В Законе “Об основах налоговой системы в
Российской Федерации” впервые дан обобщенный перечень прав и обязанностей
участников налоговых правоотношений. Причем при характеристике
налогоплательщиков Закон не разделяет их на юридические и физические лица,
закрепляя их статус общими нормами. Конкретизируются же права и обязанности
налогоплательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому
конкретному налоговому платежу.
Налоговый Кодекс РФ уточнил состав участников
налоговый правоотношений, а также содержание их прав и обязанностей.
Так, помимо налогоплательщиков, названы
налоговые агенты и сборщики налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты – это
лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию и
перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в
частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы
работников). Сборщики налогов – госорганы, ОМСУ, другие уполномоченные органы
и должностные лица, осуществляющие приём от налогоплательщиков средств в
уплату налогов и перечислению их в бюджет. Кроме того, кодекс ввел в круг
возможных участников налоговых правоотношений «представителя
налогоплательщика».
73. Права налогоплательщиков как субъектов
налоговых правоотношений.
Налогоплательщики имеют следующие права, которые направлены на то, чтобы обеспечить
им возможность защиты своих прав и интересов:
— представлять документы, подтверждающие
право на льготы по налогам;
— пользоваться льготами по уплате налогов на
основании и в порядке, установленном законодательными актами;
— знакомиться с актами проверок, проведенных
налоговыми органами;
— представлять налоговым органам пояснения по
исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;
— в установленном законом порядке обжаловать
решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права,
установленные законодательными актами.
Неисполнение налогоплательщиками своих
обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. В
этих случаях применяются меры административной и уголовной ответственности, а
также финансовые санкции. Помимо них используются залог денежных и
товарно-материальных ценностей, поручительство или гарантия кредиторов
налогоплательщиков.
Взыскание недоимки по налогам и другим
обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций производится в
бесспорном порядке — с юридических лиц, в судебном — с физических лиц. Срок
исковой давности по взысканию налогов с физических лиц составляет три года,
бесспорный порядок взыскания недоимок с юридических лиц может быть применен в
течение шести лет. При этом взыскание недоимки с юридических и физических
лиц обращается на их доходы, а в случае отсутствия таковых — на имущество.
Анализируя предусмотренные законодательством
санкции, которые применяются к налогоплательщикам, а также вносимые в
правовые нормы изменения, можно заметить усиление материального воздействия с
помощью санкций, налагаемых на
нарушителей налогового законодательства.
Характерен также переход санкций, применяемых к должностным лицам и гражданам,
в соответствующих случаях в размерах, кратных установленной
законодательством минимальной заработной плате. Применение санкции к
налогоплательщикам — юридическим лицам сопровождается в соответствующих
случаях и ответственностью должностных лиц.
74. Обязанности налогоплательщиков как
субъектов налоговых правоотношений.
Налогоплательщики обязаны:
— уплачивать налоги своевременно и в полном
объеме;
— вести бухгалтерский учет, составлять отчеты
о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее
пяти лет;
— представлять налоговым органам необходимые
для исчис-•ления и уплаты налогов документы и сведения;
— вносить исправления в бухгалтерскую
отчетность в размере суммы сокрытого дохода, выявленного проверками
налоговых органов;
— в случае несогласия с фактами, изложенными
в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные
пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
— выполнять требования налогового органа об
устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
— в случае ликвидации (реорганизации)
юридического лица по решению собственника (органа, им уполномоченного) либо
по решению суда сообщать налоговым органам в 10-дневный срок о принятом
решении по ликвидации (реорганизации) и др.
Обязанности налогоплательщика возникают при
наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным
законодательными актами. Закон закрепляет факты, обусловливающие прекращение
обязанностей по уплате налога. Для физических лиц это — уплата налога, отмена
налога, смерть налогоплательщика при невозможности произвести уплату налога
без его личного участия, если иное не установлено законодательными актами.
Условиями прекращения таких обязанностей для
юридического лица являются: уплата налога или отмена налога. Невозможность
уплаты налога юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность,
является основанием для признания этого лица в установленном законом порядке
банкротом. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по
решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на
ликвидационную комиссию.
75. Права и обязанности налоговых органов как
субъектов налоговых правоотношений.
Обязанности налоговых органов закреплены в Законе о государственной налоговой
службе и Законе об основах налоговой системы в Российской Федерации и
состоят в следующем:
— обеспечении поступления налогов в бюджетную
систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с
предусмотренными ставками.
— ведении учета налогоплательщиков. Банки и
другие кредитные учреждения открывают расчетные, иные счета налогоплательщикам
только при предъявлении теми документа, подтверждающего постановку на учет в
налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии
указанных счетов;
— охране коммерческой тайны, тайны сведений о
вкладах физических лиц;
— возмещении в установленном порядке ущерба
(включая упущенную выгоду), причиненного налогоплательщикам вследствие
ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных
на них обязанностей.
Для реализации возложенных на них
обязанностей налоговым органам и их должностным, лицам предоставлены соответствующие
права.
Налоговые органы вправе:
а) возбуждать ходатайства о запрещении
заниматься предпринимательской деятельностью;
б) предъявлять в суд или арбитражный суд
иски: о ликвидации предприятий; о признании сделок недействительными и
взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании
неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных
действий; о признании
регистрации предприятия недействительной в
случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия
учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов,
полученных этим предприятием, а также другие права, предусмотренные
законодательством.
Законодательство устанавливает права
должностных лиц налоговых органов, в основном контролирующего характера:
проверять документы, связанные с исчислением
и уплатой налогов; обследовать производственные, складские помещения
налогоплательщика; получать без оплаты от всех юридических лиц данные,
необходимые для исчисления налоговых платежей налогоплательщика.
Кроме того, должностные лица налоговых
органов вправе применять меры пресечения:
— приостанавливать операции
налогоплательщиков по счетам в банках и других кредитных учреждениях в
случаях непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением
или уплатой налогов;
— изымать у налогоплательщиков документы,
свидетельствующие о сокрытии или занижении дохода (прибыли) или о сокрытии
иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра
документов и фиксацией их содержания.
К правам должностных лиц налоговых органов
отнесено также наложение административных штрафов на руководителей банков,
кредитных учреждений и финансовых органов в случае невыполнения указаний
налоговых органов.
76. Обязанности банков как субъектов
налоговых правоотношений.
В
Законе РФ об основах налоговой системы впервые на законодательном уровне
специально урегулированы обязанности и ответственность банков в
области налогообложения.
Банки, кредитные учреждения, биржи и иные
предприятия обязаны представлять соответствующим налоговым органам
данные о финансово-хозяйственных операциях
налогоплательщиков — клиентов этих учреждений и предприятий за истекший
финансовый год. Порядок представления устанавливается Министерством финансов
Российской Федерации. В случае непредставления таких данных на руководителей
указанных учреждений налагается в административном порядке штраф в размере
пятикратного определенного законом размера минимальной месячной оплаты труда
за каждую неделю просрочки.
Законодатель уделяет особое внимание
обеспечению своевременного перечисления налоговых платежей в казну,
устанавлижен меры взыскания за правонарушения в данной области.
Банкам и кредитным учреждениям запрещено
задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в
бюджет или во внебюджетные фонды и использовать неперечисленные суммы в
качестве кредитных ресурсов. При установлении таких фактов налоговый орган
должен взыскать полученный банком доход в федеральный бюджет, а на руководителя
банка налагает в административном порядке штраф в размере пятикратного
размера минимальной месячной оплаты труда.
С банка взыскивается пеня в размере 0,2% с
неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки при неисполнении
(задержке) им поручения налогоплательщика по вине банка». Взыскание пени не
освобождает банк от других видов ответственности.
Установлена ответственность и за
несвоевременное удержание и перечисление предприятиями подоходного налога с
физических лиц с выплачиваемых им доходов. Руководители предприятий в этом
случае несут ответственность в виде штрафа в размере пятикратной минимальной
месячной оплаты труда.
Рассмотренные санкции обеспечивают интересы
государства. Интересы налогоплательщиков подлежат защите в судебном или
административном порядке.
77. Система налогов и сборов РФ.
Немалое число налогов установлено
законодательством Российской Федерации, принятым в 1990-х гг. Следует заметить,
что Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря
1991 г. содержит перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и
других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или
внебюджетные фонды. При этом они объединены в общем понятии «налоговая
система». Сюда вошли помимо налогов государственная и таможенная пошлины,
различные сборы — целевые, лицензионные и др.
Упомянутые платежи отличаются от налогов в
собственном смысле слова. В определенной мере часть из них носит возмездный
характер: они являются платой или за услуги, предоставляемые государством
(например, государственная пошлина), или платой за получение разрешения на
какую-то деятельность и т. Д. Такие платежи носят обычно разовый характер.
Надагам же в отличие от них свойственна регулярность уплаты, при наличии у
налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения
(имущества, дохода и т. П.) налоги подлежат систематическому внесению в казну
в предусмотренныё сроки.
Учитывая общие черты рассматриваемых
платежей, законодатель условно именует налогами (помимо налогов в собственном
смысле слова) также и другие платежи, понимая, под ними «обязательный взнос в
бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами»
(ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы а Российской Федерации»
от 27 декабря 1991 г.). А совокупность данных платежей (с оговоркой
«далее — налоги») называется налоговой системой.
Объединение налоговых платежей в систему
предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность
этой категории. Оснований для классификации может быть несколько.
По субъектам (плательщикам)
можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. К той и
другой группе относятся' налоги разного территориального уровня. К первой
группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и
др. Ко второй — подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования
и дарения, и ряд других.
В зависимости от характера использования
налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения,
зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд
соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки
к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные
целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования
(как, в частности, земельный налог).
Закон «Об основах налоговой системы в Российской
Федера-ции»^ввел также подразделение налогов на три вида в зависимости от
их территориального уровня-, федеральные налоги-налоги
субъектов Российской Федерации — республик в ее составе, краев, областей,
автономной области, автономных округов; местные налоги. К федеральным
налогам отнесены: — налог на добавленную стоимость; — акцизы на
отдельные группы и виды товаров; — налог на доходы банков; и пр.
Другая часть налогов, иных платежей
(государственная пошлина, гербовый сбор, налог, переходящий в порядке
наследования и дарения) предназначена для зачисления в местные бюджеты.
Самая многочисленная
группа – местные налоги и сбоы Среди них: — налог на имущество физических
лиц; — земельный налог; — налог на строительство объектов производственного
назначения в курортной зоне; — налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техжен и персональных компьютеров; и пр.
78. Понятие и виды федеральных налогов и
сборов.
Налоги и сборы – это обязательные и по юридической форме
индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц,
установленные в пределах своей компетенции представительными органами
государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную
систему (или внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с
определением их размеров и сроков уплаты.
Федеральными признаются налоги с сборы, устанавливаемые
Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся: 1) Налог на
добавленную стоимость. 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и
отдельные виды минерального сырья. 3) налог на прибыль (доход) организаций.
4) налог на доходы от капитала. 5) подоходный налог с физических лиц. 6)
взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. 7) государственная
пошлина. 8) таможенная пошлина и таможенные сборы. 9) налог на пользование
недрами. 10) налог на воспроизводство минерально-сыръевой базы. 11) налог на
дополнительный доход от добычи углеводородов. 12) сбор за право пользования
объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. 13) лесной
налог. 14) водный налог. 15) экологический налог. 16) федеральные
лицензионные сборы.
Т.о. федеральные налоги отличают следующие особенности: они
устанавливаются законодательными актами РФ, взимаются на всей ее территории,
круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядки
зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законами РФ. Но это
не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты
другого уровня.
79. Понятие и виды налогов и сборов субъектов
РФ (или региональные).
Налоги и сборы –
это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи
организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции
представительными органами государственной власти или местного самоуправления
для зачисления в бюджетную систему (или внебюджетные государственные и
муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые
Налоговым кодексом и законами Субъектов РФ вводимые в действия и обязательные
к уплате на территории соответствующих Субъектов РФ. При установлении
регионального налога законодательными органами Субъекта РФ определяются
следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, в пределах
установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, формы
отчетности по данному региональному налогу, налоговые льготы.
Не могут устанавливаться региональные налоги, не
предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
К региональным налогам и сборам относятся: 1) налог на
имущество организаций. 2) налог на недвижимость. 3) дорожный налог. 4)
транспортный налог. 5) налог с продаж. 6) налог на игорный бизнес. 7)
региональные и лицензионные сборы. 8) налог с продаж. 9) единый социальный
налог.
Часть платежей данной группы, как и федеральные налоги
устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории,
однако их конкретные ставки определяются органами госвласти Субъектов РФ,
если законом не установлено иное, и они зачисляются в соответствующие
бюджеты, а так же могут быть переданы полностью или частично в местные
бюджеты.
80. Понятие и виды местных налогов и сборов.
Налоги и сборы – это обязательные и по юридической форме
индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц,
установленные в пределах своей компетенции представительными органами
государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную
систему (или внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с
определением их размеров и сроков уплаты.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим
Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных
органов МСУ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом и актами
МСУ, обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Во-первых, налоги и сборы, устанавливаемые законодательством
РФ и подлежащие обязательному введению на всей территории Российской
Федерации:
К местным налогам и сборам относятся: 1) земельный налог. 2)
налог на имущество физических лиц. 3) налог на рекламу. 4) налог на
наследование или дарение. 5) местные лицензионные сборы. 6) налог на
строительство объектов в курортной зоне. 7) налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и компьютеров. 8) содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы. 9)
Во-вторых, налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов
местного самоуправления. (другие платежи входят во вторую группу: их более
двадцати):
1) налог на рекламу. 2) сбор с владельцев собак. 3) сбор за
выдачу ордера на квартиру. 4) сбор за парковку автотранспорта. 5)
лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями. 6) выигрыши на
бегах, тотализаторы и сбор за открытие игорного бизнеса. 7) уборка
территорий. 8) право торговли. 9) право проведение кино – и фотосъемок.
10)сделки совершаемые на биржах. 11) сбор за использование местной символики
производителями продукции. 12) проведение местных аукционов и лотерей и
многие другие налоги с сборы.
81. Прямые и косвенные налоги.
Налоги – это
обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи
организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции
представительными органами государственной власти или местного самоуправления
для зачисления в бюджетную систему (или внебюджетные государственные и
муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.