рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

рационалист, дуалист, деист, скептик(гносеологически). В основе

познания–разум, в основе мира- духовная и материальная субстанции. Мир

создан богом и развивается по своим законам( без участия бога–деист). Д.

Занимает позицию скептика: можно сомневаться во всем, кроме самого

сомнения. Сомнение- это процесс мышления. Сопоставление мнений(«Я мыслю,

следовательно, я существую»). Д. Не был однако идеалистом: в основе мира

две субстанции–духовная и материальная. На практике у Декарта три

субстанции. Субстанция–причина самой себя и всего сущего. Субстанции были

созданы богом(3 субстанции: материя–делимая до бесконечности,

дух–неделимая, Бог).

Атрибут- неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С

помощью разума можно получить знание(сфера духовного), которое применимо в

материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать

знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности

субстанций.

Часы и часовщик(который их создал). Когда часы идут, они не зависят от

создателя, Бог отрегулировал часы(две субстанции), которые идут синхронно,

а от создателя не зависят. Д. пытался возвеличить человеческий разум.

«Теория возрожденных идей». Бог–творец духовных и материальных субстанций.

В нашем сознании с рождения есть простейшие идеи, заложенные Богом. Надо

лишь их найти. Декарт разработал учение о методе(метод–путь, способ).

«Метод–дорожка, которую проходят дважды»(мы получаем метод в результате

многократного решения задач). «Правила руководства ума»:

. Считать истинными такие положения, которые не вызывают сомнения(исходя из

врожденных истин, идей).

. Каждое затруднение в процессе познания надо делить на части

. Мыслить по–порядку, начиная от простого, переходить от известности к

неизвестности, от доказанного к недоказанному.

. Не допускать в логическом исследовании лишнего(«Без надобности не

допускай лишнего–правило), составлять такой перечень, в котором уверен,

что ты ничего не забыл.

Эти правила повлияли на методику преподавания. Критерий истинности–ясность

суждений разума.

Продолжатель рационализма- Бенедикт Спиноза(1632–1677)–голландский

мыслитель. Жил в буржуазной стране, имел юридическое и филологическое

образование. В 1956 году был изгнан из общины за критический анализ

Библии(она имеет конкретных авторов, а не вдохновлена Богом). Шлифовал

линзы, заболел и умер.

Изучив взгляды Декарта, не согласился с учением о субстанциях. Разделение

человека, мира на две субстанции таили опасность агностицизма.

Субстанция–причина самой себя и всего, значит она одна. Ее создал Бог,

значит он и есть эта субстанция(у христиан мир создан из ничего, а не из

Бога). Это идея пантеизма(всебожия). Человек–часть Бога, себя нельзя

почитать, следовательно–противоречие с церковью. С. назвал то, что Д.

Считал субстанциями, модусами( видами субстанции: духовная и материальная).

С. не согласился с врожденными идеями(их нет).

Четыре способа познания:

. Из общения с другими людьми(некритическое усвоение мнений)

. Из беспорядочного опыта

. Логическое познание причин и следствий

. Прямое постижение истины–интуиция

Ступени познания(степени)–(снизу вверх)

. Стремление к истине(это процесс, истина развивается)

. Рассуждения разума, которые с помощью наблюдения приводят к

«опосредованным» истинам.

. Восприятие чувственного опыта(это–высшая ступень)

Лейбниц Готфрид Вильгельм(1646–1716)- чрезвычайно многосторонний ученый,

творивший во всех отраслях человеческого знания', но наибольшее значение

имеют его труды по философии. Он развивал идеи, заложенные в платоновском

наследии. Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей

диалектического характера. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших

элементов, или монад,–духовных элементов бытия, обладающих активностью и

самостоятельностью^, находящихся в непрерывном изменении и способных к

страданию, восприятию и сознанию. Следовательно, к понятию субстанции

Спинозы прибавляется понятие деятельной силы, т.е. аристотелевский принцип

самодвижения сущего. Однако Лейбниц «изъял» из единой субстанции Спинозы

его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над

телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и

согласованность монад есть результат Богом «предустановленной гармонии».

Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления(в таком состоянии

находится неорганический мир и растительное царство); у животных

представления достигают ступени ощущений, а у человека–ясного понимания,

осмысления. Признавая, с одной стороны, основным свойством монад деятельную

силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой–защищая идею

Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.

Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных

началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он

рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества

индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время–как порядок

сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Одной из вершин

философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде

как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной.

Занимаясь логикой, Лейбниц разработал ее рациональную символику, вскрыл

строение и законы доказательства как одного из основных приемов

рационального познания. Он является одним из зачинателей современной

символической и математической логики.

Общался с Петром I по поводу создания Российской Академии. Известен как

математик( дифференциальное исчисление). Продолжатель рационализма Декарта

и Спинозы. Задумывался над онтологией, считал неудачным употребление

понятия «субстанция» у Декарта и Спинозы. Он нашел ему замену-

«монада»(одно, единое). Учение Л.–монадология. Монада–это наименьшая, далее

неделимая часть мира(атом Демокрита), обладающая психическими

свойствами(страдание, стремление).

Атом(греч)=индивид(лат)–«неделимый». «В капле воды отражается весь

мир»–восточная поговорка. Капля–монада, которая живет проблемами мира, но в

то же время она замкнута, самодостаточна. В этом–противоречие взглядов Л.,

хотя он сам приводит доказательства своей правоты(«принцип

предустановленной гармонии»). Основной тезис Л.: «Наш мир–лучший из всех

возможных миров, даже зло подчеркивает его гармонию».

Каждая монада отражает мир, все они одинаковы и отражают переживания мира.

Но нужна еще одна монада, которая творит изменения в мире. Это–Бог. Он

творит свои переживания и отражает сам себя. Ближе всего к Богу–монада

человеческой души.

Положительное значение учения о монадах- основания для обоснования

индивидуализма Нового времени(сильной человеческой личности).

№ 18 Французский материализм 18 в(Ж.Ламерти, Д.Дидро, П.Гольбах

)–энциклопедисты.

Французские философы, преодолевая непоследовательность Дж. Локка и критикуя

идеи Дж. Беркли, защищали принцип материальности мира в его механистической

форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались диалектические идеи

развития организмов.

У французских просветителей имелись значительные расхождения во взглядах,

вплоть до противоположных позиций. Но все-таки в целом все они были полярно

противоположны миру официальной практики и идеологии, едины в той мере, в

какой противостояли господствующим сословиям. Все они исходили из принципа:

если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его'

пороки также являются результатом влияния этой среды. Чтобы переделать

человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные

стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную

среду. Они занимали одну позицию в том, что живут в переломное время, время

приближающегося торжества разума, победы просветительских идей, в «век

триумфа философии»(Вольтер), Центром, вокруг которого сгруппировались

философы и их единомышленники, оказалась знаменитая «Энциклопедия, или

Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Д. Дидро и его соратник по

редактированию «Энциклопедии» великий математик, механик, философ-

просветитель Ж-Л.Д'Аламбер(1717–1753) поставили перед собой гигантскую

задачу–представить «общую картину усилий человеческого ума у всех народов и

во все века». Этот труд являет собой эпоху в духовной жизни не только

Франции и не только Европы, но и всего мира(кстати, «Энциклопедию» по

частям стали переводить в России). Это великий памятник, воздвигнутый

французскими просветителями своей эпохе.

Жульен Офре де Ламетри.(1709- 1751) в общей форме высказал почти все идеи,

которые были затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом. Ламетри доказывал,

что форма неотделима от материи и что материя связана с движением.

Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, в природе которой

корениться не столько способность к движению, но и всеобщая потенциальная

способность к чувствительности или к ощущению. Указывал на материальный

характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены

связью чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга. Душа

есть проявление и функция мозга. человек есть такое же животное, только

отличается развитием ума(«Человек–машина»). При этом изучал человека как

механизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его мыслительной и

чувственной деятельности. Представитель механицизма с элементами

эволюционизма. Ход исторического процесса- просвещение и роль выдающихся

личностей. Л. лишь наметил ряд основных идей, но не дал им обстоятельного

систематического развития. Наиболее систематическим выразителем философских

учений фр. мат. стал Поль Генрих Дитрих Гольбах.

Дени Дидро(1713–1784)–знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист.

Характерная черта его политического мировоззрения–остро выраженный

демократизм. Это удивительно одаренная, всесторонне развитая

личность–философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и

художественный критик. Дидро сначала был верующим христианином, потом

скептиком, но от веры в Бога. как творца мироздания не отошел. В последние

годы жизни он склонялся к воззрениям, близким к воззрениям Г. Лейбница.

Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему

общественную мысль. В философии быстро прошел путь от деизма и этического

идеализма до материализма(в учении о природе, в психологии, в теории

познания) и атеизма. В механистическое материалистическое понимание

природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, внес некоторые элементы

диалектики–идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе

процессов, вечной изменчивости природных форм. Вопрос о способе,

посредством которого механическое движение материальных частиц может

порождать специфическое содержание ощущений, Д. решает в пользу мысли о

всеобщей чувствительности материи. Наметил материалистическую природу

психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах.

Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь

существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния

максимального расцвета разума. На вопрос, можно ли предположить, что и

камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет?» И действительно,

прикоснитесь ладонью к камню и информация о вашем прикосновении останется

надолго на камне. Дидро, конечно, не знал и не мог знать информатики, но он

силой интуиции прозревал нечто подобное. Это выразилось и в его тонкой

характеристике сути живого. Специфическими особенностями жизни являются

раздражимость и чувствительность, говорил Дидро, уделявший большое внимание

биологическим проблемам. Образованность и прозорливость позволили Дидро

высказать идею, ставшую предвестием эволюционной теории в мире живого.

Дидро утверждал, что душа–продукт единства организма, его целостности.

Учение о природе получило развитие в работах Дени Дидро Прошел путь от

этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, психологии,

теор. познания. Материалист. Внес в учение о природе элементы диалектики.

По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир

беспрерывно зарождается и умирает. Глубже всех понимал природу движения,

различая внешнее(пространственное перемещение) и внутреннее(молекулярное).

Материальную субстанцию рассматривает вместе с единым атрибутом движение и

формами его существования пространство-время. Особое внимание Д. привлекала

проблема материалистического истолкования ощущений

Наметил теорию о псих функциях. Наши чувства- клавиши по которым часто

ударяет окружающая нас природа и которые сами часто по себе ударяют. Отсюда

следует, что человек заключает в своей организации нечто автоматическое.

Этот автоматизм не лишен одушевленности и предполагает лежащую в основе

всей мат способность ощущения. Признание существования независимого от

сознания внешнего мира, а также признание способности ощущений отражать

свойства внешних вещей не означает однако будто ощущения есть зеркальные

копии предметов. По Д. между большинством ощущений и их причинами не больше

сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Д. различает в

вещах первичные качества(существование в самих вещах и независимо от

сознания) и вторичные(заключающиеся в отношении предмета к другим вещам или

к ним самим). Гносеология. Источник знаний--- внешний и внутренний мир. Они

познаваемы. Увидели необходимость чувственного и рационального момента в

познании. Чувство- свидетельские показания, разум есть судья. Он не должен

отрываться от ощущений, но и не должен безоговорочно им доверять. Методы

познания--- наблюдение и эксперимент. Суждение, понимание--- далее. Все

знания приходят через опыт, переход от чувственного к абстрактному есть

непрерывный процесс.

Поль Генрих Дитрих Гольбах(1723–1789), барон–французский философ-

материалист. Главное его сочинение «Система природы»–«эта библия

материализма». Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности

тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования.

Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей

как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье

заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по

себе, являясь причиной всего: она–своя собственная причина. Все

материальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал «классическое»

определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что,

воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Подобно

тому как удары пальцев музыканта по клавишам, скажем, клавесина рождают

музыкальные звуки, так и воздействия предметов на наши органы чувств

рождают ощущения всевозможных свойств. Он, как видим, весьма упрощенно

трактовал процесс познания, хотя ранее так много гениального было уже

сказано на этот счет.

Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойством

движения. Материальные процессы–являются строго необходимыми, случайность и

целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на

человека. Материя состоит из неизменных и неделимых атомов, свойства

которых--- протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Из действия и

противодействия всех существ получается ряд движений, подчиненных

постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения: 1.движ. масс,

благодаря которому тела переносятся с одного места на другое; 2. внутреннее

и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии. Г. доказывает

универсальность движения в природе. Сущность природы в том, чтобы

действовать. Природа получила свое движение от себя самой(никаких

первотолчков), ибо природа есть великое целое, вне которого ничто не может

существовать Движение есть необходимый способ существования материи.

№19 Критическая философия И.Канта(1724–1804)

родился в Кенигсберге, в семье немецкого ремесленника, шорника. У отца

хватило средств на его обучение в гимназии, далее–в университете. Был

болезненным, робким ребенком. Окончил университет, но степень магистра не

получил, поэтому учительствовал. Позднее защитился, получил место приват-

доцента. В основном читал курсы естественных наук, также логику,

математику. Принцип историзма–основной принцип идей Канта(и научных, и

философских).

До 1770 г–докритический период его творчества. В 1770 году пишет докторскую

диссертацию, получает место профессора, полностью посвящает себя философии.

Лекции читал до 1797 года.

Образ жизни Канта–это целая наука, при этом удивительно оригинальная и

поучительная. Спать он ложился ровно в 9 вечера. Подъем в 5 утра. Обед

только в кругу остроумных друзей, за обедом: немного сухого вина,

свежевыловленная треска, шутливые рассказы, анекдоты, непременно шутки,

смех... Родившись очень слабеньким и болезненным ребенком(как и Ньютон),

Кант, благодаря мудрому образу жизни, прожил долгую и духовно удивительно

богатую жизнь.

Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким,

проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения

Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является

одной из фундаментальных научных идей астрономии. Высказал идею, что

причина отливов и приливов–влияние Луны. Кроме того, он выдвинул идею

распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею

естественного происхождения человеческих рас.

Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного

развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом

естественно- научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые

метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека,

нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы

философии.(«Человек, этика и право–вот альфа и омега всего философского

учения великого мыслителя»)

С 1770 года–критический период его творчества. До Канта в теории познания

господствовало представление, что структура и знание определяются объектом

познания. Кант говорил обратное: структуру познания определяет субъект

познания. Для доказательства нужны следующие понятия: феномен, ноумен, вещь

в себе.

Феномен–явление, т.е. чувственное восприятие вещи, как она является нам(в

повседневной жизни имеем дело с феноменами).

Ноумен–постигаемая сущность явления, проникновение нашего мышления вглубь

предмета–промежуточная стадия между феноменом и вещью в себе. Имея дело с

феноменом, мы постигаем ноумен, но никогда не познаем вещь в себе. Чтобы

ориентироваться в мире феноменов, мы используем априорные формы рассудка,

которые живут в нашем сознании, но которых нет в реальной жизни(меридианы

есть на карте, но их нет на самом деле).

Несоответствие феномена и вещи в себе–основание для скандала в философии:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.