рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы «сверху», славянофилы

объективно были выразителями перехода России от феодально-крепостнического

строя к буржуазной монархии.

Славянофилы: Киреевский, Хомяков, братья Аксаковы. Считали, что виноват

Петр I. Сдернул Россию с естественного пути развития, русский народ имел

опору на православие, самодержавие и народность. Необходимо вернуться к

этим ценностям. В это время началась борьба за чистоту русского языка.

Идея–Россия, возвратив утраченные ценности, должна оказаться впереди всех,

миссионерская роль.

Западники. Во всем винили Петра I, потому что не довел дело до конца.

Чаадаев: «Россия не имеет своей истории, не имеет ничего национального,

все, что имеем, плохо усвоенный западный пример». Россия- урок миру, как не

надо делать. «В России победит социализм не потому, что он прав, а потому

что неправы его противники».

В России, при всей привлекательности развития западной культуры,

существовали недостатки: атеизм, преступность и т.д., должна взять все

лучшее и тогда она сможет оказаться впереди всей планеты. Россия должна

стать мессией, той силой, которая будет определять развитие всей

цивилизации.

К западникам относятся выдающиеся мыслители–В.Г. Белинский(1811–1848), Н.Г.

Чернышевский(1828–1889), Н.А. Добролюбов(1836–1864), Д.И.

Писарев(1840–1868), А.И. Герцен(1812–1870). Это талантливые литературные

критики, философствующие публицисты, общественные деятели. Западники прошли

поучительную школу немецкой классической философии и французского

Просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русские философы, не

без влияния Л. Фейербаха, повернулись к материализму, стремясь, однако,

сохранить диалектический метод Г. Гегеля'. Они полагали, что сознание есть

свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи–мозга.

Николай Гаврилович Чернышевский, испытавший сильное влияние воззрений Л.

Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее

социальными, этическими и, что очень важно, экономическими аспектами: для

человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики

Чернышевский проповедовал знаменитую идею «разумного эгоизма», и поныне

рождающую споры. В области эстетики(о чем он написал свой труд «Об

эстетическом отношении к действительности») Чернышевский рассматривал

художественное творчество и категории прекрасного. Согласно Чернышевскому,

«прекрасное–это жизнь». Поэтизация самого факта жизни во всем ее

разнообразии–существенный аспект в философских воззрениях мыслителя.

Чернышевский жестоко пострадал на каторге за свои политические убеждения и

выступления.

Александр Иванович Герцен в своем мировоззрении прошел сложный и внутренне

противоречивый путь. Его идейное развитие–это духовная драма, процесс

очарований и глубоких разочарований вплоть до пессимизма. Он был не

согласен с идеологией славянофилов, увлекался западноевропейскими

философскими концепциями. В своих изданиях–альманахе «Полярная звезда» и

газете «Колокол»–он выступал против крепостничества и царизма, выдвигая

общедемократические требования–освобождение крестьян с землей, общинное

землевладение и уничтожение цензуры. Провозглашая идеалом не какой-либо

абстрактно-логический момент в жизни абсолютной идеи, но справедливо

устроенную жизнь, Герцен, например, отмечал, что природа и человеческая

история вечно и непрерывно изменяются, что они «течение, перелив,

движение», причем движение происходит посредством борьбы двух

противоположных тенденций(или стремлений)–возникновения и разрушения.

Касаясь проблемы личности, Герцен утверждал, что она теперь становится

центральной: личность–вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею

все живет.

Русский философ–Владимир Сергеевич Соловьев(1853–1900)(отец Сергий)–первый

профессиональный философ, который приобрел мировую известность. До него

проводниками русской идеи были поэты и писатели.

В 12 лет стал материалистом, решил отказаться от бога. Философия

Соловьева–философия всеединства; тяжело переживал разорванность русского

общества, мировой цивилизации, считал, что Россия является частью

Европейской культуры. Общественно–историческая задача философии- спасти

падшего человека и человечество. Свою философию строит как нравственную

философию. «Я стыжусь, следовательно, я существую». Одна из основных

работ–«Оправдание добра»–этический трактат. В этой работе нашла отражение

идея о философии всеединства–учении о положительном синтезе, учение о

мудрости, которая является его онтологией всеединства. Всеединство–синтез

истины, добра и красоты. Сфера абсолютного обладает признаками

безусловности, только этими понятиями человек должен руководствоваться в

своей жизни.

Цель исторического процесса–приблизить реальность к божественному миру.

Можем назвать В.С. идеалистом, но он признавал материальность мира.

Мир–хаос, но не всегда. Человек–центр мира, должен стать источником

гармонии мира, посредник между природой и Богом, должен изменить природу до

ее одухотворенности. Нравственный смысл человеческой личности реализуется

непосредственно в акте любви к другому человеку и к Богу. Истинный источник

и предмет человеческой любви–это понятие вечной женственности, которое

сопоставимо с образом Софии.

Впервые в России В.С. опубликован в 1985 году. В социальном плане–идея

всеединства–богочеловеческий союз всех людей, вселенская церковь, которая

объединяет все религии. Занялся проблемой теократии–власти Бога. Залогом

такого единства выступает объединение католической и православной церкви.

Понятие «русской идеи» ввел в оборот–определял как историческую роль России

в создании исторической троицы–единения церкви, государства и общества(на

равных правах). Работы: «Теократическая философия «, «Чтение о

Богочеловеке».

«Серебряный век»–философия Бердяева. Русский космизм- Федоров, евразийство

связать с проблемой массовой эмиграции русских философов за границу.

№28 Постклассическая(неклассическая) философия к. 19–20 веков(общая

характеристика)

Причины перехода к неклассическим типам философствования в 20 веке:

1. Основная причина–к началу 20 века выявились неразумные тенденции в

развитии западной цивилизации(войны, революции).

2. Рационализм(особенно просветители) акцентировался на невежестве масс, но

практика показала, что сознание масс включает в себя трезвый

опыт(поговорки). Даже предрассудки обладают прочностью, их невозможно

разрушить.

3. Рациональное знание исчерпало себя гносеологически. Мир постклассической

философии–искривленное конечное пространств, относительность Эйнштейна.

Развитие науки возвратило природе таинственность. Разрушилось

представление о беспредпосылочности знания. Позиция ученого, философа

определяет содержание знания, даже если он этого не хочет(субъективность

знания носит объективный характер).

С середины 19 века философская классика активно критиковалась. Кьеркегор

ставит под сомнение существование рационал.системы, система Ф. связана с

конкретным человеком, его взглядами и переживаниями. Человеческое

существование трагично и безысходно. Ницше, Зиммель, Бергсон восприняли

этот тип философствования.

Конец 19 века–II Мировая война–I период развития неклассической философии

Послевоенные годы(середина XX века)–II период.

Происходит размежевание постклассической философии:

1.ориентированная на сцеинтизм

2.антисцеинтизм.

Сцеинизм – это направление абсолютизирует роль науки в жизни общества,

наука – главный стимул общественного прогресса. Стремление придать

философским рассуждениям научную форму. Эталон научности – естественные и

точные науки.

Проявил себя в позитивизме – Позитивус – положительный, речь шла о

положительной науке.

Стадии позитивизма:

1-ый позитивизм – классический – 30 – 90 годы Х1Х века – Огюст Конт создал

первую гуманитарную науку – социологию; Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль.

Эмпириокрититцизм – Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Вильгельм Освальд – 1-ый

популяризатор научного знания (физический позитивизм) – 70 г. Х1Х – начало

ХХ века.

Неопозитивизм (логический позитивизм) – возник благодаря деятельности

Венского кружка – Морис Шлипп, Рудольф Карнапп, Карл Поппер, Рассел.

Гносеологические установки позитивизма:

1.Знать можно лишь то, что дано в чувственном опыте. Эксперимент и

наблюдение являются основным методом познания.

2.Всякое подлинное знание есть знание фактов, данных в опыте. Факты можно

регистрировать, никакое объяснение недопустимо, потому что, объясняя факт,

мы вносим дополнительные сущности. В опыте закона нет, поэтому его нужно

исключить.

3. Отрицали возможность предсказания при помощи законов, вообще отрицали

законы. Предсказание возможно как более широкое описание факта.

Основное внимание обращали на естественные науки, которые называли

позитивными, потому что позволяли решать насущные проблемы человечества.

Позитивисты критиковали предшествующую философию, но не отрицали ее.

Антисцеинтизм – Шопенгауэр.

1.Наука скрывает истину бытия, умерщвляет бытие.

2.подлинным выражением жизни является противоразумная воля.

3.Подлинным средством постижения истины является не логический анализ, а

интуитивное освоение действительности.

№ 31 Философский смысл проблемы бытия. Классификации форм бытия.(Онтология

)

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии, вопрос о том,

что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник

вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока

будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его

содержания неисчерпаема.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно

общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как

всеохватывающие понятия–это синонимы. Бытие есть все то, что есть–«вся

видимая же и невидимая». как утверждается Символом веры. Это и материальные

вещи, это и все процессы(физические, химические, геологические,

биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и

отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного

воображения–все это тоже существует как разновидность духовной реальности,

как часть бытия.

Бытие в обыденном понимании–существование.

Бытие как философская категория–это не просто существование, а то, что

гарантирует существование.

Почему бытие не называют существованием? Понятие существование наделяет

предмет субъективным смыслом. Я могу сказать человеку: «Ты для меня не

существуешь». Бытие же имеет смысл «есть», эта связка подчеркивает смысл

существующего(Сидоров есть человек).

Аспекты бытия:

. Что существует? Мир.

. Где? Здесь и везде.

. Как долго? Сейчас и всегда.

Следовательно мир есть и будет, правда доказать это мы не можем.

1. Признание существования или несуществования мира. Везде или нет–мир? Все

ли пространство заполнено миром? Все существующее должно иметь предел.

Нам проще представить мир безграничным, как только представим

безграничным- ?–где граница? Непротиворечивое определение бытия: «ВСЕ

СУЩЕСТВЕТ»

2. Мы воспринимаем мир единым и бесконечным. Все явления в мире конечны, а

мир–бесконечен. Существование–предпосылка единства мира. Если есть мы и

природа–бытие- это уже предпосылка единства мира. Материальность,

единство пространства и времени( Е=mc2). Тождество бытия: А=А- одно из

фундаментальных понятий логики мышления(объект не должен изменяться в

процессе наших рассуждений).

3. Как все то, что существует в отдельности существует? Все то, что нас

окружает–действительность, имеет ли оно логику существования или нет?(Мы

выделяем растения и животные, т.к. нам это хочется или это разделение не

зависит от нас)

Реальность: как мы эту действительность познаем.

Действительность: все то, что существует и действует на нас.

Уровни бытия:

. Бытие природы

. Бытие общества

. Бытие личности

Сферы бытия:

- Органическая сфера

- Неорганическая сфера

- Техносфера и т.д.

Формы бытия:

I. Вещей и процессов–естественное бытие, иногда его разделяют на миры:

микромир–на уровне элементарных частиц, макромир–на уровне человека,

мегамир–дали.

Представлены первой и второй природой: Первая природа–существовала до

человека, с ним и после него

Вторая природа–вечный мир, созданный человеком. Человек создает вторую

природу на основе законов первой природы.

II. Человека. Человек существует как человек благодаря уникальной связи

природного(человеческого ) тела и человеческого духа(сознания). Эта

уникальность связи в других объектах отсутствует.

III. Духовного(идеального).

. Индивидуализированного духовного- наш внутренний мир, нет нас–мир уходит

с нами.Мы произвольны в формировании своего духовного мира(он

субъективен).

. Объективированного духовного–не зависит от конкретного индивида.

Например, Тургенев написал роман «Отцы т дети»–вначале-это И.Д,, после

роман стал существовать сам по себе–О.Д. Парадокс взаимоотношения И.Д. и

О.Д.: источник О.Д,- сознание, оно может существовать благодаря

индивидуальному сознанию, но от него не зависит.

. Социального духовного–форм общества.

Итог: Бытие- это существование во всех его многообразных формах.

Бытие–категория единая, его деление произведено в познавательных целях.

№29 Основные течения западной философии 20 века: прагматизм, неопозитивизм,

феноменология, экзистенциализм, неотомизм(одно по выбору)

феноменология

Феномен–это в переводе с греческого то, что является. В нашем случае речь

идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее

в процессе его осмысления. Феномен–это и ощущение, и восприятие, и

представление, и мысль. Феноменология–это учение о сознании, о феноменах и

их смыслах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она

культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников

феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов

прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Обозначим ту

проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское

направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает

действительно важную проблему, которая беспокоит многих.

Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный

красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через сознание и

достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций, оказывается

чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это

происходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо понимаем само

сознание. Забвение жизненного мира–это результат плохого философствования.

Феноменология как раз и стремится восполнить этот недостаток. Феноменологи

считают, что их коллеги, представители других философских направлений, не

обращают должного внимания на работу сознания. А между тем современный мир,

всемерно культивируя идеалы обезжизненно-го знания, не только не избегает

кризисных явлений, а наоборот, плодит их(бесконечные войны, конфликты,

экологические катастрофы, обезличивание жизни человека).

Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать забвения жизненного

мира. С этой целью вырабатывается особый феноменологический метод.

феноменологический метод

Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким(как,

например, у Канта) противопоставлением субъекта объекту. При таком

противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта(что приводит к

субъективизму), либо объекта(что приводит к натурализму). Субъективизм

приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется

исключительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пассивное

отражение реальности, а между тем оно активно. Правильная точка зрения

состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект даны в их

соотносительности.

Эпохе, феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека предмет

дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не

закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной работы

сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить в скобки»,

воздержаться от поспешных суждений о нем(такое воздержание со времен

древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир «замкнут»,

сведен(редуцирован) к явлениям сознания. При этом нельзя забывать, что в

стратегическом смысле сознание всегда ориентировано, направлено на предмет.

Это и означает, что сознание интенционально, т.е. направлено на предмет.

Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменологический метод на

конкретном примере. Как воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек

рассматривает конкретную яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия.

Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэтому

синтезирование выступает как идентирование, т.е. «схваты вание»

одинакового. Так субъект формирует представление «об этой яблоне».

Но как составить себе идею(по Гуссерлю, эйдос) о яблоне вообще? Кстати

Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эйдос–это идея, не потерявшая

своей конкретности, образности. На пути к эйдосу «яблоня» субъект

воображает(фантазирует), представляет себе различные яблони, в том числе и

такие ее свойства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигается

эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без какого-либо

вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Динамике переживаний

соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание

обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь

указывают на нечто, это бедные знаки. И есть высказывания-подлинные,

полновесные знаки, в которых человек выражает свое отношение к

происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и преумножить полноту бытия, которая

реализуется в динамике созерцаний, переживаний, их смыслов(эйдосов),

высказываний. Но благодаря чему удается совершить переход от созерцания

отдельных предметов к их смыслу? Благодаря интуиции.

Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком

высказывании содержится больше того, на что указывает содержание. Допустим,

я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: «На этом столе лежит книга». Я

вижу два предмета–стол и книгу. Я никогда не увижу в словах «на», «этом»,

«лежит» тот смысл, который вкладываю в слово «книга». Человек образует

смысл не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах

заключено больше, чем в созерцаниях.

Итак, феноменолог берет предмет созерцания «в скобки», затем он обогащает

созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос возвращается

предмету, что и означает сохранить полноту жизненного мира. В этом смысле

очень показательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая гегелевскую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.