рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

бытия вещей в зависимости от связи материи и формы. Форма выступает как

активное начало, материя- как пассивное.

1-ый уровень- бытийности вещей- неорганическая степень, здесь форма

выступает как внешняя определенность вещи.

2-ой- растение

3-ий- животный мир

4-ый- разумная душа.

Форма выступает сама по себе, несвязанная с материей. Разум и вера не

исключают друг друга, а гармонически связаны, истина одна- учение Христа.

Ее постигают и с помощью веры и разума. Путь разума на много длиннее и

труднее. Фома Аквинский по-новому решает спор между номиналистами и

реалистами. Общее это бог, который присутствует во всех сущных вещах.

Ф.А.–имел ангельский характер. Родился в знатной семье, не был старшим

сыном и поэтому не наследовал титул и землю по праву майората. Благодаря

этому правилу появилось рыцарство(система определенных нравственных

ценностей, изобретенная людьми, которые не имели ничего, кроме благородного

происхождения). Ф.А. учился в монастырской школе при ордене св. Бенедикта.

В 17 лет решил посвятить себя богу и вступил в Доминиканский орден. Орден

готовил преподавательские кадры и соблюдал чистоту христианства. Ф.А.

послали в Кельн на стажировку. Альберт Великий передал Ф.А. свои

универсальные знания. Затем Ф.А. переехал в Париж, где и создал свое

учение(«томизм»).

Ф.А.–умеренный реалист. Универсалии–самостоятельные сущности, существуют

трояко:

1. До вещей–как мысль бога

2. В вещах–то, что дано в определении вещи(определение и есть универсалия)

3. После вещей–в человеческом сознании(логическое мышление)

Ф.А. утверждал, что самое истинное бытие–бог, он–самая совершенная

реальность.

Эссенция каждой вещи выражена в ее определении, экзистенция–существование

каждой вещи. В Боге эссенция и экзистенция совпадают. Он самодостаточен.

Это самое общее понятие, определить его через другие понятия нельзя. В

других вещах сущность и существование не совпадают(вещь нельзя определить

через саму себя: дерево–деревянное–глупость, они имеют свое порождение чем-

либо: бог–причина всех вещей).

Бог обладает простым бытием, а все остальное–сложным. Ф.А. пытался

логически доказать бытие бога(«Сумма теологии»), устранить противоречие

между верой и разумом:

1. Все движущееся чем-то движимо, а перводвигатель–Бог.

2. Доказательство из сущности действующей причины(причина не может быть

причиной самой себя, нужна первопричина)

3. Взаимоотношение случайного и необходимого(все происходит по-

необходимости и первая из них–Бог).

4. Степени сравнения качества( самая высшая степень качества–Бог, он самый

добрый; зло–низшая степень добра и т.д.)

5. Телеологическое доказательство(телеология–учение о целесообразности; в

мире все прилажено, а за этой слаженностью стоит Бог).

Ф.А. выделил три христианских добродетели: вера, надежда, любовь+четыре

античных добродетели: справедливость, мудрость, мужество, умеренность.

Следует подчеркнуть, что С.Ф. внесла существенный вклад в дальнейшее

развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты

соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое

станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но

фундаментом для формирования основ естественно-научного и философского

знания. Философия эпохи зрелого средневековья, начиная с XI–XII вв.,

пребывая под влиянием христианства, дала удивительно яркие плоды в своем

развитии, подготовив весьма благоприятную почву для дальнейшего своего

движения. Творчество Августина, Фомы Аквинского, Авиценны, Аверроэса,

Маймонида, Дунса Скота, Роджэра Бэкона, Уильяма Оккама и др. по уровню

своей интеллектуальной культуры и значимости не уступает выдающимся учениям

мыслителей последующих времен.

№13 Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха

Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В

средневековье господствовал твоцентризм, теперь наступает час

антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий

ставят человека(по-гречески человек называется антропосом). В философии же

эпохи Возрождения два центра–Бог и человек. Это соответствует тому, что

эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем,

что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное

культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона,

Аристотеля и Эпикура.

основные ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов

направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом

философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные

религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность,

его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого

философского интереса во многом определились переходом от феодально-

сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству.

Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его

активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону

антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного

достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является

прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино,

могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в

искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится

максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи–живописец и

изобретатель, Микеланджело–живописец и поэт, оба к тому же талантливые

философы.

Эстетическое–доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была

широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив,

к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство

божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком

благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от

божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она

многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с

ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело,

безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета

достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело(например, серия

картин на потолке Сикстинской капеллы е? Ватикане), Рафаэля

Санти(«Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера(«Портрет молодого

человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к

человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека

он делил на 1800(!) частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству,

доминирует в возрожденческой философии.

Гуманизм(от латинского гуманос–человечный)–есть воззрение, основывающееся

на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье,

благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и

средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие

политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые

именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный–о новом

мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению

подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование.

В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного

устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск

путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали

гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит

защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи

показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве

человека.

Эпоха находилась на границе средневековья и Нового времени. Философия

Возрождения возникла на территории современной Италии, она тесно связана с

идеями национального возрождения страны и воссоздания самостоятельного

государства. На побережье Средиземного моря бурно развивались города,

возникла прослойка очень богатых людей, которые могли заниматься

меценатством. Это способствовало развитию искусства.

Связующим звеном между античностью и средневековьем были арабы, сохранившие

письменные памятники античности. Эти памятники использовались как

обоснование ислама, который «моложе» христианства на 6 веков.

Возрождение называют эпохой свободомыслия, которое не следует рассматривать

как атеизм. Некоторые деятели Эпохи Возрождения были атеистами(Бог создал

мир, который начал развиваться по своим законам, человек должен

рассчитывать на себя).

В средние века человек считался изначально греховным. Гуманисты Э.В.

говорили: «Бог создал человека по своему образу и подобию. Человеческое

тело прекрасно, его дух велик. Нужно жить земными радостями, не дожидаясь

воздаяния после смерти».

Николай Кузанский(1401-1464). Был епископом и кардиналом. Получил

схоластическое образование. Знал труды Платона, Аристотеля, А.Августина,

Ф.Аквинского. Занимался математикой, естествознанием, философией. Идеи его

были передовыми для его времени и не были поняты современниками. Новые

идеи, преданные через старые, схоластические понятия, утрачивали

новизну(идея об единстве и борьбе противоположностей высказана Н.К., но

автором считается Гегель). Н.К. использовал математические приемы в своих

доказательствах.

Идея бесконечности. Бог един и всемогущ. Как соотнести единое и бесконечное

в одном понятии? Представим, что Бог–это окружность. Она имеет

диаметр(нечто конечное, единичное). Увеличивая окружность до бесконечности

мы добьемся того, что диаметр будет стремиться к бесконечности. Мир тоже

бесконечен.

Изучая проблему Бога, Н.К. пришел к выводу, что природа, мир и Бог–одно и

тоже(идея пантеизма, всебожия). Изучая Бога, необходимо изучать и природу,

по его трудам(природе) можно познать Бога. «Ученое незнание»–несоответствие

между конечностью человеческого разума и бесконечностью, к которой он

стремится.

Джованни Мирандола(1463-1494). Человек–венец природы, т.к. Бог создал его

по-своему подобию–распространенная идея Э.В. М. считал человека самым

неудачным творением Бога. Бог осознал это и попытался компенсировать ошибку

и дал человеку возможность бесконечного совершенствования. Человек

человеком не рождается, он им становится(сам себя делает). Эта идея стала

основой индивидуализма.

№14 Космогонические взгляды Н.Коперника, Дж.Бруно, Г.Галилея, и их

философское значение.

Николай Коперник( 1473–1543). Был астрономом, математиком. Рассчитывая дни

пасхальных праздников, обнаружил, что все планеты движутся в одну сторону,

делают петлю, идут в обратную сторону. Заподозрил ошибку в астрономических

взглядах. Утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, которое является

центром мироздания. Это открытие перевернуло мировоззрение человека:

научные наблюдения не согласуются со Священным Писанием. Появилась теория

двух истин(истина откровения и научного открытия). Человек был центром

Вселенной, а Коперник это опроверг. Потребовалось выяснить, что значит

человек в этом мире, каков смысл его жизни. Человек утратил чувство

определенности, это стимулировало развитие науки.

Джордано Бруно(1548-1600), Галилео Галилей(1564-1642). Занимались наукой,

были знакомы с учением коперника, пропагандировали его. За это их

судили(инквизиция), Бруно сожгли, Галилей отказался от своих взглядов.

Бруно высказывал идею о множестве миров(каждая звезда–Солнце, в космосе

есть жизнь). Этим он подчеркивал величие Бога. За эти взгляды церковь его

осудила.

Галилей разработал учение об инерции, изобрел телескоп и т.д. Он являет

собой тип современного ученого. Ученый должен стремиться к истине, которая

не зависит от заблуждений, т.е. ученый не отвеяает за результаты своего

творчества. Г. отказался от своих взглядов, т.к. считал, что это не меняет

истинности открытий Коперника.

Воззрения Джордано Бруно(1548–1600), являющегося философом и поэтом,

характеризуются как пантеизм(pan–все и theos–Бог)–философское учение,

согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом

мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению

пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж.

Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в

познании не сверх природного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах».

Разделяя космологическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное

влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном

множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем

родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно,

отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и

материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой

оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую

субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во

всем единичном по принципу «все во всем».

Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении «героического

энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей

божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, которые

возвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на

таких мыслителей, как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др..; 17

февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его

труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью

и творчеством Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения

Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития

философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на

античность, в месте с тем продолжив все лучшее из того, что дало

средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узко европейское, но

мировое явление. Для философии Возрождения характерны: широкое, общее и

свободное чувство человечности; освобождение человеческого разума от

непреклонных и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила

интенсивное развитие философских достижений Нового времени.

№15 Рационалистическая философия 17 века(Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Западная философия Нового времени открывает следующий период в развитии

философской мысли. Этот период в жизни общества характеризуется разложением

феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в

экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят

существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется

сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев. Бурно

развивается наука, прежде всего экспериментально-математическое

естествознание, основы которого заложил Г. Галилей. Этот период именуют

эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни

общества. При этом главенствующее место в науке занимает механика. Именно в

механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Применение

механистического метода привело к поразительному прогрессу в познании

физического мира. Представление о механической обусловленности явлений

особенно упрочилось под мощным влиянием открытий Исаака Ньютона(1643–1727),

в воззрениях которого механическая причинность получила глубокое

математическое обоснование. Вместе с тем, имея в виду мировоззренческий

аспект трудов Ньютона, нельзя не отметить, что этот величайший ученый

несомненно рассматривал свою научную работу в религиозном аспекте. Оба его

основных труда–«Математические начала натуральной философии» и

«Оптика»–имеют религиозные завершения. В последнем поучении «Начал» Ньютон

пишет: «Рассуждение о Боге на основании совершающихся явлений, конечно,

относится к предмету натуральной философии»'.

Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленному

изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с

естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления

распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.

Философия Нового Времени гносеоцентрична( центральные проблемы–проблемы

научного познания). 16 век–сделаны географические открытия. Развитие

торговли, промышленности, науки(естествознания). Создание Академий.

Фрэнсис Бэкон(1561- 1626). Лейтмотив его философии–«знание–сила». Основная

заслуга в том, что он первым изменил отношение к теории познания. Основной

метод научных исследований был прежде аристотелевским(дедукция–от общего к

единичному путем логических выводов). На пути чисто логических выводов не

найти принципиально новое знание, можно лишь выявить уже известное,

существовавшее скрыто. Основой познавательной деятельности должна быть

индукция, которая опирается на опыт. Чтобы получить общее представление о

чем-либо, нужно иметь определенный опыт(стул–мебель).

Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели крестьяне,

невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Б.: «Получить

знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:

. Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой

природы, перенося на него свои качества–антропоморфность мифа)

. Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из

образования, воспитания, социального положения, национальности)

. Идола площади или рынка(на рынке люди общаются, некритически усваивая

мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам, слова обыденной

речи переносятся в науку без уточнения).

. Идола театра(в театре люди черпали образцы должного поведения, нужно

критично относится к мнениям авторитетных людей)

В «Новом Органоне» Б. изложил свои взгляды. Цель приобретения

знания–покорение природы. С этого момента эксперименты над природой стали

проводиться постоянно. Проблемы, с которыми столкнулся Б.: на каком этапе

ученый может делать выводы и обобщения?(эта проблема не решена до сих пор).

Метод индукции не требует логического дополнения до тех пор, пока мы не

столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда дает результаты, Б.

разработал опыты плодоносные(дают практический результат) и светоносные(не

дают результата, но двигают науку вперед, избавляя нас от заблуждений).

Б. принадлежал к эмпирикам(в основе познания лежит опыт). Он восстановил

материалистическую традицию в европейской науке(сам материалистом не был),

предложил новое понимание материи(совокупность частиц–отражение в физике

Ньютона). Б.–основатель теоретической механики(движение–неотъемлемая часть

материи).

Рационализм противостоял эмпиризму. Рене Декарт(1596-1660)–видный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.