рефераты скачать

МЕНЮ


Общественная мысль 20 века

справедливости, должен быть еще один очень важный

аспект, о котором много писал ранее В. Соловьев.

"Учением о Богосыновстве, об абсолютном

достоинстве человеческой личности, носящей образ

Божий, христианство утвердило непоколебимые

основы всякого освободительного движения - идеал

свободы личности. Идеал свободы личности и

уважения человека к человеку и должен быть

руководящей идеей христианской политики в области

отношений как политических, так и экономических".

Задачи христианской политики могла бы решать

христианская общественность, а пока

предполагаемый "Союз христианской политики" мог

бы, по мнению С. Булгакова, сотрудничать в деле

реализации "правды социализма" с

социалистическими и социал-демократическими

партиями. Члены предполагаемого СХП могли

вступать в другие партии, чтобы там продвигать

идеи христианской политики. Опасаться следовало

только превращения социализма в псевдорелигию,

что и произошло несколько позже в России. Самому

СХП не обязательно было становиться политической

партией, он мог бы быть фактором формирования

христианской общественности.

Христианскую общественность с ее "новым

религиозным сознанием" не так легко определить.

Но можно попытаться это сделать, исходя от

противного. Так С. Булгаков писал: "В среде

христиан, вернее, лжехристиан, существуют только

два отношения к общественным и политическим

вопросам: или черносотенное, или

мертвоавнодушное. Конечно, среди исповедующих

истины христианства есть немало лиц, вовсе не

индифферентных к общественности и принимающих

горячее участие в делах современности, но они

делают это не как христиане, а как политики,

выполняя какое-то внешнее, нерелигиозное дело".

Задача, таким образом, состояла в том, чтобы

создать новое (третье) измерение в христианском

сознании, которому бы соответствовало

христианское осмысление "правды социализма" и

прав человека.

В одной из своих поздних книг "Православие" он

писал: "Пророки Израиля имели в составе своей

проповеди социальные мотивы, поэтому в них не без

основания видят ранних провозвестников

социального христианства на ветхозаветной

основе". "В православном предании, в творениях

вселенских учителей Церкви мы имеем совершенно

достаточное основание для положительного

отношения к социализму, понимаемому в самом общем

смысле, как отрицания системы эксплуатации,

спекуляции, корысти". Русский социализм оказался

безбожным и богоборческим. "Однако возможен иной,

так сказать, свободный и демократический

социализм, и, думается нам, его не миновать

истории. И для православия нет никаких причин ему

противодействовать, напротив, он является

исполнением заповеди любви в социальной жизни".

Философию Булгакова можно

использовать в таких темах

как : 1) Свобода

2)Мораль

3)Христианский

социализм

6.Марксизм

Марксизм - теория, разработанная Карлом Марксом и

Фридрихом Энгельсом в с 19 в. Пыталась доказать

неизбежную гибель капитализма, роль пролетариата

как его могильщика, победу социалистической

революции, установление диктатуры пролетариата,

строительство социализма и коммунизма. За рубежом

были созданы первые русские марксистские

организации: русская секция I Интернационала,

затем группа "Освобождение труда". С выходом в

свет русского перевода "Капитала" (1872) марксизм

стали изучать в рабочих кружках. С 1883

марксистские организации появляются в России -

студенческие интеллигентские, рабочие. Крупным

теоретиком марксизма стал Ленин В.И., под

руководством которого началось осуществление

теории на практике. На идеологической основе

марксизма формируются "Союз борьбы за

освобождение рабочего класса" и РСДРП. Часть

увлекавшейся марксизмом интеллигенции в 1900-е

эволюционирует к либерализму и идеализму. Жизнь

показала утопичность множества положений

марксизма, социализм рухнул в СССР и в др.

странах.

Плеханов Георгий Валентинович - русский публицист

и политический деятель. (1857- кончил курс

юнкерского училища, затем поступил в горный

институт в Петербурге; там он познакомился с

бунтарями-народниками и начал пропаганду в

кружках рабочих. Во время демонстрации на площади

перед Казанским собором в Петербурге 6 декабря

1876 г. Плеханов произнес энергичную речь против

правительства. После произнесения речи он успел

переменить шапку, закутаться в башлык и

неузнанным скрыться с площади. После этого

Плеханов тотчас же перешел на нелегальное

положение. Скоро он занял выдающееся положение в

партии Земли и Воли и стал членом редакции

журнала "Земля и Воля", в котором поместил, между

прочим, статью: "Законы экономического развития и

задачи социализма в России", излагавшую программу

партии. Будучи тогда народником-бунтарем, то есть

сторонником крестьянского социализма, верящим,

что крестьяне в России по природе своей

социалисты и вполне уже готовы к революции,

Плеханов отличался от других товарищей по партии,

тем, что особенно дорожил пропагандой среди

рабочих, видя в них, впрочем, не представителей

пролетариата, а именно крестьян, поддерживающих

тесные связи с деревней.

Знакомый с сочинениями Карла Маркса еще в

народнически -бунтарский свой период и уже тогда

принимавший марксизм, но толковавший его на

народнический лад, Плеханов к этому времени

сделался ортодоксальным марксистом и пришел к

выводу, что если в России возможна революция, то

только в тот момент, когда созреет пролетариат. В

1883 г. Плеханов, вместе с Верой Засулич, Дейчем

, Аксельродом и Игнатовым , основал группу

"Освобождение труда". Вполне социал-

демократическая по своей программе и задачам, она

была скорее группой издательской, чем партийной.

Первым ее изданием была замечательная брошюра

Плеханова "Социализм и политическая борьба", в

которой развиты основные принципы социал-

демократизма. В противоположность старым

народникам и позднейшим экономистам, признававшим

только борьбу экономическую, Плеханов доказывал,

что борьба за освобождение рабочего класса,

которое должно быть вместе с тем освобождением

человечества, возможна только на почве социал-

демократического учения и в форме борьбы

политической. В следующем году та же группа

издала довольно объемистую книгу Плеханова "Наши

разногласия". Признавая заслуги народников и

народовольцев в борьбе с деспотизмом, но

отрицательно относясь к их теориям, называя эти

теории даже прямо реакционными, Плеханов в своей

книге еще раз и гораздо полнее обосновывает

теорию марксизма в его применении к России. Эта

книга может считаться исходной точкой русского

социал-демократического движения. Несмотря на

крайнюю резкость полемического тона и иногда

явную несправедливость выходок против тех или

других лиц, она обнаружила глубокое понимание

момента и предвидение дальнейшего хода событий в

России. Развитие капитализма и появление рабочего

движения были предсказаны в ней чрезвычайно

верно.

В 1895 г. появилась в свет в Петербурге его книга

"К вопросу о развитии монистического взгляда на

историю. Ответ гг. Михайловскому, Карееву и К°",

выпущенная под псевдонимом Н. Бельтова. Вместе с

книгой П. Струве [pic]"Критические Заметки",

вышедшей за год до нее, она явилась новым

обоснованием социал-демократизма. Ее легальная

форма обеспечила ей распространение и значение

еще гораздо большее, чем полученное книгой "Наши

разногласия". Доктрина экономического

материализма изложена в ней полнее и

последовательнее, чем в какой бы то ни было

книге, появившейся на русском языке до нее, а,

пожалуй, и после нее; но этому изложению был

придан характер резко полемический, ослабляющий

впечатление. В 1896 г. вышла книга Плеханова

"Основания народничества в трудах г. Воронцова

(В. В.)", изданная под псевдонимом А. Волгина.

Начиная с 1890 г., Плеханов очень много писал по-

немецки в "Neue Zeit"; между прочим, он напечатал

там ряд статей о Чернышевском, вышедших позднее

особой книгой по-немецки.

Значительная доля ошибок социал-демократии в

России объясняется, по его мнению, тем, что она

не является еще в полном смысле слова рабочей

партией; по своему составу это по преимуществу

группа интеллигентская, что отражается как на ее

миросозерцании, так и на ее тактике. Плеханов

настаивает на том, что революция одними силами

рабочего класса произведена быть в настоящее

время не может, что революция должна иметь

характер буржуазный, что рабочему классу нужно

только занять как можно более выгодные позиции,

не рассчитывая сразу получить все, и потому в

настоящее время для рабочего класса гораздо

важнее борьба с самодержавием, хотя бы в союзе с

буржуазией, чем борьба с буржуазией; нужно

уединить реакцию. Похвала из либерального лагеря

Плеханова не огорчает, тогда как похвала из

лагеря анархистов его бы огорчила. Ввиду всего

этого Плеханов являлся безусловным и решительным

сторонником участия рабочего класса в выборах в

Государственную думу и безусловным противником

бойкота, принятого громадным большинством социал-

демократической партии.

В 1905 - 1906 гг. вышли в Петербурге, под

псевдонимом Н. Бельтова, следующие книги

Плеханова: "За двадцать лет. Сборник статей

литературных, экономических, философских и

исторических", "К вопросу о развитии

монистического взгляда на историю" , "Критика

наших критиков", "Пролетариат" .

Идеи Плеханова можно использовать в таких темах

как:

1) Марксизм

2) Социал-демократия

3) Государственное управление

4) Государство

ЛЕНИН, ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

(1870–1924), профессиональный революционер,

продолжатель идей Маркса, основатель современного

коммунистического движения и Советского

государства. Ленин поступил в Казанский

университет и прекрасно учился, но в конце 1887

был задержан за участие в революционной сходке

студентов и политическом семинаре, исключен из

университета и сослан в деревню под надзор

полиции. В 1891 экстерном сдал экзамены по праву

в Петербургском университете.

Большое влияние на Ленина

оказали русские революционеры 19 в., в первую

очередь публицист Н.Г.Чернышевский; его глубоко

заинтересовали западноевропейские

социалистические теории К.Маркса и Ф.Энгельса,

которые популяризировал в России прежде всего

Г.В.Плеханов. Первым значительным марксистским

произведением молодого Ленина стал труд Развитие

капитализма в России (1897), за ним последовали

многочисленные политические работы, выходившие в

России и за рубежом.

В 1898 Ленин, Плеханов и

другие марксисты организовали Российскую социал-

демократическую партию (РСДРП) для координации

революционной деятельности. В 1901–1902 народники

создали соперничавшую с ней партию социалистов-

революционеров (эсеров). Обе партии вошли в

состав Международной федерации, известной как

Социалистический, или Второй Интернационал. Ленин

намеревался развернуть полемику против эсеров, но

вскоре у него возникли серьезные разногласия и с

членами РСДРП. Ленин и другие «искровцы»

выступали за создание централизованной партии,

которая должна была мобилизовывать пролетариат на

более активную экономическую и политическую

борьбу против всех форм угнетения и свержение

царизма. Ленин популяризировал такого рода идеи в

работе Что делать? (1902). На втором съезде

РСДРП, проходившем в 1903 в Брюсселе и Лондоне,

«искровцы» одержали победу, но затем распались на

две фракции – большевиков и меньшевиков. Причины

этого раскола и дальнейшие задачи большевиков

были проанализированы Лениным в работе Шаг вперед

– два шага назад (1904). Большевики под

руководством Ленина настаивали на строжайшей

партийной дисциплине, меньшевики, которых

поддерживали Мартов и Плеханов, выступали за

более широкую коалицию. Кроме того, меньшевики

выступали в поддержку союза рабочих и крупной

буржуазии с целью свержения царизма, в то время

как Ленин (например, в 1905 в полемическом труде

Две тактики социал-демократии в демократической

революции) утверждал, что для успеха подлинно

демократической революции в России необходимы

союз рабочих и крестьян и создание в дальнейшем

«демократической диктатуры пролетариата и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.