Общественная мысль 20 века
справедливости, должен быть еще один очень важный
аспект, о котором много писал ранее В. Соловьев.
"Учением о Богосыновстве, об абсолютном
достоинстве человеческой личности, носящей образ
Божий, христианство утвердило непоколебимые
основы всякого освободительного движения - идеал
свободы личности. Идеал свободы личности и
уважения человека к человеку и должен быть
руководящей идеей христианской политики в области
отношений как политических, так и экономических".
Задачи христианской политики могла бы решать
христианская общественность, а пока
предполагаемый "Союз христианской политики" мог
бы, по мнению С. Булгакова, сотрудничать в деле
реализации "правды социализма" с
социалистическими и социал-демократическими
партиями. Члены предполагаемого СХП могли
вступать в другие партии, чтобы там продвигать
идеи христианской политики. Опасаться следовало
только превращения социализма в псевдорелигию,
что и произошло несколько позже в России. Самому
СХП не обязательно было становиться политической
партией, он мог бы быть фактором формирования
христианской общественности.
Христианскую общественность с ее "новым
религиозным сознанием" не так легко определить.
Но можно попытаться это сделать, исходя от
противного. Так С. Булгаков писал: "В среде
христиан, вернее, лжехристиан, существуют только
два отношения к общественным и политическим
вопросам: или черносотенное, или
мертвоавнодушное. Конечно, среди исповедующих
истины христианства есть немало лиц, вовсе не
индифферентных к общественности и принимающих
горячее участие в делах современности, но они
делают это не как христиане, а как политики,
выполняя какое-то внешнее, нерелигиозное дело".
Задача, таким образом, состояла в том, чтобы
создать новое (третье) измерение в христианском
сознании, которому бы соответствовало
христианское осмысление "правды социализма" и
прав человека.
В одной из своих поздних книг "Православие" он
писал: "Пророки Израиля имели в составе своей
проповеди социальные мотивы, поэтому в них не без
основания видят ранних провозвестников
социального христианства на ветхозаветной
основе". "В православном предании, в творениях
вселенских учителей Церкви мы имеем совершенно
достаточное основание для положительного
отношения к социализму, понимаемому в самом общем
смысле, как отрицания системы эксплуатации,
спекуляции, корысти". Русский социализм оказался
безбожным и богоборческим. "Однако возможен иной,
так сказать, свободный и демократический
социализм, и, думается нам, его не миновать
истории. И для православия нет никаких причин ему
противодействовать, напротив, он является
исполнением заповеди любви в социальной жизни".
Философию Булгакова можно
использовать в таких темах
как : 1) Свобода
2)Мораль
3)Христианский
социализм
6.Марксизм
Марксизм - теория, разработанная Карлом Марксом и
Фридрихом Энгельсом в с 19 в. Пыталась доказать
неизбежную гибель капитализма, роль пролетариата
как его могильщика, победу социалистической
революции, установление диктатуры пролетариата,
строительство социализма и коммунизма. За рубежом
были созданы первые русские марксистские
организации: русская секция I Интернационала,
затем группа "Освобождение труда". С выходом в
свет русского перевода "Капитала" (1872) марксизм
стали изучать в рабочих кружках. С 1883
марксистские организации появляются в России -
студенческие интеллигентские, рабочие. Крупным
теоретиком марксизма стал Ленин В.И., под
руководством которого началось осуществление
теории на практике. На идеологической основе
марксизма формируются "Союз борьбы за
освобождение рабочего класса" и РСДРП. Часть
увлекавшейся марксизмом интеллигенции в 1900-е
эволюционирует к либерализму и идеализму. Жизнь
показала утопичность множества положений
марксизма, социализм рухнул в СССР и в др.
странах.
Плеханов Георгий Валентинович - русский публицист
и политический деятель. (1857- кончил курс
юнкерского училища, затем поступил в горный
институт в Петербурге; там он познакомился с
бунтарями-народниками и начал пропаганду в
кружках рабочих. Во время демонстрации на площади
перед Казанским собором в Петербурге 6 декабря
1876 г. Плеханов произнес энергичную речь против
правительства. После произнесения речи он успел
переменить шапку, закутаться в башлык и
неузнанным скрыться с площади. После этого
Плеханов тотчас же перешел на нелегальное
положение. Скоро он занял выдающееся положение в
партии Земли и Воли и стал членом редакции
журнала "Земля и Воля", в котором поместил, между
прочим, статью: "Законы экономического развития и
задачи социализма в России", излагавшую программу
партии. Будучи тогда народником-бунтарем, то есть
сторонником крестьянского социализма, верящим,
что крестьяне в России по природе своей
социалисты и вполне уже готовы к революции,
Плеханов отличался от других товарищей по партии,
тем, что особенно дорожил пропагандой среди
рабочих, видя в них, впрочем, не представителей
пролетариата, а именно крестьян, поддерживающих
тесные связи с деревней.
Знакомый с сочинениями Карла Маркса еще в
народнически -бунтарский свой период и уже тогда
принимавший марксизм, но толковавший его на
народнический лад, Плеханов к этому времени
сделался ортодоксальным марксистом и пришел к
выводу, что если в России возможна революция, то
только в тот момент, когда созреет пролетариат. В
1883 г. Плеханов, вместе с Верой Засулич, Дейчем
, Аксельродом и Игнатовым , основал группу
"Освобождение труда". Вполне социал-
демократическая по своей программе и задачам, она
была скорее группой издательской, чем партийной.
Первым ее изданием была замечательная брошюра
Плеханова "Социализм и политическая борьба", в
которой развиты основные принципы социал-
демократизма. В противоположность старым
народникам и позднейшим экономистам, признававшим
только борьбу экономическую, Плеханов доказывал,
что борьба за освобождение рабочего класса,
которое должно быть вместе с тем освобождением
человечества, возможна только на почве социал-
демократического учения и в форме борьбы
политической. В следующем году та же группа
издала довольно объемистую книгу Плеханова "Наши
разногласия". Признавая заслуги народников и
народовольцев в борьбе с деспотизмом, но
отрицательно относясь к их теориям, называя эти
теории даже прямо реакционными, Плеханов в своей
книге еще раз и гораздо полнее обосновывает
теорию марксизма в его применении к России. Эта
книга может считаться исходной точкой русского
социал-демократического движения. Несмотря на
крайнюю резкость полемического тона и иногда
явную несправедливость выходок против тех или
других лиц, она обнаружила глубокое понимание
момента и предвидение дальнейшего хода событий в
России. Развитие капитализма и появление рабочего
движения были предсказаны в ней чрезвычайно
верно.
В 1895 г. появилась в свет в Петербурге его книга
"К вопросу о развитии монистического взгляда на
историю. Ответ гг. Михайловскому, Карееву и К°",
выпущенная под псевдонимом Н. Бельтова. Вместе с
книгой П. Струве [pic]"Критические Заметки",
вышедшей за год до нее, она явилась новым
обоснованием социал-демократизма. Ее легальная
форма обеспечила ей распространение и значение
еще гораздо большее, чем полученное книгой "Наши
разногласия". Доктрина экономического
материализма изложена в ней полнее и
последовательнее, чем в какой бы то ни было
книге, появившейся на русском языке до нее, а,
пожалуй, и после нее; но этому изложению был
придан характер резко полемический, ослабляющий
впечатление. В 1896 г. вышла книга Плеханова
"Основания народничества в трудах г. Воронцова
(В. В.)", изданная под псевдонимом А. Волгина.
Начиная с 1890 г., Плеханов очень много писал по-
немецки в "Neue Zeit"; между прочим, он напечатал
там ряд статей о Чернышевском, вышедших позднее
особой книгой по-немецки.
Значительная доля ошибок социал-демократии в
России объясняется, по его мнению, тем, что она
не является еще в полном смысле слова рабочей
партией; по своему составу это по преимуществу
группа интеллигентская, что отражается как на ее
миросозерцании, так и на ее тактике. Плеханов
настаивает на том, что революция одними силами
рабочего класса произведена быть в настоящее
время не может, что революция должна иметь
характер буржуазный, что рабочему классу нужно
только занять как можно более выгодные позиции,
не рассчитывая сразу получить все, и потому в
настоящее время для рабочего класса гораздо
важнее борьба с самодержавием, хотя бы в союзе с
буржуазией, чем борьба с буржуазией; нужно
уединить реакцию. Похвала из либерального лагеря
Плеханова не огорчает, тогда как похвала из
лагеря анархистов его бы огорчила. Ввиду всего
этого Плеханов являлся безусловным и решительным
сторонником участия рабочего класса в выборах в
Государственную думу и безусловным противником
бойкота, принятого громадным большинством социал-
демократической партии.
В 1905 - 1906 гг. вышли в Петербурге, под
псевдонимом Н. Бельтова, следующие книги
Плеханова: "За двадцать лет. Сборник статей
литературных, экономических, философских и
исторических", "К вопросу о развитии
монистического взгляда на историю" , "Критика
наших критиков", "Пролетариат" .
Идеи Плеханова можно использовать в таких темах
как:
1) Марксизм
2) Социал-демократия
3) Государственное управление
4) Государство
ЛЕНИН, ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ
(1870–1924), профессиональный революционер,
продолжатель идей Маркса, основатель современного
коммунистического движения и Советского
государства. Ленин поступил в Казанский
университет и прекрасно учился, но в конце 1887
был задержан за участие в революционной сходке
студентов и политическом семинаре, исключен из
университета и сослан в деревню под надзор
полиции. В 1891 экстерном сдал экзамены по праву
в Петербургском университете.
Большое влияние на Ленина
оказали русские революционеры 19 в., в первую
очередь публицист Н.Г.Чернышевский; его глубоко
заинтересовали западноевропейские
социалистические теории К.Маркса и Ф.Энгельса,
которые популяризировал в России прежде всего
Г.В.Плеханов. Первым значительным марксистским
произведением молодого Ленина стал труд Развитие
капитализма в России (1897), за ним последовали
многочисленные политические работы, выходившие в
России и за рубежом.
В 1898 Ленин, Плеханов и
другие марксисты организовали Российскую социал-
демократическую партию (РСДРП) для координации
революционной деятельности. В 1901–1902 народники
создали соперничавшую с ней партию социалистов-
революционеров (эсеров). Обе партии вошли в
состав Международной федерации, известной как
Социалистический, или Второй Интернационал. Ленин
намеревался развернуть полемику против эсеров, но
вскоре у него возникли серьезные разногласия и с
членами РСДРП. Ленин и другие «искровцы»
выступали за создание централизованной партии,
которая должна была мобилизовывать пролетариат на
более активную экономическую и политическую
борьбу против всех форм угнетения и свержение
царизма. Ленин популяризировал такого рода идеи в
работе Что делать? (1902). На втором съезде
РСДРП, проходившем в 1903 в Брюсселе и Лондоне,
«искровцы» одержали победу, но затем распались на
две фракции – большевиков и меньшевиков. Причины
этого раскола и дальнейшие задачи большевиков
были проанализированы Лениным в работе Шаг вперед
– два шага назад (1904). Большевики под
руководством Ленина настаивали на строжайшей
партийной дисциплине, меньшевики, которых
поддерживали Мартов и Плеханов, выступали за
более широкую коалицию. Кроме того, меньшевики
выступали в поддержку союза рабочих и крупной
буржуазии с целью свержения царизма, в то время
как Ленин (например, в 1905 в полемическом труде
Две тактики социал-демократии в демократической
революции) утверждал, что для успеха подлинно
демократической революции в России необходимы
союз рабочих и крестьян и создание в дальнейшем
«демократической диктатуры пролетариата и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|