рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

Центральным пунктом философии НК является учение о совпадении противоположностей – абсолютного максимума (АМ) и абсолютного минимума. Абсолютный максимум единствен, так как он есть все, в нем все есть, потому что от высший предел. Так как ему ничто не противостоит то с ним совпадает минимум, а максимум тем самым находится во всем.  А так как он абсолютен, то воздействует в действительности на все возможное, не испытывая сам никакого ограничения, но ограничивает все. Этот абсолютный аксимум, по НК, есть – Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в нем, он является развитием всего в том, что сам есть во всем. Если рассматривать Бога без вещей то получается, что он существует, а вещи не существуют. Отстранить Бога от творений и останеться небытие, ничто, - писал НК в «Об ученом знании».

Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии НК, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. У Платона (одного из крупнейших диалектиков античности) мы не находим учения о совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, единого и беспредельного.

Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к новому истолкованию происхождения Вселенной и устройству космоса. Не выступая открыто против идеи креационизма (религ. учение  о сотворении мира богом из ничего),  НК фактически устраняет принцип творения мира Богом. Он представляет отношения мира и Бга как отношения целого и части. Бог – это «бесконечный максимум» (БМ), а бесконечный мир, Вселенная – «ограниченный максимум» (ОМ). ОМ произошел от БМ не вследствии сверхъестественного творения, а посредством ограничения, поскольку все конечные или ограниченные вещи находят всвое место где-то между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом.

Осуществленное НК единого с беспредельным АМ разрушает античную (А) и средневековую (С) картину Космоса.  А и С космология исходила из признания центра мира и тем самым из его конечности. Согласно НК центр и окружность космоса – это Бог, потому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он мог бы быть замкнут. Таким образом вводится идея отсутствия у мира стабильного центра, каким в С космологии считалась Земля. Тем самым НК подготавливает коперниковскую революцию в астрономии, устранившую геоцентрическую (когда все вращается вокруг Земли) систему строения мира.

Коперник (К) (1473-1543) пользуется принципом относительности (каким???) и на нем основывает новую астрономическую систему. Согласно К, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного К в центр мира. К считает, что Вселенная неизмерима и безгранична, он называет ее «подобием бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли бескон. малы по отношению ко Вселенной.

Джордано Бруно (Б) (1548-1600) создал последовательное пантеистическое учение враждебное средневековому теизму (его за это и сожгли), опираясь на НК и К. Отождествляя космос с безграничным божеством, Б получает и бесконечный космос.

Снимая делее границу между творцом и творением Б разрушает и традиционную противоположность формы – как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного с другой. Таким образом Б передает природе то что в средние века приписывалось Богу, а именно активный творческий импульс. Он идет дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Б, есть «бог в вещах».

Пантеизм Б прокладывал путь к материалистическому пониманию природы. Его учение было осуждено церковью как еретическое.

49. Человек как центральный объект эпохи Возрождения.

Эпоха возрождения XV-XVIII вв – период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин Возрождение (В) употребляется для обозначения стремления ведущих деятелей того времени возродить идеалы античности. Тем не менее человек культура и философия эпохи В сильно отличаются от античных.

                Наследием для мыслителей В явилось средневековье (С). Хотя В и противопоставляло себя христианству, но оно возникло как итог развития С культуры и несло отпечаток многих ее черт. Объективно эпоху В следовало бы охарактеризовать как эпоху перехода так как она явилась мостом к культуре Нового времени.

                Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи В является ориентация на человека. Если в центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, а в С века – религиозная жизнь, проблема «спасения», то в эпоху В на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в это жизни на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.

                Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрицеское. Центральная фигура не Бог – начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Общество не продукт божьей воли а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности ничем не ограничен. Эпоха В характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, свободомыслие – становяться отличительными качествами передового человека того времени. Поэтому эпоха В дала миру ряд выдающихся индивидуальностей (каких ???).

                Мировоззрение  В носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители В не могли быть атеистами или материалистами, они вереи в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека Бог, по их мнению дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять свою судьбу и отвоевывать себе место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченность его природы». Основная ставка делается не на помощь Божию – «благодать», а на собственные чилы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи данной эпохе.

                Важным элементом мировоззр. является также культ творческой деятельности. У древних греков труд и даже искусство ценились невысоко.  Господствовал элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания – размышления и созерцания, так как именно они приобщали человека к тому, что весно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души – молитву. В целом все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания.

                В эпоху В  материально-чувственная деятельность, в тм числе и творческая, приобретает сакральный (какой???) характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные потребности: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя.  Именно тогда моявляется идея прометеизма – человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении В происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек – телесное существо. И тело – это не «оковы души», которые тянут ее вниз, обуславливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху В культ красоты.

50.Социально-философские теории эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Т.Мор

Греческий термин ou topos обозначает «место, которого нет». От этого слова Томас Мор (ТМ) образовал слово «утопия» для обозначения идеального гуманистического общества.

Утопический социализм как большое достижение общественной мысли, который стал одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязанный Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Утопия» дала название домарксистскому социализму.

Конец 15 ст. знаменовал наступление нового времени. Тенденции экономического развития этого периода обусловили начало процесса первоначального накопления капитала. В Англи и других наиболее развитых странах Европы зарождаются новое общественное отношение – капиталистические, появляются новые классы, формируются нации, усиливается централизация государственной власти, которая подготавливает преобразование сословно-представительных монархий в абсолютистские. С особой силой обнаруживаются новые веяния в идеологии, которая становится ареной, где разгорается битва против феодализма, духовного порабощения человека католической церковью, против схоластики и суеверия.

Характерную черту социально-философской доктрины, лежащую в основе "Утопии", составляет трактование общественной жизни, мыслимое в идеальном государстве. Последовательный антииндивидуализм с необходимостью требует отмена частной собственности. Максимальное равенство в размерах собственности и сопутствующего им равенства в потреблении - частое требование народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья, которые получали обычно религиозное обоснование. Элементы его есть и в Мор как активного приверженца "христианского гуманизма", который обращался к первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого равенства. Европейскому обществу XVI века, основанному на социальном неравенстве, Т. Мор противопоставлял свой идеал - глубоко продуманную схему общественного порядка, при котором нет частной собственности. Все материальные блага принадлежат здесь большинству. Общими в Утопии есть не только естественные богатства - земля и ее недра, но и вся продукция общественного производства, которая также поступает в распоряжение всех граждан. Государство в лице сената делает учет и распределение продуктов потребления в интересах всего общества. В отличие от некоторых древних утопий, например государства Платона, где главное внимание отводилось общественному потреблению и общности потребления, Т. Мор основное значение придавал поиску справедливой системы организации производства. В Утопии благосостояние всех материальных благ. Какие его источники? Прежде всего, в Утопии нет частной собственности, а продуктивный труд обязательна для всех. Здесь нет свободных: кроме земледелия, каким занятые все, любой изучает какое-нибудь ремесло как специальное, а иногда даже и несколько ремесел. Таким образом, в Утопии совсем нет людей, которые бы велели паразитический образ жизни.

Поскольку в Утопии все население занятое общественно полезной работой, там досиаиок продуктов, необходимых "для жизни и ее удобств", и действует справедливый принцип распределения всех материальных благ - по потребностям.

Система организации труда как общей трудовой повинности преследует "только одну цель: насколько плзволяют общественные нужды, избавить всех граждан от телесного рабства и дарить им больше времени для духовной воли и образования. Так как в этом состоит счастье жизни".

В концепции Т. Мора технический прогресс не является определяющим. Будучи утопистом, Мор верил, что благосостояние материальных благ может быть достигнуто уничтожением социального паразитизма и системой общей трудовой повинности. Однако низкий уровень техники, на котором базировалась вся хозяйственная жизнь Утопии (где преобладал ручной труд), не позволил бы целиком удовлетворить потребностей даже такого "идеального общества", о котором мечтал Т. Мор.

Проблему тяжелых и неприятных работ Мор решает, используя рабство или апеллируя к религии. Рядом с рабами "рабскую работу" несут и некоторые свободные граждане Утопии, которые делают это в силу своих религиозных убеждений. Существование рабов в идеальном государстве явным образом противоречит принципам равенства, на основе которых Мор проектировал общественный порядок Утопии. Рабство - принудительный труд как степень наказания, который заменяет смертную казнь, - Мор противопоставил жестокому уголовному законодательству XVI ст.

Подчеркивая простоту и скромность быта утопийцев, Мор выражал сознательный протест против социального неравенства в современном для него обществе, где убогость большинства уживалась с роскошью эксплуататоров. Теория Мора близка идеям примитивного уравнительного коммунизма средних столетий. За плечами Мора груз средневековых традиций христианской проповеди о необходимости самоограничения, уважения к бедности и аскетизма. Однако главное объяснение проблемы - в своеобразном гуманистическом отношении к труду. Для гуманистов XV-XVI ст. труд для обеспечения средств существования - это "телесное рабство", которому они противопоставляли духовную, интеллектуальную деятельность, достойную заполнять досуг человека (otium). Ни у одного гуманиста, в том числе и Мор, при всей его уважении к простым людям труда,  мы не встретим апологии (греч – чрезмерное восхваление чого-либо) труда как такого.

Основной хозяйственной единицей Утопии является семья. При ближайшем же рассмотрении, однако, обнаруживается, что семья у утопийцев необыкновенная и формируется она не только по принципу породнения. Главный признак утопийськой семьи состоит в ее профессиональной принадлежности к определенному виду ремесла. Патриархальные отношения в семье позволяют историку рассмотреть реальный прототип семейной общины утопийцев - идеализированную ремесленную общину средних столетий.

Автор "Утопии" попробовал по-своему преодолеть исторически сформированную противоположность между городом и селом. Стремясь облегчить труд земледельца в своем идеальном обществе, Т. Мор превращает земледелие в обязательную повинность всех граждан.

Отсутствие частной собственности разрешает Т. Мору строить производственные отношения в Утопии по новому принципу: на основе сотрудничества и взаимной помощи граждан, свободных от эксплуатации, - в этом его наибольшая заслуга.

Люди, которые обнаружили способности к науке, освобождаются от повседневного труда "для основательного прохождения наук". Если же гражданин не оправдывает положенных на него надежд, он лишается этой привилегии.

Кампанелла

«Утопия» Мора была не первой книгой такого типа, но и не последней. В древней Греции Гесиод в «Трудах и днях», располагает свою утопию в далеком прошлом, в Золотом столетии. Библия также располагает ее в прошлом – в садах Эдема. Греческий автор Евхемер также писал об утопическом острове в своей «Священной истории».

В средние столетия под влиянием христианства утопическая литература в Европе исчезает. Внимание отводилось жизни после смерти, царству Божьему.

В 1602 году Кампанелла печатает «Город Солнца». Хотя в какой-то мере его можно назвать имитацией «Утопии», надо сказать, что Город Солнца Кампанеллы совсем отличен от Утопии, там действуют другие законы, и он построен по-иному.

В Городе Солнца упраздненна частная собственность – основа социального неравенства: Выводя частную собственность из моногамной семьи («собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы каждый имеем свое отдельное жилье и собственных жен и детей»), Кампанелла в общности жен видел единственно возможную предпосылку уничтожения частной собственности. Общность жен служит не только поддержкой общности владений, но и «научному» («соответственно правилам философии») государственному контролю за деторождаемостью.

Общее участие в труде - важнейшая черта общественного порядка Города Солнца. Никакой труд не является позорным в обществе соляриев. Кампанелла ясно сознавал, что в условиях, ликвидированной частной собственности, потребление организовано на коммунистических началах, вопрос о том, кто станет выполнять наинепривлекательнишие и грязные работы, сам по себе не исчезнет. Мысль Мора об использовании труда невольников не казалась нему целесообразной. Воплощение в жизнь принципа «любой работает согласно со своей природой» многое решало, но не все. Воспитание подрастающего поколения в духе трудовой дисциплины и наказания небрежных проблем также не решало. Упор - на моральные факторы.

В уничтожении частной собственности и гуманистически-философском преобразовании общества Кампанелла видел единое спасение от жестокостей своего времени.

Кампанелла намного большее, чем Мор, приблизился к идее «от любого по способностям». Это обужлавливается не тем, что «уровень жизни» соляриев немного высшее, чем утопийцев. Главное тут в другом отношении к труду: солярии работают «всегда с радостью». В труде, в соответствии с естественной склонностью, Кампанелла видит условие «сохранение» личности. Не случайно его солярии внимательнее, чем утопийцы, относятся к естественным склонностям человека, их выявлению, взращиванию и даже «программированию». Однако нельзя сказать, что в этом внимании преобладают интересы личности – на первом месте как и раньше стоят интересы общины, стремление найти наиболее рациональное применение любому из ее членов. Да и проявление способностей все еще поставлено в твердые рамки давно определенных понятий про «нужное» и «ненужное».

«Город Солнца» представляет в истории гуманизма утопически-социалистическое учение, и это разрешает рассматривать его как неотъемлемую часть ренессансной культуры.

51-52 Философия нового времени.

 Новое время характеризуется ранними буржуазными революциями в Нидерландах и Англии, прогрессом нового, капиталистического общества, который был обусловлен ростом производительных сил, переходом от мануфактурного производства к машинному и развитием естествознания. Последнее было теснейшим образом связано с обоснованием Галилеем механики и ее законов, открытием Кеплером законов движения планет, установлением Ньютоном  законов механического движения, открытиями Декарта, Ньютона и Лейбница в области математики (аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления) и т.д.

Основными чертами научного познания становятся механицизм и метафизика – изучение предметов и явлений в их обособленности, вне их общей связи и развития, сводя все разнообразие форм движения материи и механической. Поэтому материализм того времени был по преимуществу механистическим и метафизическим.


 Философия выполнять роль наиболее широкого учения, синтезирующего знания о мире природы, о человеке как части природы, об обществе, о человеческом духе и, обязательно, о Боге как первосущности, первопричине и перводвижителе всего существующего. Иначе говоря, процессы философствования мыслились как “метафизические размышления”. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, —  черта философии Нового времени. Но основная трудность состояла в том, что философские истины, как обнаружилось впоследствии, не могут иметь аксиоматического характера и не могут доказываться принятыми в математике способами.

 философия Нового времени преувеличивала значение научного,  логического начала в человеческой жизни и в философском мышлении.


 “эмпиризм” (философское учение и направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), возводящий все знания к опыту.  При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк.


“рационализм” (философское направление, признающее разум основой познания) в более узком смысле, отыскивающий основания и опыта, и внеопытного знания в рациональных началах выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт , Б.Спиноза , Г.Лейбниц 

Материалистическая мысль эпохи ранних буржуазных революций опиралась на достижения естествознания. Однако в этот период из всех областей научных знаний наибольшее развитие получили такие
дисциплины, как математика, механика, физика.  Философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики. Это обусловило специфическую форму материализма того времени, а именно его механический характер.

Главнейшим приобретением естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспериментальный метод и метод анализа. Применение метода анализа,
использование эксперимента обусловили великие открытия естествознания той поры. Однако метод анализа стал постепенно обнаруживать свою односторонность, ограниченность. Исследование явлений природы
чисто аналитически, без применения синтеза породило у ученых привычку рассматривать природные процессы и явления в отрыве друг от друга, вне их всеобщей связи и взаимодействия, т.е. не диалектически, а метафизически.


“эмпиризм” Ф.Бэкон – разработал индукцию, классификацию наук, разработал новую концепцию науки, не науку ради науки, а науку для развития человека. Считает что материя активна и движется потому что имеет причину в самой себе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.