рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете, которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть дополнено в дальнейшем.

Выделяют также конечную истину - элементарный результат познания, к которому нечего добавить.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от конкретных условий существования объекта.

Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна по условиям применения, относительна или абсолютна по степени приближения субъекта к объекту.

14 Практика как основание и цель познания

Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материальная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материальную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.

Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений.

Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее потребности выступают как важнейшая движущая сила познания.

Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание последнее обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику.

Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности - и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую "чистую" науку, нежелание работать над решением практических задач.

Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.

Практика - основная движущая сила познания. Главным стимулом для развития знания служат практические потребности людей. Практика та же сфера приложения знания. Позднее знания получали из такой формы практического взаимодействия как эксперимент. Эксперимент - форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно ставятся человеком в определенные взаимоотношения, и на их основе выявляются те или иные свойства.



15 Практика как  критерий истины

                В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).

Коренным пороком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов.

Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии - общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность (взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует соглашению).

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к практицизму и практике.

Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов "действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом", "труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер).

Практика  активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её.

В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе.

Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство (труд), - социальная деятельность, - научный эксперимент; - техническая деятельность; - военно-политическая деятельность.

 Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания.

Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

  1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики. - креативная функция

  2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. - детерминирующая функция

  3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция

  4. практика представляет собой и решающий критерий истины " критериальная функция. Остановимся на последней функции.

Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения мысли.

Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий.

Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины.


16 Диалектика как филосовский метод и теория развития.

Диалектика - искусство вести беседу, спор, учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. 

Д – есть ф метод познания действительности, изучает всеобщее знание, а не конкретные (как остальные науки).

Предмет д – всеобщие законы природы и общества.

В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная Д. древних мыслителей; идеалистическая Д. немецкой классической философии;  марксистская материалистическая Д. как  современная Д.

Существует объективная(первична) и субъективная(вторична) д., отражение объективной. Объективная д – д природы, вещей, общества, самого объективного мира. А субъективнаая д – д мышления, человеческого познания – средство которым постигается мир. Субъективная д отражает действительный мир в идеальной форме – в виде понятий, суждений, категорий.

О и С д – являются противоположностями и между ними есть противоречия (различия ?), которые разрешаются в процессе человеческого познания и деятельности, здесь применяются законы диалектики.

                Материалистическая диалектика представляется в виде целостной
системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения.

Д как метод познания предъявляет познавательному процессу свои требования:

1.        объективность рассмотрения предмета (без субъективизма).

2.        Всесторонность рассмотрения (все связи и отношения с другими объектами).

Мир – совокупность процессов (не явлений),они постоянно изменяются и развиваются, для верного их отражения наше мышление также должно быть изменчивым;  категории кот отражают объект, дожны переходить друг в друга, изменяться.

3.        Рассматривать объект в развитии.

4.        Рассматривать объект как единство противоположных сторон (объект как целостная система, вскрытие причин и источников развития, взаимодействия с другими).

5.        Единство кол-ного и кач-ного анализа. (?)

6.        Принцип диалектического отрицания. (избавляет от узости мышления, ориентирует на охват широкого круга проблем в процессе познания)

7.        Принцип бесконечности познания – предостерегает от самоуспокоения в познании.

8.        Принцип восхождения от абстрактного (одностороннее) к конкретному (многостороннее).Объект вначале познают с одной стороны, с другой и т. д., возникает целостная картина.

В своей совокупности указанные требования диалектики составляют сущность д метода познания.

Когда говорится, что д представляет собой всеобщий метод, имеется в виду, что она выполняет методологическую функцию.

Функции:

1.        Мировозренческую (формирует творческое мышление)

2.        Онтологическую - служит основой обобщения теоретических выводов конкретных наук.

3.        Гносеологическая благодаря ней создаётся общая картина человеческого познания

4.        Логическая логика изучает философские законы и категории.

5.        Евристическая – служит выработке нового знания.

6.        Аксиологическая – (оценочная функция, что бы с помощью основных законов и принципов  выбрать те или иные действия в области практики и познания)

7.        Прогностическая выражается в предвидении возможных последствий процессов познания.

  

17 Принципы, законы и категории материалистичной диалектики.


Принципы д 1)  принцип всеобщей связи 2)принцип развития;

3) принцип историзма; 4) принцип причинности; 5) принцип системности

(3-5 у меня в конспекте не было, можно опустить ?)

1 Принцип всеобщей связи

Согласно этому принципу, связь явлений, под которой понимается такое отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом, имеет универсальный, вселенский характер.

Для уточнения этого принципа введем понятие связи. Связь есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Отношение – одна из форм, момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов. Виды отношений: равенство, неравенство, субординация, координация, целое и части. Наиболее универсальный характер носит отношение зависимости, т.к. все зависит от окружающего.

Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи. В неорганической природе существуют механические, физические и химические связи. В живой природе существуют более сложные – биологические связи, которые вырвжаются во внуреорганизменных, внутриорганизменных, межвидовых отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. В общественной жизни образуются производственные, распределительные, классовые, семейные, межличностные, национальные, государственые и прочие отношения. Кроме того, существуют внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и случайные, причинно-следственные и т.д. Эти формы связи выделяются в зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Любая форма связи имеет свое основание – существенное объективное условие, обеспечивающее образование и существование той или иной связи. Так, заряд ядра атома обусловливает связь в системе элементов.

Дальнейшим уточнением принципа всеобщей связи является понятие взаимодействия. Взаимодействие есть философская категория, отражающая процессы воздействия различных элементов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия. Взаимодействия в физике: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое (распадное). В биология исследует энергетические и информационные взаимодействия на различных уровнях: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, видовом, биоценозном. Духовный мир людей организуется через смысловые (психологические, логические, нравственно-этические) взаимодействия.

Взаимодействие противоположностей – противоречие  является самым глубоким источником, основой и конечной причинй возникновения, самодвижения и развития объектов.

2 Принцип развития.

                Мир совокупность процессов, эти процессы и выражаются понятием развитие: перемещение тел в пространстве, изменение агрегатных состояний вещества, свойств объекта, обратимые и необратимые процессы.

                                Движение, изменение, развитие

Всякое движение изменение, но не всякое изменение  развитие. Движение как способ существования материи и есть развитие.

Развитие характеризуется чертами

1.        необратимость

2.        обновление (отрицание старого и появление нового)

3.        приемственность (выражает момент связи качественных состояний)

4.        направленность (не круг, а спираль, либо прогресс, либо регресс)

5.        цикличность (возврат к старому но на более высокий уровень)

Движение может быть вызвано внешней силой, а развитие имеет внутренний источник.

Ф понятие развития нельзя отождествлять с биол эволюцией либо социальным прогрессом, Сущность развития не сводится к форме проявления.(переход от рабовладельческого строя к феодальному)


3 Принцип историзма.

Результатом применения принципа всеобщей взаимосвязи является специфическая и универсальная категория диалектики – категория развития. В мире нет ничего окончательно завершенного, все находится на пути к иному. А тот или иной тип связи и взаимодейстий образует образует определенное направление этого пути. Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. Важнейшим конституирующим признаком развития является время: развитие осуществляется во времени и только оно выявляет его напрвленность и необратимость.

Принцип историзма: (Ленин) “Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.”

Мировоззренческое и историческое значение принципа историзма в том, что правильное понимание становления явления помогает уяснить суть развитого явления и хотя бы частично увидеть его перспективу.

Этот принцип является фундаментом социальной философии марксизма. 1) Общественная история характеризуется закономерным, необратимым и направленным развитием. 2) В общественном развитии доминирует прогрессивная тенденция 3) Движущими силами общественного развития является борьба внутренних противоречий на каждом этапе истории. Принцип историзма сводит воедино прошлое, настоящее и будущее, актуализирует прошлое и будущее в настоящем.

               

4 Принцип причинности.

Понятия причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С одной стороны, с точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из основных видов связи, а именно, генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). С точки зрения принципа развития причинность определяется следующим образом: всякое изменение и тем более развитие, то есть изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие.

К не имеющим причинно-следственного содержания относятся такие виды связей, как пространственно-временная корреляции, функциональные зависимочти, отношение симметрии. Однако, любое явление находится в причинно-следственных связях с каким-либо другим явлением.

Причинность универсальна, всеобща. В мире нет и не может быть явлений, которые не порождали бы те или иные следствия и не были бы сами порождены другими явлениями. Существенной чертой причинноси является непрерывность действия причинно-следственных связей. Цепь причинных связей не имеет ни начала, ни конца.

Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие со стороны причины на следствие. Следствие распространяет свое влияние “назад”, на произвдящую его причину, видоизменяя, истощая или увеличивая ее силы, особенно когда п-с связь не мгновенна, дискретна, а континуальна. Это – принцип обратной связи. Итак, причинность – это не просто связь, а взаимодействие.

Существует несколько классификаций типов причинности:

-          по внутреннему, субстанциальному содержанию. Внутренний механизм причинения связан с переносом материи, энергии, информации.(материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые в свою очередь подразделяются на физические, химические, биологические, психологические, социальные)

-          На основе способов проявления п-с связи: однозначные и вероятностные(квантовая механика).

-          Разного рода гносеологические классификации. Например, выделяются причины общие, специфические и главные; объетивные и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные.


5 Принцип системности.

Причинность, являясь одним из основных видов связи, не исчерпывает тем не менее всего разнообразия реальных взаимодействий в действительности. Вне генетического и временного принципа причинности остаются все виды коррелятивных, пространственных и функциональных связей, которые в своей совокупности объединяются таким методологическим принципом, как принцип системности.

                Принцип системности и связанный с ним системный подход – важное методологическое направление в современной науке и практике, воплотившее в себя целый комплекс идей теории диалектики.

Система – это внутренне организованная на основании того или иного принципа целостность, в которой все элементы настолько связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.