиц, в судебном — с физических лиц. Срок исковой давности по взысканию налогов с физических лиц составляет три года, бесспорный порядок взыскания недоимок с юридических лиц может быть применен в течение шести лет. При этом взыскание недоимки с юридичес­ких и физических лиц обращается на их доходы, а в случае отсутствия таковых — на имущество.

Анализируя предусмотренные законодательством санкции, которые применяются к налогоплательщикам, а также вноси­мые в правовые нормы изменения, можно заметить усиление материального воздействия с помощью санкций, налагаемых на

нарушителей налогового законодательства. Характерен также переход санкций, применяемых к должностным лицам и граж­данам, в соответствующих случаях в размерах, кратных уста­новленной законодательством минимальной заработной плате. Применение санкции к налогоплательщикам — юридическим лицам сопровождается в соответствующих случаях и ответ­ственностью должностных лиц.

               

74. Обязанности налогоплательщиков как субъектов налоговых правоотношений.


Налогоплательщики обязаны:

— уплачивать налоги своевременно и в полном объеме;

— вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

— представлять налоговым органам необходимые для исчис-•ления и уплаты налогов документы и сведения;

— вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в разме­ре суммы сокрытого дохода, выявленного проверками налоговых органов;

— в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

— выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

— в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица по решению собственника (органа, им уполномоченного) либо по решению суда сообщать налоговым органам в 10-дневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) и др.

Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Закон закрепляет факты, обуслов­ливающие прекращение обязанностей по уплате налога. Для физических лиц это — уплата налога, отмена налога, смерть налогоплательщика при невозможности произвести уплату на­лога без его личного участия, если иное не установлено законо­дательными актами.

Условиями прекращения таких обязанностей для юридиче­ского лица являются: уплата налога или отмена налога. Невоз­можность уплаты налога юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, является основанием для признания этого лица в установленном законом порядке банкро­том. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.


                  

75. Права и обязанности налоговых органов как субъектов налоговых правоотношений.


   Обязанности налоговых органов закреплены в Законе о государственной налоговой службе и Законе об основах налого­вой системы в Российской Федерации и состоят в следующем:

— обеспечении поступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с предусмотренными ставками.

— ведении учета налогоплательщиков. Банки и другие кре­дитные учреждения открывают расчетные, иные счета налого­плательщикам только при предъявлении теми документа, под­тверждающего постановку на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии указан­ных счетов;

— охране коммерческой тайны, тайны сведений о вкладах физических лиц;

— возмещении в установленном порядке ущерба (включая упущенную выгоду), причиненного налогоплательщикам вслед­ствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей.

Для реализации возложенных на них обязанностей налого­вым органам и их должностным, лицам предоставлены соответ­ствующие права.

Налоговые органы вправе:

а) возбуждать ходатайства о запрещении заниматься пред­принимательской деятельностью;

б) предъявлять в суд или арбитражный суд иски: о ликвида­ции предприятий; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий; о признании

регистрации предприятия недействительной в случае наруше­ния установленного порядка создания предприятия или несоот­ветствия учредительных документов требованиям законода­тельства и взыскании доходов, полученных этим предприятием, а также другие права, предусмотренные законодательством.

Законодательство устанавливает права должностных лиц налоговых органов, в основном контролирующего характера:

проверять документы, связанные с исчислением и уплатой налогов; обследовать производственные, складские помещения налогоплательщика; получать без оплаты от всех юридических лиц данные, необходимые для исчисления налоговых платежей налогоплательщика.

Кроме того, должностные лица налоговых органов вправе применять меры пресечения:

— приостанавливать операции налогоплательщиков по сче­там в банках и других кредитных учреждениях в случаях непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением или уплатой налогов;

— изымать у налогоплательщиков документы, свидетель­ствующие о сокрытии или занижении дохода (прибыли) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержа­ния.

К правам должностных лиц налоговых органов отнесено также наложение административных штрафов на руководите­лей банков, кредитных учреждений и финансовых органов в случае невыполнения указаний налоговых органов.


76. Обязанности банков как субъектов налоговых правоотношений.


 В Законе РФ об основах налоговой системы впервые на законодательном уровне специально урегулированы обязаннос­ти и ответственность банков в области налогообложения.

Банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия обязаны представлять соответствующим налоговым органам

данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплатель­щиков — клиентов этих учреждений и предприятий за истек­ший финансовый год. Порядок представления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. В случае непредставления таких данных на руководителей указанных учреждений налагается в административном порядке штраф в размере пятикратного определенного законом размера мини­мальной месячной оплаты труда за каждую неделю просрочки.

Законодатель уделяет особое внимание обеспечению своевре­менного перечисления налоговых платежей в казну, устанавли­жен меры взыскания за правонарушения в данной области.

Банкам и кредитным учреждениям запрещено задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды и использовать неперечисленные суммы в качестве кредитных ресурсов. При установлении таких фактов налоговый орган должен взыскать полученный банком доход в федеральный бюджет, а на руково­дителя банка налагает в административном порядке штраф в размере пятикратного размера минимальной месячной оплаты труда.

С банка взыскивается пеня в размере 0,2% с неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки при неисполнении (задержке) им поручения налогоплательщика по вине банка». Взыскание пени не освобождает банк от других видов ответ­ственности.

Установлена ответственность и за несвоевременное удержа­ние и перечисление предприятиями подоходного налога с физи­ческих лиц с выплачиваемых им доходов. Руководители пред­приятий в этом случае несут ответственность в виде штрафа в размере пятикратной минимальной месячной оплаты труда.

Рассмотренные санкции обеспечивают интересы государства. Интересы налогоплательщиков подлежат защите в судебном или административном порядке.


                            

77. Система налогов и сборов РФ.

 

Немалое число налогов установлено законодательством Российской Федерации, принятым в 1990-х гг. Следует заме­тить, что Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. содержит перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды. При этом они объединены в общем понятии «налоговая система». Сюда вошли помимо налогов государственная и таможенная пошлины, различные сборы — целевые, лицензионные и др.

Упомянутые платежи отличаются от налогов в собственном смысле слова. В определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются платой или за услуги, предостав­ляемые государством (например, государственная пошлина), или платой за получение разрешения на какую-то деятельность и т. Д. Такие платежи носят обычно разовый характер. Надагам же в отличие от них свойственна регулярность уплаты, при наличии у налогоплательщика установленного законодательст­вом объекта обложения (имущества, дохода и т. П.) налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренныё сроки.

Учитывая общие черты рассматриваемых платежей, законо­датель условно именует налогами (помимо налогов в собствен­ном смысле слова) также и другие платежи, понимая, под ними «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в по­рядке и на условиях, определяемых законодательными актами» (ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы а Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.). А совокупность данных платежей (с оговоркой «далее — налоги») называется налоговой системой.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. К той и другой группе относятся' налоги разного территориального уровня. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй — подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и ряд других.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого исполь­зования (как, в частности, земельный налог).

Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федера-ции»^ввел также подразделение налогов на три вида в зависи­мости от их территориального уровня-, федеральные налоги-налоги субъектов Российской Федерации — республик в ее составе, краев, областей, автономной области, автономных окру­гов; местные налоги. К федеральным налогам отнесены: — налог на добавленную стоимость; — акцизы на отдельные группы и виды товаров; — налог на доходы банков; и пр.

Другая часть налогов, иных платежей (государственная пош­лина, гербовый сбор, налог, переходящий в порядке наследова­ния и дарения) предназначена для зачисления в местные бюджеты.

Самая многочисленная группа – местные налоги и сбоы Среди них: — налог на имущество физических лиц; — земельный налог; — налог на строительство объектов производственного на­значения в курортной зоне; — налог на перепродажу автомобилей, вычислительной тех­жен и персональных компьютеров; и пр.


 

78. Понятие и виды федеральных налогов и сборов.


         Налоги и сборы – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.

        Федеральными признаются налоги с сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ.

         К федеральным налогам и сборам относятся: 1) Налог на добавленную стоимость. 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья. 3) налог на прибыль (доход) организаций. 4) налог на доходы от капитала. 5) подоходный налог с физических лиц. 6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. 7) государственная пошлина. 8) таможенная пошлина и таможенные сборы. 9) налог на пользование недрами. 10) налог на воспроизводство минерально-сыръевой базы. 11) налог на дополнительный доход  от добычи углеводородов. 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. 13) лесной налог. 14) водный налог. 15) экологический налог. 16) федеральные лицензионные сборы.

        Т.о. федеральные налоги отличают следующие особенности: они устанавливаются законодательными актами РФ, взимаются на всей ее территории, круг плательщиков, объекты налогообложения,  ставки налога, порядки зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законами РФ. Но это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня.

     



79. Понятие и виды налогов и сборов субъектов РФ (или региональные).

 

        Налоги и сборы – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.

          Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и законами Субъектов РФ вводимые в действия и обязательные к уплате на территории соответствующих Субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными органами Субъекта РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, в пределах установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу, налоговые льготы.

          Не могут устанавливаться региональные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

          К региональным налогам и сборам относятся: 1) налог на имущество организаций. 2) налог на недвижимость. 3) дорожный налог. 4) транспортный налог. 5) налог с продаж. 6) налог на игорный бизнес. 7) региональные и лицензионные сборы. 8) налог с продаж. 9) единый социальный налог.

          Часть платежей данной группы, как и федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории, однако их конкретные ставки определяются органами госвласти Субъектов РФ, если законом не установлено иное, и они зачисляются в соответствующие бюджеты, а так же могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.  



80. Понятие и виды местных налогов и сборов.


         Налоги и сборы – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.

         Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов МСУ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом и актами МСУ, обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Во-первых, налоги и сборы, устанавливаемые законодатель­ством РФ и подлежащие обязательному введению на всей территории Российской Федерации:

        К местным налогам и сборам относятся: 1) земельный налог. 2) налог на имущество физических лиц. 3) налог на рекламу. 4) налог на наследование или дарение. 5) местные лицензионные сборы. 6) налог на строительство объектов в курортной зоне. 7) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров. 8) содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. 9)

        Во-вторых, налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления. (другие платежи входят во вторую группу: их более двадцати):

        1) налог на рекламу. 2) сбор с владельцев собак. 3) сбор за выдачу ордера на квартиру. 4) сбор за парковку автотранспорта. 5) лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями. 6) выигрыши на бегах, тотализаторы и сбор за открытие игорного бизнеса. 7) уборка территорий. 8) право торговли. 9) право проведение кино – и фотосъемок. 10)сделки совершаемые на биржах. 11) сбор за использование местной символики производителями продукции. 12) проведение местных аукционов и лотерей и многие другие налоги с сборы.

 


81. Прямые и косвенные налоги.

      

         Налоги  – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.