рефераты скачать

МЕНЮ


Общественная мысль 20 века

использовать в таких темах,как:1)Человек-

индивидуальность

2)Личность

3)Религиозное сознание человека

4)Мораль

5)Значение свободы для человека

6)Значение Бога в сознании человека

, 3. А.И. Герцен

Герцен Александр Иванович(1812-1870) -

революционер, писатель, философ, публицист.

Создатель теории общинного или русского социализма,

идеолог народничества, создатель альманаха

"Полярная звезда", первой русской революционной

газеты "Колокол" и ряда революционных прокламаций.

Критиковал самодержавие, выступал за освобождение

крестьян с землёй, поддержал Польское восстание

1863. Помогал эмиграции из России. Герцен А.И.

писал: "Глухое брожение, волнующее народ,

происходит от голода. Будь пролетарий побогаче, он

и не подумал бы о коммунизме".

Постоянное общение с Белинским,

Чаадаевым и др., споры с славянофилами,

литературная деятельность составляли главное

содержание жизни Герцена. Он вырастал все более и

более в такую выдающуюся силу, что Белинский

пророчил ему место "не только в истории русской

литературы", но и "в истории Карамзина". Как и во

множестве других случаев, Белинский не ошибся.

Литературная деятельность Герцена не поставила его

в ряды русских писателей-классиков, но она тем не

менее в высокой степени замечательна. Здесь и

разработка философских проблем, и вопросы этики, и

русский быт того времени, с его гнетущим влиянием

на живые силы страны, и горячая любовь к родной

земле, родному народу. Как и все лучшие русские

люди "сороковых годов", Герцен видел очень хорошо,

что основным злом России является крепостное право,

но бороться в литературе именно с этим злом,

которое признавалось, наряду с самодержавием,

"догматом политической религии" в России, было

особенно трудно. Тем не менее в рассказе "Сорока-

воровка" и в известном романе "Кто виноват" Герцен,

насколько было возможно, касался и этой запретной

темы. Пристально вглядывался Герцен и в другой

вопрос, еще более сложный - в вопрос об отношениях

между полами. Этот вопрос составляет основную тему

романа "Кто виноват"; к нему же Герцен возвращался

не раз и в других своих произведениях, особенно в

статье: "По поводу одной драмы". Эта статья

написана под впечатлением "самой обыкновенной

пьесы", но в том и сила интеллектуальной и

моральной личности Герцена, что его взор видел в

самых "обыкновенных" вещах такие стороны, мимо

которых тысячи людей проходят совершенно

равнодушно. Столь же пристально всматривался Герцен

и в вопрос о роли отвлеченного знания,

теоретических идей, абстрактной философии. Этой

теме он посвятил статьи "Дилетанты в науке",

"Дилетанты-романтики", "Дилетанты и цех учёных" и

"Буддизм в науке", Герцен разумеет вообще

теоретическую работу человеческой мысли и в

частности - философию. Герцен требует от человека

одновременно и широты, и глубины. К специалисту в

той или иной области он предъявляет требование

откликаться и на все запросы живой жизни, другими

словами, - быть гражданином. То же требование он

предъявляет и к "дилетантам", настаивая на том,

чтобы основательно изучили хоть один какой-нибудь

вопрос. Глубоко занимал Герцена также вопрос об

отношениях между личностью и коллективностью. В

древнем мире личность была всецело принесена в

жертву коллективности. Но ни то, ни другое решение

не может удовлетворить совершенного человека".

"Одно разумное, сознательное сочетание личности и

государства приведет к истинному понятию о лице

вообще. Сочетание это - труднейшая задача,

поставленная современным мышлением"... Если к этому

прибавить такие произведения Герцена, как "Письма

об изучении природы", являющиеся очерками истории

философии и изложением философских взглядов самого

Герцена, то станет ясна вся многосторонность тем,

которые волновали его еще в сороковых годах. И над

всеми этими темами веяло то живое чувство, которое

определяло содержание и всей жизни Герцена. Это

содержание он охарактеризовал сам, уже на закате

дней своих, в таких словах: "господствующая ось,

около которой шла наша жизнь, - это наше отношение

к русскому народу, вера в него, любовь к нему,

желание деятельно участвовать в его судьбах". В то

же время Герцен изучает историю России, быт народа

русского, склад его психической жизни. Он подходит

к вопросу: какая сила сохранила многие прекрасные

качества русского народа, несмотря на татарское

иго, немецкую муштру и отечественный кнут? - Это

сила православия.

Герцен призвал на суд разума и

религию земную, религию человечества, религию

прогресса. "Объясните мне, пожалуйста, - спрашивал

он, - отчего верить в Бога смешно, а верить в

человечество не смешно, верить в царствие небесное

глупо, а верить в земные утопии умно?" - Цель

каждого поколения, по Герцену, - оно само. Оно

должно жить, и жить жизнью человеческой - жить в

социальной среде, в которой личность свободна, и в

то же время общество не разрушено. Но создание

таких отношений между личностью и обществом зависит

лишь отчасти от нас самих, - главным же образом, от

условий, уже данных предшествующей историей.

Исследуя условия жизни европейских стран, Герцен

приходит к выводам для этих стран весьма

пессимистическим. Он находит, что Европа погрязла в

невылазном болоте "мещанства". Она, быть может, от

самодержавия частной собственности и избавится,

реализовав экономическую сторону проблемы

социализма. Это будет лучший случай, но и тогда ей

не смыть с себя мещанства; самый социализм ее будет

социализмом мещанским. В худшем случае не

произойдет и этого, - тогда Европа совершенно

застоится в махровом цвете мещанства и окончательно

в нем разложится. При таком обороте дела не

исключена возможность и того, что она сделается

жертвою восточных народов с более свежей кровью.

Объективные условия для иных возможностей Герцен

видел в России с общинным бытом ее народа и

свободною от предрассудков мыслью передового слоя

русского общества, того, что впоследствии получило

название интеллигенции. К этому же выводу влекла

Герцена и его горячая любовь к России. Он писал,

что вера в Россию спасла его тогда "на краю

нравственной гибели". Эта вера воскресила все силы

Герцена, и в том же произведении "С того берега".

Он захотел говорить Европе о народе русском,

"мощном и неразгаданном, который втихомолку

образовал государство в 60 миллионов, который так

крепко и удивительно разросся, не утратив общинного

начала, и перенес его через начальные перевороты

государственного развития, который сохранил

величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой

натуры под гнетом крепостного состояния и на

петровский приказ образовываться - ответил через

сто лет огромным явлением Пушкина". Эта тема

завладевает Герценом вполне, он варьирует ее на

разные лады, приходит к заключению о возможности

для России иного, отличного от западноевропейского

пути развития. Рассматривает общину и артель как

основы для такого развития, видит в мирской сходке

эмбрион, из которого должна произойти самая широкая

общественность, кладет фундамент для позднейшего

русского народничества, - словом, накладывает

печать своей личности на движение русской

интеллигенции, продолжавшееся затем целые десятки

лет.

Философию, взгляды А.И. Герцена можно использовать

в таких темах как:1) Человек-личность

2) Мораль

4.Анархизм

Анархизм (греч. - безвластие) - политическое

течение, возникшее в 1840-е, выступающее за

уничтожение государства как принудительной формы

власти и замену его свободным, добровольным

объединением граждан. Крупнейшими русскими

теоретиками анархизма были Бакунин М.А. и

Кропоткин П.А.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) -

революционер, основатель и идеолог анархизма и

народничества, участник революционного движения во

многих странах Европы. Выходец из дворян, рано

оставил военную службу и поселился в Москве.

Участвовал в европейских революциях 1848-1849,

дважды был приговорён к смертной казни, но вместо

этого выдан русскому правительству. В 1851-1861 -

в сибирской ссылке. Бежал через Байкал, Японию и

Америку в Лондон к Герцену А.И. Организатор

"Международного альянса социалистической

демократии" (1868 - Швейцария). Стремился к отмене

государства и установлению анархии. Противник

Маркса К. Главная работа, в которой Бакунин

изложил свои взгляды, - "Государственность и

анархия". Его взгляды оказали большое влияние на

революционные кружки и организации в России.

Бакунин высказывался против

всякой государственности; он резко выступал и

против какого-либо использования государства

рабочим классом, против марксистского учения о

диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг

“свободной федерации” земледельческих и фабрично-

ремесленных ассоциаций, Бакунин и его

последователи отвергали участие в политической

борьбе в рамках существующих государств,

использование избирательной агитации, парламентов

и т.д. Мечтая о социальной революции, Бакунин не

понимал ее действительного содержания, ее

экономических и политических условий, подлинной

миссии рабочего класса. Он возлагал главную

надежду на крестьянство и на ремесленные

полупролетарские слои города, на люмпен-

пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и

бунтарская революционность были отражением

недовольства и протеста разоряемых капитализмом

мелкобуржуазных масс. Причисляя себя в 1860-70-х

гг. к материалистам и атеистам, Бакунин, однако, в

понимании роли и задач философии был близок к

позитивизму О. Конта. Называя себя сторонником

материалистического понимания истории, Бакунин

трактовал марксизм в духе “экономического

материализма”.

В 1873 появилась книга

Бакунина “Государственность и анархия”, которая

оказала значительное идейное влияние на

революционное народническое движение. Бакунин

называл русского крестьянина прирожденным

социалистом и доказывал существование “русского

народного идеала” главные черты, которого он видел

в общинном землевладении в самой идее “права на

землю”, присущей русскому крестьянину. Он внушал

молодежи веру в глубокую и неистощимую

революционность крестьянских масс. Уверяя, что

“ничего не стоит поднять любую деревню”, Бакунин

подчеркивал недостаточность “частных вспышек”

(хотя считал их безусловно полезными) и указывал

революционной интеллигенции задачу установления

“всеми возможными средствами… живой бунтовской

связи между разъединенными общинами”. Под прямым

воздействием Бакунина сложилось бунтарское

бакунинское направление в народническом движении

1870-х гг. и преобладало в нем в течение ряда лет.

По существу в условиях России того времени

бакунизм был одним из проявлений революционного

демократизма, выражавшего чаяния и мечтания

угнетенных крестьянских масс.

Основной характеристикой власти является отношение

господства и подчинения. Соответственно: власть

есть определенное отрицание свободы подчиненного.

Поэтому проблема власти выражается во

взаимоотношениях господствующего и подчиненного, в

том, насколько первый отрицает свободу второго и

насколько второй позволяет первому это делать.

Проблема власти формирует два основных социально-

психологических типа: личности во власти и

личности подвластной. Государство есть структура,

оформляющая и опосредующая господство личности во

власти. Личность же, находящаяся под властью,

объективно противостоит личности во власти и

выступает как антигосударственная сила. Бакунин

был убежден: общество отчуждения невозможно

"исправить" мирными средствами; необходима

насильственная трансформация. Идею революции

Бакунин вынашивал долгие годы. Еще в 1842 г. в

"Немецком Ежегоднике" под псевдонимом Жюль Элизар

была опубликована статья Бакунина "О реакции в

Германии". Автор в довольно абстрактной форме

проводит мысль: революция есть ни что иное, как

реализация свободы. Статья заканчивается формулой,

которая стала затем девизом всех анархистов:

"Страсть к разрушению есть вместе и творческая

страсть!"1. Чья страсть к разрушению? Это было

ясно с самого начала: страсть личности. Но ответ

на вопрос "Страсть к разрушению чего?" Бакунин

сформулировал лишь к 1868 году: "Революция, такая

как мы ее понимаем, должна в первый же день

уничтожить радикально и окончательно Государство и

государственные учреждения".

Апостол разрушения проповедует: любая форма

государственной власти препятствует свободному

развитию личности. В монархическом государстве

"чиновный мир" притесняет и грабит народ "для

вящей пользы привилегированных, имущих классов, а

также и своих собственных карманов" во имя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.