--Возникновение
тех н имело социокультурные предпосылки. Оно происходило в эпоху вступления
техногенной цив-и в стадию индустриализма и знаменовало обретение н новых
функций — быть произв и соц силой. При осуществлении периодизации технического
знания нужно принимать во внимание как относительную самостоятельность развития
тех знания, так и его обусловленность прогрессом естествознания и техники. На
основании этого исследователями выделяются 4 основных этапа. 1 этап —
донаучный, когда последние существовали как эмпирическое описание предмета,
средств трудовой деятельности человека и способов их применения. Он охватывает промежуток
вр, начиная с первобытнообщинного строя и кончая эпохой Возрождения.т Тех
знание развивалось и усложнялось одновременно с прогрессом техники, чему
свидетельствует его эволюция: от практико-методического (не имеющего письменной
формы его фиксации) к технологическому (возникающему в результате применения
специализированных инструментов) и от него к конструктивно-техническому. В этот
период естественнонаучные и технические знания развивались пара-о,
взаимодействуя лишь спорадически, без непосредственной и постоянной связи между
ними.
2— зарождение тех н — охватывает промежуток вр со 2 пол XV в. до
70-х гг. XIX в. Здесь для решения практических задач начинает привлекаться
научное знание. На стыке производства и естествознания возникает научное тех
знание (призванное обслуживать производство), фор- принципы и методы его
получения и построения. 2 одэтапа. 1под— это становление экспериментального
метода на основе соединения науки и практики. 2 -появление новых н
теорий в естествознании создало необходимые предпосылки для появления тех
теории. Поэтому в этот период тех знания также начинают приобретать
теоретический характер.
3 этап, кот может быть назван «классическим», нач в 70-е гг. 19 в. – сер
20 в. Тех н неравномерно вступают в стадию зрелости. Одной из
характеристик их зрелости является применение н знания при создании
новой техники
Тех н представляют собой сформировавшуюся область н
знания со своим предметом, особыми теор принципами, специфическими идеальными
объектами. Ряд дисциплин уже обеспечен эффективным мат аппаратом.
4 —
«неклассический» —сер XX в. На этом этапе в результате усложнения проектирования
объектов инженерной деятельности формируются комплексные научно-технические
дисциплины — эргономика, системотехника, дизайн-системы, теоретическая
геотехнология и т.д.
--- Уже с первой пол 19 в. начинается активный процесс формирования
соц-гум н. Их целью провозглашается не только познание общества, но и
участие в его регуляции и преобразовании. Исследуются как общество в целом, так
и отдельные его сферы с целью найти определенные технологии управления
социальными процессами. Методологические проблемы соц познания стали активно
разрабатываться в рамках самой системы «наук о культуре» с опорой на те или
иные философско-методологические представления.
Однако давление на гум н давало сильно о себе знать — прежде
всего со стороны мат естествознания, особенно механики. Зарождение и
формирование гум н показывает следующие особенности этого процесса. В
XVI—начале XVII в. для данных н познавательный идеал научности выступал
как дедуктивно построенная мат система, а реальным эталоном, образцом теории
являлась геометрия Евклида. Этому образцу пытались подчинить и гум познание. Позднее,
вплоть до конца 19 в., эталоном научности стала классическая механика с
присущим ей четким разделением всех знаний на два уровня: теор и эмп. Система
объектов н выступает как механическая модель определенным образом
взаимодействующих частиц. Этот познавательный идеал и «метод принципов» Ньютона
нередко распространялись и на общественные дисциплины.
Поскольку механика и тесно связанная с ней мат были в 16-17 в. наиболее
зрелыми и успешно развивающимися отраслями знания, то возникло стремление на
основе законов механики познать все явления и процессы действительности, в том
числе социальные, и даже построить фил (этика Спинозы, «доказанная в
геометрическом порядке»). Выйдя за пределы естествознания, мат и
механико-атомистические идеалы и методы познания постепенно проникали в соц-гум
н. Функционирование механической картины мира в качестве общенаучной
исследовательской программы проявилось не только при изучении различных
процессов природы, но и по отношению к знаниям о человеке и обществе, которые
пыталась сформировать наука XVII— XVIII вв. Конечно, рассмотрение соц объектов
в качестве простых мех систем — это сильное упрощение. Эти объекты — сложные
развивающиеся системы (с включением в них человека и его сознания), кот требуют
особых методов исследования.
Однако чтобы выработать такие методы, н должна была пройти
длительный путь развития. В XVIII в. для этого не было необходимых предпосылок.
Н подход в эту эпоху отождествлялся с теми его образцами, кот
реализовались в механике, а потому естественным казалось построение н о
чел и обществе в качестве своего рода соц механики на основе применения
принципов механической картины мира.
Вплоть до конца XIX в. господствующей тенденцией в методологии гум н
был натурализм — универсализация принципов и методов естественных н при
решении проблем соц познания. К концу XIX—началу XX в. стало уже
очевидным, что н о культуре должны иметь свой собственный
концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента
естествознания. Этот тезис особенно активно отстаивали два фил направления —
баденская школа неокантианства и философия жизни. «Философия жизни» —
направление, сложившееся в последней трети XIX в., ее представителями были—
Дильтей, Ницше, Зиммель, Бергсон, Шпенглер и др. Возникла как оппозиция
классическому рационализму и как реакция на кризис механистического
естествознания. Обратилась к жизни, как первичной реальности, целостному
органическому процессу. Само понятие жизни многозначно и неопределенно, дает
простор для различных трактовок. Однако во всех трактовках жизнь представляет
собой целостный процесс непрерывного творческого становления, развития,
противостоящий механическим неорганическим образованиям, всему определенному,
застывшему и «ставшему». Н познанию и его приемам противопоставляются
внеин-теллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения
(иррациональные в своей основе) жизненной реальности — интуиция, понимание и
др. Наиболее адекватным способом выражения жизни считаются произведения иск,
поэзия, музыка, вчувствование, вживание и др внерациональные способы освоения
мира.
№ 20 Особенности
современного этапа развития науки. Основные характеристики и принцмпы
постнеклассической (ПН) науки.
Ценности н рациональности не
подвергались сомнению до последней трети XX века, пока ци-я не столкнулась с глоб проблемами, порожденными
научно-техническим развитием. В XX веке стало очевидно, что последняя не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и
результатом его эволюции. Изменились не только отношения общества к н,
но и поведение самого н сообщества. Можно сказать, что в конце XX века начинается новый этап
институционализации н. Если на первом этапе ценность н знания
виделась в том, что оно является средством спасения, а на втором — содержалась
в экономической эффективности, то сейчас н выступает главным средством
сохранения ци-и. Это определяет как приоритеты н исследований, так и
методы их реш. Определенный путь выхода из
мировоззренческого кризиса совр н рациональности заключается в глоб мировоззренческой
рев-и, происходящей в последние десятилетия. В результате формируется новый
исторический тип н рациональности — ПНн — кот отличается
от прежних как в предметно-методологических, так и в
социально-мировоззренческих аспектах. На 1 план выдвигаются междисциплинарные и
проблемно ориентированные формы исследовательской дея-и. Объектами их анализа
становятся сложные системы, характеризующиеся открытостью и историческим
саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени
новые уровни своей организации, кот,
воздействуя на все ранее возникшие, меняют связи и композиции их
элементов. В результате междисциплинарных исследований усиливаются процессы
взаимодействия принципов и картин реальности, формирующихся в различных н.
Они становятся взаимозависимыми фрагментами общенаучной К М. Укоренение
парадигмы целостности в ПНн способствовало выдвижению глобального взгляда на
мир. Это приводит к сближению естественнонаучных и гуманитарных дисциплин,
когнитивных и ценностных параметров знания. В качестве парадигмальной теории ПНн выступает синергетика — теория
самоорганизации, изучающей поведение открытых неравновесных систем. В
качестве ее основных мировоззренческих положений можно выделить следующие: сложноорганизованным
системам, в том числе природе, нельзя навязывать собственные сценарии развития,
можно лишь способствовать их внутренним тенденциям; относительно любого
процесса, существуют несколько альтернативных вариантов развития, поэтому
возможен выбор наиболее оптимальных из них; будущее состояние системы
детерминирует ее наличное состояние; хаос является не исключительно негативной
характеристикой, на определенных этапах он выступает в качестве конструктивного
аспекта эволюции; в моменты неустойчивости
системы увеличиваются флуктуационные процессы, а значит, в критические
моменты развития возрастает роль деятельности каждого отдельного чел. Вместе с
синергетическим видением мира в н входят такие понятия как
неопределенность, стохастичность, хаос, бифуркация, диссипативные структуры и
т. д., выражающие неравновесные характеристики действительности. Новым
содержанием наполняются категории случайности и причинности. Наиболее ценным
достижением ПНн выступает предпринятая в ней попытка соединения
объективного мира и мира человека. Гум и ест н больше не представляются
разделенными непреодолимой пропастью. Устанавливается связь между эволюцией
Вселенной и жизнью человека на Земле. Эта связь выражает включение человеческой деятельности в н и преодоление разрыва
между ее субъектом и объектом. Теперь они выступают не внеположными друг
другу, а относительно автономными компонентами исторически развивающейся
системы н знания. Все это способствует актуализации применения «понимающих»
методик в н, обеспечивающих ее ориентации на ценностные и смысловые
параметры познания. В связи с этим в последнюю треть XX века происходят новые радикальные
изменения в основаниях н знания, в ходе кот формируется ПН н.
Ориентация совр н на изучение сложных исторически развивающихся систем
существенно перестраивает нормы исследовательской деятельности. Применяются
методы построения возможных сценариев, ист реконструкции и т. д. Среди
исторически развивающихся объектов совр н особое место занимают
природные системы, в кот в качестве компонента включен сам чел. При их изучении
поиск истины связан с определением возможных направлений практического преобразования
такого объекта. Его описание не только допускает, но и предполагает включение
аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Модернизируются и фил
основания н. Научное познание рассматривается в контексте его соц бытия
как детерминируемое культурой, ценностными ориентациями и мировоззренческими
установками эпохи. Возникает новое понимание категорий пространства и времени,
возможности и действительности. Детерминация трактуется как избирательное
реагирование.
№ 21 Системный подход и
синергетика, их сущность и роль в современном научном мировоззрении.
Системный подход–совокупность
общенаучных методологических принципов (требований), в основе кот лежит расс
объектов как систем. К числу этих требований относятся:
1)
выявление
зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того,
что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;
2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как
особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами
ее структуры;
3) исследование
механизма взаимодействия системы и среды;
4) изучение
характера иерархичности, присущего данной системе;
5) обеспечение
всестороннего многоаспектного описания системы;
6) рассмотрение системы как динамичной,
развивающейся целостности.
Синергетикой (С) н-ся совр
междисциплинарная естественнонаучная теория самоорганизации. Т е, это несколько
пересекающихся теорий в различных областях знаний о природе. Исторической предпосылкойсинергетики стало развитие исследований в сфере хим термодинамики, а основной
областью ее совр приложений является физическая химия. Ядро
синергетики составляет термодинамика неравновесных процессов и ее обобщение,
кот И. Пригожин назвал теорией диссипативных структур. Существенную роль в
синергетике играет теория колебаний и волн. С определяют также как физику
открытых систем. Сегодня идеи С используются почти во всех
областях н, и сама синергетика претендует на роль новой парадигмы
(греч. paradeigma – пример, образец) естествознания и всей совр ПН н.
С тесно связана с другими совр н о сложных системах –
кибернетикой и общей теорией систем. Само понятие открытой системы возникло в
общей теории систем, а понятие самоорганизации – в кибернетике. Но другие н
о сложных системах имеют мат-й характер, а С изучает их с
содержательной, физической стороны. Кроме того, кибернетика и ОТС исследуют в
основном процессы гомеостаза, т. е. поддержания равновесия в системе, а С
изучает, наоборот, состояния сильной неравновесности. Кибернетика расс
самоорганизацию в основном как деятельность управляющих центров системы, а С
делает акцент на стихийной самоорганизации. Примечательно, что кибернетика
также представляет собой междисциплинарную комплексную теорию, и сейчас уже
утратила самостоятельное значение, а наработанные в ней идеи вошли в другие
области н. Возможно, такая судьба ожидает и синергетику.
Центральная идеяС – возможность спонтанной
самоорганизации, т. е. – возникновения новых или усложнения существующих внут
структур, по общим законам в материальных системах любой природы, живой,
неживой и соц.
Главными условиями самоорганизации считаются
1) значительная удаленность системы от равновесия, внутреннего или с окр
средой; 2) открытый характер системы, т. е. дрейф энергии, вещества, магнитные,
финансовые, инф и др. потоки через систему; 3) взаимодействие между частями
системы.
В фил отношении С
примыкает к диалектике, т. к. 1) признает самодвижение свойством всей материи.
По словам И. Пригожина, “Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в
рамках механической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность.
Отличие нового взгляда на мир от традиционного столь глубоко, что… мы можем с
полным основанием говорить о новом диалоге человека с природой”; 2) С
признает качественные скачки и подчеркивает их роль в развитии систем (они
описываются, в частности, математической "теорией катастроф" Р.
Тома). 3) С, как и диалектика, признает необратимость всех реальных
процессов; 4) оба этих направления признают единство и взаимопереход
необходимости и случайности, а также 5) единство причинных и непричинных форм
связи явлений; 6) синергетика и диалектика равно стремятся отразить
действительность во всей ее полноте, а не в рамках идеализаций (в диалектике
это называется принципом конкретности истины).
Но в последние десятилетия
диалектика подвергается критике из-за ее исторической связи с марксизмом.
Поэтому встречаются попытки представить С как принципиально новую парадигму
мышления и систему мировоззрения. При этом часто преувеличивают значение
случайности и хаоса, фактически "подгоняя" С под фил
релятивизм. На самом деле бифуркации и флуктуации ответственны только за выбор
альтернатив развития в рамках, определенных общим состоянием системы. Сам же
набор возможных направлений дальнейшего развития системы отнюдь не случаен. И
главным содержанием С являются именно законы превращения хаоса в порядок.
№ 22 Глобальный эволюционизм
в современной научной картине мира.
Еще в конце 20 в ученые были озабочены парадигмальной (от слова
«парадигма») несовместимостью между биол и физ. Биол, опираясь на
эволюционную теорию Дарвина, отстаивала идею созидания в процессе
эволюции все более сложных и упорядоченных систем; физика, открыв 2-е
начало термодинамики, приходила к выводу о неизбежности непрерывного
роста энтропии, в результате кот изолированная система
целеустремленно и необратимо будет смещаться к состоянию
теплового равновесия, что равносильно «смерти» системы. До посл трети XX в
лидирующей н, кот формировала онтологический фундамент общенаучной
картины мира, была физика. А так как в числе ее принципов отсутствовал принцип эволюции с-м
к упорядоченному усложнению, то он не включался в число основных идей
построения общенаучной картины мира. Идея
развития была одной из главных в биол, но в связи с тем, что она не была
лидирующей н, эта идея не
использовалась в качестве фун-ой в н картине мира. Несовместимость идей 2 н можно было преодолеть 2 способами: видоизменить содержание
теории эволюции или ввести в физику эволюционный подход.
Преодоление
несовместимости этих идей было намечено, с одной ст, космологической теорией А.
А. Фридмана, а с др — учением
В.И.Вернадского о био- и ноосферах.
В нач XX в разработанная Фридманом теория
расширяющейся Вселенной (теория «Большого взрыва») положила начало появлению
идеи исторического изменения Вселенной,
включив в НКМ идею космической эволюции. Согласно этой теории, в
самом начале эволюции Вселенной (10—43
секунды после «Большого взрыва») была нарушена
исходная симметрия, объединяющая 4 основных типа взаимодействия в природе: сильные, электромагнитные, слабые и
гравитационные. После «Большого взрыва» эти 4 фундаментальных
взаимодействия в природе стали существовать
в их отдельности, что позволило говорить о типах взаимодействия не как раз и навсегда данных, а как возникших в
процессе эволюции. Теория Фридмана уже позволяла говорить о том, что ист развитие (эволюция)
присуща не только живым
организмам, но и Вселенной в целом. Развитию идей универсальной эволюции способствовало и учение В.И. Вернадского о био- и ноосферах,
обосновывающее идею неразрывной
связи планетарных и космических процессов. Биосфера, согласно учению
Вернадского, - самовоспроизводящаяся
система, на развитие кот влияют не только специфические особ Земли и Космоса, но и антропогенные факторы (дея чел). Под влиянием н мысли и результатов чел дея-и биосфера эволюционирует в новое состояние — ноосферу. Эта
эволюция имеет необратимый характер, четко обозначая фактор времени. По Вер-у, жизнь - это целостный эволюционный процесс
(физ, геохимический, биол), включенный в косм эвол.
Но совр версия принципа глобального (универсального) эволюционизма
появилась только в кон XX века в результате соединения
идеи эволюции с синергетическими принципами. Эволюция стала
расс как универсальный процесс самоорганизации
неравновесных систем, включающий одновременно физико-химические,
биол, соц, антропологические, экол, социально-культурные
изменения. Н.Н.Моисеев хар-л унив эволюционизм как исследовательскую
программу для изучения самоорганизации Вселенной и считал, что «весь
унив эволюционизм... осуществляется за счет сил взаимодействия элементов
системы Универсума».
Универсальность
принципа глобальной эволюции подтверждается тем фактом, что ситуации
самоорганизации (эволюции) систем в неравновесных условиях были
зафиксированы практически во всех н: в н о земле при изучении
дрейфа материков, циркуляции атмосферы, формировании облаков и
т.д.; в биологических н при изучении формирования
генокода, динамики популяций и экосистем и т.д.; в физиологии при
изучении функционирования организма в целом и т.д.; в медицине при
исследовании иммунных систем и т.д. Совр медицина считает
вполне научно корректным вопрос, сформулированный в
синергетической парадигме: сколько хаоса может вынести чел организм, чтобы не
заболеть? Синергетические принципы находят адекватное применение также в физике
плазмы, психофизиологии, психотерапии, при изучении комп
систем, при разработке стратегий соц управления и принятия решений и т.д.
1. Кинематические парадоксы - «замедление» времени в
движущейся системе отсчета и «сжатие» масштаба вдоль оси, параллельной вектору
скорости относительного движения этих систем, в движущейся системе отсчета. По
своей сути и структуре оба парадокса подобны, рассмотрим один из нихПарадокс часов.