рефераты скачать

МЕНЮ


Общественная мысль 20 века

Н.А. Бердяев разработал

концепцию примирения Запада и Востока в

работе «Новое средневековье». И для него идея

«собирания» христианского общества в живое «

всечеловеческое» единство предстаёт как

«внутренняя» русская задача», как идея России ,

снимающая все противоречия между Востоком и

Западом. Продолжая традиции специфически «русской

темы- религиозного смысла истории и человеческого

бытия, Бердяев развивает своё понимание

христианского образа мира.

Исходным принципом философии Бердяева является не

материя или идея, а свобода, которая реализуется

в творчестве, является условием творчества. С

этой позиции и исследуется Бердяевым отношение

«общество-личность». Человек- творец, в этом

отношении он подобен Богу. Человек творит свою

жизнь ,свою судьбу, свой мир, самого себя.Однако

сложившееся социальные структуры, являясь

условием жизни человека, становятся препятствием

для его свободы и творчества, превращая его жизнь

в тотальную зависимость от «идола государства»,

«идола коллектива», «идола класса». Любое

организованное и организующее общество враждебно

свободе, отрицание же личностной свободы

превращает жизнь человека в трагическое

отчуждение от общества и самого себя. Особенно

трагично положение личности в России в связи с

собенностью становления и укрепления российской

государственности- сторожевой и оборонительной

,возникшей как способ противостояния в борьбе с

«татарщиной, в Смутную эпоху, в иноземные

нашествия». Российское государство превратилось с

самодовлеющую силу, в отвлеченное начало, не

подчинённое функции народной жизни.

Поэтому для человека и человечества существуют

два пути- или смерть личности, господство

безличности, или «воскрешение человечества», имя

которому будет Богочеловечество как новая

разновидность человеческого рода.

Богочеловечество- это предельный символ

человеческих возможностей, образ- мечта,

сопровождающий человечество ,стремящееся к

«истине- смыслу» собственного существования и

свободе.

Образ богочеловечества – это способ выхода за

рамки объективного мира, это обретение знания о

«лжи» повседневной жизни. Для Бердяева истина- не

результат познания объективного мира, а победа

над вещностью мира объектов и раскрытие в них

духовных смыслов, источником которых является

человек. Обосновывая свою эсхатологию(учение о

конечных судьбах мира и человека), ведущую к

возникновению Богочеловечества, Бердяев

показывает, что сам процесс познания далёк то

традиционно принятой схемы субъект- объектных

отношений, погружающей человека в мир объектов.

Напротив, он считает, что этот процесс вносит

смысл, определяет направление развития.

Поскольку человек у Бердяева как «Другое» Бога

наделён творческими способностями, то смысл

человеческой жизни не в спасении, а в творчестве.

Однако человек как существо историческое

стремится в своей жизни к частным интересам,

используя для их достижения свою творческую

энергию.Тем самым человек отклоняется от

собственного предназначения и становится

материалом и средством истории. История, таким

образом, осуществляется как преступление , в ней

действует эгоизм, и как следствие, борьба, войны,

насилие. История противоречива, предполагает

человеческую свободу и одновременно порабощает

человека. И поэтому неизбежен апокалипсис,

очищение, смерть и воскресение человечества во

имя его возвращения в царство Духа. Историческая

перспектива человечества-«переход в качественно

новый эон вечно становящегося Абсолюта».

Высшим социальном типом является общество, в

котором органически объединены принцип личности

и принцип общности. Такое единение Бердяев

называет «персоналистическим социализмом».

Основанием построения персоналистического

общества и способом преодоления отчуждения

является соборность.

Философию Бердяева можно использовать в таких

темах как 1) Личность

2)Человек

3)Богочеловечество

4) Свобода

5)Творчество

Булгаков, Сергей Николаевич (1871-1944) -

общественный деятель, философ, богослов,

экономист. Образование получил в Ливенском

духовном училище, Орловской духовной семинарии,

Елецкой гимназии и на юридическом факультете

Московского университета, который окончил в 1896

г. В 1901-06 г.г. - профессор политической

экономии Киевского политехнического института и

приват-доцент Киевского университета; в 1906-18

г.г - приват-доцент политической экономии

Московского унверситета и профессор политэкономии

Московского коммерческого института; в 1912 г.

защитил докторскую диссертацию "Философия

хозяйства"; в 1918 г. принял сан священника; в

конце 1922 г. выслан из Советской России; в 1923-

25 г.г. - профессор церковного права и богословия

на юридическом факультете Русского научного

института в Праге; с 1925 г. до конца жизни -

профессор богословия и декан православного

богословского института в Париже, один из

идеологов Русского Христианского студенческого

движения - обновленческого движения в

православной церкви за рубежом.

Сущность христианского социализма состоит в

признании религиозной значимости безликих

социально-политических структур. Христианский

социализм по сути дела есть христиански

осмысленная социальная этика.

Христианский социализм имеет два основных

измерения.

1. Либеральное измерение, основанное на уважении

к свободе человека с соответствующей поддержкой

таких социально-политических структур, которые

обеспечивают эту свободу. Либерализм здесь

понимается как культура уважения к внешней

свободе человека, не нарушающей свобод других

людей. Сущностью права полагается свобода.

2. Социальное измерение, основанное на

организованной заботе о слабых членах общества.

С. Булгаков писал: "Православная Церковь

определила свое отношение к социальному вопросу.

Правда, доселе так и не было дано

«вероучительного определения» о природе

социализма ни в русской церкви, ни во вселенском

православии. Но социализм, как социально-

экономическая доктрина, вовсе и не является

вопросом вероучения". Булгаков считал, что "цель

социализма, понятая как осуществление социальной

справедливости, защиты слабых, борьбы с

бедностью, безработицей, эксплуатацией, - в такой

степени нравственно самоочевидна, что разногласие

может быть только относительно практической

целесообразности или осуществимости тех или иных

мероприятий"3.

Религия может побуждать людей не только к личному

благочестию и благотворительности, но и к честной

работе в "миру", к улучшению политической и

экономической систем, к доброжелательному диалогу

со всеми людьми доброй воли. Т.е. к активности в

той сфере, которую традиционная религиозность

полагает светской (религиозно нейтральной).

Булгаков высоко отзывается о протестантской

трудовой этике, легализировавшей активность

христианина в этой сфере, в своей статье

"Народное хозяйство и религиозная личность"

(1909).

В России по разным причинам религиозных

пробуждений не было, но сама идея "социального

Евангелия" примерно в то же время на маргинальном

уровне все же имелась. В конце XIX века ее

развивал В. Соловьев в качестве составной части

своего учения о "Богочеловечестве". Ранее

П. Чаадаев, говоря о влиянии христианства на

западную цивилизацию, имел в виду и ее социальный

аспект, хотя он и не говорил прямо о христианском

социализме.

XIX век был веком социального вопроса. Социализм

же становился безрелигиозным. Религиозность в

России все больше уходила на задний план, поэтому

русский коммунизм оказался атеистическим.

Интеллигенция в то время была увлечена новомодным

марксизмом. Прошел через него вместе с другими и

С. Булгаков, точно указав на самое слабое место

марксизма: неадекватную антропологию,

редуцирующую человека к социальному фактору,

представляющую человека функцией социальной

среды. Преодолев марксизм, он обретает новое

понимание идеализма, христианства, православия.

С. Булгаков мыслит христианскую актуализацию в

социальной сфере в духе аналогичных концепций

В. Соловьева. Так он писал в своем сборнике

статей "От марксизма к идеализму" (1903):

"Идеализм в России родился и стоит под знаком

социального вопроса и теории прогресса. Он нужен

его представителям не затем, чтобы уйти от земли

и ее интересов - на небо ли, или в «болото

реакции», или куда-нибудь еще, - но чтобы придать

абсолютную санкцию и тем непререкаемо утвердить

нравственные и общественные идеалы; поэтому он не

мирит с действительностью, а зовет к борьбе с ней

во имя абсолютного идеала. Между марксизмом и

идеализмом, при всей противоположности их в

области «теоретического разума», существует

поэтому значительная близость в сфере «разума

практического» , социальных стремлений и идеалов.

Идеалы социальной справедливости и общественного

прогресса, свободы и равенства, политического

либерализма и социального демократизма или

социализма с необходимостью вытекают из основных

принципов философского идеализма; они не только

не составляют монополии марксизма или какой-

нибудь другой доктрины, но лишь на этих принципах

и могут вообще обосновываться".

Вместо старого, изрядно одряхлевшего и

бессильного идеализма Булгаков предлагает

волевой, действенный идеализм как философско-

этическую проекцию универсально понятого

христианства, как глобального проекта. Такой

идеализм не отворачивается ни от материи, ни от

политики, а ставит задачу преображения этих сфер.

Вслед за Соловьевым, он называет себя

"религиозным материалистом", использует

методологию "критики отвлеченных начал". Одним из

таких начал является отвлеченный спиритуализм.

С. Булгаков, в духе В. Соловьева, убедительно

показывает нравственную обязанность христианина

отвечать не только за свою душу, но и за целое

общество.

Кроме того, старый добрый идеализм получил, по

мнению С. Булгакова, как бы новый импульс-

прививку от молодого энергичного марксизма. Он

называл марксизм "источником бодрости и

деятельного оптимизма, боевым кличем молодой

России, как бы общественным бродилом", "первым

горячим ручейком, растопляющим зимний лед". Это

новое понимание идеализма и религиозности,

просветляющих все сферы, и составило сердцевину

известного "нового религиозного сознания" начала

XX-го века.

Более того, С. Булгаков во многих работах

утверждает по-христиански понятый западный

правовой либерализм, в основе которого лежит

уважение к человеческой личности, сотворенной по

образу и подобию Бога.

С. Булгаков в 1905 г. жестко критиковал

современный ему капитализм. Он призывал к

общности имуществ, которая была характерна для

благодатно-анархического коммунизма первых

христиан. Но он решительно отвергал тотальную

якобы необходимую связь христианской экономики с

христианской общиной (по аналогии с церковным

хозяйством в монастырях). Признавая удачное

ведение хозяйства в некоторых монастырях,

Булгаков не мыслил экономическое устройство

России по типу монастырского. С. Булгаков говорил

не о "церковном (или клерикальном) социализме", а

об "экономическом социализме" для всех граждан

независимо от вероисповедания.

Булгаков понимал социализм как необходимое

условие для материального благоустройства людей,

называя такой социализм "нейтральным", понимая

его как "социальную технику", в противоположность

социализму "научному", как идеологизированной

псевдорелигии.

В статье "Неотложная задача" содержится проект

программы "Союза христианской политики" Завет

Христа (одеть нагих, накормить голодных,

заботиться об узниках) может быть решен только

посредством социального законодательства, с

помощью профсоюзов, кооперативов, объединений

трудящихся, посредством всего того, что на Западе

называют "христианским социализмом". Булгаков

определял "христианский социализм" как "социализм

во имя Богочеловечества" в отличие от марксизма

как "социализма во имя религии человекобожества".

В христианском социализме, по С. Булгакову, кроме

собственно социализма как техники социальной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.