рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь

только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит,

форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная–сущность

вещи; материальная–субстрат вещи; действующая–то, что приводит в движение и

обуславливает изменения; целевая–во имя чего совершается действие.

Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы.

Материя–это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности,

акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть

возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью

оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без

материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не

сделали шар. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма–это

сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Аристотель как первооткрыватель динамизма и телеологии. В своих суждениях о

материальных причинах Аристотель во многом повторял Фалеса, Анаксимена,

Анаксимандра, Гераклита, учивших, что в основе всего находятся материальные

субстанции. В учении о форме Аристотель существенно переработал концепцию

идей Платона. Еще более оригинален был Аристотель в развитых им концепциях

динамизма и цели.

Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уде пять

первостепенное внимание динамике процессов, движению изменению и тому, что

за этим стоит, а именно переходу возможности в действительность. Динамизм

Аристотеля знаменует собой появление нового образца понимания. Во всех

случаях требуют уразумения механизмы происходящих изменений и причины,

обусловившие эти изменения. Надо определить источим движения, его

энергетическое начало, те силы, которые обеспечили движение.

Аристотель по праву гордился тем, что им была развита, при чем

содержательнейшим образом, проблема цели. Цель–по-гречески телеос. Исходя

из этого учение о цели называют телеологией. Цель есть, по Аристотелю,

наилучшее во всей природе. Главенствующая наука та, «которая познает цель,

ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае...». Конечной

инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты.

Телеология, развитая Аристотелем, оказывается мощным инструментарием в деле

понимания человека, его деяний и общества.

Последняя реальность–бог. Для Аристотеля форма в своей динамике выражает

иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается

медью. Намного более иерархично ведет себя форма. Сравним: форма неживых

предметов–растительная форма–животная форма–форма(душа) человека. Это

сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материи

ослабевает, а формы–возрастает. А если сделать еще шаг и заявить, что есть

чистая форма, освобожденная от материи? Аристотель твердо убежден, что этот

шаг, предельный переход, вполне состоятелен и необходим. Почему? Потому что

тем самым мы обнаружили перводвигатель всего, а значит, принципиально

объяснили все многообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и

красивое, притягивает, влечет к себе, это не физическая, а целевая,

финальная причина.

Бог Аристотеля–это перводвигатель. Это еще и ум. Почему ум? Аристотель

рассуждает по аналогии: что главнее всего в душе человека? Ум. Бог же есть

сплошное совершенство, потому он тоже есть ум, но более развитой, чем

человеческий. Бог неподвижен. Как источник движения он не имеет причину

движения, ибо нам пришлось бы за одной причиной движения открывать другую и

так далее, без конца. Бог–конечная причина движения; само это утверждение

имеет смысл, если считать бога неподвижным. Итак, бог умственно совершенен,

он источник всякого движения, неподвижен, не имеет истории, значит, вечен.

Бог Аристотеля бесстрастен, он не принимает участия в делах людей.

Бог–великолепный ум. Если человек по-настоящему возжелает быть похожим на

бога, то ему в первую очередь надлежит развивать свой ум.

Аристотель–основатель логики. В трудах Аристотеля высокой степени

совершенства достигла логика. По сути, именно Аристотель впервые изложил

логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно

понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы

в четкой и ясной постановке. Аристотель гордился своим учением о

силлогизме(буквально: о сосчитывании высказываний). Силлогизм состоит из

трех суждений: первое содержит общее правило, второе–особенное,

третье–вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуждение:

(1) Если все люди смертны (2) И все греки–люди, (3) То все греки смертны.

Этика Аристотеля. Что такое счастье? Для Аристотеля этика в отличие от

физики и математики есть практическая наука.

Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье?

Счастье для Аристотеля–это не жизнь, растраченная на удовольствия,

наслаждения и развлечения, это непочести и успех и не богатство, а

совпадение добродетели человека с внешней ситуацией.

Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель

особенно высоко ценил следующие добродетели: разумная мудрость,

практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость,

правдивость, дружелюбие, любезность.

Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель,

с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и

бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость.

Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда выступают серединой,

компромиссом благоразумного человека: «ни- 1 чего слишком...». Великодушие

есть середина между тщеславием и малодушием, мужество–середина между

безрассудной отвагой и трусостью, щедрость–середина между расточительностью

и скупостью и т.д.

Политология Аристотеля. В своих политических воззрениях Аристотель во

многом повторяет Платона. Формы государственного устройства Аристотель

делит на правильные(достигается польза для всех) и неправильные(имеется в

виду лишь польза для некоторых).

Правильные формы Число правящих Неправильные формы

Монархия Один Тирания

Аристократия Богатое меньшинство Олигархия

Полития Большинство Демократия

Аристотель критически относился к демократии, ибо считал, что ее принципами

являются неоправданная свобода и нищета, в том числе духовная.

№11 Схоластика- стремились рационально обосновать и систематизировать

христианское вероучение(средневековая «школьная» философия). Основные

проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.

Проблема универсалий–проблема общих понятий(ставилась Платоном–«идеи»,

Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решения всех ученых

делят на реалистов и номиналистов.

Реалисты–утверждали, что общие понятия(универсалии) имеют реальное

существование и предшествуют существованию единичных вещей(дом вообще

существует как и конкретный дом).

Номиналисты- считали понятия лишь именами, реально существуют лишь

отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые

нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей,

но даже не отражают их свойств и качеств.

Отцом схоластики считают Боэция(5 век) или Иоанна Скотта Эриугена(810-

77)–ирландец, жил во Франции. Между божественным откровением и разумом нет

противоречия. На пути рациональности он пытался доказать существование

бога. Недостатки познавательных усилий мешают увидеть непротиворечивость

божественных откровений. Эриугена был реалистом. Бытие а разделяет на

четыре природы:

1. Не сотворенная, но торящая–бог, как источник всех вещей: единственный

несозданный творец всего, он бесформенен, невыразим и постигается лишь

через бытие вещей.

2. Сотворенная и творящая–божественные идеи, выступающие как первичные

причины; идеальный мир создан богом из себя самого и существует вечно.

3. Сотворенная и нетворящая–чувственно–воспринимаемый мир, который есть

проявление идеального мира во множестве различных вещей.

4. Не сотворенная и не творящая–бог, воспринимаемый как конечная цель всех

вещей.

Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования и не

отличаются по–существу. Образование вещей Э. связывает с грехопадением

человека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но с течением

времени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу. Система Э. по-

своему существу пантеистическая, была осуждена католической церковью.

Ансельм Кентерберийский(1033–1109)–подобно Августину утверждал, что вера

должна быть выше разума: следует «верить, чтобы понимать», однако вера

может быть «рационально» обоснована. Христианские догматы для А.–незыблемая

истина, правда, их следует рационально осмысливать, чтобы укрепить

верующего человека в его вере. «Вера ищет разума»–суть его воззрений. «Я

верую в бога, но вера д. иметь оправдание в разуме»–1-й вывод из тезиса.

«Верую, чтобы понимать»–2-й вывод. Он положил начало проблеме предпосылок

знания(существует ли предзнание?). Божественное откровение подготавливает

научное познание. А. Связал тесно теологию с философией.

Иоанн Росцелин(1050–1120)–Франция. Был крайним номиналистом, обвинен в

ереси. Истолковывал святую троицу как совокупность трех отдельных богов(бог

един в трех лицах, значит понятие «бог» относится ко всем ипостасям,

следовательно, существует три бога). Он утверждал, что общие понятия–только

имена, названия, просто «сотрясения воздуха». Реально существуют только

единично чувственно воспринимаемые вещи.

Пьер Абеляр(1079–1142)–французский философ и теолог. Происходил из богатой

семьи, стал отличным полемистом(диспут появился в средние века.

Христианство давало постулаты, а философы разъясняли скрытый в них смысл).

Был посредником между реалистами и номиналистами. Его концепция получила

название «концептуализма». По сути был умеренным номиналистом: общие

понятия не существуют, но они существуют в нашем сознании и представляют

существ. признаки класса предметов. Благодаря универсалиям возможно

познание.

№10 Патристика- христианское богословие, 2–8 вв., Период средневековья–5-

17 вв.(падение Римской империи–буржуазные революции в Англии и

Нидерландах).

Возникло феодальное общество(крепостное право). Значительную роль играло

духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами

просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и

образованности в Европе. Раннее средневековье характеризуется становлением

Христианской догматики в условиях формирования европейского государства в

результате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и

господства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая

должна была использовать свой рацион. Аппарат для подтверждения догматов

христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на

форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 веке(христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было

сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного

христианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декрету

императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись

к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Так

возникла литература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникает

патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии

христианства.

Со 2 века Греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшим

христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие

вопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия , но дает

более совершенное их разрешение. Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена,

2в.)- сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным

откровением, священным писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем

апологеты, однако , наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр.

ф.(о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетика

использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия

бога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и

отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме,

апологетика иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит

о непостижимости разумом религиозных догматов.

Склонна к софистике и догматизму.

Античная философия космоцентрична, философия

средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога).

Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие

С.Ф.

Этапы развития средневековой философии:

1. Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого

схоласта)

2. Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеяр)

3. Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

Христианство завоевало свое место под солнцем в борьбе с язычеством.

«Патер»–отец. Период патристики–период отцов церкви. Основные проблемы

периода: систематизация христианского учения, определение основных догм,

теодиция(проблема оправдания бога). Становление христианства, церкви,

зарождение С.Ф. шли параллельно. Мы воспитаны в рамках христианской

культуры(даже атеисты).

Христианство возникло не на пустом месте, оно связано с восточными

религиями. «Ветхий завет» одинаково почитается иудеями и христианами.

Христианство получило распространение в римской империи(Иисус–еврей).

Римская культура–наследник греческой философии, поэтому распространение

среди язычников(многобожников) требовало специальной подготовки кадров.

Внутри самого христианства стали возникать различные течения(еретические).

Основная проблема отцов церкви–единство христианского учения. Библия

относится примерно к 87 г(ее написание). До этого она передавалась устно.

Каждая христианская община по-своему трактовала Евангелие.

Основные течения в христианстве того периода: движение гностиков и

манихеев.

Гностики(«гнос»–познающие). В его основе–священное писание, упор на

Евангелие. Античная, восточная философии оказали большое

влияние.(Неоплатонизм: бог–единая, самодостаточная, вечная, первоначальная

сущность. Он переполняет себя , изливаясь на мир и образуя другие

сущности–ангелов, людей и т.д. Восточные религии: мир–единство двух начал-

света и тьмы, добра и зла. Одна сила либо побеждает, либо побеждают ее.

Этим объясняли голод, войны, мир). Христиане позаимствовали эту часть

учения( первые силы–светлые- соотносили с богом, вторые–темные- с

дьяволом).

Гностики считали, что душа человека первоначально греховной не является, в

ней сталкиваются силы добра и зла. Чтобы человек занял чью-либо позицию, он

должен знать, что такое добро и зло(идея Сократа). Познание возможно в

религиозном экстазе. Третий(священник) в этом процессе был лишним. Это

стало причиной их гонения(признали еретиками).

Откуда зло, ели бог всемилостив? Гностики первые подошли к святой двоице:

первый бог–отец–создал мир, добро и зло; второй–бог–сын–спаситель

человечества, он искупил первородный грех(Ева и Адам, вкусив древо

познания, приблизились к богу и людей обрекли на страдания). И не надо

путать одно с другим.

Манихеи тоже опирались на зороастрицм, соотнося свет с богом, а тьму с

дьяволом. Материальное начало в человеке(плоть)–от дьявола, его нужно

подавить, чтобы прийти к богу. И в этом учении служители культа

исключались.

Аскеза–подавление плоти, ее умерщвление–стала началом монашеского течения в

христианстве.

Апологеты–защитники вероучения–доказывали бытие бога, бессмертие души и

т.д. Одним из первых апологетов чистоты христианства был Тертуллиан(3 век).

Он считал, что доказать существование бога невозможно, в него нужно только

верить(«Верую ибо это нелепо», «Вера выше разума»). Вера–единственный

способ объяснения чудес христианства. Философия должна подчиниться

теологии, как разум вере.

Для пропаганды христианства нужен был набор основ, догм, понятный всем.

Каподокийские отцы церкви( два Григория и Василий Великий) занимались этой

проблемой. «Символ веры» принят на Вселенском соборе:

1. Догмат о сотворении мира.

2. Догмат о богочеловеке Христе.

3. Догмат о первородном грехе.

4. Догмат о святой троице(бог един, проявляет себя в трех ипостасях,

неравных друг другу).

Толкование последнего догмата стало причиной разделения церкви на

католическую и православную. Католики считали, что святой дух исходит от

бога-отца и бога-сына, православные–только от бога-отца.

Аврелий Августин(354–430 гг.)- основоположник С.Ф. Родился в Северной

Африке, получил классическое образованеи в Карфагене, преподавал риторику.

Семья А.А. была языческой(отец) и христианской(мать) одновременно. До 33

лет шел по стопам отца, в 33 года принял христианство. Был великолепным

логиком, что позволило ему стать выдающимся философом. Сущность его

философии в трех работах: «Исповедь»(«Конфесионас»), «О святой троице», «О

граде божьем». Основные идеи А.А.:

- В мире постоянно идет борьба между царством божьим и царством дьявола.

- Олицетворение царства божьего–христианская церковь, этого было

достаточно, чтобы его церковь объявила святым.

Философия А.А. теоцентрична, Бог–высшая сущность. Он существует независимо

от всего остального, мир существует благодаря божественной воле. Бог создал

этот мир и постоянно все контролирует. Счастье человека–в познании бога,

инструмент познания–душа. Душа состоит из разума и воли. Разум помогает

понять добро и зло, что еще не делает человека добродетельным. Выбор между

добром и злом делает воля. Величие бога в том, что он дал человеку волю, и

он обладает свободой выбора, в который бог не может вмешаться. Значит бог

не имеет отношения ко злу. Бог–абсолютное добро, абсолютного зла нет.

Зло–отсутствие добра. Чем дальше человек от бога, тем больше зла. Учение

А.А. о воле–основа волюнтаризма(воля–первом месте, стремление добиться чего-

либо во что бы то ни стало). Учение о воле сделало христианство более

популярным и доступным. Спасение- в руках человека( он волен выбирать

добро).

№12 Учение Фомы Аквинского об эссенции и экзисенции, вере и знании(расцвет

схоластики).

Фома Аквинский-(1225–1274)–«доктор Ангелиус»(ученик Альберта

Великого–«доктор Универсалис»- знал библию наизусть, обладал

энциклопедическими знаниями.)

Перед католическими теологами руководством церкви была поставлена задача

выработать средства противодействия влиянию свободомыслия, и в то же время

учесть возросший авторитет науки и философии. Он обосновывает единство веры

и разума, философии и религии. В 1323 г Фому Католическая Церковь

провозгласила святым, а его теория ставится идеологией католической церкви.

Основные работы: о троице, о сущном и сущности(эссенции и экзистенции),

сумма теологии.

Учение Фомы опирается на учение Аристотеля. Фома выделяет четыре уровня

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.