Общественная мысль 20 века
Н.А. Бердяев разработал
концепцию примирения Запада и Востока в
работе «Новое средневековье». И для него идея
«собирания» христианского общества в живое «
всечеловеческое» единство предстаёт как
«внутренняя» русская задача», как идея России ,
снимающая все противоречия между Востоком и
Западом. Продолжая традиции специфически «русской
темы- религиозного смысла истории и человеческого
бытия, Бердяев развивает своё понимание
христианского образа мира.
Исходным принципом философии Бердяева является не
материя или идея, а свобода, которая реализуется
в творчестве, является условием творчества. С
этой позиции и исследуется Бердяевым отношение
«общество-личность». Человек- творец, в этом
отношении он подобен Богу. Человек творит свою
жизнь ,свою судьбу, свой мир, самого себя.Однако
сложившееся социальные структуры, являясь
условием жизни человека, становятся препятствием
для его свободы и творчества, превращая его жизнь
в тотальную зависимость от «идола государства»,
«идола коллектива», «идола класса». Любое
организованное и организующее общество враждебно
свободе, отрицание же личностной свободы
превращает жизнь человека в трагическое
отчуждение от общества и самого себя. Особенно
трагично положение личности в России в связи с
собенностью становления и укрепления российской
государственности- сторожевой и оборонительной
,возникшей как способ противостояния в борьбе с
«татарщиной, в Смутную эпоху, в иноземные
нашествия». Российское государство превратилось с
самодовлеющую силу, в отвлеченное начало, не
подчинённое функции народной жизни.
Поэтому для человека и человечества существуют
два пути- или смерть личности, господство
безличности, или «воскрешение человечества», имя
которому будет Богочеловечество как новая
разновидность человеческого рода.
Богочеловечество- это предельный символ
человеческих возможностей, образ- мечта,
сопровождающий человечество ,стремящееся к
«истине- смыслу» собственного существования и
свободе.
Образ богочеловечества – это способ выхода за
рамки объективного мира, это обретение знания о
«лжи» повседневной жизни. Для Бердяева истина- не
результат познания объективного мира, а победа
над вещностью мира объектов и раскрытие в них
духовных смыслов, источником которых является
человек. Обосновывая свою эсхатологию(учение о
конечных судьбах мира и человека), ведущую к
возникновению Богочеловечества, Бердяев
показывает, что сам процесс познания далёк то
традиционно принятой схемы субъект- объектных
отношений, погружающей человека в мир объектов.
Напротив, он считает, что этот процесс вносит
смысл, определяет направление развития.
Поскольку человек у Бердяева как «Другое» Бога
наделён творческими способностями, то смысл
человеческой жизни не в спасении, а в творчестве.
Однако человек как существо историческое
стремится в своей жизни к частным интересам,
используя для их достижения свою творческую
энергию.Тем самым человек отклоняется от
собственного предназначения и становится
материалом и средством истории. История, таким
образом, осуществляется как преступление , в ней
действует эгоизм, и как следствие, борьба, войны,
насилие. История противоречива, предполагает
человеческую свободу и одновременно порабощает
человека. И поэтому неизбежен апокалипсис,
очищение, смерть и воскресение человечества во
имя его возвращения в царство Духа. Историческая
перспектива человечества-«переход в качественно
новый эон вечно становящегося Абсолюта».
Высшим социальном типом является общество, в
котором органически объединены принцип личности
и принцип общности. Такое единение Бердяев
называет «персоналистическим социализмом».
Основанием построения персоналистического
общества и способом преодоления отчуждения
является соборность.
Философию Бердяева можно использовать в таких
темах как 1) Личность
2)Человек
3)Богочеловечество
4) Свобода
5)Творчество
Булгаков, Сергей Николаевич (1871-1944) -
общественный деятель, философ, богослов,
экономист. Образование получил в Ливенском
духовном училище, Орловской духовной семинарии,
Елецкой гимназии и на юридическом факультете
Московского университета, который окончил в 1896
г. В 1901-06 г.г. - профессор политической
экономии Киевского политехнического института и
приват-доцент Киевского университета; в 1906-18
г.г - приват-доцент политической экономии
Московского унверситета и профессор политэкономии
Московского коммерческого института; в 1912 г.
защитил докторскую диссертацию "Философия
хозяйства"; в 1918 г. принял сан священника; в
конце 1922 г. выслан из Советской России; в 1923-
25 г.г. - профессор церковного права и богословия
на юридическом факультете Русского научного
института в Праге; с 1925 г. до конца жизни -
профессор богословия и декан православного
богословского института в Париже, один из
идеологов Русского Христианского студенческого
движения - обновленческого движения в
православной церкви за рубежом.
Сущность христианского социализма состоит в
признании религиозной значимости безликих
социально-политических структур. Христианский
социализм по сути дела есть христиански
осмысленная социальная этика.
Христианский социализм имеет два основных
измерения.
1. Либеральное измерение, основанное на уважении
к свободе человека с соответствующей поддержкой
таких социально-политических структур, которые
обеспечивают эту свободу. Либерализм здесь
понимается как культура уважения к внешней
свободе человека, не нарушающей свобод других
людей. Сущностью права полагается свобода.
2. Социальное измерение, основанное на
организованной заботе о слабых членах общества.
С. Булгаков писал: "Православная Церковь
определила свое отношение к социальному вопросу.
Правда, доселе так и не было дано
«вероучительного определения» о природе
социализма ни в русской церкви, ни во вселенском
православии. Но социализм, как социально-
экономическая доктрина, вовсе и не является
вопросом вероучения". Булгаков считал, что "цель
социализма, понятая как осуществление социальной
справедливости, защиты слабых, борьбы с
бедностью, безработицей, эксплуатацией, - в такой
степени нравственно самоочевидна, что разногласие
может быть только относительно практической
целесообразности или осуществимости тех или иных
мероприятий"3.
Религия может побуждать людей не только к личному
благочестию и благотворительности, но и к честной
работе в "миру", к улучшению политической и
экономической систем, к доброжелательному диалогу
со всеми людьми доброй воли. Т.е. к активности в
той сфере, которую традиционная религиозность
полагает светской (религиозно нейтральной).
Булгаков высоко отзывается о протестантской
трудовой этике, легализировавшей активность
христианина в этой сфере, в своей статье
"Народное хозяйство и религиозная личность"
(1909).
В России по разным причинам религиозных
пробуждений не было, но сама идея "социального
Евангелия" примерно в то же время на маргинальном
уровне все же имелась. В конце XIX века ее
развивал В. Соловьев в качестве составной части
своего учения о "Богочеловечестве". Ранее
П. Чаадаев, говоря о влиянии христианства на
западную цивилизацию, имел в виду и ее социальный
аспект, хотя он и не говорил прямо о христианском
социализме.
XIX век был веком социального вопроса. Социализм
же становился безрелигиозным. Религиозность в
России все больше уходила на задний план, поэтому
русский коммунизм оказался атеистическим.
Интеллигенция в то время была увлечена новомодным
марксизмом. Прошел через него вместе с другими и
С. Булгаков, точно указав на самое слабое место
марксизма: неадекватную антропологию,
редуцирующую человека к социальному фактору,
представляющую человека функцией социальной
среды. Преодолев марксизм, он обретает новое
понимание идеализма, христианства, православия.
С. Булгаков мыслит христианскую актуализацию в
социальной сфере в духе аналогичных концепций
В. Соловьева. Так он писал в своем сборнике
статей "От марксизма к идеализму" (1903):
"Идеализм в России родился и стоит под знаком
социального вопроса и теории прогресса. Он нужен
его представителям не затем, чтобы уйти от земли
и ее интересов - на небо ли, или в «болото
реакции», или куда-нибудь еще, - но чтобы придать
абсолютную санкцию и тем непререкаемо утвердить
нравственные и общественные идеалы; поэтому он не
мирит с действительностью, а зовет к борьбе с ней
во имя абсолютного идеала. Между марксизмом и
идеализмом, при всей противоположности их в
области «теоретического разума», существует
поэтому значительная близость в сфере «разума
практического» , социальных стремлений и идеалов.
Идеалы социальной справедливости и общественного
прогресса, свободы и равенства, политического
либерализма и социального демократизма или
социализма с необходимостью вытекают из основных
принципов философского идеализма; они не только
не составляют монополии марксизма или какой-
нибудь другой доктрины, но лишь на этих принципах
и могут вообще обосновываться".
Вместо старого, изрядно одряхлевшего и
бессильного идеализма Булгаков предлагает
волевой, действенный идеализм как философско-
этическую проекцию универсально понятого
христианства, как глобального проекта. Такой
идеализм не отворачивается ни от материи, ни от
политики, а ставит задачу преображения этих сфер.
Вслед за Соловьевым, он называет себя
"религиозным материалистом", использует
методологию "критики отвлеченных начал". Одним из
таких начал является отвлеченный спиритуализм.
С. Булгаков, в духе В. Соловьева, убедительно
показывает нравственную обязанность христианина
отвечать не только за свою душу, но и за целое
общество.
Кроме того, старый добрый идеализм получил, по
мнению С. Булгакова, как бы новый импульс-
прививку от молодого энергичного марксизма. Он
называл марксизм "источником бодрости и
деятельного оптимизма, боевым кличем молодой
России, как бы общественным бродилом", "первым
горячим ручейком, растопляющим зимний лед". Это
новое понимание идеализма и религиозности,
просветляющих все сферы, и составило сердцевину
известного "нового религиозного сознания" начала
XX-го века.
Более того, С. Булгаков во многих работах
утверждает по-христиански понятый западный
правовой либерализм, в основе которого лежит
уважение к человеческой личности, сотворенной по
образу и подобию Бога.
С. Булгаков в 1905 г. жестко критиковал
современный ему капитализм. Он призывал к
общности имуществ, которая была характерна для
благодатно-анархического коммунизма первых
христиан. Но он решительно отвергал тотальную
якобы необходимую связь христианской экономики с
христианской общиной (по аналогии с церковным
хозяйством в монастырях). Признавая удачное
ведение хозяйства в некоторых монастырях,
Булгаков не мыслил экономическое устройство
России по типу монастырского. С. Булгаков говорил
не о "церковном (или клерикальном) социализме", а
об "экономическом социализме" для всех граждан
независимо от вероисповедания.
Булгаков понимал социализм как необходимое
условие для материального благоустройства людей,
называя такой социализм "нейтральным", понимая
его как "социальную технику", в противоположность
социализму "научному", как идеологизированной
псевдорелигии.
В статье "Неотложная задача" содержится проект
программы "Союза христианской политики" Завет
Христа (одеть нагих, накормить голодных,
заботиться об узниках) может быть решен только
посредством социального законодательства, с
помощью профсоюзов, кооперативов, объединений
трудящихся, посредством всего того, что на Западе
называют "христианским социализмом". Булгаков
определял "христианский социализм" как "социализм
во имя Богочеловечества" в отличие от марксизма
как "социализма во имя религии человекобожества".
В христианском социализме, по С. Булгакову, кроме
собственно социализма как техники социальной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|