Общественная мысль 20 века
использовать в таких темах,как:1)Человек-
индивидуальность
2)Личность
3)Религиозное сознание человека
4)Мораль
5)Значение свободы для человека
6)Значение Бога в сознании человека
, 3. А.И. Герцен
Герцен Александр Иванович(1812-1870) -
революционер, писатель, философ, публицист.
Создатель теории общинного или русского социализма,
идеолог народничества, создатель альманаха
"Полярная звезда", первой русской революционной
газеты "Колокол" и ряда революционных прокламаций.
Критиковал самодержавие, выступал за освобождение
крестьян с землёй, поддержал Польское восстание
1863. Помогал эмиграции из России. Герцен А.И.
писал: "Глухое брожение, волнующее народ,
происходит от голода. Будь пролетарий побогаче, он
и не подумал бы о коммунизме".
Постоянное общение с Белинским,
Чаадаевым и др., споры с славянофилами,
литературная деятельность составляли главное
содержание жизни Герцена. Он вырастал все более и
более в такую выдающуюся силу, что Белинский
пророчил ему место "не только в истории русской
литературы", но и "в истории Карамзина". Как и во
множестве других случаев, Белинский не ошибся.
Литературная деятельность Герцена не поставила его
в ряды русских писателей-классиков, но она тем не
менее в высокой степени замечательна. Здесь и
разработка философских проблем, и вопросы этики, и
русский быт того времени, с его гнетущим влиянием
на живые силы страны, и горячая любовь к родной
земле, родному народу. Как и все лучшие русские
люди "сороковых годов", Герцен видел очень хорошо,
что основным злом России является крепостное право,
но бороться в литературе именно с этим злом,
которое признавалось, наряду с самодержавием,
"догматом политической религии" в России, было
особенно трудно. Тем не менее в рассказе "Сорока-
воровка" и в известном романе "Кто виноват" Герцен,
насколько было возможно, касался и этой запретной
темы. Пристально вглядывался Герцен и в другой
вопрос, еще более сложный - в вопрос об отношениях
между полами. Этот вопрос составляет основную тему
романа "Кто виноват"; к нему же Герцен возвращался
не раз и в других своих произведениях, особенно в
статье: "По поводу одной драмы". Эта статья
написана под впечатлением "самой обыкновенной
пьесы", но в том и сила интеллектуальной и
моральной личности Герцена, что его взор видел в
самых "обыкновенных" вещах такие стороны, мимо
которых тысячи людей проходят совершенно
равнодушно. Столь же пристально всматривался Герцен
и в вопрос о роли отвлеченного знания,
теоретических идей, абстрактной философии. Этой
теме он посвятил статьи "Дилетанты в науке",
"Дилетанты-романтики", "Дилетанты и цех учёных" и
"Буддизм в науке", Герцен разумеет вообще
теоретическую работу человеческой мысли и в
частности - философию. Герцен требует от человека
одновременно и широты, и глубины. К специалисту в
той или иной области он предъявляет требование
откликаться и на все запросы живой жизни, другими
словами, - быть гражданином. То же требование он
предъявляет и к "дилетантам", настаивая на том,
чтобы основательно изучили хоть один какой-нибудь
вопрос. Глубоко занимал Герцена также вопрос об
отношениях между личностью и коллективностью. В
древнем мире личность была всецело принесена в
жертву коллективности. Но ни то, ни другое решение
не может удовлетворить совершенного человека".
"Одно разумное, сознательное сочетание личности и
государства приведет к истинному понятию о лице
вообще. Сочетание это - труднейшая задача,
поставленная современным мышлением"... Если к этому
прибавить такие произведения Герцена, как "Письма
об изучении природы", являющиеся очерками истории
философии и изложением философских взглядов самого
Герцена, то станет ясна вся многосторонность тем,
которые волновали его еще в сороковых годах. И над
всеми этими темами веяло то живое чувство, которое
определяло содержание и всей жизни Герцена. Это
содержание он охарактеризовал сам, уже на закате
дней своих, в таких словах: "господствующая ось,
около которой шла наша жизнь, - это наше отношение
к русскому народу, вера в него, любовь к нему,
желание деятельно участвовать в его судьбах". В то
же время Герцен изучает историю России, быт народа
русского, склад его психической жизни. Он подходит
к вопросу: какая сила сохранила многие прекрасные
качества русского народа, несмотря на татарское
иго, немецкую муштру и отечественный кнут? - Это
сила православия.
Герцен призвал на суд разума и
религию земную, религию человечества, религию
прогресса. "Объясните мне, пожалуйста, - спрашивал
он, - отчего верить в Бога смешно, а верить в
человечество не смешно, верить в царствие небесное
глупо, а верить в земные утопии умно?" - Цель
каждого поколения, по Герцену, - оно само. Оно
должно жить, и жить жизнью человеческой - жить в
социальной среде, в которой личность свободна, и в
то же время общество не разрушено. Но создание
таких отношений между личностью и обществом зависит
лишь отчасти от нас самих, - главным же образом, от
условий, уже данных предшествующей историей.
Исследуя условия жизни европейских стран, Герцен
приходит к выводам для этих стран весьма
пессимистическим. Он находит, что Европа погрязла в
невылазном болоте "мещанства". Она, быть может, от
самодержавия частной собственности и избавится,
реализовав экономическую сторону проблемы
социализма. Это будет лучший случай, но и тогда ей
не смыть с себя мещанства; самый социализм ее будет
социализмом мещанским. В худшем случае не
произойдет и этого, - тогда Европа совершенно
застоится в махровом цвете мещанства и окончательно
в нем разложится. При таком обороте дела не
исключена возможность и того, что она сделается
жертвою восточных народов с более свежей кровью.
Объективные условия для иных возможностей Герцен
видел в России с общинным бытом ее народа и
свободною от предрассудков мыслью передового слоя
русского общества, того, что впоследствии получило
название интеллигенции. К этому же выводу влекла
Герцена и его горячая любовь к России. Он писал,
что вера в Россию спасла его тогда "на краю
нравственной гибели". Эта вера воскресила все силы
Герцена, и в том же произведении "С того берега".
Он захотел говорить Европе о народе русском,
"мощном и неразгаданном, который втихомолку
образовал государство в 60 миллионов, который так
крепко и удивительно разросся, не утратив общинного
начала, и перенес его через начальные перевороты
государственного развития, который сохранил
величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой
натуры под гнетом крепостного состояния и на
петровский приказ образовываться - ответил через
сто лет огромным явлением Пушкина". Эта тема
завладевает Герценом вполне, он варьирует ее на
разные лады, приходит к заключению о возможности
для России иного, отличного от западноевропейского
пути развития. Рассматривает общину и артель как
основы для такого развития, видит в мирской сходке
эмбрион, из которого должна произойти самая широкая
общественность, кладет фундамент для позднейшего
русского народничества, - словом, накладывает
печать своей личности на движение русской
интеллигенции, продолжавшееся затем целые десятки
лет.
Философию, взгляды А.И. Герцена можно использовать
в таких темах как:1) Человек-личность
2) Мораль
4.Анархизм
Анархизм (греч. - безвластие) - политическое
течение, возникшее в 1840-е, выступающее за
уничтожение государства как принудительной формы
власти и замену его свободным, добровольным
объединением граждан. Крупнейшими русскими
теоретиками анархизма были Бакунин М.А. и
Кропоткин П.А.
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) -
революционер, основатель и идеолог анархизма и
народничества, участник революционного движения во
многих странах Европы. Выходец из дворян, рано
оставил военную службу и поселился в Москве.
Участвовал в европейских революциях 1848-1849,
дважды был приговорён к смертной казни, но вместо
этого выдан русскому правительству. В 1851-1861 -
в сибирской ссылке. Бежал через Байкал, Японию и
Америку в Лондон к Герцену А.И. Организатор
"Международного альянса социалистической
демократии" (1868 - Швейцария). Стремился к отмене
государства и установлению анархии. Противник
Маркса К. Главная работа, в которой Бакунин
изложил свои взгляды, - "Государственность и
анархия". Его взгляды оказали большое влияние на
революционные кружки и организации в России.
Бакунин высказывался против
всякой государственности; он резко выступал и
против какого-либо использования государства
рабочим классом, против марксистского учения о
диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг
“свободной федерации” земледельческих и фабрично-
ремесленных ассоциаций, Бакунин и его
последователи отвергали участие в политической
борьбе в рамках существующих государств,
использование избирательной агитации, парламентов
и т.д. Мечтая о социальной революции, Бакунин не
понимал ее действительного содержания, ее
экономических и политических условий, подлинной
миссии рабочего класса. Он возлагал главную
надежду на крестьянство и на ремесленные
полупролетарские слои города, на люмпен-
пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и
бунтарская революционность были отражением
недовольства и протеста разоряемых капитализмом
мелкобуржуазных масс. Причисляя себя в 1860-70-х
гг. к материалистам и атеистам, Бакунин, однако, в
понимании роли и задач философии был близок к
позитивизму О. Конта. Называя себя сторонником
материалистического понимания истории, Бакунин
трактовал марксизм в духе “экономического
материализма”.
В 1873 появилась книга
Бакунина “Государственность и анархия”, которая
оказала значительное идейное влияние на
революционное народническое движение. Бакунин
называл русского крестьянина прирожденным
социалистом и доказывал существование “русского
народного идеала” главные черты, которого он видел
в общинном землевладении в самой идее “права на
землю”, присущей русскому крестьянину. Он внушал
молодежи веру в глубокую и неистощимую
революционность крестьянских масс. Уверяя, что
“ничего не стоит поднять любую деревню”, Бакунин
подчеркивал недостаточность “частных вспышек”
(хотя считал их безусловно полезными) и указывал
революционной интеллигенции задачу установления
“всеми возможными средствами… живой бунтовской
связи между разъединенными общинами”. Под прямым
воздействием Бакунина сложилось бунтарское
бакунинское направление в народническом движении
1870-х гг. и преобладало в нем в течение ряда лет.
По существу в условиях России того времени
бакунизм был одним из проявлений революционного
демократизма, выражавшего чаяния и мечтания
угнетенных крестьянских масс.
Основной характеристикой власти является отношение
господства и подчинения. Соответственно: власть
есть определенное отрицание свободы подчиненного.
Поэтому проблема власти выражается во
взаимоотношениях господствующего и подчиненного, в
том, насколько первый отрицает свободу второго и
насколько второй позволяет первому это делать.
Проблема власти формирует два основных социально-
психологических типа: личности во власти и
личности подвластной. Государство есть структура,
оформляющая и опосредующая господство личности во
власти. Личность же, находящаяся под властью,
объективно противостоит личности во власти и
выступает как антигосударственная сила. Бакунин
был убежден: общество отчуждения невозможно
"исправить" мирными средствами; необходима
насильственная трансформация. Идею революции
Бакунин вынашивал долгие годы. Еще в 1842 г. в
"Немецком Ежегоднике" под псевдонимом Жюль Элизар
была опубликована статья Бакунина "О реакции в
Германии". Автор в довольно абстрактной форме
проводит мысль: революция есть ни что иное, как
реализация свободы. Статья заканчивается формулой,
которая стала затем девизом всех анархистов:
"Страсть к разрушению есть вместе и творческая
страсть!"1. Чья страсть к разрушению? Это было
ясно с самого начала: страсть личности. Но ответ
на вопрос "Страсть к разрушению чего?" Бакунин
сформулировал лишь к 1868 году: "Революция, такая
как мы ее понимаем, должна в первый же день
уничтожить радикально и окончательно Государство и
государственные учреждения".
Апостол разрушения проповедует: любая форма
государственной власти препятствует свободному
развитию личности. В монархическом государстве
"чиновный мир" притесняет и грабит народ "для
вящей пользы привилегированных, имущих классов, а
также и своих собственных карманов" во имя
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|