рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ).  Для С. характерна логичность речи, ирония, мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов.

Фил. по С. - учение о том как следует жить. С. выступает проти внатурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн.  самого себя (самопознание)

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА.

Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии

Платон - ученик Сократа. Первый создал концепцию объективного идеализма. Мир идей, понятий, первичен по отношению к миру вещей.  Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Материальное бытие создается Творцом, разум и творческое умение, которого формирует материальный мир. Творец создал физический мир по идеальным образцам - идеям. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага.

П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы. Чел душа независима от тела и бессмертна. Частная собств и семья - подрывают условия общества.

44 Аристотель как философ.

Аристотель hодился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. (384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына - Александра.

Из дошедших до нас трудов Аристотеля выделяются логические труды - "Органон", "Аналитики", "О софистических опровержениях"; книга о бытии - "Метафизика"; естественнонаучные произведения - "Физика" и другие.

Еще находясь в учениках у Платона, А. его критиковал, в особенности теорию идей, он полагал, что разделение на идеи и вещи нерационально, т.к. идеи - копии чувственных вещей и тождественны им по значению. А. говорил, что отделение идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть объяснено. По Платону идеи - прообразы вещей и существуют от них независимо, а вещи, заимствующие у идей свое бытие - только их отблеск. А. говорит, что нельзя отделить сущность от того, сущностью чего она является, нельзя создать идеальный сверхчувственный мир наряду с реальным миром. В основе мироздания находится неопределенный субстрат - "первая материя", однако она существует только в абстракции. По А. каждая конкретная вещь - единство материи и формы. Форма - сущность вещи, она нематериальна, каждая вещь - оформленная материя. Медный шар - медный - вещество, шар - форма. Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего явл. материя.

Высшая форма - это Бог или перводвигатель - чистая материя. "Это мысль, разум, который мыслит сам себя. А. считал, что природа состоит из 4 элементов - огонь, воздух, земля, вода, а также - эфир, из которого состоят небесные тела. Эфир неизменен и совершенен.

А. выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует. В центре мира по А. находится неподвижная шарообразная земля, над которой движутся сферы с прикрепленными к ним светилами.

В теории познания А. в отличие от Платона защищает происхождение знания из чувств. Критиковал и элеатов за их отрицание движения. Как он считал любое явление предполагает возможность изменения и цель этого изменения. Выступил как создатель логики, стремился соединить формы мышления и бытие, объяснить логические категории в соответствии с объективной реальностью. В соотв. с спецификой античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция), а на индукцию обращ. мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель).

                Общественно полит. теории А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.


45. Атомизм Демокрита и Эпикура

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткой разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты, в которой происходит движение частиц, и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы. Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечного) количества частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона.

 Основатель атомизма - Левкип (рожден в Милете). Всё состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты.

ДЕМОКРИТ: (460-370 до н. э.)

Демокрит признавал существование двух начал: бытия и небытия. Исходное положение - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Пустота, отделяет тела друг от друга. Следовательно, бытие множественно, не едино. Космос является единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - средство различения и разграничения вещей, она выступает как внутри сложных вещей, отделяя элементы - атомы друг от друга, так и вне вещей, являясь их вместилищем. Пустота позволяет вещам и их элементам двигаться. Атомы - всевозможные малые тела, невидимые из-за размера. Количество атомов бесконечно. Атом неделим. Пустота - место, в котором все эти тела, в течение всей вечности, двигаются, вступают во взаимодействия, и таким образом они производят и все прочие сложные тела, и их состояния и ощущения.

Демокрит первый рассматривал движение как способ бытия материальных тел, т. к. атомы находятся в вечном движении, для вечного нельзя искать причину.

Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюдений и отличий.

Ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

 Однако существуют предметы, которые в силу своей малой величины недоступны чувствам. Такие свойства вещества постигаются умом, и это познание также может быть достоверным. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувственных наблюдениях размышлением.

Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организмов сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

                ЭПИКУР: (341-270 до н. э.; эпоха эллинизма)  Главная задача философии - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика может быть построена только при условии, если будет определено место, которое человек занимает в мире. Поэтому этика должна опираться на физику, а физике должна предшествовать разработка теории познания. Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущаем - истинно. На основе ощущений возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единственный критерий истинности, оно есть критерий и для заключений о таких вещах, которые непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в логическом противоречии с данными восприятиями.

Эпикур принял основные положения атомизма Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человеческой свободы. В рамках необходимого должен быть указан путь к свободе. У Демокрита движение атомов в пустоте вызывается механической необходимостью. Эпикур полагает, что движение обусловлено внутренним свойством атомов - их тяжестью, которая наряду с их формой, положением и порядком становится важным объектом определения атома. Количество форм атомов ограничено, т. к. атом не может обладать большой тяжестью. При движении атомы могут самопроизвольно отклонятся на небольшой угол и т. о. переходить с прямолинейных путей движения на криволинейные. Это является необходимым условием свободы человека.

 

46 Суть и основные черты философии Средневековья.

Ф средневековья представляет собой длительный отрезок истории и развития ф, который связан с  христианской религией.

В ходе развития средневековой ф можно выделить:

1.        На рубеже античной и средневекой ф стоит патристика 1-8

века(патр - отец). Зарождающееся христианство должно было бороться за место под солнцем с античной языческой философией. Философские элементы христианского мышления развивались в борьбе с античной мудростью.

3 тенденции:  с одной стороны полностью отвергаются античная образованность и философия, например апологет Тертулиан; с другой стороны античная философия принимается положительно как инструмент познания Бога, например гностицизм; а посредине этих крайних воззрений – сторонники гармонического сотрудничества между "божественной" и "философской" мудростью при признании первенства божественного принципа. (Августин Блаженный, апологеты).

                Гностицизм- течение пытавшееся объединить христианство с нехристианскими элементами. Присуща черта дуального объяснения мира – борьба материи (носителя зла) с духом(носителем добра)  и  имеет космическое значение. Гностики различают всеблагого бога искупителя и подчинённого ему (враждебного) бога творца.

 Манихейство - учение, в котором свет и тьма - двойное начало и божественного и дьявольского происхождения. Между светом и тьмой идет постоянная борьба, то же и в душе человеческой. Искупление и спасение возможны без принятия веры в Христа, а лишь одним аскетизмом. Августин разочаровался в манихействе и стал одним из западных отцов церкви.  

Философская система Августина теоцентрична, Бог - высшая сущность, которая не зависит ни от кого и ни от чего, причем, все остальное зависит от него. Бог сотворил мир и продолжает его творить. Любое изменение происходит по воле Бога. Это приводит Августина к концепции фатализма. Если человек творит добро, он делает это по воле Божьей, если же склоняется ко злу, то это его воля. Бог ответственен только за добро, а зло - это просто отсутствие добра. Государство и церковь по Августину противопоставлены. Государство - царство греха, церковь - царство божье на земле. Вывод - теология.

 В борьбе против языческой философии и религии выступают христианские писатели, названные апологетами (от апология - защита). Они со своими трактатами обращаются к правителям и простым людям, призывая из защищать христианское учение. Они были первыми христианскими философами, которые хотели приспособить греческую философию к потребностям собственных концепций.


2.        Ранний период схоластика (8-12 века)

Схоластика – беспредметные разговоры (из-за инквизиции), ф находилась на службе у церковной догматики. Ф искала рациональные пути истинности доказательства всего того, что провозглашала вера. Из того, что философия была в подчинении у теологии вытекают 3 задачи схоластики:

с помощью разума проникнуть в истины веры и тем приблизить их содержание к мыслящему духу человека;

придать религиозной истине систематическую форму при помощи философских методов;

используя философские аргументы исключить критику святых истин.

Схоластическое философствование сосредотачивалось на 2 проблемах: споре номинализма и реализма и доказательстве существования Бога.

Первая проблема вытекает из вопроса существуют ли реально универсалии или нет. По Аристотелю идеи не предшествуют чувственно воспринимаемым предметам, не являются причинами вещей, а от вещей зависят. В средние века схоласты, стоявшие на позициях реализма, вернулись к идеям Платона - идеи - это общее, вещи - частное. Существует лишь общее. Номиналисты же не допускали существования идей до вещей. Вещи главнее. В этом споре намечаются черты борьбы идеализма и материализма.

 Крупнейшим представителем схоластики в период ее расцвета (13 век) был Фома Аквинский. Он систематизировал всю философско-теологическую схоластику и обосновал ее. В вопросе об отношении веры и знания, религии и философии, Аквинский говорил, что религия и наука обладают разными способами достижения истины. Если религия свои истины обрела в откровении - Священном писании, то философия пришла к истине посредством опыта и разума. Но и в религии могут быть истины, обосновать которые можно с позиций философии.

 Приоритет всегда принадлежит вере, более того, все науки должны согласовывать свои положения. При этом Аквинский сделал теологию философичной.

Док-ва существования Бога: 1 - самодвижение предметов невозможно, значит каждый предмет должен двигаться другим, значит должен существовать перводвигатель - Бог; 2 - исходит из понятия случайности и необходимости. В мире существует много случайностей, но если это не хаотическое существование => необходимость - Бог. 3 - в мире несколько степеней совершенства, должно быть идеальное - критерий - Бог.

3.        13-15 века Расцвет схоластики и её разложение (см  Фома Аквинский)

Через всю историю ср ф проходит спор реалистов (утверждают примат общего духовного начала, т.е. существуют общие понятия которые выражают все вещи, Фома Аквинмкий, Ансель Кентерберийский) и номеналистов (существуют вещи, а общие названия этих вещей абстракция, не предшествуют самим вещам,  Абеляр, Скот, Оккам)


47. Проблема соотношения веры и знания, ценности земной жизни и христианского милосердия в философии Средневековья.

                К вопросу о соотношения веры и знания:

                Спор между представителями схоластики и мистики (см. 46) о наиболее эффективных средствах приобщения людей к религиина уровне философии и теологии вылилися в спор о наилучших формах и методах защиты и обоснования христианского мировоззрения. Различные подходы к решению этих вопросов сформировали две основные тенденции религиозный интеллектуализм (РИ) и религиозный антиинтеллектуализм (РАИ).

                Цель РИ – выработать у человека сознательное восприятие религииозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, но подкрепленное разумными доводами. Представители РИ допускают участие разума и связанных с ним срадст теоретического анализа в религиозной жизни людей.Они стремяться поставить разум на службу вере, примирить науку и религию.

                С точки зрения РАИ действия Бога (Б) не подвластны законам разума.Б абсолютно свободен, его действия непредсказуемы и разум является помехой на пути к Б. Чтобы прийти к Б нужно забыть все что знал, забыть что существует знание вообще.

                Точку срения РАИ можно объяснить тем, что в ранних християнских (Х) общинах абсолютное большинство составляли неграмотные малообразованные люди. Положение о том, что возвещенная христианская истина – полная и окончательная, достаточная для решения всех проблем человеч. существования – обеспечивала существование христианства в обществе. Однако идеологи Х постоянно стремились к расширению социальной базы новой религии.  Они хотели склонить на свою сторону образованные слои римского общества: патрициев, интеллигенцию.

                Августин (А) разрабатывает теорию о гармонии веры и разума (IV-V вв). А выступает с требованием признания двух путей преобщения людей к религии: понятийно-рационального (логического мышления, достижения наук и философии) и нерационального (авторитета «Священного писания» церкви, эмоций и чувств). Но пути неравноценны: «Не учением человеческим, а внутреним светом а так же внутреним светом  мог Христос обратить людей к спасительной вере». Теория А никоим образом недопускает поставить веру в зависимость от разума. Решающее значение отдается откровению.

                В XI-XII вв как следствие выделения из крестьянского хозяйства ремесла, развития на этой почве городов, появление в них светской культуры появляется средневековое свободомыслие (СС). Церьковь перестает быть единственным носителем образования (право, медицина, техника).

                Представители СС: Пьер Абеляр, Жильбер Порретанский, Сигер Брабантский, Боэций Даккийский. Они не отвергали религию. Это было невозможно в западноевропейских условиях того периода и не отвечало их настроениям в качестве верующих християн. Они признавали существование сверхъестественного порядка подчиняющегося руководству сверхъестественного Бога. В своих работах СС постоянно ссылается на «Священное писание» и «отцов церкви». Вместе с тем они отстаивают права и возможности человеческого разума, максимальную самостоятельность рационально-философского исследования, и тем самым объективно подрывают устои ревеляционистского (от лат. relevatio - откровение) догматизма.

                Свое наивысшее выражение рационалистические моменты идеологии СС нашли в теории двух истин (ДИ) или «двойственной истины». Эта теория переносит проблему соотношения веры и разума, религии и знания в сферу взаимоотношений теологии и философии. Главный смысл теории: утвердить независимость науки и философии от вероисповедных догм теологии.

                Существовали различные варианты ДИ:

1)       Шартрская школа: различие предмета и методов теологии с одной стороны и науки и философии (НиФ) с другой. Теологии отдавалась область сверхъестественного а НиФ – область знания, относящаяся к естественному миру. Истина сверхъестественного откровения в силу авторитета «Свящ. Писан» принимается на веру. Философия в своем исследовании опирается на разум и опыт. Основные усилия данной школы были направлены на доказательства отсутствия противоречия между теологией и НиФ в силу различия их предметных областей и методов.

2)       Более радикальна теория ДИ представленная С.Брабантским и Б.Даккийским. Они по возможности борятся за полную автономию НиФ знания и доходят до признания возможности полной противоположности теологии и философии по ряду вопросов. В учении «О нумерическом единстве разума» Сигер Брабантский выдвигает идею вечности мира и человеческого разума как природного качества человека.

Перед католическими теологами возникает задача выработать средства противодействия СС, и в то же время учесть возросший авторитет НиФ. Наилучшим образом с ней справился Фома Аквинский (ФА) (1225-1274). Его учение признано в качестве официального учения католицима. ФА создал новую теорию о гармонии веры и разума (НГВР). ФА провозгласил, что вера не дожна противоречить разуму, что некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы. Например разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души. В конечном счете разум и вера к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают это разными средствами. Разум опирается на науку, вера – на теологию. Возможность гармонии веры и разума бызируется на том факте, что Бог открывается человеку двумя путями: естественным – через сотворенный мир и сверхъестественным – через откровение.

Одну и ту же истину нельзя одновременно знать и верить в нее. Согласие с истинами разума является логической необходимостью, согласие же с истинами веры является актом свободной воли. Тем самым ФА обосновывал самостоятельность НиФ и теологии. Но ФА исключал возможность признания теории двух истин. Если возникает конфликт, то наукой не может быть признанно истинным то, что является ложным с точки зрения теологии. В случае конфликта критерием является критерий истин откровеня, превосходящие своей ценностью и истиностью любые рациональные доказательства.

               

К вопросу о ценности земной жизни и христианского милосердия

48. Идеи пантеизма и гелиоцентризма в философии эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения (ЭВ) философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии особенно усиливается к концу XV-XVI веку по мере того как пересматривается отношение к природе как началу несамостоятельному. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы так же как и в трактовке человека философия ЭВ имеет свою специфику. Природа трактуется пантеистически (пантеизм грек. – всебожие). Христианский бог утрачивает свой трансцедентный, внеприродный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, не свойственные ей в античности.

Николай Кузанский (НК)(1401-1464) – характерный представитель философии ЭВ. Как и большинство философов того времени он ориентировался на традицию неоплатоников. Центральное понятие неоплатонизма – понятие «Единого». У платоников понятию единое характеризуется через свою противоположность «иному», неединому. НК отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничего не противоположно – Единое есть все. Это философская установка служит основой для пантеистического мировозрения. Эта формула неприемлема для христианского теизма принципиально отличающего творение («все») от творца (единого). Из утверждения,что единое не имеет противоположности НК делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное – это то, больше чего ничего быть не может. Поэтому Кузанский называет его максимумом, единое же – это минимум.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.