рефераты скачать

МЕНЮ


Экономическая теория

руководство России отказывается менять экономический курс, поскольку оно

взяло обязательства перед международными финансовыми организациями по его

неукоснительному проведению в жизнь (в обмен на получение кредитов). Оно

фактически действует под диктовку иностранного капитала.

При сохранении России в системе мирового капиталистического хозяйства, то

есть в сфере господства международной финансовой олигархии, иного пути для

российской экономики нет, кроме утраты ею экономической независимости и

превращения в топливно-сырьевой придаток развитых капиталистических

государств. На этом пути будет продолжаться рост безработицы и обнищание

трудящихся. Экономика России будет приобретать все более неблагоприятную,

однобокую структуру. Основная часть обрабатывающей промышленности,

аграрного сектора, транспорта, энергетики будет и дальше разрушаться. Рост

возможен лишь в добывающих и сырьевых отраслях, да и то при подчинении

иностранному капиталу, который по дешевке приберет эти отрасли в свои руки.

Темпы общего спада производства могут снизиться, но предпосылок доля

подъема экономики нет и вряд ли они будут созданы, если учесть постоянное

сокращение производственных капиталовложений. Экономика будет как-то

поддерживаться на плаву только за счет исключительно дешевой рабочей силы,

то есть деградации значительной части людей труда – главной

производительной силы страны.

Для выхода из кризиса необходимо избавление России от ее экономической

зависимости от международной финансовой олигархии. Для этого требуются:

- национализация банков и установление государственной монополии в

кредитной сфере;

- национализация важнейших предприятий-монополистов в основных отраслях

экономики;

- переход к государственному планированию экономики и ценообразованию;

- введение государственных валютной и внешнеторговой монополий;

- планомерная реконструкция народного хозяйства на основе единого

государственного плана и централизации ресурсов.

В заключении данной темы отметим, что ряд исследователей выделяет, кроме

рассмотренных выше промышленных циклов, также и более длительные циклы

продолжительностью в 48-55 лет, которые состоят из фазы повышающихся темпов

роста экономики и фазы понижающихся темпов. Об их существовании впервые был

сделан вывод русским экономистом Н. Д. Дмитриевым (1892-1938 г. г.). Он

связывал их с периодами массового обновления пассивной части основного

капитала, а продолжительность “длинных волн” считал обусловленной средним

сроком службы этой части капитала. Концепцию Н. Д. Кондратьева позднее

пытался развить немецкий экономист Й. Шумпетер. Однако ее разделяют далеко

не все экономисты.

Контрольные вопросы, тесты, задачи

1. Что понимается под экономическим ростом? Чем он измеряется и в чем его

значение для общества?

2. Каковы основные факторы экономического роста? Каким образом они влияют

на него?

3. В чем различие между кейнсианством, монетаризмом и теорией экономики

предложения в понимании факторов экономического роста?

4. При экстенсивном экономическом росте:

1. Происходит удешевление продукции за счет расширения объемов

используемых ресурсов.

2. Общественная производительность труда растет, но эффективность

использования материальных ресурсов не увеличивается.

3. Общественная производительность труда не увеличивается, а

эффективность использования материальных ресурсов может расти.

4. Результаты общественного производства растут не быстрее, чем затраты.

5. Объем используемых ресурсов расширяется, а результат общественного

производства не растет.

5. При интенсивном экономическом росте:

1. Увеличивается интенсивность труда.

2. Имеет место растущее расходование ресурсов на единицу продукции.

3. Имеют место высокие темпы увеличения результатов производства.

4. Результаты производства растут, а затраты ресурсов не растут.

5. Увеличивается расход ресурсов и выход продукции в единицу рабочего

времени.

6. Национальный доход увеличился на 5 %, численность работников

материального производства - на 1,5 %, промежуточный продукт - на 4 %,

производственные фонды - на 4,5 %. Определить, каким был экономический

рост: трудоемким или трудосберегающим; материалоемким или

материалосберегающим; капиталоемким или капиталосберегающим.

7. Численность работников материального производства сократилась на 1 %,

производительность общественного труда увеличилась на 2,5 %,

материалоемкость национального дохода уменьшилась на 1 %, капиталоемкость

- возросла на 1 %. Определить, каким был экономический рост: трудоемким или

трудосберегающим; материалоемким или материалосберегающим; фондоемким или

фондосберегающим.

8. Что понимается под экономическим циклом?

9. Экономический кризис означает:

1. Падение объема производства.

2. Недостаток производственных ресурсов, ведущий к снижению уровня

производства.

3. Предложение товара выше спроса на него, что ведет к разорению части

товаропроизводителей.

4. Общее рыночное предложение выше общего рыночного спроса, что вызывает

общее перепроизводство.

5. Нехватка товаров на рынке, что вызывает дефицит и рост цен.

10. В чем отличие спада производства от экономического кризиса?

11. Экономический подъем как фаза цикла означает:

1. Повышение объемов производства.

2. Выход на уровень докризисного объема производства.

3. Превышение докризисного уровня производства.

4. Приведение производства в соответствие со спросом.

5. Превышение объема производства над совокупным спросом.

12. Согласно теории Кейнса, экономический кризис вызывается:

1. Повышением цен на производственные ресурсы.

2. Сокращением совокупного спроса.

3. Снижением предельной склонности к потреблению.

4. Уменьшением чистого экспорта.

5. Снижением объема производства ниже уровня полной занятости.

13. Согласно марксистской теории, экономический кризис вызывается:

1. Господством монополий в экономике.

2. Тенденцией нормы прибыли к понижению.

3. Понижением размера совокупного спроса.

4. Повышением нормы прибавочной стоимости.

5. Отсутствием планомерности в экономике.

14. Продолжительность экономического цикла определяется:

1. Средним сроком службы активной части основного капитала.

2. Средним сроком службы средств труда.

3. Средним сроком службы основного капитала.

4. Временем массового обновления активной части основного капитала.

5. Временем массового обновления основного капитала.

6. Временем приведения производства в соответствие со спросом.

15. Какую роль играют экономические кризисы в развитии капиталистического

производства?

16. Для экономических кризисов 1940-х - 1960-х гг. было характерно:

1. Синхронность.

2. Стагфляция.

3. Сравнительно небольшая глубина падения производства.

4. Удлинение продолжительности экономического цикла.

5. Асинхронность.

А: 1, 2, 4. Б: 3, 4, 5. В: 1, 3, 4. Г:

3, 5. Д: 2, 4, 5.

17. Для экономических кризисов 1970-90-х гг. было характерно:

1. Синхронность.

2. Стагфляция.

3. Сравнительно небольшая глубина падения производства.

4. Удлинение продолжительности экономического цикла.

5. Асинхронность.

А: 1, 2, 4. Б: 3, 4, 5. В: 1, 2, 4. Г: 3,

5. Д: 2, 4, 5.

18. Согласно кейнсианской теории, антикризисная политика включает в себя:

1. Ограничение денежной массы в обращении.

2. Ограничение дефицита бюджета.

3. Ужесточение сбора налогов.

4. Рост государственных расходов.

Сокращение расходов бюджета.

19. В чем сущность экономического кризиса в России в 1990-е гг. и каковы

основные факторы его углубления ?

20. Что является основой выхода экономики из кризиса, в том числе -

применительно к кризису в российской экономике ?

Тема 21. Основы государственного регулирования экономики

21.1. Управление и регулирование в экономических процессах

Под управлением в экономических процессах понимается воздействие на

экономический субъект, направляющее его на достижение определенной цели.

Под регулированием - воздействие на условия, в которых экономический

субъект осуществляет свою деятельность, вынуждающее его вносить в нее

определенные изменения. Оба указанных вида воздействия обладают

целенаправленностью и довольно близки друг к другу по своему содержанию.

Нередко в научной литературе управление рассматривается как частный случай

регулирования и, наоборот, регулирование - как разновидность управления.

Кроме известного совпадения этих понятий, они содержат и различие. Когда

говорят об управлении в узком смысле слова, то имеют в виду прямое

(директивное) указание управляемому субъекту действий, которые он должен

выполнять. А когда речь идет о регулировании в узком смысле, то

предполагается косвенное (опосредствованное) воздействие на субъект - не в

виде прямых указаний, а через воздействие на условия, в которых хозяйствует

субъект.

В современном обществе имеют место две основные формы связи между

экономическими субъектами:

1) Товарная форма связи. Она означает, что экономические субъекты

противостоят друг другу как обособленные собственники средств производства

и товаропроизводители, как продавцы и покупатели товаров. В условиях

товарной формы связи целенаправленное воздействие одного субъекта на

другого выступает главным образом в форме косвенного регулирования.

Регулирование могут осуществлять: монополии - на рынке определенного

товаров, государство - по отношению ко всем предприятиям.

2) Планомерная (непосредственно общественная) форма связи. Она означает

согласованные действия участников производственного процесса, направленные

на достижение одной цели.

Охота на мамонта в первобытной общине уже являлась планомерной формой

связи: одни рыли яму, другие создавали шум и гнали мамонта, третьи его

убивали и т. п. Вообще непосредственно общественная форма связи появилась

раньше товарной. Она имела место не только в общине, но и при рабовладении

и феодализме. Например, строительство египетских пирамид, или городских

крепостей, замков, дворцов, ирригационных сооружений и т. п.; все это -

разновидности планомерной формы связи.

Создав крупное машинное производство, капитализм превратил планомерность

во всеобщую форму организации производства на предприятии. На современном

предприятии все работники трудятся согласованно для достижения одной цели -

своевременного выпуска продукции определенного качества. В процессе

производства они не обмениваются товарами и не относятся друг к другу как

обособленные собственники средств производства.

Планомерной форме связи соответствует прямое управление участниками

производственного процесса. Оно объективно необходимо для обеспечения

согласованности и единой целенаправленности действий работников.

C развитием капитализма происходит расширение планомерной формы связи (на

основе концентрации и централизации капитала), в то же время господствующей

формой остается товарная форма. Образование монополий и установление их

господства в экономике приводит к тому, что рынок становится регулируемым.

К этому добавляется развитие государственного регулирования экономики. В

результате в экономике появляются элементы народнохозяйственной

планомерности, хотя по своему характеру она остается товарным хозяйством. В

социалистическом обществе планомерность охватывает экономику в целом, хотя

в ней и сохраняются элементы товарной формы связи. Поэтому в

социалистической экономике государство не регулирует экономику, а прямо

управляет производством.

Основным содержанием прямого управления является планирование, а

косвенного регулирования - программирование.

План - это намеченный способ получения определенного результата. Он

включает в себя: - планируемый результат (цель); - срок достижения

результата; - необходимые ресурсы и способы их достижения; -

последовательность действий, обеспечивающих получение результата в

установленный срок; - указание исполнителей конкретных действий и задания

им. В отличие от прогноза, который выражает представления о будущем, план

является руководством к действиям и носит директивный (обязательный для

выполнения) характер.

Программа отличается от плана тем, что, как правило, не обладает всеми

чертами плана: - не носит директивного характера, а является рекомендацией;

- или выражает способ решения отдельной проблемы, не охватывая

производственный процесс в целом, все его стороны; - не содержит конкретных

сроков и исполнителей и т. п. Это следует из того, что программа является

инструментом регулирования, а не управления. Хотя, разумеется, и в

управлении могут использоваться программы как исходный материал для

составления плана. Можно сказать, что план строится на основе программ,

путем их взаимной увязки, согласования с возможностями производства,

определения сроков выполнения и исполнителей и т. д. С другой стороны,

термин “планирование” может использоваться и в регулировании. В этом случае

говорят об индикативном планировании, которое носит рекомендательный

характер и не принимает формы прямых заданий.

Планирование включает в себя составление и утверждение плана, доведение

его до исполнителей, организацию его выполнения, контроль выполнения и

корректировку плана в процессе его выполнения. Планирование - это

сердцевина управления предприятием или экономикой в целом (в плановой

экономике).

Программирование означает составление программ, разработку системы мер по

их осуществлению (меры косвенного воздействия), контроль за реализацией,

корректировку в процессе выполнения.

Функции, выполняемые управлением (регулированием), делятся на два вида:

1) не зависящие от характера собственности на средства производства; 2)

обусловленные характером этой собственности.

К функциям первого вида относятся:

- сбор информации;

- обработка информации;

- прогнозирование;

- принятие решений;

- организация выполнения решений;

- контроль выполнения решений.

К функциям второго вида относятся:

- обеспечение присвоения прибавочного продукта собственником средств

производства (дохода от собственности);

- обеспечение приоритета интересов собственника средств производства при

принятии хозяйственных решений;

- согласование интересов работников с интересами собственника средств

производства, стимулирование их к наиболее полной реализации последних.

На основе углубления общественного разделения труда, роста разнообразия

видов деятельности, производимых товаров и услуг, концентрации и

централизации капитала и других форм обобществления производства происходит

развитие и отношений управления.

Его основными тенденциями являются:

- рост объема управленческих операций;

- рост доли занятых в сфере управления (в США, например, более половины

всех занятых в экономике относятся к работникам управления);

- развитие технической оснащенности управления, средств связи,

информатизация отношений, повышение доступности информации и возможностей

ее обработки;

- развитие, с одной стороны, самоуправления, саморегулирования

предприятий и их подразделений; а с другой - элементов централизованного

планового управления экономикой (со стороны государственно-

монополистического механизма).

21.2. Государственно-монополистический капитализм. Роль государства в

современной экономике

Государство - это особый аппарат принуждения. Он обеспечивает соблюдение

всеми членами общества определенных правил, суть которых - функционирование

определенных отношений собственности. Государство охраняет существующие в

обществе отношения собственности и поэтому служит интересам экономически

господствующего класса - собственника основной части средств производства.

На разных этапах развития общества государство играло разную роль в

экономике.

В современной капиталистической экономике оно является наиболее

могущественным субъектом экономических отношений. Это обусловлено тем, что

современное капиталистическое общество находится на стадии государственно-

монополистического капитализма.

Государственно-монополистический капитализм означает сращивание силы

монополий с силой государства в единый хозяйственный механизм. Он

предполагает образование капиталистических монополий и установление их

господства в экономике, то есть превращение капитализма свободной

конкуренции в монополистический капитализм.

Для него характерно:

- сращивание монополистического промышленного и монополистического

банковского капитала и образование финансового капитала и финансовой

олигархии;

- более быстрое развитие вывоза капитала за границу по сравнению с

развитием мировой торговли;

- образование международных союзов капиталистов (международных

монополий), делящих мировые рынки;

- борьба за передел мира между группами развитых капиталистических стран.

Непосредственными причинами сращивания силы монополий и силы государства

в единый механизм являются:

- выход производительных сил за рамки частной собственности на средства

производства, что выражается в невозможности обеспечения основных условий

общественного воспроизводства, удовлетворения ряда жизненно важных

общественных потребностей только на основе частной собственности;

- усиление конкуренции между монополиями разных капиталистических

государств в мировой экономике;

- обострение борьбы между группами капиталистических стран за мировое

господство.

Основные функции государства в современной капиталистической экономике:

- обеспечение необходимых условий сбалансированного общественного

воспроизводства и экономического роста (занятости, рационального

использования природных ресурсов, структурных сдвигов в экономике,

рыночного равновесия, поддержка ряда отраслей и т. д.);

- обеспечение удовлетворения ряда общественных потребностей (в

образовании. здравоохранении, развитии науки и культуры, социальном

обеспечении и др.);

- защита интересов национального капитала в международном экономическом

соперничестве.

Основные формы, в которых выражается роль государства в современной

капиталистической экономике:

1) Государственная собственность. Она выступает в виде собственности

государства на природные ресурсы, государственного сектора экономики

(производственные предприятия и учреждения непроизводственной сферы), а

также в виде доли государства в капитале предприятий. Доля государства в

суммарном капитале различна для разных стран. В целом она колеблется от 10

до 50 %. Наибольшее значение она имеет в ряде западноевропейских стран

(Италия, Франция, Англия). В собственности государства могут находиться

предприятия жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, энергетики,

добывающей промышленности, машиностроения и др.

2) Перераспределение государством валового национального продукта через

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.