Гоббс является сторонником сильной абсолютистской
государственной власти, так как он считает, что только она способна устранить
все остатки «естественного состояния» и все споры и беспорядки. Требование
крепкой и сильной государственной власти (опирающейся на разум) объективно
соответствовало и интересам формирующейся буржуазии.
По отношению к носителю верховной государственной
власти (суверену) Гоббс различает три вида государства: «первый, когда власть
у собрания и когда каждый гражданин имеет право голосовать, слывет демократией;
второй, когда власть у собрания, где не все, но лишь некоторая часть имеет
голос, называем ее аристократией; третий, когда верховная власть остается
только у одного, именуется монархией»9. Из этих форм государства
наилучшей Гоббс считает монархию. Правитель-суверен, опирающийся на разум,
должен заботиться о духовном и материальном возвышении подданных, он должен
заботиться и о развитии экономики, и о поднятии уровня морали. В этом ему
помогают законы, их обязательность гарантируется государственной властью.
Социально-политические воззрения Гоббса являются не
только концептуализацией его политических симпатий, но и попыткой найти
естественное объяснение обществу и государству в духе механистического естествознания
его времени. По своим взглядам на государство, общество и право он принадлежит
к представителям теории договора в объяснении возникновения государства и
естественных правовых концепций.
Гегель в «Истории философии» говорит в адрес Гоббса,
«что его воззрения поверхностны и эмпиричны, но доводы и тезисы к ним
оригинальны, так как взяты они из естественных потребностей».
Гоббс (и все последующие представители теории
общественного договора), естественно, не предполагает, что и развитие, и
процесс возникновения общества проходили согласно теории договора. Договор, по
Гоббсу, является договором лишь фиктивным, а действительное (эмпирическое)
развитие происходило совсем иным образом.
: И хотя концепция общества у Гоббса, как она изложена в «Левиафане» и
в «О гражданине», может на первый взгляд показаться недемократической, на самом
деле содержит глубокий демократический акцент. В этой связи следует
подчеркнуть, в частности, его понимание суверенитета гражданина (несмотря на
то, что гражданин на основе договора от него отказывается). Следующая
выразительная демократическая черта концепции Гоббса заключается в его
понимании общественного договора как естественного равенства всех людей,
которое является исходным принципом договорных отношений.
В свое время воззрения Гоббса на государство и
общество были весьма прогрессивными и повлияли на большинство буржуазных
мыслителей XVII и XVIII столетий. От его теории договора и возникновения
государства дорога ведет к «общественному договору» Руссо. Как подчеркнули
классики марксизма-ленинизма, у Гоббса, одного из первых, воззрения на государство
и общество опираются на разум и опыт, а не на теологию.
Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую он
начал в вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете, становится
учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы он проявляет
исключительный интерес к, современному естествознанию и, в частности, к современной
философии, главным образом к системам Бэкона и Декарта. В 1664—1665 гг. он
впервые посещает Европейский континент как секретарь английского посла при
бранденбургском дворе. Его дипломатическая миссия длилась недолго. После
возвращения в Англию он опять погружается в изучение философии и
естествознания. Через несколько лет он начинает принимать участие в
политической жизни. Локк становится секретарем лорда-канцлера Эшли. Вместе с
ним он в 1682 г. находит убежище в Голландии. В Англию возвращается уже после
так называемой славной революции 1688 г. Политический компромисс между
буржуазией и дворянством, который был основой этой революции, нашел свое
отражение, идейное и теоретическое, в его творчестве. Энгельс говорил,
что «Локк был в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1688 г.
После «славной революции» выходят основные философские
и политические труды Локка. Его главный философский трактат — «Опыт о
человеческом разуме» (1690), в котором он дает системное изложение своих
гносеологических и онтологических воззрений.
Среди политических работ Локка основополагающей
являются «Два трактата об управлении государством», где он обосновывает свое
понимание общественного устройства. Значительную роль сыграли и его.
«Письма о терпимости», которые были непосредственной реакцией на политическую
ситуацию в Англии.
После «славной революции» Локк получает возможность
активно участвовать в политической жизни. Однако он предпочитает
уединенную жизнь, которая давала ему возможность отдавать максимум своих сил
исследованиям. Умер он в 1704 г.
Джон Локк — представитель эмпирической линии в
английской философии, которая начинается с Бэкона и к которой можно причислить
и Т. Гоббса. Главное внимание он уделяет проблематике познания. Уже в первой
части его «Опыта о человеческом разуме» встречается идея, суть которой состоит
в том, что предпосылкой исследования всех разнообразнейших проблем является
изучение способностей нашего собственного' познания, т. е. выяснение того, что
оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом оно получает
знания о внешнем мире.
И хотя философские идеи и принципы Локка, очевидно,
проецировались на его работы, посвященные общественной проблематике, между
этими двумя тематическими областями нет такой тесной взаимосвязи, как,
например, в творчестве Гоббса, где она образует как содержательную, так и в
конце концов формальную единую систему. Социально-политические воззрения
Ловка находятся под влиянием его способа мышления. т. е. метода ведения
заключений, который рассматривается им в «Опыте о человеческом разуме».
Для философских и гносеологических воззрений Локка
характерным является подчеркивание чувственно постигаемой эмпирии. Гегель
<который, естественно. такой способ философствования оценивал не слишком
высоко) подчеркивал, что «Локк указал на то, что общее, и мышление вообще,
покоится на чувственно воспринимаемом сущем, и указал, что общее и истину мы
получаем из опыта» . В признании приоритета чувственного яознання Локк
близок эмпиризму Бэкона.
Сенсуализм в области теории познания у него весьма
тесно связан с методологическим эмпиризмом. Он не исключает в целом роль разума
(как иногда упрощенно представляется), но признает за ним в «достижении истины»
еще меньше простора, чем Т. Гоббс. В сущности роль разума он ограничивает
лишь, говоря нынешними терминами, простыми эмпирическими суждениями. В
этом отражается тот факт, что индуктивный метод Бэкона имел на него
более сильное влияние, чем на Гоббса.
Философию Локка можно характеризовать как учение.
которое прямо направлено против рационализма Декарта (и не только против
Декарта, но и во многом против систем Спинозы и Лейбница). Локк отрицает
существование «врожденных идей», которые играли такую важную роль в теории
познания Декарта, и кои-цепцию «врожденных принципов» Лейбница, которые
представляли собственно некую естественную потенцию понимания идей.
Человеческая мысль (душа), согласно Локку. лишена
всяких врожденных идей, понятий, принципов либо еще чего-нибудь подобного. Он
считает душу чистым листом бумаги (tabula rasa). Лишь опыт (посредством чувственного
познания) этот чистый лист заполняет письменами.
Аргументы, которые Локк выдвигает против теория
врожденных идей, являются, как отмечает Гегель, эмпирическими. Это, однако,
ничего не меняет относительно того, что именно критика Локком «врожденных
идей» сыграла весьма положительную роль в критике гносеологических корней
идеализма.
Локк понимает опыт прежде всего как воздействие
предметов окружающего мира на нас, наши чувствеивые органы. Поэтому для него ощущение
является основой всякого познания. Однако в соответствии с одним из своих
основных тезисов о необходимости изучения способностей и границ человеческого
познания он обращает внимание и на исследование собственно процесса познания,
на деятельность мысли (души). Опыт, который мы приобретаем при этом, он определяет
как «внутренний» в отличие от опыта, обретенного при посредстве восприятия
чувственного мира. Идеи, возникшие на основе внешнего опыта (т. е. опосредованные
чувственными восприятиями), он называет чувственными (sensations);
идеи, которые берут свое происхождение, из внутреннего опыта, он определяет
как возникшие «рефлексии». Однако опыт — как внешний, так и внутренний —
непосредственно ведет лишь к возникновению простых (simple)
идей. Для того, чтобы наша мысль (душа) получила общие идеи, необходимо
размышление. Размышление не является, однако, сущностью души (мысли), но лишь
ее свойством (поэтому «cogito» Декарта не может, по Локку, никогда быть
первичным, исходной достоверностью).
Размышление, в понимании Локка, является процессом, в
котором из простых (элементарных) идей (полученных на основе внешнего и
внутреннего опыта) возникают новые идеи, которые не могут появиться
непосредственно на основе чувств или рефлексии. Сюда относятся такие общие
понятия, как пространство, время и т. д. (представление о пространстве,
например, мы получаем на основе чувственного восприятия расстояния, размеров
отдельных тел; представление о времени мы выводим из последовательности
событий и т д.).
Подобным образом возникает, по Локку, и понятие
субстанции. Проще говоря, субстанция — сложная идея, которая возникает на
основе часто воспринимаемых совокупностей таких простых идей, как тяжесть, форма,
цвет и т. д. Если соединение, совокупность простых идей (полученных из
внешнего опыта) повторяется, возникает представление о чем-то, что является
носителем этих идей.
Весьма важный элемент воззрений Локка представляют
его идеи о первичных и вторичных качествах. Как первичные, так и вторичные
качества относятся к идеям, полученным на основе внешнего опыта. Идеи первичных
качеств возникают благодаря воздействию на наши органы чувств свойств,
принадлежащих объектам внешнего мира. Локк причисляет к ним пространственные
свойства, массу, движение и т. д. Он считает их, говоря нынешними терминами,
объективно существующими Возникновение вторичных качеств в определяющей степени
связано со спецификой наших органов чувств. Локк относит к ним запах, цвет,
вкус и т. д. Эти свойства являются тем, что существует лишь «для нашего
сознания» 14. В этих рассуждениях Локка отражается уровень
тогдашнего научного знания. Тогда уже было известно, что звуки возникают
благодаря колебаниям воздуха, были выработаны волновая и корпускулярная теории
света. Из этого вытекает, что цвет, запах и вкус присущи лишь человеческому
чувственному восприятию.
Теория первичных и вторичных качеств проецируется и
на проблему «номинальных» и «реальных» сущностей. Наше понятие золота, а
именно желтый цвет, блеск, твердость, вес, ковкость, является лишь номинальной
сущностью золота, т. е. перечислением признаков, которых достаточно, чтобы
отличить золото от других металлов и других веществ вообще. Люди, однако, как
правило, это понятие проецируют на сами вещи и придают им значение видовой
сущности, внутреннего характера или определенного «вида» вещей или существ.
«Номинальным» сущностям противостоят «реальные» сущности, т. е. действительная
структура вещей, состоящая из частичек, недоступных нашему восприятию. Эти
«реальные» сущности вещей мы не знаем. однако наивно за них принимаем
«номинальные» сущности. Скептицизм, который проявляется в этой теории Локка,
также соответствует состоянию тогдашнего познания.
Учение о «номинальных» и «реальных» сущностях обращено
также и против того, чтобы классификации вещей, животных и растений по видовым
и родовым понятиям считать отражением реальных различий между ними. По Локку,
реально существует лишь индивидуальное. Понятие видов и родов возникает
потому, что индивидуальные вещи могут быть сходными, в какой-то мере подобными,
и, когда мы подводим их под определенное понятие, оно приобретает тем самым
общее значение. Смысл этой операции состоит в потребности классифицировать и
обобщать, а не в том. чтобы познавать общую сущность.
Из того, что было сказано, видно, что Локк— приверженец,
эмпиризма и сенсуализма, но, несмотря на это, в рассуждениях о
достоверности нашего познания он различает две ступени: бесспорное и
правдоподобное знание. Бесспорное знание является продуктом мышления —
размышления. Оно не может быть получено лишь на основе непосредственного
внешнего опыта. Напротив, правдоподобное знание является продуктом
непосредственного (эмпирического) опыта. Такое познание (Локк обозначает его
также термином «мнение») еще не прошло через сито мыслительной деятельности —
размышления.
В бесспорном знании (knowledge) он различает
три ступени. Первую он определяет как спекулятивную, или непосредственную
(интуитивную), опирающуюся, как правило, на мышление, основа которого — в
обобщении внутреннего опыта. Вторую он определяет как демонстративное, или
доказательное, знание, опирающееся на мышление, основой которого является
обобщение идей, возникающих на основе внешнего опыта. Третью ступень он
определяет как чувственное, т. е. опирающееся на идеи, прямо постигаемые
чувствами. Последняя ступень имеет, по Локку, наиболее низкую ценность. Его
концепция познания направлена против схоластики, в ней проявляется тенденция
объяснения мира на основе естественных процессов. В этой связи Локк
признает возможность постижения внешнего мира при помощи этой третьей ступени
познания, но отвергает принятие ее в качестве основы достоверного знания.
Следует напомнить, что основой демонстративного и спекулятивного познания в
сущности выступает опирающийся на чувства, или рефлексию, опыт 15.
В области общественно-научных представлений Локк
является защитником конституционной монархии. Как и в области теории познания,
где он весьма резко полемизирует с Декартом, так и в области
общественно-научной он решительно отвергает концепцию абсолютизма Гоббса. В
своих взглядах Локк исходит из естественного состояния общества. Но это
естественное состояние не является «войной всех против всех», как у Гоббса.
Наоборот, это «состояние равенства, в котором вся власть и правомочность является
взаимной, один имеет не больше, чем другой» 16. «Это состояние
свободы, но это не состояние произвола. Хотя человек в этом состоянии имеет
неконтролируемую свободу делать с собой и со своим имуществом все, что угодно,
он, однако, не имеет свободы погубить себя самого или какое-либо существо».
Ограничивает свободу человека естественный закон, который гласит, что «никто
не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо
имуществе» 18. Свобода человека, таким образом, не абсолютна.
Поэтому и власть пра вителя, полученная им на основе «договора» путем отречения
подданных от «естественных прав», не может быть абсолютной. Всегда, по крайней
мере, она ограничена именно тем, что является содержанием естественного
закона. Естественный закон Локка выражает основные интересы и потребности
класса, от имени которого он выступал,— прогрессивной в то время буржуазии:
равенство, личную свободу и свободу предпринимательства. Значительной
составной частью рассуждений Локка об упорядочении общества являются идеи о
разделении власти. Они изложены, в частности, в его работе «Два трактата об
управлении государством», где он различает власть «законодательную»,
«исполнительную» и «федеративную». Его обоснование разделения
«законодательной» и «исполнительной» власти во многом повлияло на идеологов
французской предреволюционной буржуазии.
7. Немецкая классическая философия.
Для Европы, европейской культуры и европейского
сознания XIX век - классический. Таковым он стал и для истории европейской
философии. Первая половина века прошла под знаменем творчества классиков
немецкого идеализма, последователей, но и критиков Канта: И. Фихте, Ф. Шеллинга
и Г. Гегеля.
ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762-1814) - субъективный
идеалист. Он ставил перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм "вещей
в себе" и явлений. Исходным пунктом его философии является тезис об
автономности "Я". "Я" утверждает себя в качестве такового
в акте самосознания. "Я" есть - это самоочевидное суждение. Но, в
отличие от Декарта, самоочевидность "Я" у Фихте основывается не на
акте мышления, а на волевом усилии, действии. "Я" есть волевое,
действующее существо.
Стремясь преодолеть дуализм Канта, Фихте отказался от
кантовской "вещи в себе", отождествил мышление и бытие. Кантовский
трансцендентальный субъект у него превратился в абсолютное начало всего
существующего, в абсолютное "Я", из деятельности которого, по Фихте,
объяснялся весь окружающий человека мир -"не - Я". Тем самым
предметная сфера человека оказывалась продуктом его деятельности. В конечном
счете "Я" осваивал "не - Я", достигал тождества с самим
собой. Совпадение индивидуального и абсолютного "Я" - идеал всего
движения и развития общества. Однако полное достижение этого идеала
невозможно. Оно привело бы к прекращению деятельности, которая, по Фихте,
абсолютна. Поэтому вся человеческая история - лишь бесконечное приближение к
идеалу.
Идеи Фихте развивал его младший современник ФРИДРИХ
ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ (1775-1854). Он разработал учение о тождестве субъекта
и объекта. Абсолютный субъект, связанный у Фихте с индивидуальным
"Я", в системе Шеллинга превратился в божественное начало мира,
абсолютное тождество субъекта и объекта, точку "безразличия" их
обоих. Он, таким образом, в своих воззрениях занял позицию объективного
идеализма. Оставалось решить вопрос, как из этого первоначального тождества
вывести все многообразие определений существующего мира. Отвечая на него,
Шеллинг их возникновение рассматривал как "творческий акт", который
недоступен для разума ж представляет собой интеллектуальную интуицию - синтез
сознательной и бессознательной деятельности. Такой интуицией, по Шеллингу, обладают
только особо одаренные люди, гении. В учении Шеллинга интеллектуальная
интуиция, следовательно, являлась высшей формой философского творчества, тем
инструментом, на основе которого саморазвертывалось тождество.
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831) кантовской
"вещи в себе" противопоставил диалектический принцип - сущность
проявляется, явление существенно, отрицал учение Шеллинга об интеллектуальной
интуиции. Он утверждал абсолютное главенство рационального, а не
бессознательного элемента познания. Его основные труды: "Феноменология
духа" (1807), "Наука логики" (1812), "Энциклопедия
философских наук" (1817), "Философия права" (1821) и др.
Гегель называл свою философскую систему
"абсолютным идеализмом". Он утверждал, что категории - суть
объективные формы действительности, в основе которой лежит "мировой
разум", "абсолютная идея" или "мировой дух".
"Абсолютная идея", таким образом, - это деятельное начало, давшее
импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность ее
заключается в мышлении, цель - в самопознании.
Процесс самопознания
"абсолютной идеи", "мирового разума" включает три этапа:
1.Пребывание самопознающей "абсолютной идеи" в
ее собственной лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой "абсолютная
идея" через самодвижение законов и категорий диалектики раскрывает свое
содержание; логика как наука о себе и для себя).
2.Развитие природы как инобытия "абсолютной
идеи", "окаменевший дух" (природа представляет собой внешнюю
реальность "абсолютной идеи", ее проявление; философия природы как
наука об идее инобытия).
3.Развитие общества и человеческого сознания - духа (дух
- снятие природного проявления, возвращение идеи к самой себе, познание
"мировым духом" самого себя через достижение абсолютной истины,
после чего развитие заканчивается; философия духа как наука об идее,
возвращающейся в самое себя из своего инобытия).
Движение "абсолютной идеи", а,
следовательно, и всего предметного мира имеет свое начало и конец, замкнуто в
определенный круг. У Гегеля получалось, что высшей формой и концом развития
"абсолютной идеи", где она осознает самое себя и весь пройденный ею
путь и становится "абсолютным духом", является философская система
самого Гегеля. Отныне восходящее движение "абсолютной идеи"
прекращается и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг,
простое повторение ею пройденного пути.
От системы Гегеля следует строго отграничивать его
диалектический метод: сама гегелевская система, как мы выяснили, ставит
предел развитию мышления, а метод требует отказа от границ в развитии. Немецкий
мыслитель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который
оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому
кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют
три закона:
· ЗАКОН ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В
КАЧЕСТВЕННЫЕ и КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. Эти взаимопереходы он
рассматривал как бесконечный процесс;
· ЗАКОН ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, который
вскрывает противоречия как внутренний источник, импульс, побудительную силу
всякого самодвижения;
· ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, который означает не просто
уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех
основных моментов: 1) преодоление старого, 2) преемственность в развитии и З)
утверждение нового.