рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

олицетворение частной собственности, а именно таким олицетворением и

являются капиталисты, станет излишним и основная масса людей не будет их

терпеть. Такова концепция Маркса, практического подтверждения которой пока

не достигнуто.

Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности

познания–это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или

истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более

важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного

рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от

фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться

от заблуждений и ведет вперед к истине. Против этих утверждений Маркса

трудно что-либо возразить.

Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков

капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы

природы общественного.

Профессиональные философы относятся к Марксу с большим уважением. Маркс

написал мало философских работ, тем не менее он был крупным мыслителем,

влияние его идей сказывается по настоящее время. Друг Маркса Фридрих

Энгельс уступал ему в философском таланте, но во многих отношениях был

очень интересным человеком, смелым, скромным(прекрасный бизнесмен,

полиглот, говорил и писал на 20 языках).

№ 26 Русская философская мысль начала 20 века.

Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях

истории, где главная тема–человек, его судьба и жизненные пути, что

обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского

народа, общенациональных особенностей русской души.

Россия вступила в XX в. в период тяжких испытаний(революция 1905 г. и

большевистский переворот 1917 г.), последствия которых она испытывает до

сих пор. Это коснулось всего государственного, социального строя и,

разумеется, всей духовной жизни общества.

В 1922 г. большевики по инициативе Ленина выслали идеологически неугодных

за границу. Этой участи подверглись Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А.

Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский. Немалое число

философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский «Леонардо да

Винчи»–Павел Флоренский.

Оказавшись в насильственной эмиграции, философы занимались педагогической и

творческой деятельностью, разрабатывая многие философские проблемы. На этом

мы кратко и остановимся.

Н.А. Бердяев(1874–1948)–философ и публицист. В начале своего творчества

примыкал к «легальному марксизму», а позже, став активным противником

учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в

сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и др. В Париже основал и

редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». Особой чертой

его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего

характер проповеди; в этом он был моралист. К философской систематике

Бердяев относился довольно презрительно. Мышление его весьма афористично и

фрагментарно, что нашло выражение в разработке им отдельных тем(«О

назначении человека», «О смысле творчества», «О рабстве и свободе человека»

и др.). Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам

метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его

творчестве были все же этические искания.

Н.О. Лосский( 1870–1965)–один из самых плодовитых русских философов. В

своей системе и ее исходных идеях он весьма многогранен и сложен. Сам он

называл свою систему «интуитивизм», либо «идеал-реализм», либо

«органическое мировоззрение». Эти разные аспекты его построений, хотя и не

имеющие внутренней связи, внешне искусно связаны благодаря мастерству

слова. Его главная работа «Обоснование интуитивизма» посвящена вопросам

гносеологии, которой он особенно много занимался. Лосскому присуща

тенденция к «всеобъемлющему» синтезу. Для его трудов характерны четкость и

ясность изложения.

П.А. Флоренский(1882–1937)–религиозный философ, ученый-энциклопедист.

Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных

областях. Закончив математическое отделение Московского университета,

поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по философии. Его

диссертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной теодицеи в 12

письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не

от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Хотя

Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в

православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах

религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему

философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства,

Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну

природного бытия.

С.Н. Булгаков(1871–1944) был философом-богословом. В молодости испытал

влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг(сб. «От марксизма к

идеализму»). Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему

ограничиться «чистой философией». Это свидетельствует о его зорком уме, ибо

философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с

богословием, и поэтому «чистой философии» быть не может. Углубив темы

космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской

философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной

тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков

развивает учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечно сущей в

божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу,

вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София

имеет действенный характер–одновременно небесный, божественный, и тварно-

человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и

жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего-'.

А.Ф. Лосев(1893–1988)–философ, филолог, автор ряда фундаментальных работ по

античной эстетике, логике, языковедению, переводчик философской и

художественной литературы с древних языков. В философии Лосева развивается

платоновско-ге-гелевская линия диалектического мировоззрения, традиция

православия и русской философии, используется феноменологический метод Э.

Гуссерля.

В мире нет и не было мыслителя, который написал бы такое количество работ,

какое написал этот исключительно одаренный и неимоверно трудолюбивый

человек. Его работы по античной философии несравнимы по своей обширности,

глубине и научности анализа, совмещающего в себе одновременно философские,

филологические и искусствоведческие аспекты. Думается, что они останутся в

веках как неподражаемый образец.(Я говорю об этом с уверенностью человека,

общавшегося с А.Ф. Лосевым более 30 лет. А в молодости я учился у него

латинскому и греческому языкам.)

№ 27 Общие черты классического типа философствования.

Философские направления: классическая и неклассическая. Основные этапы

развития знания:

1. Магико-архаическая форма

2. Античное научно–философское знание

3. Традиционное священнокнижие

4. Европейское теологизированное знание(богословие)

5. Классическое рациональное знание(Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Юм,

немецкая классическая)–17-19 века

6. Неклассическое(постклассическое) философствование начало 20 века.

Для Европы 19 век–классический.

Основные принципы классической философии в ее понимании мира и человека:

1. Безграничная вера в «рацио»- разум, т.е. классика 17-19 вв. выразила и

провела позицию индивида, который самостоятельно может ориентироваться в

мире и рационально перестраивать общественный строй и

миропорядок(взаимоотношение человека и природы).(Декарт–считал идеи

врожденными, Лейбниц–монада, ее предрасположенность к мышлению;

Спиноза–возможно интуитивно отражать структуру бытия).

2. Оптимизм в отношении познания–возможность разума беспредельна.

3. Не признается возможность противоречия или конфликта между знанием и

бытием. Истинное знание тождественно бытию.(Кант пытался разрушить

идиллию между знанием и бытием).

4. Беспередпосылочность знания. Когда мы мыслим, наша мысль незамутнена

ничем, знание объективно. Человек познает окружающий мир адекватным

образом независимо от того, к какому классу он принадлежит.

5. Идея механицизма. Мир представляется как единый механизм, созданный

Богом. Механицизм–предтеча попытки подчинить себе природу. Механицизм

противостоял безумию мира.

6. Вера в целесообразность(телеологичность) развития общества, в

определенный смысл общественного развития, в то, что существуют законы

развития общества, подчиняющиеся определенной схеме.

7. Вера в то, что разум задает направления этого развития.

8. Вера в прогресс. Источник прогресса–развитие человеческого разума, что

проявлялось в развитии наук.

Прогрессистская философия истории, которая начала формироваться в 18–19

в(Вольтер, Гердер). Эта философия подвигла Маркса создать свое учение о

формациях.

Рационализм–классический тип философствования, он не знал противоречий,

противоречия преодолевались по мере возникновения. В середине 19 века

господство рационализма было нарушено.

№ 25 Русская философия 19 в.(основные идеи темы)

Истоки русской философии.

Одна их проблем философского знания заключается в определении понятия

«национальная философия».

С X века говорят о наличии русской философии. Крещение Руси способствовало

возникновению философских взглядов на Руси, отработке национальной

философской проблематики. До принятия христианства было множество племен, у

каждого племени были свои Боги. Принятие христианства позволяло говорить

каждому славянину, что мы молимся одному Богу.

Первые священники были греки. На Руси–православное

христианство(ортодоксальное христианство).

Монголо-татарское нашествие способствовало формированию специфической

государственной системы Руси, консолидации нации. Стала формироваться

специфическая тематика философской проблемы. В русском этносе стали

происходить расколы общества(первые–по линии церкви, по чисто религиозному

признаку).

Основной удар нанес Петр I(можно говорить уже о социальных противоречиях).

Он решил приобщить Россию к европейской культуре. Насильственно внедрял

европейские технологии, языки, стиль жизни. Бояре формально перенимали

европейскую моду, общение и т.д. Народ стал воспринимать господ как

иностранцев. Возникла трещина между власть имущими и остальной частью

населения. Прослойка–интеллигенция(«интеллигент»–появилось в конце

30–начале 40 гг. 19 века). Формировался государственный аппарат из мещан,

низшего духовного сословия.

Николай I–произвел множество реформ, одна–касалась образования(после

окончания университета–либо на службу, либо 2 года отработать в провинции).

Появились студенты, которые после 1–2 курсов учиться не хотели, их называли

интеллигентами.

Интеллигент–это настрой души. Первым интеллигентом можно назвать Радищева.

Первая волна российской интеллигенции была настроена миролюбиво. После

реформ 1861 года выделилась радикальная часть, которая возглавила борьбу с

царизмом, вышла из дворянства. Привело к распространению по всей России

трагедии «Вишневых садов»(реформа 1861 года). Этого дворянство не могло

простить царизму.

До начала 19 века российской философии не было, но возникнув, за небольшой

отрезок времени она сделала грандиозный рывок. К началу 19 века стала

формироваться русская философская проблематика. Одна из причин связана с

войной 1812 года, с восстанием декабристов. Два направления:

славянофильство и западничество.Сущность проблемы: после похода по Европе,

когда российский император почувствовал ответственность не только за

Россию, но и за Европу, возник вопрос: «Почему победители живут хуже

побежденных?». Встала проблема дальнейшего развития России.

Крымская война–Россия потерпела поражение. Возник вопрос: «Почему Россия

потерпела поражение от Турции?». Бюрократическая машина России не могла

обеспечить национальную безопасность.

Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а

под влиянием достижений мировой философии. Но этот источник и не

единственный, и недостаточный, чтобы с его помощью объяснить специфику

русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием

социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для

возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой

Руси, ее христианизация(X в.) сыграла важную роль в становлении русской

философской культуры. Русская философская мысль имеет своим источником

произведения киевского философа–митрополита Иллариона, давшего философско-

историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца

Х–начала XI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой

истории, об историческом значении принятия им христианства(«Слово о законе

и благодати», «Молитва», «Исповедание веры»). Ценными источниками русской

средневековой общественной мысли явились литературные памятники: «Слово о

полку Игореве»(XII в.), летописные своды «Повесть временных лет»(XI–XII

вв.) и др. Процессы политического единения Руси. образования русской

национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой

культуре(через Византию), настойчиво требовавшие глубокого социально-

философского осмысления, также в немалой степени обусловили своеобразие

русской философской культуры.

Первым русским мыслителем мирового значения явился Михаил Васильевич

Ломоносов(1711–1765)–гениальный ученый-энциклопедист, обогативший своими

открытиями почти все области знания, разработавший естественно-научные

проблемы и внесший огромный вклад в гуманитарные науки, в частности, в

филологию, к тому же незаурядный поэт.

Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц–атомов, образующих

более сложные формы–корпускулы(или молекулы), которые, сочетаясь в разных

комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе.

В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения

научного и религиозного объяснения мира. «У многих глубоко укоренилось

убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может

объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-

творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет

никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность

материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью

требовали бы существования всемогущего двигателя»

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич

Чаадаев(1794–1856). Его общефилософскую концепцию можно охарактеризовать

как дуалистическую. Согласно этой концепции, физический мир построен из

атомов и молекул, т.е. «элементов материальных», из которых образуются все

тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма

внешнего мира, и во времени, которое трактовалось Чаадаевым в духе

распространенного в те времена механицизма. Однако механицизм Чаадаева

ограничивался миром физических явлений. Сознание человека, по его мнению,

не подчиняется механистическим закономерностям природы, а является

результатом божественного творения. Отсюда и понимание Чаадаевым познания

также дуалистично: в области естествознания, или в опытном знании,

действуют эмпирические и рационалистические методы, а логика рассуждения

выстраивается согласно логике природных явлений, но в духовном мире,

объекты которого обладают свободой, действует откровение.

Человека Чаадаев рассматривал как объективное единство двух

миров–физического и духовного, как существо свободное, которое в своем

историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На

понимании соотношения необходимости и свободы во многом выстраивается

концепция философии истории Чаадаева, связанная с заботой о грядущих

судьбах России. Здесь взгляды Чаадаева не оставались неизменными, а

определенным образом эволюционировали. В начальный период определяющей

мировоззренческой идеей была мысль о тотальном единстве рода человеческого,

всех наций и индивидов. Применительно к концепции русского исторического

процесса эта идея выступала в императивной форме необходимости единения

России с другими народами. Будучи в этот период близок к декабристам,

Чаадаев, однако, не разделял их идею преобразования путем военного

переворота и усматривал реальный путь исторического прогресса России в

нравственном совершенствовании. Впоследствии взгляды Чаадаева на судьбы

России изменились: если прежде оторванность России от мирового

исторического процесса рассматривалась как недостаток, то затем она стала

представляться, напротив, преимуществом ее, которое позволит ей быстро

овладеть достижениями западноевропейской цивилизации, избегнув при этом

присущих ей пороков. Однако реальная политическая обстановка в России,

связанная с усилением абсолютизма, настраивала его на резко критический

лад. Чаадаев оставался истинным патриотом России, хотя «высочайшим

повелением» и был объявлен сумасшедшим и не мог публиковать свои работы.

Свою позицию он высказал честно и прямо: «По-видимому, есть несколько

способов любить свое отечество и служить ему... Я предпочитаю бичевать свою

родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее,–только ее не

обманывать»'.

Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство,

яркими представителями которого были Алексей Степанович Хомяков( 1804–1860)

и Иван Васильевич Киреевский(1806–1856) и др., оказавшие значительное

воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились

судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности

исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого

призвания. тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила

круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею

чувстве «обманутой надежды» и «безотрадной пустоты». По словам Вл.

Соловьева, славянофилы, представляя всю западную историю как плод

человеческого злодейства.

Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о

человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической

структуре души и о ее «центральных силах»(Хомяков) или о «внутреннем

средоточии духа(Киреевский). Достижение целостности человека и связанное с

этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины,

духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало

всего сущего, согласно Хомякову,–«водящий разум», или Бог. Исторический

прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла».

Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением

идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.