рефераты скачать

МЕНЮ


Экономическая теория

странах в настоящее время перераспределяется от 35 (США) до 61 (Швеция)

процента валового национального продукта.

Превышение расходов государства над его доходами называется дефицитом

государственных финансов. Поскольку недостаток денег во внебюджетных фондах

или у государственных предприятий финансируется из бюджета, то дефицит

государственных финансов выступает в форме дефицита бюджета

(общегосударственного или регионального, территориального).

Дефицит бюджета финансируется двумя основными способами: 1) за счет

увеличения государственного (муниципального) долга (внутреннего или

внешнего); 2) за счет денежной эмиссии. В настоящее время дефицит бюджета

имеет место во всех развитых странах. Его уровень обычно не превышает 5 %

валового внутреннего продукта, хотя при определенных условиях он может быть

и выше.

15.3. Налоговая система

Главным источником доходов государства являются налоги, в число которых

обычно включаются и платежи во внебюджетные фонды, поскольку они, как и

налоги, носят обязательный характер.

Налоги выполняют две основные функции:

1) Фискальную, то есть обеспечивают поступление средств для

финансирования государственных расходов.

2) Регулирующую. С помощью налогов государство оказывает воздействие на

экономические процессы: способствует расширению одних видов деятельности и

затрудняет другие, влияет на уровень цен и объемы продаж товаров и услуг,

на эффективность использования ресурсов, регулирует соотношение в уровнях

конечных доходов населения.

C налогами связаны следующие понятия:

- Налоговая база - объект налогообложения. Ею могут быть: доходы (прибыль

предприятий, доходы граждан, от операций с ценными бумагами и т. п.);

стоимость определенных товаров; определенные виды деятельности;

используемые ресурсы; имущество и его передача и др.

- Налоговая ставка - уровень налогообложения определенного объекта. Она

имеет форму денежной величины или процента от стоимости налоговой базы.

- Налоговые льготы: - необлагаемый минимум; - изъятие элементов налоговой

базы; освобождение от налога; - понижение ставки; - налоговый кредит т др.

Основные виды налогов:

1) Общие (предназначены для финансирования расходов бюджета независимо от

конкретного направления этих расходов) и специальные (платежи во

внебюджетные фонды или в бюджет, имеющие специальное целевое назначение).

2) Прямые (взимаются прямо из доходов юридических или физических лиц) и

косвенные (включаются в цену товаров в виде надбавки к издержкам и прибыли;

фактически оплачиваются покупателями, но не прямо, а посредством покупки

товаров).

3) С юридических лиц и с физических лиц.

4) Общегосударственные, региональные и местные. В России: федеральные;

субъектов федерации; местные. Отнесение налогов к тому или другому уровню

определяется не тем, в бюджет какого уровня они поступают; а тем, какой

уровень определяет размеры налогообложения.

Общий уровень налогов определяется в конечном счете размерами

государственных расходов, потребностями в финансировании бюджетной сферы и

измеряется отношением суммы налогов к валовому национальному продукту. Его

величина на начало 1990-х г. г. в развитых странах колебалась в пределах:

США, Япония, Швейцария - 30-35 %; Италия, Великобритания, Германия, Канада,

Финляндия - 36-40 %; Австрия, Франция, Бельгия - 41-45 %; Норвегия,

Голландия - 46-50%; Дания, Швеция - 51-56 %. В среднем по развитым

капиталистическим странам - 38,4 %; по странам ЕЭС - 40,8 %.

Для налоговых систем развитых капиталистических стран характерно, что

налоги на прибыль предприятий в сумме в 2-3 раза ниже суммы подоходных

налогов с населения, а сумма последних, как правило, не превосходит суммы

косвенных налогов. Отчисления на социальное страхование в сумме также

превышают сумму налогов на прибыль предприятий (в 1-4 раза). Они

выплачиваются как предприятиями, так и самими работниками. В целом объем

налогов с физических лиц выше, чем с юридических.

Согласно теории экономики предложения (А. Лаффер), объем налоговых

поступлений зависит от общего уровня налоговой ставки (отношения налогов к

добавленной стоимости). При ее повышении, начиная с нуля и до 100 %, объем

налоговых поступлений вначале растет, достигает максимально возможной

величины, а затем при дальнейшем увеличении налоговой ставки он падает до

нуля. Иначе говоря, при стопроцентном (или близком к нему) изъятии

добавленной стоимости у предприятий полностью исчезают всякие мотивы

хозяйственной деятельности. Оптимальной ставкой налогов в соответствии с

этой концепцией является та, при которой достигается максимум налоговых

сборов. Она составляет 30-40 % добавленной стоимости. При увеличении уровня

налогообложения выше этой ставки происходит уменьшение деловой активности и

сокращение суммы налоговых поступлений. Данная концепция в настоящее время

взята на вооружение во многих капиталистических странах.

Основные направления государственных расходов - финансирование оборонных

программ, социальных (социальные выплаты, образование, здравоохранение),

научно-исследовательских и природоохранных, дотации сельскому хозяйству и

другим отраслям, содержание государственного аппарата.

15.4. Реформа финансовой системы России в 1990-х г. г.

Финансовая систем СССР перед началом рыночной реформы обладала следующими

чертами:

- Преобладание государственных финансов, поскольку основная масса

предприятий были государственными.

- Централизованное планирование финансов. Сводный финансовый план был

составной частью единого народнохозяйственного плана и включал в себя

финансовые планы предприятий, организаций, учреждений, министерств и

ведомств, бюджеты республик, областей и местных Советов,

общегосударственный бюджет. Все его части были взаимоувязаны с показателями

производственной деятельности, движением ресурсов и продуктов. Основные

показатели финансовых планов предприятий утверждались вышестоящими органами

государственного управления. Задачей финансового планирования было

обеспечение всесторонней сбалансированности материальных и финансовых

потоков в народном хозяйстве, необходимой для бесперебойности общественного

воспроизводства и достижения конечных целей государственного плана.

- Наряду с финансовым планированием, финансовые отношения регулировались

государством с помощью установления правил финансовых расчетов; финансовых

нормативов, определявших образование и распределение денежных фондов на

предприятиях; нормативов отчислений в бюджет и т. д.

- Госбанк СССР и контрольно-ревизионные органы осуществляли жесткий

контроль за соблюдением финансовой дисциплины. Монопольное положение

Госбанка позволяло ему не проводить платежи предприятий, нарушавшие

финансовую дисциплину, и в принудительном порядке осуществлять обязательные

платежи.

- Все доходы государства шли в государственный бюджет СССР. Верховный

Совет СССР выделял средства, идущие на финансирование общесоюзных программ,

и средства в бюджеты союзных республик. Республиканские Советы распределяли

выделенные им средства между областями, областные Советы - между городами и

районами. Распределение бюджетных средств происходило на основе единого

народнохозяйственного плана, который включал в себя задания по развитию

страны в целом, ее регионов и территорий и разрабатывался с учетом реальных

потребностей этого развития. Через государственный бюджет

перераспределялось около 45-50 % валового национального продукта.

- В доходах бюджета доля прямых налогов с населения была незначительной

(около 7 %). Основная масса доходов поступала в форме отчислений из прибыли

предприятий и косвенных налогов. Отчисления из прибыли предприятий зависели

от объема и качества используемых ими ресурсов. Поэтому их уровень был

индивидуальным для каждого предприятия. Основной формой косвенных налогов

был налог с оборота. Он включался в цены только определенных видов товаров,

по разным ставкам. Налог с оборота использовался для регулирования цен и

служил источником дотаций по тем видам продукции, где государственные цены

были ниже стоимости.

- При недостатке доходов государства для финансирования плановых расходов

бюджета применялись внутренние государственные займы.

Создание в середине 1960-х г. г. в советской экономике затратного

хозяйственного механизма привело к развитию негативных тенденций, в том

числе и в финансовой сфере. Появился и стал расти дефицит государственного

бюджета, в силу углубления диспропорции между товарной и денежной массами

усиливалась необеспеченность финансов материальными ресурсами и продуктами.

Нарастали несбалансированность и сбои в процессе общественного

воспроизводства, разрушавшие его планомерность. Стала развиваться теневая

экономика.

В ходе рыночной реформы финансовая система России подверглась коренному

изменению:

1) Резко сократилась доля государственных финансов в экономике за счет

приватизации значительной части государственных предприятий.

2) Произошла реорганизация государственных финансов. Вместо единого

государственного бюджета была создана целая система централизованных

финансов, разделенная по уровням (федерация - субъект федерации - город,

район). Каждый из уровней получил автономные источники денежных

поступлений, которые за ним закреплены, и перешел на своего рода

самофинансирование. В качестве таких источников выступают соответствующие

налоги или определенные доли налогов, платежи за ресурсы и др. Правда,

сохраняется и ограниченная финансовая помощь со стороны федерации ряду ее

субъектов, а субъектов федерации - некоторым районам и городам.

3) Значительно повысилась доля негосударственных финансов. Создана целая

сеть негосударственных финансово-кредитных институтов. Государственное

планирование финансов упразднено, вместо него образован финансовый рынок

(рынок ценных бумаг и ссудного капитала). Роль государства в финансовой

системе в принципе стала такой же, как в капиталистической экономике. Это -

перераспределение части валового национального продукта через систему

государственных финансов и регулирование финансовой системы в целом.

4) Осуществлена реформа налоговой системы. Системы индивидуальных

платежей в бюджет, зависящих от ресурсов предприятий, заменена одинаковым

порядком налогообложения всех предприятий. Отменен и налог с оборота.

Появилось множество новых налогов, в результате число налогов многократно

возросло. К новым налогам относятся: налог на прибыль, налог на добавленную

стоимость, на имущество предприятий и физических лиц, акцизы, таможенные

пошлины, на операции с ценными бумагами, платежи в различные внебюджетные

фонды и многие другие. Расширился и круг объектов налогообложения. Все

налоги разделены на три уровня: федеральные налоги, субъектов федерации,

местные.

В настоящее время основными налогами с предприятий являются:

- Налог на прибыль. Объект налогообложения - облагаемая прибыль. В целях

стимулирования соответствующих видов деятельности в облагаемую прибыль не

включается часть прибыли, расходуемая на техническое перевооружение

предприятия, научные исследования и опытно-конструкторские разработки,

содержание социальной сферы, помощь сельскому хозяйству, благотворительную

деятельность и др.

- Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения - добавленная

стоимость (разность между денежной выручкой предприятия и материальными

затратами). Для производителей и переработчиков сельскохозяйственной

продукции установлена ставка НДС, которая в два раза меньше основной

ставки.

- Акцизы. Установлены только по определенным видам продукции (винно-

водочные, табачные, ювелирные изделия, предметы роскоши, автомобили и

запчасти к ним и др.).

- Таможенные (импортные и экспортные) пошлины.

- Отчисления на социальные нужды, в дорожные фонды.

- Налог на имущество предприятий.

- Земельный налог.

- Платежи за природные ресурсы.

Основной налог с физических лиц - подоходный налог. Введен

дифференцированный подход к его исчислению (необлагаемый минимум и

возрастание налоговых ставок с возрастанием величины дохода). Кроме него,

население уплачивает налог с транспортных средств; земельный налог; налог с

имущества; налог с имущества, передаваемого в порядке дарения и

наследования.

В ходе реформы налоговой системы были созданы новые налоговые службы -

налоговая инспекция и налоговая полиция. Штат аппарата, контролирующего

сбор налогов, резко увеличился. Однако в налоговой системе имеется немало

нерешенных проблем.

В целом российская налоговая система в настоящее время отличается от

налоговых систем развитых капиталистических стран более низкой долей

налогов с физических лиц в общей сумме налогов и более высокой долей

налогов с предприятий. Если российское предприятие не пользуется налоговыми

льготами, не несет штрафных санкций за просрочку налоговых платежей и

полностью выплачивает все установленные налоги, то в среднем оно отдает

государству 56-57% созданной добавленной стоимости. Это выше, чем налоговое

бремя, возложенное на предприятия в большинстве развитых стран. Такой

уровень налогообложения, особенно в условиях экономического кризиса,

затрудняет осуществление производственных капиталовложений и весь процесс

воспроизводства в целом. Не случайно, что все предприятия легальной

экономики находятся сейчас в тяжелом финансовом положении, а теневики, не

платящие налогов, процветают.

Политика правительства направлена на снижение налогового бремени

предприятий и повышение уровня налогообложения населения, но ее реализация

наталкивается на крайне низкий уровень доходов большинства россиян. Поэтому

оно пытается провести ее в скрытой форме (жилищно-коммунальная реформа,

пенсионная реформа означают сокращение социальных выплат населению, что

равносильно увеличению налогов), а также идет на сокращение расходов

бюджета. Взят курс также на снижение ставок налогов с предприятий при

одновременном сокращении налоговых льгот им и расширении объектов

налогообложения.

Особенностью налоговой системы России является и высокий уровень теневой

экономики (около 40 %), уходящей от выплаты налогов. Собираемость налогов

из года в год снижается, несмотря на все усилия налоговых служб. Причина

кроется прежде всего в углублении экономического кризиса, а также в

неотлаженности работы государственного аппарата, который должен был в

сжатые сроки перейти от прежних методов государственного управления

плановым хозяйством к принципиально иным методам регулирования рыночной

экономики.

Доля собранных налогов в валовом национальном продукте снизилась с 45-50%

в советское время до менее 25 % в настоящее время и продолжает снижаться.

Это меньше, чем в большинстве развитых стран. Отсюда и снижение доли

государства в перераспределении валового национального продукта. Она также

в настоящее время ниже, чем в большинстве этих стран.

Налоги в настоящее время не выполняют ни фискальной, ни регулирующей

функции, поскольку они не обеспечивают ни покрытие плановых расходов

бюджета, ни рост капиталовложений, ни развитие производства, в том числе

приоритетных отраслей экономики.

Результатом рыночной реформы, включающей и реформу финансовой системы,

стало значительное сокращение реального финансирования всех основных

направлений государственных расходов: обороны, народного хозяйства,

образования, науки, здравоохранения, культуры, жилищного строительства,

социального обеспечения и др.

Так, например, за последние 10 лет бюджетное финансирование российской

науки сократилось в 17 раз. В 1970 г. расходы государства на образование

составляли 7 % ВНП, в 1994 г. - 3,4 %, а в 1997 г. - уже 0,6 %. В

результате страну покинули десятки тысяч молодых, талантливых специалистов.

Реформы вызвали разрушение обороноспособности страны, науки, социальной

сферы. Характерно, что реальное финансирование возросло только по одному

направлению - расходы на содержание государственного аппарата и

правоохранительных органов.

Государственные финансы сейчас фактически не выполняют своей

экономической роли, о которой говорилось выше. Правительство говорит о

“бюджетном кризисе” и не выплачивает заработную плату бюджетникам,

выполненные заказы предприятиям оборонного комплекса, установленные дотации

сельхозпредприятиям и т. д. В 1997 г. без согласия законодательных органов

власти государственный бюджет был секвестирован правительством по некоторым

важнейшим статьям более чем на половину, хотя и намеченные ранее суммы

финансирования были явно недостаточны для удовлетворения соответствующих

общественных потребностей. Поскольку нехватка финансовых ресурсов имеет

место не только в центре, но и “на местах”, то усиливается борьба субъектов

федерации с центром за распределение в свою пользу собираемых налогов. Это

ведет к нарастанию центробежных сил и создает почву для разрушения единого

российского государства.

Несмотря на все усилия правительства сохраняется относительно высокий

уровень дефицита бюджета и инфляции. Переход к финансированию дефицита

бюджета за счет государственных займов резко увеличил государственный долг.

Внешний долг правительства России превысил 170 миллиардов долларов,

внутренний - 500 триллионов рублей. К этому следует еще добавить

задолженность бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, которые

составляют тоже немалую величину. Затраты бюджета на обслуживание

правительственного долга стремительно растут и в прошлом году примерно в

два раза превысили суммы налоговых поступлений. Для погашения растущей

задолженности правительство берет все новые и новые займы, добивается

отсрочки платежей по внешнему долгу. В результате сумма долга

увеличивается, усиливается зависимость внутренней политики правительства от

иностранного капитала, который уже буквально диктует, что должно делать

российское правительство.

Рост внутреннего долга ведет, как уже говорилось, к откачке денег из

реального производственного сектора экономики в спекулятивно-финансовую

сферу. Кроме того, оно не может происходить до бесконечности. Рано или

поздно оно обернется неспособностью правительства вести расходы по его

обслуживанию и возобновлением гиперинфляции, но в еще более тяжелом для

экономики варианте, чем это было в 1992-95 г. г.

Кризисом охвачены не только государственные финансы, а вся финансовая

система. Объем неплатежей превысил 600 триллионов рублей. Число убыточных

предприятий быстро растет. Финансовые показатели большинства предприятий

ухудшаются. Финансовая система не выполняет ни одну из экономических

функций, которую призвана обеспечивать. Финансовые ресурсы перекачиваются в

теневую экономику. Утечка капитала за границу составила сотни миллиардов

долларов.

Таким образом, реформа финансовой система не улучшила ее состояние, а

загнала в глубокий кризис. Для выхода из этого кризиса требуются меры по

коренному изменению всей экономической политики правительства, и не только

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.