Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей
Есть 2 пути, когда играя с помощью символов, можно получить конкретные
результаты: от формы к содержанию.
5. Границы формализации.
1. Невозможность полной формализации
2. в процессе формализации теряются очень важные моменты объективных
связей. Формализация возможна только в следствие подведения под одно
основание нескольких объектов.
3. Мы должны унифицировать мир, то мы должны унифицировать и себя
№ 55 Общество как объект философского познания.
Понятие “общество”, “общественный”, “социальный”, чрезвычайно
распространены, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и
недостаточно ясным.
Общность определяется как форма совместного бытия пли взаимодействия людей,
связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и
народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно
организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не
на основе общности, а совместных интересов н договоре
Понятие “обществом -следует отличать от понятия “народ”, “нация” и
“государство”. Народ–это форма общности людей, связанных, прежде всего,
языком и культурой (отсюда древнеславянское “языцы”), а также
происхождением. Нация–это форма организации жизни одного народа (или
нескольких близких), связанная с государственностью, экономическими,
политическими н духовными отношениями людей. Государство–основанное на
праве и законе, форма организации жизни народов и наций.
Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность
множества различных частей и элементов. Они не изолированы, а тесно
связаны, постоянно взаимодействуют и общество существует как единый
целостный организм, единая система. Представление о системности в обществе
и природе возникло еще в античности (упорядоченность, целостность бытия),
далее в 19-20 в. над этой проблемой работали Спенсер, Маркс, Вебер,
Сорокин. Они определили основные положения и категории:
Элемент, часть–мельчайшая частица системы или их совокупность (социальные
объекты, отношения, институты)
Отношения–связь, зависимость между субъектами общества.
Структура- форма устойчивых связей, отношений.
Субъект–носитель активности, направленной на другое явление.
Объект–явление, на которое направлена активность.
«Социальная система»-совокупность социальных объектов и субъектов, их
свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Ее признаки:
-множественность (элементов, подсистем, функций)
-разнокачественность (социальных элементов)
-уникальность основного элемента–человека.
Сложность и многообразие явлений общественной жизни представляют
разновидности совместной деятельности людей и совокупность отдельных
социальных групп и их организаций. Структура социальных сообщностей: семья,
род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.д.
Выделяют 4 типа общественной деятельности:
-материальная–создание определенных вещей для удовлетворения потребностей
людей
-духовная–создание идей, образов, научных и художественных ценностей
-регулятивная (управленческая)–поддержание связей между людьми,
регулирование их деятельности
-гуманитарная (социальная)–деятельность по обслуживанию людей (единство и
взаимосвязь)
Основные свойства общества как целого:
-самодеятельность
-самоорганизация
-самодостаточность (главное отличие общества от его составных
частей)–способность своей деятельностью создавать и воссоздавать все
необходимые условия современного существования.
58. Культура и цивилизация
Если первоначальный смысл слова культура означал обработка, возделывание, а
затем стал тождественным по смыслу словам воспитание и образование, то
термин цивилизация подчеркивал первоначально собственно гражданские,
государственные качества и характеристики. Очень долго оба эти термина
применяли только для того, чтобы охарактеризовать человека. Еще в начале
века противопоставляли человека истинно культурного, т.е. воспитанного и
образованного человеку цивилизованному, считая, что цивилизованность
предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может
дать полное представление о человеке.
При этом все многообразие точек зрения на соотношение культуры и
цивилизации, в конечном счете, сводилось к двум основным.
В первом случае понятия цивилизации и культуры резко противопоставлялись.
Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого
культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы»
(1918–1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и
распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер,
«как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за
развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней
и задушевным детством». (Цитируется по 1, с. 9) Культура, по его мнению,
представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития
искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и
индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в
ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей,
превращая их в безликие существа. Концом развития любой культуры Шпенглер
считал стадию цивилизации, в которую, по его мнению, вступила Европа. Эта
стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в
области литературы и искусства, огромным ростом городов (урбанизацией). В
этот период, считал Шпенглер, народ теряет «душу культуры», происходит
«омассовление» всех сфер жизнедеятельности, их омертвление, т.к. ритм и
подобие жизни в период цивилизации массы получают от бездушных
механических, технических устройств, цивилизация побеждает пространство и
отбрасывает время, она формирует стремление к мировому господству–это
внутренний источник гибели культуры, погибающей в борьбе за мировое
господство от войн.
Во втором случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы,
между ними отсутствуют сколько–нибудь существенные различия. В качестве
примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А.
Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы
культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и
определяющим элементом. В отличие от Шпенглера Тойнби не считает, что
цивилизация–всегда эпоха деградации и упадок. Он называет цивилизацией
характеристику конкретного общества, предлагая рассматривать цивилизацию
как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными
пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры
технологического развития. Тойнби считает, что каждая цивилизация живет до
тех пор, пока она в состоянии давать «ответы» на «вызов» исторической
ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать ответ и прибегает к
силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и происходит ее гибель.
По мнению Тойнби в современном мире существуют одновременно пять
цивилизаций, географически он их делит на китайскую, индийскую,
исламистскую, русскую и западную. Каждая из бывших в истории и ныне
существующих цивилизаций проходит одинаковые стадии: возникновение, рост,
надлом, разложение и гибель, но эти стадии в каждой из цивилизаций имеют
разные временные характеристики. За все время существования человечества
оно живет в условиях цивилизации не более 2% времени своего существования и
в наше время необходимо задуматься над тем, как предотвратить стадии гибели
и разложения современных цивилизаций, а это предполагает необходимость
разработки общей для всех философской концепции смысла жизни, понимание ее
самоценности и неповторимости.
Особый интерес вызывает вопрос о причинах возникновения той или иной
цивилизации. Достаточно распространенной является точка зрения, объясняющая
существование той или иной цивилизации мистически, с позиций религиозного
сознания. Так, например, объясняется богоизбранность народа «колена
израилева» или мессианская роль русского народа в борьбе за сохранение
христианской культуры. Немалое количество исследователей разделяют точку
зрения представителей географического детерминизма, считающих, что решающее
воздействие на характер цивилизации и ее особенности оказывают
географические условия существования того или иного народа.
Еще более интересными являются концепции современных русских ученых А.Л.
Чижевского и Л.Н.–Гумилева, в которых источник особенностей развития
народов ищется в космических процессах. Самая знаменитая работа Чижевского
называется «Земное эхо солнечных бурь», в ней автор показывает воздействие
физико-химических процессов, происходящих на солнце на исторические
процессы, происходящие на земле, будь то войны, революции, эпидемии,
переселения народов и другие массовые социальные потрясения. В работах Л.Н.
Гумилева исследуются процессы становления этносов и рассматриваются
временные параметры их существования. Автор считает, что начало своего
исторического пути этносы получают из космоса. Могучий всплеск космической
энергии, сконцентрированный в сравнительно небольшой земной области,
формирует «пассионарность» этноса и способствует его высокой социальной
активности примерно в течение тысячелетия, после чего идет угасание
активности, гибель этноса, который может проходить как засыпание,
растворение этноса в других народах, но может приносить и огромные
социальные конфликты и потрясения.
Независимо от причин, лежащих в основе существования той или иной
цивилизации, современные исследователи согласны с тем, что цивилизации
выступают как определенная характеристика народов мира, причем чаще всего в
отличие от процессов культуры цивилизационные характеристики имеют
нейтральную, а зачастую и негативную оценку.
Многие исследователи считают, что цивилизация противостоит культуре подобно
тому, как массовые процессы и потребление стандартных вещей и знаков
культуры противостоят процессу творчества в духовном производстве, как
противостоит необходимость свободе, стандарт уникальному, внешние признаки
культуры ее внутреннему богатству.
№ 56 Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.
Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии)
проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще
более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала
научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться
"в тисках" информационно-техногенного общества.
Человек- особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны,
биологическим началом(приближающим его к высшим млекопитающим), с другой
стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению,
членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости,
усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной)
организации.
Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного
знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему
очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным
углом зрения.
По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре
философского знания, в системе философской антропологии, обозначилась такая
ветвь, как «персонализм»–философская концепция личности и ее универсального
статуса, свободного развития.
С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других
объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть
та единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри.
Российский персонализм(Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто
неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой,
а не из чего-либо внешнего(природа, социальность, даже трансцендентное).
Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы
над рабством, победа над тяжестью мира.
Большинство философов считали, что индивид становится личностью, не
замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в
ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид.
Исходя из того, что в разных теоретических построениях личность «смотрится»
не одинаково, можно утверждать с той или иной мерой доказательности, что
каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут полагаться как
личности. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и
обладающая некоторой совокупностью прав(имущественных, правом на защиту
достоинства и т.п.). А для педагога или психолога новорожденный это только
потенция полноценной личности, ему еще надо «выделаться», стать личностью.
В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями,
независимо от любых различий(возрастных, этнических, наличия или отсутствия
таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к
покойным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной
культуры.
Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие
отдельного человека, таким образом:
Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный
представитель вида «гомо сапиенс»;
Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя
обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире
совокупности ценностных ориентаций.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков
используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных
духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в
социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на
первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его
«самость» и незаменимость.
Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в
условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм
социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального
развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в
личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого
общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал,
социального и биологического, в человеке оставалось только одно-
биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к
членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после
возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз
доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что
человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого
общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть
полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у
которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического индивида в социально-
биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо
определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам
самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою
социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому
понятию, как качества личности- врожденные или приобретенные привычки,
образ мышления и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно
дать характеристику личности человека. В значительной мере качества
формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества:• гуманизм;•
человечность;• честь;• совесть;• скромность; великодушие;• справедливость;•
верность;• иные качества. и общественно осуждаемые-негативные: •
чванливость;• цинизм;• грубость;• тунеядство; трусость;• нигилизм;• иные
негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: • воля;•
решительность;• мудрость;• умение; установки;• убеждения;• патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества
развиты больше, другие- меньше.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие
потребностей и интересов.
Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности
могут быть:
• биологическими(естественными)- в сохранении жизни, питании размножении и
др.;
• духовными- стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям
культуры; материальными- обеспечить достойный уровень жизни;.
• социальными- реализовать профессиональные способности, получить должную
оценку со стороны общества.
Потребности- основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных
действий. Удовлетворение потребностей- важный компонент человеческого
счастья. Значительная доля потребностей(кроме биологических) формируется
обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу
соответствует определенный уровень потребностей и возможность их
удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы- конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо.
Совместно с потребностями интересы- также двигатель прогресса. Среди
интересов выделяются:
• личные(индивидуальные);
• групповые;
• классовые(интересы социальных групп- рабочих, учителей, банкиров,
номенклатуры);
• общественные(всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
• государственные
• интересы всего человечества(например, в недопущении ядерной войны,
экологической катастрофы и др.). Также интересы могут быть:
• материальными и духовными;
• нормальными и ненормальными;
• долговременными и ближайшими;
• разрешенными и неразрешенными;
• общими и антагоническими.
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба
являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов
способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в
том случае, если потребности и интересы не являются крайне
антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение(человека, группы,
класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами.
• Особым аспектом нормальной жизни человека(личности) в обществе является
наличие социальных норм.
Социальные нормы- общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение
людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:
• поддерживают порядок, равновесие в обществе;
• подавляют скрытые, в человеке биологические инстинкты, "окультуривают"
человека;
• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.
Видами социальных норм являются: «^ нормы морали;
• нормы группы, коллектива;
• специальные(профессиональные) нормы;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|