рефераты скачать

МЕНЮ


Общественная мысль 20 века

явлений: “Каждая индивидуальность, каждая особь в

мире явлений... есть узел сплетения сил или

законов, как этот узел сплетается, так и

расплетается. В мире явлений нет ничего сущего, а

есть лишь бываемое, т.к. здесь все находится в

грядении. Человеческая же личность не подчиняется

этому общему закону, т.к. она не сплетение законов,

наоборот, она вольная сила, т.е. воля,

освободившаяся от подчинения именно этим законам”.

Метафизическая свобода человека от законов мира

явлений делает личность бессмертной, “истинно

сущей” вне времени и пространства. Бессмертное

“средоточие личного Я” обеспечивает человеческой

личности целостность. Хомяков понимает целостность

человека двояко: как субъективную, психологическую,

и как объективную, соборную.

Соединяя в себе два мира - мир Сущего и мир

явлений, человек тем самым обладает чувственно-

сверхчувственной природой. Это предполагает

рассмотрение метафизики человека и феноменологии

человека.

Психологическая целостность организует

иерархический строй души. В человеке существуют

“центральные силы нашего богообразного разума”,

вокруг которого располагаются все силы духа,

составляющие с разумом единство. Эта целостность

человека изначальна, она представляет собой

конкретный факт бытия, “непосредственное”

приобщение человека к реальности. Здесь являет себя

“жизненное сознание , не нуждающееся в

доказательствах и доводах” . Его Хомяков называет

живознанием и определяет как первичное “знание

веры”, которое “не отрешено от сознаваемой

действительности, оно проникнуто ею, оно бьется

всеми биениями жизни, принимая от нее все ее

разнообразие, и само проникает ее своим смыслом”.

Живознание до-предметно, но оно не отрешено от

действительности, оно понимает единство

действительности, или, как пишет Хомяков, “оно

разумеет связь сознаваемой действительности еще не

проявленного первоначала”. Живознание, таким

образом, представляет собою состояние первичной

духовной целостности человека, в которой

непосредственно присутствует Сущее.

Центральной силой психологической целостности

выступает воля как “источник всякой активности”,

“первооснова реальности” души. С волей,

свойственной человеку, Хомяков связывает наличие

самосознания человека, потому что в актах воли

человек обретает свою предметность для себя,

различает себя как субъективный мир и другое как

мир внешний. “Воля обусловливает деление

познаваемого нами мира на две категории: мир

внешний и мир внутренний. Из поступающих в наше

сознание представлений воля определяет иные как Я и

от меня, другие как Я, но не от меня, отмечая

различие первоначал, от которых истекает

существование или изменение самих познаваемых

предметов”. Согласно философу, ею “собственно ...

определяются границы субъективности человеческой в

отношении к объективации или к внутреннему

представительству; ею для человека отмечается то,

что в нем от него самого, и отделяется оттого, что

в нем не от него, она же сама не узнается ни из

какого опыта, ни из какого явления и не переходит

ни в какое явление. Вольного предмета человек не

знает и не видал, т.е. такого предмета, которого

действие само носило бы признак воли”. Однако воля

не только “конструирует” бытие, она по природе

своей разумна Для Хомякова разум и воля - понятия

внутренне связанные между собой единым свойством

принадлежности к Сущему. Но понятие о воле человек

“добыл в себе, а не вне себя”, как и понятие о

разуме, ибо “целые категории мыслей зависят от него

и не могли бы вовсе существовать без его

существования.

Субъективную целостность человека Хомяков

рассматривает не только психологически, анализируя

соответствующие ее структуры,но он берет человека в

его связях - с Сущим, с одной стороны, и с миром

явлений, с другой. Признание этой изначальной

включенности человека в связи бытия характеризует

Хомякова именно как русского философа. С ним в

русскую философию входит понимание человека как его

бытия, как его жизни. Итак, субъективная

целостность человека, в которой открывается Сущее и

в актах воли которой определяется бытие, есть факт

вечно живой свободы человека. По логике Хомякова,

которая, впрочем, задана православием, субъективная

целостность должна быть реализована в своих связях,

стать жизнью. “Для Хомякова, - замечает В.В.

Зеньковский, - имеет значение ... не

психологическая целостность, создающая субъективное

единство в познающем духе, а целостность

объективная, т.е. связанная с моральными

требованиями, исходящими от “всесущего разума”.Во

“всесущем разуме” открывается истина о жизни и

человеке, но уже не индивидуально взятому человеку,

а человеку в соборном единстве Церкви, в котором

проявляется новая сторона метафизики человека - его

объективная целостность.

Идея объективной целостности человека имеет

большое значение в философии Хомякова. Она, по

замыслу философа, разрешает отношение Сущего и

мироздания. Сущее как “всесущий разум” и как

“всесущая любовь”, как вечная жизнь во всей полноте

не может открыться человеку как субъективное

ограниченной целостности, эта полнота требует

духовного единства всех людей. Духовное единство

людей Хомяков меньше всего понимает как

коллективность или общественность. Для него это

Церковь. Он различает “церковь видимую и

невидимую”, организованность людей и свободное

духовное единение их. Истинная Церковь, невидимая,

по мысли Хомякова, это “духовный организм, в живой

совокупности членов которого постоянно живет Дух

Божий. Это единство благодатной жизни”. Этот

духовный организм есть соборность. “Церковь в

изображении Хомякова, - пишет Г. Флоровский, - и

есть прежде всего единство, - единство Божией

благодати, живущей во множестве разумных творений,

покоряющихся благодати”. Но эта благодать, согласно

Хомякову, “не дается человеку по его усмотрению;

она вовсе не дается человеку, пребывающему в своей

одинокой субъективности. Она дана была единожды, на

все века” . Таким образом, понятие соборности,

которое Хомяков вводит в философию, выражает

объективную заданность единства людей.

Соборность включает в себя понятия духовного

согласия, любви и свободы, а также вечной

“благодатной” жизни. С понятием соборности в

русскую философию входит специфическое

представление о нравственном императиве, поскольку

оно выражает всеобщий и в высшей степени

желательный для всех закон. Если западноевропейский

рационализм видит основу взаимно согласного

поведения людей в подчинении долгу, то русская

философия благодаря Хомякову ищет основания

нравственного поведения отдельного человека в том,

что безусловно желательно для всех. Рациональный

нравственный императив, подчиняя всех долгу, лишает

индивидуальность полноты ее конкретного бытия,

соборность же, как духовное единство предполагает

незаменимость и самоопределенность своих частей. С

соборностью в философию входит понятие целостности

человека не только как самодостаточности, но как

конкретности, как конкретного факта бытия. Это

становится определяющей антропологической идеей

русской философии.

Соборность, следовательно, есть такое единство,

которое и предполагает индивидуальность, и создает

условия для ее сохранения и развития. В соборном

общении человек находит “самого себя, но не в

бессилии своего духовного одиночества, а в силу

своего духовного, искреннего единения со своими

братьями, со своим Спасителем”. Для Хомякова важно

переживание человеком себя на пути к своему

истинному Я, которое звучит как в хоре. Нет хора

без разных голосов, но хор - это не разноголосица,

это гармония голосов, сливающихся в едином заданном

звучании. Соборность есть свободное единство разных

индивидуальностей. В ней, в истинной, невидимой

Церкви человек находит “себя в своем совершенстве

или, точнее, находит в ней то, что есть

совершенного в нем самом - Божественное

вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой

нечистоте каждого отдельного личного существования.

Это очищение совершается непобедимою силою взаимной

любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть

Дух Божий”. Так субъективная целостность

осуществляется в целостности объективной. Поэтому

Хомяков определяет человека как “ стремящегося

быть”. “Существенное свойство человека, как он

вышел из рук своего Творца, составляет нравственная

свобода, свобода выбора между любовью к Богу и

эгоизмом... Этим выбором определялось окончательное

отношение конечного человеческого разума к его

источнику, к Богу, в стремлении к которому и

заключалось единственно разумное применение

дарованной человеку свободы”, - пишет Хомяков.

Единое Сущее, открывая в соборном единстве свои

коренные свойства, - любовь, свободу и бессмертие,

- открывает одновременно и коренное свойство

человека, его свободу. Основание свободы человека

находится, считает Хомяков, в разумной воле как

фундаменте личности. Свобода для человека выступает

прежде всего как отрицательное понятие, содержание

которого осмысляется человеком с утратой воли,

когда человек оказывается в объективациях,

ограничивающих свободу. Мир вещественный

(центробежная сила) и есть эти ограничения, которые

заставляют человека понять, что есть свобода. Но

она есть не в этих объективациях, не там, где

действует центробежная сила, которая обнаруживает

ее наличие, а там, где действует

центростремительная нравственная сила. Нравственная

сила преодолевает объективации, она открывает

человеку ничем не ограниченное духовное единство, в

котором и живет свобода. Основание этого единства -

содержание нравственного закона любви к Богу и в

Боге. Таким образом метафизический человек Хомякова

- человек соборный, незаменимая конкретность, без

которой не может быть духовного единства в Боге, не

может быть богочеловечества. Этот человек является

целью мироздания, он удерживает мироздание в

гармонии, осуществляя закон любви. По мысли

Хомякова, на двух противоположных концах мироздания

находятся две личности - абсолютная и человеческая,

на их взаимном тяготении основывается целостность

мироздания. В своей философии Хомяков развивает

антропологический принцип Чаадаева, состоящий в

сознательном подчинении человека высшей

целостности, в отказе от своей изолированности во

имя целого. Соборный человек Хомякова, преодолевая

соблазн обособленности, выражает себя в служении

общему делу любви и гармонии, свободному единству в

Боге. Лейтмотив его соборного человека выражен

словами Христа: “Сберегший душу свою потеряет ее, а

потерявший душу свою ради Меня сбережет ее”. А

судьба души - это жизнь человека, таким образом,

соборный человек Хомякова воплощает метафизически

обоснованный смысл жизни, всеобщий для

эмпирического существования.

Таким образом, человек имеет два направления для

самореализации: разнообразный вещественный мир и

единый соборный мир свободы. В первом из них

индивидуальность не развивается полноценно, о чем

свидетельствует, по мысли Хомякова,

рационалистический взгляд на человека; во втором

человек выступает незаменимой конкретностью, живой

индивидуальностью, которая свободно находит себя в

единстве любви. Хомяков убежден, что “свобода не

есть какая-нибудь стихийная сила, разлитая в

природе: она есть принадлежность сознающего и

волящего Я, или, говоря короче, она есть

принадлежность личности, которая получила в

христианстве столь высокое развитие: здесь личность

высоко поднята над миром явлений, наделена

бессмертием и получила высший смысл своего бытия в

виде нравственного бесконечного совершенствования

по закону любви; а т.к. любовь есть начало

альтруистическое, то для осуществления ее отдельные

личности соединены в одно общество - церковь, где

свобода и единство находят свое высшее примирение в

законе любви. Таким образом, Церковь является

институтом по преимуществу нравственным, чем она

отличается от государства, которое строится на

формально-юридической основе” . Свобода как

сущностное свойство человека не имеет смысла для

ценности субъективной, ибо сам для себя человек ни

свободен, ни несвободен, только будучи включен в

конкретные связи, объясняющие ему его самого, он

может быть свободным или нет. По Хомякову, соборное

единство и есть те конкретные связи, которые

воплощают закон Сущего. Это вера “зрячего разума”,

высшее проявление духовных сил человека. “Любовью

сердца мы должны вызвать к жизни полноту истины и

праведности Христа и церкви, и тогда наши глаза

откроются и мы будем обладать разумом в его

полноте, постигающим сверхрациональные принципы и

их связь с рациональными аспектами существования”,

- так говорит Н.О. Лосский о взглядах Хомякова на

объективную целостность человека, в которой

реализуется его свобода.

Философские взгляды А.С. Хомякова можно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.