рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

Гносеологический аспект общественного сознания предпола­гает два уровня - обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения действительности (критерий для их раз­граничения - степень проникновения в сущность явлений).

Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потреб­ностей людей.  Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме сис­темы идей, понятий и законов: теория - это систематизированное знание.  На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном - эм­пирическим знанием.

Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общест­венной деятельности.

Свое выражение общественное сознание находит в общественной психологии, которая во многом сходна с обыденным сознанием, и в ее структуре содержится так называемое «коллективное бессознательное». Она представляет собой массовое coзнание, убеждения социальных групп, классов. Ее функции проявляются при решении практических задач повседневной жизни побуждая людей к различного рода действиям. Ее  правомерно рассматривать в качестве эмоционального сознания.

Содержание общественной психологии охватывает три группы социально-психологических явлений - психологический склад определенной социальной общности (социальный характер, npивычки, обычаи, традиции), психическое состояние социальна группы (настроения, социальные чувства, эмоции) и социальна психологические явления, характерные для этой-группы (мод слухи).

Как и общественное сознание в целом, общественная психология по своему содержанию есть отражение общественного бытия людей. Общественная психология составляет основу, исходный пункт формирования более высокой ступени общественного сознания идеологии, которая представляет собой систему взглядов и представлений определенного класса, нации или народа. Она теоретически обоснована и выражает его коренные интересы. В этом состоит ее главная социальная функция. В отличие от теоретического сознания идеология не содержит естественнонаучных знаний о природе.

Если к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества; индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный мир конкретной личности. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.

Формы общественного сознания философия, по­литика, право, нравственность, эстетическое сознание, религиоз­ное сознание и наука. Все, кроме философии, формы общест­венного сознания можно с некоторой долей условности разделить на два цикла. К первому относятся политика, право и этика — в их основе лежит единый смысловой стержень, связанный с выяснением различных модификаций исходного отношения между субъектами (это взаимоотношения между людьми — этика: между человеком и обществом — право; между различ­ными социальными группами, вплоть до целых государств,— политика). Ко второму циклу относятся эстетика, религия (или атеизм), а также наука. Общим стержнем здесь является исход­ное отношение «субъект — объект», то есть многообразные формы отражения человеческим сознанием его сложных взаимо­отношений с миром. Граница между указанными циклами условна, особенно между этическими и эстетическими катего­риями.


 

28 Гуманизм как сердцевина проблематики научной философии

(Философский словарь Булатов  Радугин)


Гуманизм (лат. humanus—чело­вечный) — совокупность взглядов, вы­ражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как лич­ности, заботу о благе людей, их все­стороннем развитии, о создании благоприятных для человека условии обще­ственной жизни. Гуманизм — антипод всякого рода фанатизма, ригоризма, нетерпи­мости, неуважения т. эр. и знаний других.

Первые проявления гуманизма можно заметить на этапе раннего христьянства, у которого на знаменах были написаны истинно гуманистические лозунги (Для бога нет богатых и бедных Пред богом все равны (Что-то такое говорил Новиков))

Гуманизм в научной философии складывается в эпоху  Возрождения (15—16 вв.) -- Гуманисты провозгласили свободу че­ловеческой личности, выступали про­тив религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетво­рение земных потребностей. Крупней­шие гуманисты эпохи Возрождения — Петрарка, , Эразм Роттердамский, Бру­но, Ф. Рабле, Ф. Бэкон Гуманисты  утверждали новую систему духовных ценностей, главным в которой было провозглашение превосходства личных достоинств и личного благородства над происхождением, сословным благородством по крови .Критерием личного благ и достоинствава выступает духовная культура.

Гуманизм  достиг своего расцвета в произв. просветителей 18 в.,(Вольтер Руссо ) провозгласивших лозунги свободы, равенства и братст­ва, защищавших право людей на беспрепятственное развитие их «естест­венной природы». Однако даже в лучших своих проявлениях гуманизм  нового времени ограничен, т. к. он основывает гума­нистические идеалы на частной собственности и индивидуализме. Отсюда неразрешимое  проти­воречие между лозунгами гуманизма и их ре­альным осуществлением в капитали­стическом обществве.  Почти с самого начала внутри гуманизма  выделилось течение, представители к-рого — Мор, Кампанелла, Мюнцер  сторонники утопического социализма . Они видели антигуманистический ха­рактер об-ва, критиковали его поро­ки, требовали имущественного равен­ства, но, не зная объективных зако­нов истории, не могли вскрыть реаль­ных путей и средств достижения спра­ведливого об-ва. (Пример Кампанелла «Горд солнца» -создал идеальное общества, где отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация жизни и быта под властью жрецов)

Апогеем развития гуманизма в научном познании явились работы  К Маркса Его работы пронизаны истинным гуманизмом.  Под влиянием Л. Фейербаха написана важнейшая pабота того времени «Экономическо-философские рукописи 1844 года». В этой работе Маркс выступает в защиту гуманиз­ма, основанного на идее свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации этой .сущности, по Марксу, препятствуют различные виды человеческого отчуждения: отчуждение человека от природы, отчуждение от своей соб­ственной «родовой» сущности, отчуждение человека от чело­века и отчуждение человека от общества. В основе всех форм отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях.

Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвое­ния человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям. На основе концепции присвое­ния он создает грандиозное по гуманистическому пафосу учение общественно-исторической, предметно-практичес­кой сущности человека. В этой концепции он стремится представить человеческую деятельность как глобальный процесс очеловечивания мира, преобразующего природу «по мерке каждого вида», то есть в соответствии с самими за­конами природы и, в то же время, налагающего на природу свои характеристики, без чего природа не смогла бы возвы­ситься до человека, стать фактором человеческого бытия.

Свою теорию Маркс назвал «Теория действительного гуманизма»


29. Идея целостности человека как выражение гуманизма

Какие бы науки ни занимались изучением человека, их ме­тоды всегда направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрас­но понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их по­мощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы.

Человек представляет собой целостное единство био­логического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социаль­ного, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интег­ральное единство, приводящее к возникновению новой качест­венной ступени — человеческой личности.

Ориентация на человека являлась важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения. Если в центре вни­мания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века — религиозная жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план вышла светская жизнь, де­ятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понималась как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Мировоззрение людей эпохи Возрождение носит ярко выра­женный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окру­жающего мира. При этом проповедуется уважение достоинства и прав человека, забота о благе людей, их всестороннем развитии.

Продолжил эту традицию Фейербах. Натурализм в системе Л. Фейербаха носит антропологи­ческий характер. В центре философии, по его мнению, должен нахо­диться человек как высшее существо природы. «Новая философия превращает человека, включая в природу как базис человека, в единственный универсальный и высший предмет философии». Философское учение Л. Фейербаха является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного человеческого индивида во всей полноте его телесного и духовного бытия. Фейербах отвергает подход к чело­веку со стороны классиков немецкого идеализма, рассматривающих человека, по преимуществу, как духовное существо.



30. Движущие силы социального развития


Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается под воздействием определенных объективных законов. История общества представляет собой закономерный процесс. Но как же вписывается в этот процесс деятельность людей, что движет людьми и побуждает их к социальной деятельности ? В самом общем виде ответ на этот вопрос можно выразить следующим образом: люди живут в определенных условиях, в определенную эпоху. У каждого из них существуют свои взгляды, представления и интересы. Как отдельные индивиды так и большие группы людей руководствуются в своих действиях прежде всего своими интересами. Но от чего зависят эти интересы и почему они бывают различными? Проблема интересов, их сущности и роли занимала большое место в размышлениях философов разных времен и поколений. Идеалистически мыслящие философы пытались связать их либо со ступенями самопознания абсолютной истины (Гегель), либо с божественными предначертаниями. Философы материалистического направления исходили из того, что интересы людей зависят от того, в каких условиях они живут, какое положение занимают в системе материального производства, в социальной системе общества в целом. Каждый преследует в жизни как будто бы только свои собственные цели. Но, с другой стороны, любой индивид принадлежит к той или иной, а чаще к целому ряду социальных общностей: классам, нациям и народностям, семьям и т.д. И как частица той или иной общественной группы, он связан с другими людьми, входящими в эти социальные объединения общими условиями существования, сходным образом жизни, а значит и общностью интересов. Положение общественных групп в системе материального производства, образ жизни, материальные условия существования - это те факторы, которые в конечном счете определяют интересы людей, их поведение в обществе. Ф.Энгельс писал, что "экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы". Интересы являются мощной побудительной силой, заставляющей действовать исторических субъектов, т.е. отдельных индивидов, классы, нации или другие общественные группы. Поскольку положение классов, социальных групп в системе экономических отношений неодинаково, различны и их интересы. Борьба за реализацию потребностей класса, группы и выступает как борьба за удовлетворение их интересов. При этом различают интересы основные и неосновные, материальные и духовные.

Исследование диалектики интересов дает ключ к выявлению движущих сил развития общества на разных этапах истории. Движущей силой исторического процесса, является деятельность всех его "участников" - и социальных общностей, и индивидов, и выдающихся личностей. На основе их совокупной деятельности и развивается история общества. Понятие "субъект исторического процесса" достаточно емкое и вместе с тем широкое. История есть результат деятельности всех индивидов и общностей, поэтому все они, хотя и по-разному, выступают в качестве субъектов истории и ее движущих сил. Но до уровня субъекта поднимаются те и тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. При этом общая тенденция исторического процесса состоит в том, что в сознательное историческое творчество вовлекаются все более широкие массы. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность (или социальная группа, если у нее есть общие интересы и цели), действующая сознательно и ответственная за свои поступки. Люди сами творят свою собственную драму - историю, причем побуждают их к историческому действию их потребности и интересы. Общество, таким образом, выступает как саморазвивающаяся система. Источником же общественного саморазвития является социальные противоречия, а движущими силами - субъекты истории и те средства, факторы, которые обеспечивают разрешение этих противоречий и поступательное движение общества.

 

31. Политическая система общества. (ПСО)

Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, теории, политические отношения, находящие свое выражение в различных политических организациях и институтах, к которым относятся: государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, средства массовой информации. Не все общественные организации являются политическими, но в то же время в обществе нет ни одной организации, стоящей вне политики. Это значит, что они реализуют свои цели, либо обращаясь непосредственно к государственной власти, либо через общественное мнение регулируют государственную политику. Иными словами в определенной степени несут на себе политическую нагрузку, не выполняя непосредственно политических задач. Поскольку в обществе нет организаций, стоящих вне политики, следовательно, не может быть и граждан, исключенных полностью из политической жизни, все члены общества так или иначе, активно или пассивно принимают в ней участие. Таким образом, политическая система представляет собой сложное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют три составных части:

1) подсистема политических принципов, идей, теорий, взглядов, эмоций, чувств, составляющих политическое сознание;

2) подсистема политических отношений между обществом и государством, различными классами и социальными группами, государствами и т.д., по поводу власти;

3) подсистема политических институтов, образующих политическую организацию общества: государство (оно составляет ядро ПСО), партии, профсоюзы и другие общественные организации.

/* Иногда считают 1), 2) и собственно политическую систему (т. е. 3)) отдельными элементами структуры политики */

Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Так, политические взгляды, теории и отношения реализуются в деятельности политических институтов и наоборот государство, партии формируют определенное политическое сознание. Носит политическая система исторический характер, меняясь с переходом от одной формации к другой, от одной исторической эпохи к другой.

Основными факторами, определяющими политическую систему конкретного общества, являются:

а) его социальная структура (отношения между основными и не основными классами, нациями etc.)

б) форма правления (парламентское, президентское etc.)

в) тип государства (монархия, республика)

г) политический режим (демократический, тоталитарный, деспотический)

д) социально–политические отношения (стабильные или нестабильные, умеренные, консенсусные, остроконфликтные)

е) политико–правовой статус государства (конституционный, при развитых или неразвитых правовых структурах)

ж) политико–идеологические и культурные отношения в обществе (открытые или закрытые, с параллельными, теневыми структурами или без них)

з) историческая и национальная традиция устройства политической жизни (политически активное или пассивное население, кровнородственные связи или нет, развиты или нет гражданские отношения)

32. Государство, его происхождение, исторические типы, признаки и функции


Любое общество не может функционировать без управления, но его формы и содержание в различные периоды истории весьма существенно отличаются. Так, родовая община не знала политических отношений и политического регулирования, управление в ней осуществлялось как самоуправление, общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы разрушили прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется интересом экономически господствующего класса, появляются новые отношения и, следовательно, новые механизмы регулирования общественной жизни, связанные с властью. Сложилась политическая система общества, ядром которой становится государство. Во всех крупных философских системах, начиная с античности, присутствует учение о государстве. Это теория идеального государства Платона, "Политика" Аристотеля, идеи Т.Гоббса и Дж.Локка об общественном договоре, диалектика гражданского общества и государства Гегеля, классовая концепция государства К.Маркса и В.И.Ленина. Предметом особых дискуссий является вопрос о происхождении государства. Античная философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства как проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру, искусство. Философия нового времени выдвигает договорную теорию происхождения государства, представителями которой были Т.Гоббс, Ж.Руссо, А.Радищев. Они полагали, что государство возникло в результате общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это – сила, служащая всему обществу: и богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения мира и безопасности граждан. Теория насилия, представленная Е.Дюрингом и Л.Гумпловичем, объясняла появление государства в результате войн и политического насилия, которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию классов и эксплуатации. Существует также психологическая теория (представитель, напр., Шопенгауэр), которая рассматривает возникновение государства как результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у других подчиняться. Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В настоящее время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход к сути государства, как только органа одного, господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Можно дать следующее его определение: государство есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной территории.

Основные исторические типы государства:

1)       рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих никаких политических и юридических прав, являющихся объектами частной собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.