рефераты скачать

МЕНЮ


Общественная мысль 20 века

крестьянства».

К 1898 он женился на одной

из своих ближайших соратниц Н.К. Крупской. Ленин

и Крупская сыграли важную роль в координации

деятельности подпольной большевистской

организации РСДРП, содействуя печатанию и

распространению газет «Вперед» и «Пролетарий».

Революционные события вскоре позволили им

вернуться в Россию. В 1905 разразилась первая

русская революция. Сотни стачек и крестьянских

бунтов заставили царский режим провести ряд

важных реформ, включая предоставление

политических свобод и создание парламентского

органа, именовавшегося Думой. Ленин сначала

выступал против участия большевиков в работе

Думы, но в 1906 изменил свою позицию. Он

поддержал также работу в Советах рабочих

депутатов, которые руководили революционной

деятельностью. Ленин активно поддерживал открытую

(легальную) деятельность РСДРП, особенно ее

большевистского крыла, в ходе массового наплыва

рабочих в партию. В 1906–1907 обозначился спад

революции. Революционеры вынуждены были уйти в

подполье или эмигрировать, а многие левые

интеллектуалы оказались деморализованными.

Обострились и отношения между большевиками и

меньшевиками. Ленин вступил в конфликт даже с

группой большевиков, возглавляемой

А.А.Богдановым, которые избегали работы в

профессиональных союзах и другой

«приспособленческой» активности, а также ставили

под вопрос целесообразность участия большевиков в

выборах и представительство в Думе. Ленин

настаивал на том, что работа в Думе даст

революционерам мощное средство легальной агитации

и политического образования и что борьба за

реформы будет способствовать росту опыта и

политической сознательности рабочего класса. В

работе Материализм и эмпириокритицизм (1909) он

доказывал наличие серьезной ревизии марксизма,

предпринятой Богдановым и другими теоретиками

социал-демократической партии. В то же время

Ленин развернул борьбу против «ликвидаторов» –

меньшевистского течения, стремившегося заменить

все формы революционной подпольной работы

легальной реформистской деятельностью. Ленин

остро критиковал «примиренцев», подобных

Троцкому, пытавшихся сохранить единство РСДРП и

не допустить раскола партии.

В 1912 Ленин с

единомышленниками организовали отдельную партию –

большевистскую. Новая партия издавала газету

«Правда». Ее члены имели не только согласованную

стратегию действий, но и четкую политическую

программу: 8-часовой рабочий день; земельная

реформа, демократическое учредительное собрание.

Эти три требования подкрепляли призывы о

необходимости усиления союза рабочих и крестьян.

Большевики имели мощную и дисциплинированную

организационную структуру, которая сочетала курс

на поддержку реформ с подпольной революционной

работой. В 1912–1914 большевики-ленинцы заняли

лидирующие позиции в русском революционном

движении.

В период 1914–1917 Ленин

сосредоточил усилия на укреплении революционной

социалистической оппозиции войне. На конференциях

в Циммервальде и Кинтале он объединил различные

антивоенные социалистические течения. Критикуя 2-

й Интернационал, вожди которого отреклись от

антивоенных убеждений, он призвал к созданию

нового революционного 3-го Интернационала. Ленин

написал также исследование экономических причин

Первой мировой войны – Империализм, как высшая

стадия капитализма (1916).

Отрицая призывы установить

немедленный мир и выступая с защитой идеи

«социалистических Соединенных Штатов Европы», он

выдвинул крайний лозунг: «Превратить

империалистическую войну в гражданскую». Данный

лозунг, хотя и был воспринят только ближайшими

соратниками, в частности Г.Е.Зиновьевым, был

очень важен для Ленина: его выдвижение делало

невозможным любой компромисс с «центристскими»

социал-демократами, которые к 1916 отказались от

поддержки войны, но не могли открыто порвать с

милитаристски настроенным большинством своих

партий.

В истощенной и озлобленной

военными неудачами России вновь нарастал

революционный радикализм.

Ленин подчеркивал, что

Временное правительство не способно вывести

Россию из войны, не может гарантировать

обеспечения рабочих продовольствием и не отдаст

землю крестьянам. Поэтому он считал, что рабочие

и революционеры должны выступить с

самостоятельными лозунгами «вся власть Советам» и

«Хлеб, мир и земля». Демократическая революция,

считал он, должна перерасти в революцию рабочего

класса при поддержке крестьянства, которая

вызовет восстания рабочих в Германии, Австро-

Венгрии и Франции. «Апрельские тезисы» вначале

вызвали недоумение у многих ведущих большевиков,

но вскоре Ленину удалось убедить верхушку партии,

равно как и бывших оппонентов, например Троцкого,

в своей правоте. К июлю 1917 большевики

возглавили массовую демонстрацию против

Временного правительства, во главе которого стоял

умеренный социалист А.Ф.Керенский. Демонстрация

вылилась в насильственные действия, что стало

причиной репрессий со стороны Временного

правительства. Многие большевики были арестованы,

а Ленин бежал в Финляндию. Здесь он написал

теоретический трактат Государство и революция, в

котором были представлены перспективы

социалистического будущего.

В августе 1917 начался правый военный мятеж генерала

Корнилова, направленный на свержение Временного

правительства и Советов. Временное правительство

освободило всех революционных активистов из

заключения и не препятствовало созданию Красной

гвардии.

25 октября 1917 Временное

правительство было низложено. Ленин стал

председателем первого советского правительства –

Совета народных комиссаров (Совнаркома),

созданного на базе коалиции большевиков и левых

эсеров. Чтобы обеспечить выход России из Первой

мировой войны, были начаты мирные переговоры с

Германией. Правительство Германии выдвинуло в

качестве условий жесткие требования, касавшиеся

прежде всего территориальных уступок. Многие

революционеры, включая левых эсеров и даже левых

коммунистов в самой партии Ленина, выступили

против уступок и призвали к революционной войне

против германского империализма. 3 марта 1918 в

Брест-Литовске был подписан Брестский мирный

договор.

Для свержения нового режима была образована

широкая коалиция из бывших промышленников,

финансистов и сторонников восстановления

монархии. К движению подключились ряд иностранных

правительств, особенно Великобритании, Франции,

США и Японии. 14 иностранных государств так или

иначе участвовали в разразившейся в России

гражданской войне. В 1918 в ответ на разрозненные

террористические акты, в ходе которых Ленин был

тяжело ранен, развернулся красный террор –

арестовывали и чаще всего расстреливали любого,

кто считался «врагом революции». Производила это

Чрезвычайная Комиссия (ЧК), учрежденная по

инициативе Ленина и возглавлявшаяся

Ф.Э.Дзержинским. В начале 1918 Совнарком разогнал

Учредительное собрание. К 1919 от демократии не

осталось и следа.

Ленин и российские

коммунисты были убеждены, что распространение

социалистической революции на другие страны

является существенной предпосылкой окончательной

победы революции в России. В 1919 они

организовали Первый конгресс Коммунистического

Интернационала, поддерживая создание

коммунистических партий во всех странах мира.

Предполагая, что эти новые партии могут

склониться к «ультралевым» ошибкам (таким, как

попытки захватить власть без поддержки

большинства рабочего класса или отрицать борьбу

за «простые» реформы), Ленин в 1920 написал

работу Детская болезнь «левизны » в коммунизме.

На Втором и Третьем конгрессах Коминтерна он

выступил в поддержку тактики «единого фронта», с

помощью которого коммунисты должны были

объединить силы с более умеренными социалистами,

ничуть, однако, не поступаясь принципами.

Военный коммунизм вызвал

разрыв экономических связей, что привело к упадку

хозяйственной жизни. В 1921 начались крестьянские

революции и восстание рабочих и матросов на

военно-морской базе в Кронштадте.

Ленин пытался найти более

реалистичный курс. В 1921 была введена новая

экономическая политика (нэп), допускавшая мелкое

капиталистическое производство и приводившая в

действие рыночные механизмы в экономике в целом.

Такие изменения – вместе с окончанием гражданской

войны и иностранной интервенции – привели к

улучшению ситуации в экономике. В то же время

РКП(б) предприняла меры для усиления своей

политической монополии, запретив любые

внутрипартийные раздоры.

Ленин с возраставшей

тревогой следил за «бюрократическим вырождением»

Советской республики. Пережив инсульт в мае 1922,

он вернулся к работе к осени того же года, но в

декабре с ним случился второй инсульт. В первые

месяцы 1923 он все свое внимание сосредоточил на

поиске способов преодоления засилья бюрократии,

которая глубоко внедрялась в большевистскую

партию и Советское правительство, а также

усиления контроля рабочих и крестьян над

государственным аппаратом. Ленин пытался

установить союз с Троцким и в своих последних

заявлениях настаивал на устранении Сталина с

поста секретаря партии. Однако третий инсульт в

марте 1923 полностью вывел его из строя. 21

января 1924 в загородном доме в селении Горки под

Москвой он скончался.

После его смерти партийная диктатура стала одной из самых жестоких в

мировой истории бюрократических тираний.

Сообразно политике Сталина ближайшие соратники

Ленина были отстранены от власти, а большая их

часть в конце концов погибла в «чистках» 1930-х

годов. Десятки миллионов людей погибли в

результате осуществления идеи насильственного

изменения хода истории и построения

коммунистического рая на трупах тех, кто имел

смелость не соглашаться с чиновниками. То, что

вначале казалось стремлением к справедливости,

обернулось массовой кровавой баней. Таким образом

Ленин оказался главным «архитектором» самой

страшной из тоталитарных систем, которые

существовали в 20 столетии. Лени е считал, что

общественная теория должна быть ориентирована на

решение конкретных практических задач, поэтому

марксизм не только теория, по и практика, которая

является критерием истинности теории.

Теорию

Ленина можно использовать в таких темах как:

1)Государство

2)Государственное управление

3) Тоталитаризм

БОГДАНОВ (МАЛИНОВСКИЙ)

Александр Александрович (1873—1928) — философ,

социолог, культуролог, экономист, ученый-

естествоиспытатель, прозаик, полит, деятель.

Родился в семье народного учителя. В 1892 окончил

Тульскую классическую. гимназию и поступил на

естественное отделение физико-математического

факультета Московского ун-та. Вел

пропагандистскую работу в рабочих кружках, и в

1896 пришел от народовольческих идей к социал-

демократическим. Из лекций, прочитанных рабочим,

выросла первая книга “Краткий курс экономической

науки” (1897). Окончил медицинский ф-т

Харьковского ун-та (1899), специальностью избрал

психиатрию. В 1899 издал первую философскую

книгу “Основные элементы исторического взгляда

на природу”. По окончании ун-та снова был

арестован за революционную пропаганду и выслан в

Калугу (1899—1900), где близко сошелся с ссыльным

Луначарским, затем в Вологду (1901—03), где

познакомился с Бердяевым, также отбывавшим

ссылку.

Марксистское мировоззрение, по мысли Б., нуждается в

усовершенствовании и расширении, в обретении

реального “яркоцветия” и удалении от схематизма,

что оказывается возможным лишь при опоре на

данные опыта современных наук, прежде всего

естественных. Из новейших философских

направлений, наряду с энергетизмом В.Оствальда,

особый интерес Б. вызывает “критическая

философия” Р.Авенариуса и Э.Маха, соединяющая

многообразие конкретно-научной эмпирики,

философский релятивизм в истолковании основных

категорий реальности и строгий позитивизм

познавательных и исследовательских установок.

Именно махизм кажется Б. призванным дополнить и

развить марксизм с его социально-критическим

пафосом, обновив его и сделав современным

миросозерцанием. Реализуя свой творческий поиск,

Б. публикует книги “Познание с исторической точки

зрения” (1901) и “Из психологии об-ва” , большой

философский трактат с обоснованием собственной

философской системы — “Эмпириомонизм” в 3-х кн.

(1904-06).

Философия культуры — центр, компонент всех филос., социальных, научно-

техн. и полит, идей Б. — не могла быть по

достоинству оценена в той идейно-полит. и

социальной среде, к-рая его выдвинула как

социального мыслителя и деятеля культуры

(профессионально-революционной, марксистской).

Само вольное, творч. обращение с марксизмом,

утрачивавшим в трактовке Б. ореол сакральности,

идейной “неприкасаемости”, в глазах

ортодоксальных ревнителей “чистоты” марксистского

учения 19 в. выглядело всего лишь кощунственным

“ревизионизмом”, а не оригинальной филос.

системой 20 в. , впитавшей в себя достижения

позитивизма (включая Спенсера) и неопозитивизма,

классич. филос. агностицизма Беркли, Канта, Юма,

конкр. наук — физики, биологии, психологии,

социологии, математики и др. Уходя от решения

пресловутого “осн. вопроса философии”, т. е. от

различения материи и духа, бытия и сознания,

физич. и психического (Б. считал обществ, бытие и

обществ, сознание тождественными) , он, как и

многие мыслители эпохи модерна, обращался к

категории “чистого опыта”, или “чистого

сознания”, представленного в разл. феноменальных

формах. Так, отношение познающего субъекта к опр.

явлениям или фактам зависит не только от их

совокупности, но и от их состояния. Поэтому

реальность геом. фигуры и природного явления,

истор. деятеля или естеств. языка — различны по

своей природе; для каждого вида реальности

существует своя форма индивидуальной и социальной

организации опыта.

Отсюда неизбежная

релятивность человеч. познания, целиком

зависящего от господствующих форм организации

опыта. По существу, богдановская философия и

теория познания идейно созвучны феноменологич.

исканиям рубежа 19—20 вв. — Брентано, Гуссерля и

др., — с тем различием, что Б., как представитель

рус. культуры и философии, наследовавший филос.

радикализму революц. демократов и народников и

являвшийся современником рус. символистов, делал

упор не столько на освоение (и отражение)

изменчивой и затемненной превращенными идеол.

формами реальности, сколько на ее преобразование,

творч. пересоздание средствами культуры.

Центр, смыслообразующим компонентом богдановской

философии культуры является понятие “организации

опыта”. Вся история человечества и его культуры —

это история организационных форм, с помощью к-рых

происходит приспособление человека к окружающей

его природной среде. Первичное организационное

приспособление человеч. об-ва определяется

социальным инстинктом, внешне объединяющим членов

об-ва в нек-рое обществ, целое. Гораздо более

сложная задача стоит перед внутр. организацией

общества — сделать понимаемое и переживаемое

каждым членом общества общим достоянием и для

других членов, сохранять и передавать

коллективный опыт во времени и в пространстве.

Эту задачу выполняет вторично-организационное

приспособление об-ва к окружающей среде, каковым

и является культура. Культура превращает об-во в

качественную целостность, в к-рой результат

больше слагаемых, именно культура сохраняет,

оформляет, закрепляет и развивает данный тип

организации об-ва. Опр. истор. тип культуры

представляет функциональное единство всех ее

форм: взаимосвязанными являются тип труда, тип

поведения, тип мышления, тип чувствования, тип

личности, тип используемой об-вом техники, типы

науки, искусства, религии, морали, права, по-

своему выполняющих разл. и в то же время

взаимосвязанные организационные функции в

обществе. Получаемые в об-ве культурные продукты,

находящиеся в соответствии с его устройством,

служат для него организационным продуктом, т. е.,

будучи производными от коллективного опыта, они

сами организуют обществ. жизнь, сохраняя и

воспроизводя модель опр. истор. типа об-ва.

Созданная Б. типология

культуры носит эволюционистский характер и

представляет собой аккумуляцию: 1) Марксовой

теории формаций, 2) гегелевской триады

(включающей тезис, антитезис и синтез) и 3)

классич. после Конта позитивистской теории “трех

стадий” (теологич., метафизич. и позитивной). Три

идеальных истор. типа культуры, по Б., —

авторитарный, отвлеченный (индивидуалистический)

и коллективистский, развивающиеся

последовательно, один из другого. Высший тип

культуры — коллективистский соответствует

социалистич. об-ву; он призван синтезировать

первобытный, неразвитый коллективизм с чрезмерно

развитым в условиях капиталистич. обмена

культурным индивидуализмом, эгоизмом; преодолеть

мифол. или ре-лиг. авторитаризм, стремящийся все

обществ, явления связать с некоей мистич.

“первопричиной” и страдающий “натуральным

фетишизмом”, как и “отвлеченный фетишизм” бурж.

об-ва, с его стихийно-хаотич. произволом

автономных личностей, разрушающим единство

общества, атомизирующим его. В коллективистском

об-ве рутинный труд отомрет, рабочий станет не

только исполнителем, но и организатором трудового

процесса, что сблизит его с инженером; научная

организация труда превратит индивидуальное

творчество в средство совершенствования обществ,

целого, а коллективистские организационные задачи

определят цели и перспективы индивидуального

труда. Исходной базой коллективистского об-ва, по

Б., является “пролетарская культура”, еще

несовершенная, искалеченная бурж. отношениями, но

потенциально свободная от “властных фетишей”

любого рода и имманентно несущая в себе

организационно-коллективистское начало будущего

об-ва, формирующая новый тип труда и новые формы

обществ, и производств, отношений.

Для торжества “пролетарской

культуры” в ближайшем будущем, по мнению Б.,

необходимо соблюдение неск. условий: 1)

достижение демократизации знания, переосмысление

и систематизация прошлого с т. зр. представлений

о мире как органич. единстве практич.

деятельности и творчества; 2) освобождение от

фетишизма в сознании (пережитков религ. или

религиопо-добного культа в науке, искусстве,

морали, философии, политике), в т. ч. всех

разновидностей авторитаризма, вождизма,

апологетики и т. п.; 3) достижение

коллективистского подхода во всех сферах жизни и

культуры, включая науку, искусство, мораль, быт,

общественно-полит. жизнь. Практич. задача

интеллигенции в переходный от капитализма к

социализму период — всемерно поддерживать и

развивать “пролетарскую культуру” со всеми

присущими ей атрибутами и ростками нового. Для

этого необходимо создать новую Энциклопедию,

призванную сыграть такую же революц. роль в

формировании мировоззрения и мирооотношения

нового человека, какую сыграла в 18 в. Франц.

энциклопедия, подготовившая Великую Франц.

революцию. Этой же цели должны служить

организуемые по всей стране организации

Пролеткульта, пробуждающие массы к худож.,

научному и истор. творчеству; пролетарские унты,

не только ликвидирующие неграмотность, но и

образующие универсально разностороннюю, творч.

личность, органически вписанную в

коллективистское, научно организованное об-во.

При этом Б. рассматривал “пролетарскую культуру”

как некий идеальный тип культуры, а не наличное

состояние культуры пролетариата, далекое от

эталонных представлений. Наблюдая за процессами

культурной революции в Советской России, за

многими тенденциями деятельности созданного по

замыслу самого Б. Пролеткульта, осмысляя

культурную политику большевистского руководства

(при Ленине, а затем и Сталине), Б. с горечью

констатировал консервативный откат молодой

советской культуры в доиндивидуалистич.,

авторитарную эпоху — вместо прорыва в культуру

коллективистскую; возвращение к своего рода

культурному феодализму — вместо восхождения к

культурному социализму. Стройная организационная

теория Б. оказалась красивой и умной утопией,

апеллировавшей к саморазвивающейся человеч.

практике, но с текущей истор. практикой далеко и

трагически разошедшейся. Символично, что единств,

творч. делом, оставшимся возможным и реальным для

Б. — ученого, стало переливание крови из одного

организма в другой — модель искусственного

обновления старых, изношенных форм за счет

привнесения в них нового содержания. Теория

“пролетарской культуры” была подобна во многих

отношениях этой модели: прививая традиц., а во

многом и патриархальному об-ву идеи и навыки

высшего, научно организованного коллективизма,

богдановская философия культуры теоретически

исходила из оптимистич. прогноза рез-тов

проводимого эксперимента по “переливанию

культуры” и не учитывала меру практич. риска,

поскольку эталоном ей служила марксистская

формула революц. насилия как “повивальной бабки

истории”. Опыт “переливания” оказался гибельным —

и для теоретика, и для практики.

Философию Богданова можно использовать в таких темах :

1) Социализм

2) Идеи марксизма

3) Философия культуры

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.