Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")
Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству,
строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение
профессиональных жрецов, составлявших варну (сословие) брахманов. Брахманизм
учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют - бог-творец
Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души всех живых
существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной цели стоит
бесконечный ряд переселений душ, которая может воплощаться в самых
разнообразных формах - начиная от растений и животных и кончая брахманами,
царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души зависит от
самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от степени его
праведности. Важнейшими добродетелями считались: беспрекословное повиновение
брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы своей варны,
соблюдение предписываемых данной варне обрядов.
Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в
середине I тысячелетия до н.э. В действительности появление новой религии
связано с разрушением родоплеменных связей и институтов, складыванием крупных
рабовладельческих государств и усилением классового гнета. Буддизм учит, что жизнь
во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему.
Причина зла и страданий - привязанность человека к чувственному миру
перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев
их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить "круговорот бытия",
создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване. Это
"спасение" достигается вступлением на "восьмеричный путь"
праведной жизни, под которой подразумевается отказ от всех человеческих
интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого
интереса к земному путем самососредоточения.
Учение буддизма было выгодно господствующим классам,
т.к. обвиняло во всех земных страданиях самого человека, якобы создавшего себе
в прежних перерождениях такую судьбу, и представляло кротость и смирение
главными добродетелями, несущими избавление от страданий земного бытия.
Дзен, дзен-буддизм - одна из разновидностей буддизма (6 в). Исходя из
признания общих принципов буддизма, дзен-буддизм своеобразно толкует вопрос о
соотношении земного и божественного мира, не ставя между ними преграды, а,
напротив, утверждая, что они находятся в неразрывном единстве между собой. В то
время как в традиционных формах буддизма содержится требование ухода от
чувственного мира (сансары) во имя достижения небытия (нирваны), где только и
возможно соединение человека с божеством, дзен-буддиззм учит, что с божеством
можно соединится в земной жизни, обнаружив его "в собственном духе,
собственной природе". Так в дзен-буддизме вводится понятие
"сатори" - внезапного просветления в момент сильного переживания,
знаменующего "обнаружение Будды в своей природе". Для дзен-буддизма
характерны крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему, ибо
верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством, что является
высшей целью его существования.
В период «Чжань го» в Китае свободно и творчески
существовало шесть основных философских школ:
1.
конфуцианство;
2.
моизм;
3.
школа закона
("фа-цзя"), по-европейски - легизм;
4.
даосизм;
5.
школа "инь-ян"
(натурфилософы);
6.
школа имен
("мин-цзя").
При этом в
большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской
мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к
конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических
учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из
даосизма - наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии.
Древнекитайская философия была малосистемна. Это объясняется тем, что она была
слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым
развитием древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба
и рацианализованность древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык без
суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь
философия - мировоззрение, пользующееся философским языком.
Философы Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. стремились
объяснять мир, исходя из него самого, путем рационального исследования
действительности, подвергая сомнению утверждения о власти неба, божества над
ходом всех процессов. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего сущего,
некоторые из древнекитайских философов считали таковым дерево, огонь, металл,
воду. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал - мужского -
янь и женского - цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс
движения их диалектическим взаимодействием.
Древнекитайский философ Лао Цзы, живший в VI в.
до н.э., известен своим учением о естественном движении - дао, который
обуславливает существование вещей и жизнь людей. В противовес идеалистам,
рассматривавшим небо как сферу божественного разума, сторонники Лао Цзы
утверждали, что закону дао подчиняется не только земля, но и небо. В учении Лао
Цзы нашли свое отражение атомистические представления о строении мира. Он
считал, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц - ци.
Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV
в. до н.э.). Он известен также как критик учения Конфуция (VI-V в. до н.э.).
Идеи первых философов Китая Лаоцзы и Конфуция положили начало двум основным
направлениям всей последующей китайской философии - даосизму и конфуцианству.
Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-политических
проблем.
Конфуций провозгласил принципом отношений между людьми гуманность
- жень. Однако, обращаясь в поисках обоснования норм морали к прошлому, он освящает
покорность человека существующему порядку вещей. Конфуцианство превратилось в
официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом оказало
влияние на всю историю Китая.
Даосизм
- одна из религий Древнего Китая, идейным истоком которой явилось философское
учение, приписываемое полулегендарному мудрецу Лао Цзы ("старый
учитель"), автору "Книги о дао и дэ". Дао (путь) - основной
закон бытия, вечное изменение мира, независимое ни от воли богов, ни от усилий
людей. Поэтому люди должны подчиняться естественному ходу событий, их удел -
"недеяние" (увэй), пассивность. Свой идеал Лао Цзы выражал в призыве
к слиянию с природой и возврату к прошлому, рисуемому им в идиллических тонах.
К концу I тысячелетия до н.э. понятие "дао" и "увэй" получают
мистический характер, т.е. начинают рассматривать как путь религиозного
спасения, путь достижения абсолютного высшего счастья.
Пять заповедей даосизма полностью повторяют заповеди для мирян в
буддизме. В список 10 добродетелей наряду с такими, как выполнение обрядов,
соблюдение сыновнего долга, разведение животных и растений, входили также
близкие к буддизму требования терпения, любви, борьбы против злых деяний,
просвещение глупцов. В новое время даосизм в Китае был почти полностью вытеснен
буддизмом, конфуцианством и отчасти христианством.
Конфуцианство - философско-этическое учение мыслителя древнего Китая
Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в
религию. Источник конфуцианства - "Лунь-юй" ("Беседы и
суждения"), написанные последователями Конфуция (6 в. до н.э.).
Конфуцианство отразило взгляды и интересы феодального чиновничества,
стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Целью
конфуцианства являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков.
Согласно конфуцианству, в обществе действует закон "жень",
ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать
"ли" - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать
согласно своему общественному положению: "Государь должен быть государем,
подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство оправдало
власть "благородных" на простым народом.
Бытие и не-бытие:
Древних
философов востока (ФВ) волновали вопросы: что есть этот мир и каков смысл
существования человека в нем.
Древние мифы не выделяли человека из космоса, а
напротив одушевляли его. В Индии (И): происхождение космоса подобно
человеческому рождению – бракосочетание неба и земли. В Китае (К) из
бесформенного мрака родилось два духа упорядочившие этот мир: мужской дух ян
стал управлять небом, а женский инь – землей.
Постепенно появляется идея о причинности сотворения
мира.
Локаятики – И материалисты – утверждали, что
первоначалу присущи четыре «великие сути»: земля, вода, воздух и огонь.
Представители ньяя и
особенно древние вайшешики относились к древним атомистам. Атомы
вайшешики отличались чувственной конкретностью – имели вкус, цвет и в отличие
от греческих атомистов вайшешики усматривали причину существования мира не в
движении атомов, а в том, что атомы создают моральный образ мира, реализуя
моральный закон – драхму.
Один древний мудрей сказал, что для человека нет более
интересного объекта, чем сам человек (он имел в виду женщину???).
Проблема человека – одна из основных, если не
центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал
человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и
методологических принципов науки, философии и политики всех государств.
Д.Дидро считал человека высшей ценностью, единственным
создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем
пунктом, от которого все должно исходить и к которомы все должно возвращаться.
Какими бы абстрактными, естественно-научными или
практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления
помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи
с самим человеком – с его внутренней сущностью и его потребностями. В
достижении свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и
научно-технического програсса.
Частные проявления человека изучают биология, медицина,
психология, социология и др. Философия же всегда стремиться к постижению его
целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о
человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась
выработатьсобственные средства познания человека и с их помощью выявить их
место в мире.
Философский
подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической
детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически
существовавших форм его бытия.
Философия выявляет место человека в мире и его отношение
к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои
возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое
человек как личность, какова структура личности, в чем суть
социально-психологических типов личности.
Известно, что в различные эпохи истории эта проблемма
освещалась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления.
Философская мысль то растворяла человека (Ч) в природе (Космосе) или в
обществе, то относилась к нему как к существу самодовлеющему (какому???),
противопоставляя его природному и социальному миру. И тем не менее, полностью
учитывая тот факт, что удельный вес «человеческой проблематики» в различных
философских системах был неодинаков, именно с ней всегда связывались основные
направления философской мысли на протяжении всей ее истории.
Философия познания человека требовала прежде всего
становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно и
объектом и субъектом познания.
В античной философии он рассматривался
преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный
высшему началу – судьбе.
В системе христианского мировоззрения человек стал
восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво
связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августина
рассматривал душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком,
а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо
прмежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая – арена низменных
страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к постижению
божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских пут. Этим
обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь
явно не только стремление постич собственную сущность но и стремление
приобщиться к высшей сущности – Богу. Этому воззрению чужда мысль о кончности
человеческого бытия.
Философия Нового времени видела в человеке (вслед
за християнством) прежде всего его духовную сущность. тончайшие наблюдения над
внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций
человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами
человеческих помыслов и деяний. Признание автономии человеческого разума в деле
познания собственной сущности.
Филисофия XIX-
начала XX в гипертрофировала духовное начало в человеке,
сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других к
иррациональному.
Вывели отличительный признак человека: Труд – не
просто отличительный, а сущьностный признак человека. (теперь я понял,
почему мне так хреново)
В труде человек постоянно изменяет условия своего
существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися
потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая твориться
человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.
Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала
выступает как коллективный, социальный. В социальном отношении труд повлек за
собой формирование языка, мышления, общения, убеждения, ценностные ориентации,
мировоззрение.В психологическом отношении он имел своим следствием
преобразование инстинктов: в плане их подавления иподчинения разуму и в плане
преобразования их в новое качество – интуицию.
Фихте считал, что понятие человека относиться не к единичному
человеку ибо такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно
анализировать свойства отдельно взятого человека, взятого самого по себе, вне
отношения с другими людьми, т.е. вне общества.
Маркс (ей бо скатал у Фихте):
«... сущность человека не есть абстракт присущий, отдельному индивидую В своей
действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
Милетская школа.
Др. гр. ф
возникла на зап побережья мал Азии. Здесь раньше развилась раб., торговля. и
выросшая на их основе культура. (связана с культурами Вавилона, Финикии и
Египта - более древние цив.)
Первые учения - г. Милет 7-6 в. д.н.э. - Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен
Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что
превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Полагали,
что существует первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и
движением.
ФАЛЕС конец VII - начало VI в. до н. э. Предсказал солнечное затмение в Греции - 585 г. до н. э.
Первым сформулировал вопрос: "что есть всё", "что является
первоосновой". Всё произошло из воды. (Фалес - монист, т. к. принимал за
основу всего сущего одно начало). Земля - плоский диск, плавающий на
поверхности воды. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Всё знание надо
сводить к одной основе - чувственной видимости.
АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто
апейрон из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие
начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Чувственный мир
является лишь проявлением реального мира, следовательно необходимо выйти за
пределы непосредственного наблюдения.
АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества
получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание,
обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит
из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности.
Философия милетской школы является рационализацией
мифа. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных
сил. В человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а
физическую природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская
философия возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического
знания. Их материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в
непрерывном движении и изменении.
ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ.
Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э.
Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной
жизни порядок - власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа
мира не материальное первоначао, а числа, кот образуют космический порядок -
прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им
числа. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные
существа, абсолютизировали и обожествляли их.
Мысль о том, что всё в природе подчинено определённым
численным соотношениям приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждению,
что именно число, а не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из
противоположностей: чётное - нечётное, предел - беспредельное, единство -
множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности не
переходят друг в друга. Особое значение - предел и беспредельное. Предел -
огонь, беспредельное - воздух (пустота).
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ: развитие материализма и диалектики.
Первоначало всего мира - огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и
является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду - семя
мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Гераклит является
основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и
рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность
(логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они
должны обрабатываться разумом. В мире существует единство как результат
сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к.
является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается
гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. "Всё течет, всё
изменяется", "нельзя войти в одну реку дважды".
Учение элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон).
Одним из этапов перехода от знания, обременённого чувственными
образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями для было учение
элеатов, вычленивших понятие бытия, как такового. Основные представители:
КСЕНОФАН:
(VI-V вв. до н. э). Считал первоначалом мира землю. Отвергал человекоподобие
богов, бог - абсолютное, вечное, бесконечный космос, сливающийся с природой, не
конкретный чувственный образ, а понятийная конструкция. Отрицал представления о
множестве богов. Мир является воплощениемем свойств бога. Мир вечен и
неуничтожим. Отрицал значение чувственного познания. Чувственная данность -
видимость, познать сущность мира возможно только мыслью.
ПАРМЕНИД:
Элея. VI-V вв. до н. э. Мир - вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и,
следовательно возможности движения (все заполнено). Всякая мысль есть мысль о
существующем. Поэтому несуществующее никак нельзя мыслить как несуществующее,
откуда несуществующего нет. Бытие - то, что охватывается мыслью. Думать = быть.
Мыслимое существует, мысль без бытия - ничто. Небытие не существует, т. к. о
нем нельзя мыслить и говорить. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение.
Из абсолютной заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един.
ЗЕНОН. Ученик
Парм. Доказывал невозможность движения. Предположение, что движ. мыслимо
приводит к противоречиям - оно не может осуществиться. (Для того чтобы
двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр. месте и не
находиться в нем. Но это противоречиво). В этих парадоксах вопрос не в том,
возможно ли восприятие движ чувствами, а в том, можно ли мыслить движ. при
условии, что пространство состоит из бесконечного множества неделимых частей ,
а время из б. множества неделимых моментов.
В этих апориях обсуждаются проблемы непрерывности и
бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики.
СОФИСТЫ.
СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.
Философское движение эпохи рабов. демократий.(5 - 6 в днэ)
С. явл. тезис о относительности всех чел. понятий,
эттических норм и оценок. Протагор: "Человек есть мера всех вещей,
существующих чо они сущ., и не сущ., что они не сущ."
Софистика воевала против всего того, что жило в
сознании людей без удостоверения его законности.
В теории познания софисты ориентируются на
отдельного индивида, объявляя его - со всеми его особенностями - субъектом
познания. Всё, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через
органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны. Значит всякое
человеческое знание относительно. Объективное, инстинктивное познание, с точки
зрения софистов, недостижимо. Cубъективный идеализм.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|