Общественная мысль 20 века
монарха. В демократической же республике он "будет
точно также теснить и грабить народ для тех же
карманов и классов, только уже во имя народной
воли". Бакунин разоблачает буржуазную демократию.
"...народу,- пишет он в книге "Государственность и
Анархия ",- отнюдь не будет легче, если палка,
которою его будут бить, будет называться палкой
народною". Бакунин убежден: представительная форма
правления освящает деспотизм мнимой народной
волей. Философ-бунтарь предостерегает:
"...деспотизм не бывает так страшен и так силен,
как тогда, когда он опирается на мнимое
представительство мнимой народной воли".
Демократия основана на деспотизме "скрытом" и "тем
более опасном”. Для Бакунина всякая
государственная власть стремится увековечить саму
себя. Пороки власти распространяются на всех,
независимо от социального происхождения.
Перерождение вошедшего во власть пролетария
неизбежно. Теоретик анархизма предсказывает:
"работники, как только сделаются представителями
или правителями народа, перестанут быть
работниками и станут смотреть на весь чернорабочий
мир с высоты государственной; будут представлять
уже не народ, а себя и свои притязания на
управления народом".
"Притязания" же на "управление
народом" кроются в природе человека. "Кто может
усомниться в этом, тот вовсе не знаком с природой
человека," - заключает Бакунин. Он так же энергично
протестует против власти ученых. Причину возможного
деспотизма философ видит в экзистенциальных и
профессиональных качествах людей науки, ибо "ученый
уже по своему существу склонен ко всякому
умственному и нравственному разврату, и главный
порок его - это превозвышение своего знания, своего
собственного ума и презрение ко всем незнающим".
Эти качества, помноженные на обладание
государственной властью, приведут к тому, что "он
[ученый - Д.Ж.] сделается самым несносным тираном,
потому что ученая гордость отвратительна,
оскорбительна и притеснительней всякой другой. Быть
рабами педантов - что за судьба для человечества!"
Придя к власти, ученые будут управлять обществом в
соответствии со своими профессиональными навыками и
запросами. Это обернется для человечества
катастрофой: "Дайте им [ученым - Д.Ж.] полную волю,
они станут делать над человеческим обществом те же
опыты, какие, ради пользы науки, делают теперь над
кроликами, кошками и собаками". Далее Бакунин
рисует жуткую картину общества будущего, "которое
стало бы повиноваться законодательству, исходящему
из научной академии": "Такое общество было бы
обществом не людей, а скотов. ...Такое общество не
предпочло бы спуститься на самую низкую ступень
идиотизма". "Жизнь иссякла бы, а человеческое
общество обратилось бы в бессловесное и рабское
стадо. Управление жизни наукой не могло бы иметь
другого результата, кроме оглупления всего
человечества". Недоверие Бакунина к ученым вовсе не
означало презрения к науке вообще. Он был
поборником "всенародного образования". Бакунин
считал также, что ученые и в анархическом обществе
будут составлять определенную социальную группу,
ибо наука "останется одною из многочисленных
общественных специальностей", и "энциклопедических
голов ... будет очень немного". Но эта
специальность перестанет быть доступной только для
привилегированных классов и сделается достоянием
"всех лиц, имеющих призвание и охоту заниматься
ею".
Бакунин - враг всех форм
государственной власти. Бакунин - материалист и
коллективист. Огонь своей критики он обрушивает на
теорию свободного общественного договора,
принадлежащую французскому просветителю Ж.-Ж.Руссо.
Согласно этой теории, свобода и общество -
диаметрально противоположные понятия. Человек
самобытен и свободен только вне общества. Внешняя
необходимость - труд и война - заставляет индивида
"при помощи своего рода договора" объединиться с
себе подобными. При заключении же общественного
договора каждый индивид теряет часть своей свободы.
Бакунин восстает против рассуждений Ж.-Ж.Руссо.
Бакунин не имеет "намерения и малейшей охоты"
навязывать "нашему или чужому народу" какой бы то
ни было идеал общественного устройства -
"вычитанного из книжек или выдуманного". Народные
массы, "жаждущие освобождения", должны организовать
свои стихийные силы "вне государства и против
него". Бунтарь убежден: "народные массы носят в
своих более или менее развитых инстинктах, в своих
насущных потребностях и своих стремлениях,
сознательных и бессознательных, все элементы своей
будущей нормальной организации". Бакунин понимает:
"чтобы поднять целые народные массы", необходим
"общенародный идеал". Но искать идеал надо в самом
народе. Народ же может быть только тогда "счастлив,
свободен", когда, "организуясь снизу вверх, путем
самостоятельных и свободных соединений и помимо
всякой официальной опеки, но не помимо различных и
равно свободных влияний лиц и партий, он сам
создаст свою жизнь". Итак: вместо государства
должна быть "вольная организация снизу вверх
посредством новых союзов, - разнузданной
чернорабочей черни"; "вольный союз земледельческих
и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и
народов”. Но какая сила дисциплинирует
"разнузданную чернорабочую чернь"? Ответ Бакунина
прост - самодисциплина. "При всей враждебности к
тому, что зовется дисциплиной, - пишет Бакунин, - я
признаю тем не менее, что известная дисциплина, не
автоматическая, но добровольная и продуманная,
прекрасно согласуемая со свободой индивидов,
необходима и всегда будет необходима, когда многие
индивиды, свободно объединившись, предпримут какую-
нибудь работу или какие-либо коллективные действия.
При таких условиях такая дисциплина ни что иное,
как добровольное и обдуманное согласование всех
индивидуальных усилий, направленных к общей цели".
В момент действия или в разгар борьбы роли должны
быть распределены в соответствии со способностями
каждого члена коллектива. "...одни управляют и
распоряжаются, другие выполняют распоряжения. Но
никакая роль не окаменевает, не закрепляется и не
остается неотъемлемой принадлежностью кого бы то ни
было". В самоуправляющемся коллективе распорядитель
- временная роль. Если кто и "возвышается", то лишь
для того, чтобы, "немного спустя, снова пасть
подобно морской волне, вечно возвращаясь к
спасительному уровню равенства". Власть
растворяется в самоуправляющемся коллективе и
делается "действительным выражением свободы
каждого, верным и серьезным осуществлением воли
всех". Удовлетворить материальные потребности можно
только "посредством коллективного труда, для всех
обязательного и для всех равного". Праздность
вносит деморализацию и дезорганизацию в общество. В
стремлении Бакунина навязать всем членам общества
"обязательный ручной труд" просматривается своего
рода рефлексия по поводу собственного дворянского
происхождения. Обязательный ручной труд - средство
морального искупления праздности предков. За свою
жизнь Бакунин несколько раз порывался бросить
литераторство и зарабатывать на жизнь трудом
пролетария. В этом отношении весьма показательно то
уважение, с которым русский анархист всю жизнь
относился к своему, французскому предшественнику,
П.Ж.Прудону, вышедшему из ремесленных низов.
Словом, в программном положении о необходимости для
всех членов общества физического труда нашел
отражение бакунинский комплекс "кающегося
дворянина". Бакунин убежден: только в свободном
обществе может развиться качественно новое сознание
свободного человека. Но пока существует государство
- хоть трижды демократическое - сознание человека
не освободится от духа авторитаризма, алчности,
зависти и подхалимства. Свободное бытие определит
свободное сознание. Психология человека изменится в
корне. Внешнее давление свободы наполнит индивида
свободой внутренней. Необходимое тождество будет
достигнуто. Бакунин вообще устраняет власть из
своей модели; место ее занимает транстенденция
свободы. Свобода выступает здесь в качестве
метафизической абстракции, что делает модель
Бакунина схематичной.
Взгляды, теорию Бакунина можно использовать в
таких темах как 1)Свобода человека
2)Мораль
3)Анархизм
4)Человек
5)Гос-во
6)Гос. управление
7) Общество
Кропоткин Пётр Алексеевич (1842-1921) - князь,
революционер, один из теоретиков анархизма,
социолог, учёный-географ и геолог. В революционном
движении с 1872. Член "Большого общества
пропаганды", вёл пропаганду среди петербургских
рабочих. В 1874 арестован, заключён в
Петропавловскую крепость. В 1876 бежал и
эмигрировал за границу. Жил в Лондоне и Швейцарии .
Разделяя основные принципы родоначальников
анархизма, он, в отличие от П.Ж.Прудона, был
сторонником социальной революции, в которой видел
не стихийный бунт (как считал М.А.Бакунин), а
сознательное действие народа, оплодотворенное
революционной мыслью. Кропоткин различал в обществе
два враждебных начала: “народное” и
“начальническое”, борьба между которыми составляет
содержание исторического процесса. Поступательное
развитие общества, по мнению Кропоткина,
осуществляется в форме чередования революционных
скачков и эволюционных процессов. Главным
содержанием будущей социальной революции Кропоткин
считал революционное творчество масс, а будущее
общество представлялось ему союзом вольных общин,
объединенных свободным договором. По мысли
Кропоткина, первоочередные задачи социальной
революции составляют: экспроприация всего, что
служит или может служить эксплуатации (в т.ч. и
предметов потребления), установление прямого обмена
городских товаров на сельскохозяйственные продукты,
интеграция труда (обработка земли не только
сельскими жителями, но и городскими, соединение
интеллигентного и физического труда), сочетание
умственного образования с физическим трудом. Анархо-
коммунистическая утопия Кропоткина выражала
интересы мелкого производителя. Анархическая
доктрина Кропоткина непосредственно связана с его
естественнонаучными представлениями. В области
биологии его идеи о взаимопомощи как факторе
эволюции, об отсутствии внутривидовой борьбы
представляли собой развитие одного из важных
направлений дарвинизма. Установив, что все
биологические формы жизни зиждутся на взаимной
помощи и поддержке, Кропоткин перенес это положение
и на общественную жизнь. Наряду с этим Кропоткин
признавал, что как биологическая, так и социальная
жизнь проникнуты началом борьбы. Но социальная
борьба плодотворна и прогрессивна тогда, когда она,
уничтожая старые формы, помогает возникновению
новых, основанных на принципах свободы,
справедливости и солидарности. Прогрессивна борьба
трудящихся против эксплуататоров, но она, по мнению
Кропоткина, не должна превращаться в борьбу за
власть, которая якобы неизбежно вырождается в
произвол и деспотизм. Сформулированный Кропоткиным
закон взаимной помощи и солидарности лег в основу
его этического учения. Основы человеческой
нравственности он видел в солидарности и
самопожертвовании, а истоки их – в инстинкте
взаимопомощи, который человек перенял из мира
животных. В противовес анархическому
индивидуализму, Кропоткин стремился построить
реалистическую этику (“физику нравов”).
В 1900-09 гг. Кропоткин входил в заграничные
организации русских анархистов, участвовал в
издании пропагандистских брошюр для России,
сотрудничал в анархистских изданиях “Хлеб и воля”
(1903-06, 1909 гг.). В годы революции 1905-07 гг.
выступал в ее поддержку, против карательной
политики царизма. В 1907 в числе немногих русских
эмигрантов был гостем 5-го (Лондонского) съезда
РСДРП. В историческом исследовании “Великая
французская революция 1789-1793” (1909, русский
перевод 1914), явившемся итогом 25-летней работы и
получившем впоследствии высокую оценку В.И.Ленина,
Кропоткин первым показал роль парижских секций и
крестьянского движения в революции. В годы 1-й
мировой войны 1914-18 Кропоткин занимал
оборонческую позицию, резко осужденную Лениным. В
июне 1917 г. возвратился в Россию, в августе
выступил на Государственном совещании в Москве с
призывом к “социальному миру”.
Взгляды Кропоткина можно использовать в таких
темах как
1) Анархизм
2) Гос-во
3) Частная собственность
5.Религиозная философия
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович (1821 — 1881)-
русский писатель, мыслитель, публицист. Начав в 40-
х гг. литературный путь в русле “натуральной
школы” как преемник Гоголя и поклонник Белинского,
Достоевский в то же время впитал в себя
философскую масштабность романтизма и нашёл
жизненное приложение обоим импульсам — социальному
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|