рефераты скачать

МЕНЮ


История философии и науки

Ф. идеи и принципы. Ф – внешний взгляд на здание н (и не только н), на ее фундамент. Именно ф. предлагает новые идеи построения фундамента при его разрушении (при н революции). В качестве фундамента для н надстройки выступают фил идеи и принципы.

Наука ценностно-нейтральна по отношению к миру. Для н нет понятий «плохой» или «хороший» и т.п. А это очень важно для мировоззрения, где такие понятия являются центральными. Именно ф. вносит основной вклад в формирование мир-ия, кот присуще каждому человеку, в том числе и ученому, и «руководит» его деятельностью.

Роль ф в н: 1- интегративная (синтетическая)-обоьщение видения мира. 2-критическая (целостная оценка явлений: сильные и слабые стороны). 3-антологическая (материализм)-разрабатывает модели реальности. 4-гносеологическая (методологическая) – вооружает  категориями для познания. 5-оксеологическая (мировозз-я)-ценностные установки, ответ на ? зачем?. 6-силективная (отбор)- отбор проблем, способов решения от миров установок ученого. 7-умозрительная (прогнозирующая).


СОЦИОБИОЛОГИЯ  — научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии (экологии  и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С. — американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с точки зрения генетической приспособленности. В синтетической теории эволюции под приспособленностью понимается способность особи производить потомство и тем самым передавать ему свои гены.

Постпозитивизм - критический рационализм, научный реализм и ряд других философских и социологических концепций:

-возникших в 1950-1970 гг. в процессе критики неопозитивизма;

-утверждающих невозможность жесткого разграничения между метафизикой и наукой;

-признающих определяющую роль в познании теоретического знания.

Interpretation  (От лат.Interpretatio - толкование )

Интерпретация - реализация смысла некоторого синтаксически законченного текста, представленного на конкретном языке. Интерпретация данных - совокупность предположений о характере данных, полученных в результате измерения и подлежащих анализу.

Sociobiology (От лат.Societas - общество + греч.Bios - жизнь + Logos - учение )

Социобиология - научное направление, признающее основную роль в объяснении социального поведения живых существ генетического фактора.

От лат.Cognitio - знание

Когнитивная карта - субъективная картина:

- создающаяся в результате активных действий в окружающей среде;

- имеющая пространственные координаты: верх-низ, право-лево, близко-далеко;

- локализующая отдельные воспринимаемые предметы.

Считается, что когнитивные карты создают контекст для формирования других предметных отражений.

Видами когнитивных карт являются:

- карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту; и

- карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов.

Когнитивная социология - социология социально обусловленных особенностей мышления индивидов и групп.










№ 13 Научная картина мира, ее исторические формы. Функции научной картины мира.

Чел издавна стремился создать для себя некоторое целостное представление об окружающем мире, «поднявшись» над теми фрагментарными знаниями, впечатлениями, кот он получает через свои ощущения в процессе повс жизни. Это хорошо выразил всемирно известный ученый А. Эйнштейн. «Человек, - писал он, - стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную км для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление чел переносит центр тяжести своей дух жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, кот он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни».

Н.к.м. – обобщенная схема видения реальности (представления о типах элем объектов, их взаимодействиях, пространственно-временных хар-ках).

Нкм в структуре мировоззрения нашего современника занимает доминирующее положение. Поскольку н направлена на изучение объективных законов развития универсума, нкм как широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззрения. Мировоззрение понимается как система взглядов на мир в целом и предстает как сложный сплав традиций, обычаев, норм, установок, знаний и оценок. Нкм опирается на достоверные знания и представляет собой не просто сумму или эклектический набор фрагментов отдельных дисциплин. Ее назначение состоит в обеспечении синтеза знаний.

Отсюда вытекает интегративная функция Нкм.  Как бы ничтожна ни была сумма людских знаний, всегда находились мудрецы, пытающиеся на основании постоянно ничтожных данных воссоздать км. С этим связана системность научного мировоззрения.  Нкм не просто описывает мироздание, воспроизводя основные его закономерности, но задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм н исследования. Поэтому необходимо говорить о ее нормативной функции. Основным критерием, на который опирается Нкм, является объективность, которая фиксирует совпадение знания со своим объектом и устраняет все, что связано с субъективным налетом в познавательной деятельности. Объективность направлена на изучение сущности самой вещи Современной Нкм свойственна строгость, достоверность, обоснованность, доказательность. Она представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий и процессов, охватываемых закономерностью.  Нкм опирается на совокупный потенциал н той или иной эпохи. Поэтому не следует сбрасывать со счетов историчность Нкм, подчеркивающую пределы тех знаний, кот располагает человечество. Нкм представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества. Эволюция современной Нкм предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадий: А) Классическая стадия. Европейская н стартовала с принятия классической Нкм, основанной на достижениях Коперника, Галилея и Ньютона и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны. Классическая км осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат. Б) Неклассическая км, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Складывалось убеждение, что в термодинамике случайные процессы оказываются не чем-то внешним и побочным, они имманентны системе. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX—XX вв. В неклассической км возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случаяВ) Постнеклассическая стадия. Образ постнеклассической км — древовидная ветвящаяся графика — разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого «укола», чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической км анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. И если в неклассической км изучаются саморегулируемые системы, то в постнеклассике речь идет о самоорганизующихся системах. Здесь в центре внимания находится осмысление процессов синергентики, весьма актуальных в современных исследованиях последних десятилетий. Синергетику — теорию самоорганизации, характеризуют, используя следующие понятия: самоорганизация, нелинейность, открытые системы. Си-а изучает открытые, т.е. обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информацией, системы. В си-ой км царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью. Бытие и становление объединяются в одно понятийное гнездо. Время создает или, иначе, выполняет конструктивную функцию. Нелинейность предполагает отказ от ориентации на однозначность и унифицированность, признание методологии разветвляющегося поиска и вариативного знания. Нелинейность как принцип философии науки отражает реальность как поле сосуществующих возможностей. К нелинейным системам относят такие, свойства которых определяются происходящими в них процессами так, что результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия последнего. Другим значимым положением постнеклассики является нарушение принципа когерентности и возникновение ситуации, когда малым, локальным, второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической емкости следствия.

Фу-и: 1-интегративная (синтез знаний), 2-мировоззренческая, 3-НКМ формируется, 4-нормативная (система установок и принципов), 5-парадигмальная (образец)


№ 14 Научные традиции и революции. Исторические типы научных революций.

По мере развития теории количество объясняемых ею фактов увеличивается. Получают объяснение известные факты, открываются новые, предсказанные теорией. Даже те факты, которые первоначально кажутся противоречащими теории, переосмысливаются т о, что противоречие устраняется. И если все-таки остаются факты, с кот теории никак не удается справиться, то ученые сохраняют надежду на то, что развитие теории, в конце концов, приведет к их объяснению. История н показывает, что хорошая н теория может длительное время развиваться, постепенно перерабатывая непокорные факты в подтверждающие пр. ПР такого развития дают гелиоцентрическая система Коперника, небесная механика Ньютона, корпускулярная и волновая теории света, генетика и т.п.

Факт, который не согласуется с теорией и кот теории не удается объяснить, несмотря на неоднократные попытки ученых, называют аномальным фактом, или аномалией. Господство теории в некоторой н обл никогда не бывает абсолютным, всегда существуют идеи и гипотезы, альтернативные по отношению к принятой теории. Кризисом называют тот период в развитии некоторой н обл, когда вера ученых в господствующую теорию подорвана, когда происходит быстрый рост числа аномальных фактов и ученые начинают искать объяснения этим фактам вне рамок признанной теории. Сторонников старой теории становится все меньше. Молодые ученые предпочитают заниматься аномалиями и разработкой альтернативных гипотез в надежде добиться признания со стороны н сообщества.

Научной революцией называют смену фунд-ых теорий, переход ученых от старой теории к принципиально новой. Пр н р являются: переход от геоцентрической системы мира к гелиоцентрической системе Коперника; от физики Аристотеля к физике Галилея и Ньютона; от теории флогистона в химии к теории Лавуазье; от классической физики к квантовой теории и т.п. Новая теория приносит новый взгляд на мир. Описывая реальность в новых терминах, она видит новые факты там, где раньше их не замечали, и напротив, пересматривает и переосмысливает многие старые факты. Новая теория выдвигает свои собственные проблемы и методы их реш. Старые проблемы и методы подвергаются переоценке, и часть из них отбрасывается как псевдопроблемы.

Однако новая теория никогда не отбрасывает старую теорию целиком, многие достижения последней сохраняются и после научной революции. Факты, полученные на основе старой теории, могут быть уточнены и даже переосмыслены новой теорией, но они не отбрасываются целиком. Пр, многие факты, установленные учеными в период господства флогистонной теории горения, сохранились в последующем развитии химии; наблюдения Тихо де Браге помогли Кеплеру открыть законы движения планет, хотя Тихо не был коперниканцем; факты, установленные классической механикой, в уточненном виде сохраняются релятивистской механикой и т.д. Понятия и законы старой теории сохраняют часть своего содержания при переходе их в новую теорию. Наиболее ярко преемственность н теорий проявляется в обл техники. Технические устройства целиком принимаются новой теорией.

1 глоб н р. 16-17 в. Если для натурфилософии античности и для «преднауки» средневековья было характерно простое приращение знаний (а иногда и вымыслов), то с 16 в происходит радикальное изменение миропонимания. Это явилось следствием появления гелиоцентрического учения (Н Коперник «Об обращении небесных сфер») в космологии и последующего создания классической механики. 1 н р считается началом формирования современного естествознания, базирующегося на экспериментальной методологии. Возникает класс н Нов вр.

Коперник показал ограниченность чувственного познания, продемонстрировал слабость принципа объяснения окр мира на основе непосредственной видимости и доказал необходимость для науки критического разума.

Крупнейшим представителем математико-экспериментальной н выступают Г Галилей и И Ньютон.

Галилей сформулировал принцип инертности. Бол значение для становления механики имело исслед Галилеем свободного падения тел (скорость свободного падения не зависит от массы, как думал Аристотель).

Гавной заслугой Иоганна Кеплера было открытие законов движения планет. Но он не объяснил причины их движения. В полной мере динамика-учение о силах и их взаимодействии –бала создана позднее И Ньютоном, творчеством кот завершилась первая научная революция (диф и инт исчисление, закон всем тяг).

2 глоб н р. 2 пол 18-19 в. Революционный период хар-ся: 1-формирование нового естествознания – дисциплинарно организованной н. 2- становыление нового типа мышления, для кот характерно исследование процессов изменения и развития в природе и обществе. 3- «вымыванием» из естествознания преждних натурфилософскох представлений.

Были созданы естественнонаучные основания для появления принципиально новой научно-фил картины мира.Новые научные идеи открыли диалектический характер явлений природы. Начало положил нем ученый и фил Иммануил Кант «Всеобщая ест ист и теория неба» - попытка ист-го объяснения происхождения солнечной системы.

Для утверждения идеи развития важную роль сыграла работа анг естествоиспытателя Ч Лайеля «Основы геологии» - удар по теории катастроф, он показал, что изменения под влиянием тех же факторов, что и в прошлом.

Геологический эволюционизм оказал немалое влияние на дальнейшие совершенствование эволюционного учения в биологии. Ч Дарвин создал теорию эволюции животных и растительных видов. Открытие периодического закона хим элементов Дмитрием Ив Менделеевым. Он показал, что сущ закономерная связь между хим элементами. В результате появилась возможность предвидеть свойства ряда новых, еще не открытых элементов. Т О. основополагающие принципы диалектики – принцип развития и принцип веобщей взаимосвязи – во 2 пол 18 в и особенно в 19 в прочно вошли в естествознание и стали основой формирования новой к м.

3 гл н р. Кон 19-сер 20в. Окончательно преодолены остатки прежних механ представлен6ий о мире, созданы квантово-релятивистские представления о физической реальности. В физ-открытие сложного строения атома, в биол-генетика, в космологии – концепция нестандартной Вселенной. Некласс. Н. –понимание относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на опред этапе естествознания. Картины реальности, выработанные в отдельных н, на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, кот включались в общенаучную картину мира. Энштейн, Кюри.

4 гл н р.  20в. 1-углубление познания мира на уровне микрообъектов и микроявлений. 2-Проникновение н в космос, космизация н. 3-расширение лидирующей группы н. взаимодействие н. 4-поиск новых видов энергии. 5-компьютеризация н познания. Единовременные и связанные револ в н,  технике, произ-ве.

№ 15 Наука как социальный институт. Научные сообщества, их типы. Способы трансляции научных знаний.

ИНСТИТУТ (лат  установление)- 1) название различных специализированных учебных заведений (среднее, высшее, повышения квалификации и т.п.) и научно-исследовательских учреждений; 2) совокупность норм права в какой-либо области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства.

И возникают в ходе развития чел-о общ, возникновение связано с объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности. Чел общество закрепляет некоторые типы соц отношений, чтобы сделать их обязательными для членов определенного сообщества или определенной соц группы.

ПР, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Т О, соц и – это исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни

Термин «соц и» употребляется в самых разнообразных значениях.

Одним из первых развернутое опр соц и дал амер социолог и экон Т. Веблен. Он расс эволюцию общ-а как процесс естественного отбора соц и. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. Л. Бовье, соц и – это система кул элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных соц потребностей или целей. В соц отечественной лит-е соц и определяется как основной компонент соц структуры общества, интегрирующий и координирующий мн-о индивидуальных действий людей, упорядочивающий соц отношения в отдельных сферах общ жизни.

С.С.Фролову соц и – это организованная система связей и соц норм, кот объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. М.С.Комарова, соц и представляют собой ценностно-нормативные комплексы, посредством кот направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.

История н как соц и совпадает с историей самой науки. Н как соц институт включает в себя, прежде всего, ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию н труда; четко налаженную и эффективно действующую систему н инф-ии; н организации и учреждения, н школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др. В совр усл-ях первостепенное значение приобретает процесс оптимальной организации управления н и ее развитием. Само существование н как специфического соц и, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что н призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию н знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.

Н как соц и – это профессионально организованное функционирование н сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений м/у его членами, а также м/у н, обществом и государством с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной соц структуре, с помощью научно-технической политики общества и гос, а кроме того, с помощью соответствующей системы законодательных норм

Ценностные эмпиративы н, как соц структуры (соц самооценочность н): универсализм, коллективизм, бескорыстность, организационный скептицизм, рационализм (в том смысле в каком он принимается на данном этапе научного развития), эмоциональная нейтральность. В фил и социологии н, данным термином обозначается совокупность профессиональных ученых, т.е. людей со специальной подготовкой, соц функцией кот является получение знаний.

Н.с. в совр и широком смысле этого слова начало формироваться в Европе в 16—17 в вместе с возникновением первых н академий. В 1438 Козимо Медичи основал во Флоренции Платоновскую академию; в 1542 в Риме возникает Витрувианская академия, в 1603 — Академия Дей Линчей, в 1607 — Академия дель Чименто и т.д. Важнейшую роль в формировании Н.с. сыграли: Лондонское королевское общество (1660) и Парижская академия наук (1666). Выдающаяся заслуга в создании последней принадлежит монаху-минориту М.Мерсенну, благодаря деятельности кот, были установлены н контакты между ведущими учеными того времени: Р.Декартом, Б.Паскалем, Г.Галилеем, Э. Торичелли, П. Ферма и мн др. Большую роль в формировании Н.с. сыграли научные журналы, международные конгрессы и конференции ученых, конкурсы на решение тех или иных важных н проблем, н премии. В 18 в. В Европе уже сложилось международное Н.с. с единым пониманием целей н и ее методов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.