рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

Т. Гоббс – природа – совокупность тел, движение как перемещение матер тел в пространстве. Создал учение о государстве.

и Д.Локк. материалистический сенсуализм, нет фатальной определённости, делит опыт на внешний (ощущения и восприяттия) и внутренний (рефлексия - самопознание), существуют первичные (размер, форма – воспринимаются как они есть) и вторичные (боль, вкус, цвет - субъективные) качества вещей.


“рационализм” Р.Декарт  - дуалист, основной принцип – подвергал всё сомнению, отождествлял материю с пространством, разум критерий истины (т.к. он рационален и последователен).

 Б.Спиноза  натуралистический пантеист (природа - бог),довёл понимание материи до субстанции, стоял на позициях детерминизма. Свобода осознанная необходимость, государство как общественный договор.

 Г.Лейбниц  объективный идеалист, весь мир состоит из частиц – монад, им свойственна внутренняя бесконечность и неисчерпаимость. Через теологию приходит к связи материи и движения.


53 Вопросы социальной философии Гоббс, Локк, Спинозы

 Для Гоббса благо — это то, к чему стремятся, а зло — чего избегают. Но  одни чего-нибудь избегают, а другие — нет, получается, что благо и зло — относительны. Но если благо относительно и, значит, абсолютных ценностей не существует, как можно построить общественную жизнь и создать нравственность? Каким образом можно устроить совместную жизнь людей в одном обществе? Ответам на эти вопросы посвящены два шедевра Гоббса: “Левиафан” и “О гражданине”.

 Государство это некоторый сверхорганизм, который пожирает граждан. Конвенциональное происхождение государства. Власть проистекает из инстинкта самосохранения. Первобытное состояние - абсолютная свобода каждого человека. Основа - стремление к самосохранению. Люди с самого начала на слишком сильно отличаются друг от друга (принцип равенства). Природа человека эгоистична и направлена на максимальное удовлетворение своих потребностей. Рессурсы ограничены. Хочется многого; как следствие война всех против всех. Если это продлится долго, то все обречены на уничтожение. Так быть не может. Власть становится результатом конвенции, разумного решения. Возникает общественный договор. Необходимость центральной власти. Защита жизни и собственности человека, но за счет части своих свобод. Появляется общественная власть. Гоббс сторонник частной собственности. Один раз заключив договор, люди уже не могут его расторгнуть. Договор может быть расторгнут если власть не может больше защищать. Неважно какая власть будет, главное - принцип неделимости власти. Размывание власти ведет к гражданским войнам. По своей ориентации монархическая власть лучше. Обязанности государства: 1. Защита от внешних врагов. 2. Сохранение внутреннего мира. 3. Свобода граждан и их обогащение. Справедливость заключается в выполнении законов. Не делай того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Не возжелай чужого добра. Если государство выполняет договор, то и гражданин не имеет права нарушать договор с государством.


…..

Поскольку движение происходит по строгим законам природы, только тот человек свободен и счастлив, который признает эти законы и в жизни будет следовать общему порядку природы. Спиноза,  развивает познавательный оптимизм и в один ряд ставит категории природы, познания и человеческого счастья. “Свобода есть познанная необходимость” – таков важнейший антропологический принцип нидерландского философа, продолжающий традиции гуманизма.


0000000

В антропологии Спинозы одну из важнейших ролей играет понятие свободы. Вопрос о свободе воли решается у Спинозы весьма просто: мыслитель отождествляет волю с разумом, а потому отрицает саму необходимость вести  рассуждения о свободе воли.

Но следует понимать, что термин “свобода”, с другой стороны, приобретает конкретный, частный, специфический смысл: речь идёт о свободе слова, печати, о формальной законодательной свободе, о свободе мысли от церковно-идеологической цензуры и т. д. Иными словами здесь говорится о тех свободах, которые впоследствии получат название демократических.

Развитие разума, по мысли Спинозы, есть одновременно обеспечение свободы. Из этого теоретического постулата вытекает важнейшее политическое требование: “В свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает. Тирания одного лица несовместима со свободой, разумом и благополучием большинства.

При укоренившемся представлении о человеке как субъекте, заботящемся, главным образом, о сохранении и продлении собственного существования, Спинозе заключает, что те вещи, которые называют “добром”, на самом деле просто полезны, а “зло” представляет собой противоположность:

Таким образом, “добродетель” становится не чем иным, как достижением пользы, а “порок” — наоборот. Спиноза утверждает: Человек, руководствующийся в своем поведении Рассудком, наиболее полезен другим людям. Спиноза прямо заявляет, что человек, руководствующийся рассудком близок к Богу.

 Можно ли считать человека существом, общественным по своей сущности выражает Спиноза. Поскольку человек следует “законам разума”, т. е. выступает как человек в подлинном смысле слова, он является существом общественным, – такова исходная, основополагающая идея Спинозы. Выражения “разумный” и “стремящийся к общению с другими людьми человек” звучат для Спинозы как синонимы.


54 Филосовское учение про субстанцию Спинозы

В части I “Этики”, посвящённой Богу, Спиноза вводит и развивает понятие субстанции (causa sui) – причины  самого себя. “Под причиною самого себя  я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, чья природа может быть представлена не иначе, как существующею”. От этого исходного утверждения о причине,  о спонтанной первопричине Спиноза поведет рассуждение к объединению понятий Бог, природа и субстанция

Спиноза определяет атрибут как нечто принадлежащее субстанции, он утверждает, что, несмотря на существование бесчисленного множества атрибутов, нам известны только два: «мышление» и «протяженность» -  Спиноза сводит к атрибутам. Если у Декарта протяжение и мышление - атрибуты двух самостоятельных субстанций, взаимодействие между которыми [в человеке] устанавливается Богом, то у Спинозы это два атрибута одной субстанции - Бога. Атрибуты совершенно независимы, т.е. не могут влиять друг на друга. 

Почему же из бесчисленного количества атрибутов нам известны лишь два? Видимо, это происходит потому, что мы можем воспринимать мир  с помощью этих двух атрибутов. Также при помощи атрибутов, которые можно назвать собственными атрибутами Бога, мы познаем его, как действующего в себе самом, а не вне себя.

Протяжение составляет одно из свойств (атрибутов) бесконечной субстанции, потому что без этого свойства нельзя мыслить себе ни одной конечной вещи. Оно является определяющим признаком тела. Протяжение само по себе неделимо, делимость - «видимость» конечных вещей. Спиноза отрицает и существование пустоты.

Однако субстанция (Бог) не сводится к протяжению - ей присущ еще [как минимум] один атрибут - мышление. Термином «мышление» Спиноза обозначает все содержание [человеческого] сознания, в том числе и собственно разум, т.е. способность к логическим выводам. Бесконечный разум объявляется Спинозой одним из бесконечных модусов. Единственное свойство бесконечного разума состоит в том, чтобы постигать всегда все ясно и отчетливо.

Понятие модуса в философии Спинозы

Кроме “субстанций” и “атрибутов” в философской системе Спинозы существуют “модусы”. Спиноза дает следующее определение: “Под “модусом “я понимаю состояние субстанции, т. е. нечто, содержащееся в другом, через которое и представляется”. Модусы вытекают из атрибутов и представляют собой определения атрибутов.

В структуре субстанции у Спинозы можно увидеть различные модусы, одни из них – бесконечные модусы, другие – конечные модусы, также есть сложные модусы. Однако Спиноза не переходит непосредственно от бесконечных атрибутов к конечным модусам, а вводит бесконечные модусы, которые находятся посередине между атрибутами, бесконечными по своей природе, и конечными модусами. Например, бесконечный модус бесконечного атрибута мышления – бесконечный разум и бесконечная воля, конечным модусом атрибута мышления является идея. Бесконечные модусы бесконечного атрибута протяженности – движение и состояние покоя, конечный модус атрибута протяженности – движение определенного предмета. 

 Бесконечное порождает только бесконечное, а конечное порождено конечным, невозможно вывести из бесконечного модуса конечный модус. Однако, каким же образом в рамках бесконечной божественной субстанции бесконечные атрибуты преобразуются в конечные модусы,  Спиноза оставляет без объяснения.

Отношение мира и Бога в философии Бенедикта Спинозы

Бог в понимании Спинозы существует, но он не вне мира, не в качестве чуждой ему сущности. Он – в самом мире,  внутренне присущ и родственен ему. Такое толкование Бога – как причины самого себя, как  имманентной причины всего сущего – позволяет Спинозе, в соответствии с традициями философского понимания, объявить Бога также и субстанцией. “Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное, т. е. субстанцию, состоящую из бесконечного множества атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность”.

Итак, мы видим, что существующая субстанция объясняет все многообразие явлений природы (в том числе и человека). Она является единственной реальностью, конечные же вещи – лишь ее состояния или модификации. Любая вещь – единичное проявление субстанции, «то, что существует в другом и проявляется через другое».


·          Существует только одна субстанция, которая есть Бог.

·          Субстанция, или Бог, является причиной самой себя. Она вечная, потому что существование заключается в ее сущности, она бесконечная, поскольку всякая субстанция необходимо бесконечная.

·          Субстанция выражает и проявляет свою сущность в бесконечном множестве форм и образов, или атрибутов, из которых мы знаем только два – мышление и протяжение. Всякий атрибут представляется сам через себя.

·          Субстанция – абсолютно бесконечная неделимая.

·          Бог, или субстанция, имманентная причина, а не действующая извне.

·          Модусы являются состояниями субстанции, они вытекают из абсолютной природы какого-либо атрибута Бога.

·          Вытекающее из необходимости божественной природы бесконечное множество атрибутов и модусов, образует мир, т.е. можно сказать, что субстанция, атрибуты и модусы составляют одно целое.

55. Новый социальный идеал философии Просвещения.

XVIII век называют эпохой Просвещения (П): научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, распространяется вширь, выходя из университетских лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона. Увереность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук – вот пафос эпохи П.

Эти умонастроения возникли еще в XVII: Бэкон, Декарт, Гоббс – предтечи П. Критика средневековой схоластики, аппеляции к разуму вместо авторитета и традиции, начатые ими были продолжены и углублены в XVIII ст, осознававшем себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, науки и искусств. Есть и новые нотки:  значительно сильнее стала связь науки и практики и во-вторых критика, котороя в эпоху Возрождения была направлена против Средневековой схоластики, теперь обращена против метафизики.

Оптимизм П обоснован тем, что оно отражало интересы крепнущей буржуазии.

В Англии философия П нашла выражение в работах Дж. Локка, Дж. Толанда, потом Д. Юм. Во Франции Ф.Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д.Дидро, Ж.Д’Аламбер. В германии Г.Лессинг, И.Гердер, молодой Кант.

Первой величиной среди плеяды английских философов был Локк (1632-1704). Основное сочинение «Опыт о человеческом разуме».

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм — как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов

Общественнно правовой идеал П.

В работах Локка содержалась не только сенсуалистическая критика метафизки, не только эмпирическая теория познания: он разрабоал так же принципы естественного права, предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса.

К неотчуждаемым правам человека принадлежат 3 основных права: на жизнь свободу и собственность. Право на собственность у Локка (Л) в сущности тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Л, как и представители классической буржуазноц политэкономии, убежден, что собственность человека есать результат его труда. Как и большинство просветителей Л исходит из изолированных индивидов и их частных интересов; правопорядок должен обеспечивать возможность получения выгоды каждым, с тем чтобы при этом соблюдалась свобода и частные интересы остальных.

Человек в философии XVIII в предстает с одной стороны как отдельный, изолированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны отменяя преждние добуржуазные формы общности, философы предлагают вместо нее – юридическую всеобщность, перед которой все индивиды равны. Во имя новой всеобщности просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ.

Рассудительность, честность, трудолюбие и великодушие – вот основные достоинства просветительской драмы и романа. Этот новый герой – «гражданин мира», ему чужда слепая приверженность своему узкому мирку (каким бы он не был), он находит «хороших людей» в любом городе, в любом сословии, вероисповедании.

Главная коллизия, которую пытается разрешить философия П,  состоит в несовместимости «частного человека», то есть индивида, который руководствуется собственными интересами, и «человека вообще» - носителя разума и справедливости. Начиная с Гобса и кончая Кантом философы заявляют, что собранные вместе «частные индивиды» могут только вести между собой «войну всех против всех».

Человек живет в среде, в которой действуют жестокие, почти животные законы. Миром правят богатство, власть, общественное положение. На этом уровне в жизни человека все решает случай. Но через этот хаос случайностей постепенно начинает проступать разумное начало. Это внутреннее достоинство человека. В столкновении случая и разума побеждает разум. Разум служит основой права человека быть равным другому, быть свободным в своих отношениях и действиях, разрабатывать меры по обеспечению гражданчких и политических свобод. Разум выступает как абстрактное начало, как формальный закон.

Французкий материализм приветствовал необходимость природы (то ест она есть разум???) как единственную силу управляющую миром и людьми, составляющими общее начало в хаосе и случайности индивидуальных поступков.

Немецкие просветители склонны были отождествлять эту необходимость с пантеистически трактуемым мировым разумом, который в человеческом сознании предстает прежде всего как нравственный закон, а в общественной жизни - как право.

56. Проблемма человека и путей его социального освобождения в философии французкого материализма XVIII ст.

                В полемике с христианским догматом об изначальной греховности человеческой природы, согласно которому именно человек есть источником зла в мире, французкие материалисты утверждали, что человек по своей природе добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все чувственные склонности, которые суть выражения этого стремления: любить удовольствие и избегать страдания – такова природная сущность человека, а все природное по определению – хорошо.

                Такова мировозренческая подоплека сенсуализма просветителей. Не случайно Гальвеций и Кондильяк отождествляли чувство и разум; а Дидро, не соглашаясь с полным их отождествлением, тем не менее считал разум «общим чувством». В защиту человеческой природы выступил так же Руссо: только искажение и ущемление цивилизации природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости. Руссо защищал тезис, о том что люди в отличие от стадных животных, живут в диких условиях поодиночке (робинзон), и они отличаются кротким нравом, доброжелательностью и справедливостью.

                Особеностью французского материализма XVIII была ориентация на естествознание, прежде всего на механику. Именно механистическая картина мира легла в основу представлений Гольдбаха, Гельвеция и Ламетри о мире человеке и познании.

Ламетри (1709 - 1751), французский философ, врач. Первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма и сенсуализма. Заболев горячкой и наблюдая во время болезни за собственными мыслями и ощущениями, он занялся изучением вопроса о взаимоотношении души и тела и пришел к заключению, что душа – всего лишь функция сердца и мозга. В сочинении "Человек-машина" (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму. Ламетри доказывал, что человек есть не что иное, как сложно организованная материя. Те, кто считает, будто мышление предполагает существование бестелесной души, не показали, что тело неспособно к мышлению. Идеи возникают только тогда, когда тело получает впечатления посредством органов чувств. Низшие животные также имеют органы чувств, а человек отличается от животных только количественно – большей степенью чувствительности и ума. Душа прекращает существование после смерти тела. Чувственное наслаждение является целью жизни, а у добродетели не может быть иного основания, кроме любви человека к самому себе.

Согласно Гольбаху реально не существует ничего, кроме материи. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Гольбах признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинён её законам. Свободу воли Гольбах отрицал ввиду причинной обусловленности поведения людей. Отстаивая познаваемость материального мира, Гольбах, исходя из материалистического сенсуализма, считал источником познания ощущения; познание является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов.

Д. Дидро (1713-1784) В своих работах он обосновывается принципы последовательного материализма, в соответствии с которыми единой реальностью может быть лишь материя и движение. В единый процесс эволюции мира Дидро вмещает существование человека, общества.

Вся природа, в соответствии с взглядами Дидро, находится в постоянном движении и эволюционировании. Все, что существует, когда-то возникло и исчезнет, превращаясь на что-то другое. Разнообразие существующих материальных форм есть главной причиной процесуальности мира.

Дидро отстаивает учение об единстве материи и сознания, высказывает мысль, что в потенциальном виде ощущения есть всеуниверсальным свойством материи. Рассматривая возникновения сознания, ума как исторических явлений, Дидро создает первую эволюцинистическую концепцию становления биологических видов. Однако он рассматривал эволюцию лишь в виде накопления свойств, признаков, которые суммарно дают феномен нового биологического вида. Свою гносеологическую концепцию Дидро строит, руководствуясь принципами сенсуализма (прежде всего — локковского). Он выделяет три вида познания: наблюдение, обдумывание, опыт. Наблюдение собирает факты, обдумывание — комбинирует их, опыт — проверяет результаты этих комбинаций. Не разделяя мысль о том, что мы можем свести мышление человека к ощущениям, Дидро разрабатывает концепцию психической деятельности, в соответствии с которой суждение, чувство не сводятся к элементарным чувствам, а последние - это их условие, а не сущность, условие возникновения психики, а не самая психика.

Вместе с Гельвецием и Гольбахом Дидро обосновывает учение о решающей роли среды для формирования личности. Он считает, что сознательное преобразование окружающей среды есть главным условием улучшения человека, общества. Поэтому сознание законодателей Дидро оценивал как решающий фактор общественного прогресса. Опираясь на теорию "общественного соглашения", он активно доказывает право народа физической силой изменять систему государственного устройства общества

Материалистическое решение вопроса об отношении сознания к материи, обусловили сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Испточником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.