Дипломная работа: Комплексный анализ специфики, динамики и результативности взаимодействия органов государственной власти с населением в регионе
На основе вышесказанного,
можно сделать вывод, что в Администрации Губернатора Свердловской области
проводятся различные мероприятия по повышению эффективности взаимодействия с
населением, что, несомненно, способствует повышению доверия населения
Свердловской области к местным органам власти.
Заключение
Связи с общественностью -
неотъемлемая часть института управления, в том числе и государственного, одна
из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения,
взаимопонимания и сотрудничества между любой организационной структурой и
общественностью. Службы связей с общественностью призваны обеспечивать
регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов власти,
планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную
функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности
этих органов. Деятельность служб связей с общественностью в органах государственной
власти призвана способствовать развитию демократии, открытости деятельности власти
и расширению информированности общества, а не быть на службе интересов отдельных
чиновников и политических партий.
В настоящее время важнейшей
проблемой российской власти является низкий уровень доверия граждан к
деятельности государственных учреждений. К ряду проблем также относятся
отчужденность власти от населения, социальная апатия населения, а также
представление о том, что власть не добивается социально значимых результатов и
манипулирует населением. Такие общественные настроения приводят к тому, что
властные инициативы не находят должной поддержки у населения. В результате
наблюдаются определенные сложности при реализации тех или иных решений органов
государственной власти. Преодоление сложившейся ситуации возможно при условии
роста профессионализма государственных служащих, их умения вести диалог с
населением, взаимодействовать и устанавливать контакты с различными социальными
группами. Так же указанные факторы свидетельствуют о необходимости формирования
положительного имиджа органов государственной власти. При создании имиджа
органов государственной власти необходимо учитывать ценностные ориентации,
ожидания и интересы общественности, которые стимулируют население не только совершать
действия, но и на более высоком уровне – вырабатывают устойчивое позитивное
отношение к государству в целом. Своевременное информирование и реакция на
обращения граждан, создание благоприятного мнения о действиях властных структур
является основной задачей, для формирования положительного имиджа властных
структур.
С совершенствованием
демократических отношений в общественном развитии разрешение проблем
осуществляется в форме диалога между государственными службами и гражданами.
Это напрямую связано с уровнем политической поддержки гражданами
государственных органов или отсутствием таковой. Исходной базой такой поддержки
в свою очередь является взаимное доверие и взаимопонимание граждан и органов
власти. В связи с этим гуманизируется деятельность структур по связям с
общественностью, разрабатываются новые технологии взаимодействия с
общественностью, основывающиеся на принципах правдивости информации, высокой
профессиональной компетентности, взаимного доверия и все большей открытости
власти.
Когнитивный подход является
важной основой в организации взаимодействия органов государственной власти с
населением. Этот подход предполагает учет ценностей, мнений и информации,
которыми владеет общество, а это необходимо для эффективного взаимодействия ОГВ
и населения. Внутренние представления создают психические состояния, которые затем
управляют поведением людей. Поэтому когнитивный подход изучает структуру
субъективного опыта человека, в соответствии с этим внимание специалистов по
связям с общественностью должно быть сосредоточено на исследовании ментальных феноменов
человека, как основы формирования адекватного и главное позитивного образа
органов государственной власти. Именно поэтому важным является желание достичь
легитимности и сформировать соответствующий имидж надежности, ответственности,
стабильности органов государственной власти.
Связи с общественностью – это
искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного
на правде и полной информированности. Установление эффективных связей с
общественностью – неотъемлемая часть современного стиля управления в
государственных организациях и местных органах власти. Важнейшим условием
успешности и эффективности деятельности пресс-служб является содействие
открытости деятельности власти, расширение информированности общества. Доверие
и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если
власть сама будет стремиться в максимально допустимых пределах предоставлять
обществу объективную информацию о своих решениях и действиях, о текущих
событиях и положении в стране, т. е. оказывать соответствующие информационные
услуги, обеспечивающие информационную открытость и прозрачность её деятельности.
Решение этой задачи во многом определяется эффективностью информационного
управления, реализуемого службами по связям с общественностью аппарата государственной
службы.
Губернатор Свердловской
области и Правительство Свердловской области уделяют работе с обращениями
граждан особое внимание, расценивая эту сферу социальных отношений как один из
важнейших каналов обратной связи органов исполнительной власти с населением.
Практика работы с обращениями граждан показывает, что исполнительная власть
остаётся главным гарантом гражданских прав, к которому обращены надежды
подавляющего большинства граждан России. Именно по тому, насколько успешно
будут функционировать административно-правовые механизмы реализации и защиты
прав граждан, насколько чутко и эффективно будет реагировать на обращения
граждан исполнительная власть, будут судить об эффективности и состоятельности
государства в целом.
И роль института обращений
граждан в этой части огромна. Обращения выполняют в сущности, три важнейшие
функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Во-вторых,
обращение гражданина - это форма реализации его конституционного права на
участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения
народовластия. И в-третьих, обращения граждан - это средство обратной связи,
выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью.
Отработанные механизмы обратной связи необходимы как воздух, притом в первую
очередь самой власти. Кроме того, обращения граждан часто могут вскрыть некую
ещё не замеченную проблему, возможно, указать пути её разрешения, и
способствовать, таким образом, совершенствованию системы государственного управления,
улучшению социальной действительности в целом.
Губернатор и Правительство
Свердловской области используют все формы взаимодействия с населением:
письменно, устно, через информационные системы общего пользования – для
эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина, участия населения в
делах государства и общества.
В Департаменте информационной
политики Администрации Губернатора Свердловской области проводится
целенаправленная организаторская работа по повышению эффективности
взаимодействия с населением. Которая, в первую очередь, обеспечиваются за счет
ужесточения оперативного контроля сроков исполнения поручений, укрепления
организационных принципов, повышения персональной ответственности исполнителей
и активного участия руководителей в контроле результатов. Так же в целях
повышения эффективности взаимодействия с населением отработана система
обеспечения неукоснительного соблюдения установленных Федеральным законом
порядка и сроков рассмотрения обращений граждан. Определены меры по
предотвращению повторных жалоб. Налажена система информирования руководителей
по контрольным параметрам административных процедур при работе с обращениями.
Ежемесячно краткая аналитическая справка о работе с обращениями граждан
представляется Губернатору и председателю Правительства Свердловской области.
Установлено требование руководителям исполнительных органов государственной
власти Свердловской области, руководителям органов местного самоуправления
муниципальных образований в Свердловской области разработать и утвердить
административный регламент рассмотрения обращений граждан. Также повышение
эффективности взаимодействия с населением, в современных условиях, невозможно
без внедрения элементов автоматизации и информатизации. В связи с чем, на сайте
правительства действует интерактивная страница "Обращения граждан" с
функцией "Электронная приемная", которая позволяет в дистанционном
режиме записаться на устный прием, направить электронное письменное обращение и
в режиме обратной связи узнать об этапах и результатах рассмотрения. В
исполнительных органах государственной власти Свердловской области и в
муниципальных образованиях Свердловской области установлено единое
унифицированное программное обеспечение автоматизированной системы
документационного обеспечения управления "Контроль обращений граждан".
У входа в здание Правительства Свердловской области и в зоне ожидания личного
приема установлены электронные терминалы системы "Информационный киоск"
с информацией для граждан.
Проводится серьезная работа по
ведению прямого диалога руководителей с населением. Хорошо зарекомендовали себя
встречи Губернатора Свердловской области с трудовыми коллективами. В системе
взаимодействия с населением используется и диалог через средства массовой
информации: на радио и телевидении, прямая телефонная линия с Губернатором
Свердловской области, председателем Правительства Свердловской области и его
заместителями, встречи с населением в режиме видеоконференцсвязи.
Для повышения эффективности
взаимодействия Департамента информационной политики Администрации Губернатора
Свердловской области с населением рекомендовано: разработать и принять
Административные регламенты работы с обращениями граждан, детализировав порядок
рассмотрения обращений и конкретизировав административные процедуры с учетом специфики
реализации государственных или муниципальных полномочий; принять необходимые
меры по повышению результативности принимаемых по обращениям решений,
предотвращению фактов волокиты и повторных жалоб граждан; нормативно обозначить
порядок работы с дублирующимися обращениями, возможность их рассмотрения
совместно (одновременно) с предыдущими. Регламентировать возможность обмена
сведениями по базам данных для дублирующихся обращений, с учетом того, что во
всех государственных органах регистрация и учет автоматизированы
(компьютеризированы). Но будет необходимо технически обеспечить унификацию этих
сведений, а значит, понадобится не только административный регламент работы с
обращениями граждан, но и технический регламент формирования баз данных по
обращениям граждан и защите этой информации. Организационно переходить от
контроля соблюдения сроков на всех этапах рассмотрения обращений к контролю
результата.
В общем, анализ работы по
взаимодействию с населением показал, что активизировалась организаторская, контрольная
и аналитическая деятельность Администрации Губернатора Свердловской области,
аппарата Правительства Свердловской области, исполнительных органов
государственной власти Свердловской области по основным направлениям: защита
прав, свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и
правопорядка; обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их
пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и
общественным объединениям; своевременность и объективность рассмотрения обращений
граждан.
Анализ тематики и характера
обращений граждан может служить показателем гражданской активности, динамики
социально-экономических процессов и расценивается Губернатором Свердловской
области и Правительством Свердловской области как один из важных каналов
обратной связи населения с исполнительными органами государственной власти.
На основе мероприятий,
предпринимаемых Администрацией Губернатора Свердловской области, в целях
повышения эффективности взаимодействия с населением, можно сделать вывод, что
они, несомненно, способствуют увеличению уровня доверия населения Свердловской
области к местным органам власти.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты
1.
Конституция
Российской Федерации: Основной закон РФ от 12.12.1993 г. // Справочная правовая
система "Консультант Плюс";
2.
Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации:
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131–ФЗ. // Справочная правовая система "Консультант
Плюс";
3.
О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон
от 02. 05. 2006 г. № 59-ФЗ.// Справочная правовая система "Консультант
Плюс";
4.
Распоряжение
Губернатора Свердловской области от 27.10.2004 N 175-РГ (ред. от
22.06.2010) "Об утверждении Положений об отдельных структурных
подразделениях Администрации Губернатора Свердловской области" (вместе с "Положением
о Департаменте внутренней политики Губернатора Свердловской области", "Положением
о Департаменте информационной политики Губернатора Свердловской области", "Положением
об управлении протокола Губернатора Свердловской области", "Положением
об управлении законодательных инициатив и экспертизы правовых актов Губернатора
Свердловской области", "Положением об управлении кадров и наград
Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области", "Положением
об отделе по взаимодействию с Законодательным Собранием Свердловской области
Губернатора Свердловской области", "Положением о референтуре
Губернатора Свердловской области") // Справочная правовая система "Консультант
Плюс";
2. Литература
5.
Аязбекова
С.Ш. Имидж и этика государственного служащего. Учебное пособие / Под общ. ред.
д-ра экон. наук А.С. Серикбаева. Астана, 2004. 137 с.
6.
Баксанский
О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки: от познания к действию. 2005. 184 с.
7.
Блэк
С. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М.: Новости, 1990. 240 с.
8.
Бодуан
Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. М.,
2001. 233 с.
9.
Бойков
В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социологические
исследования. 2004. № 7. С. 48-53.
10.
Викулова
С.К. Социально-технологический подход к работе с населением в режиме местного
самоуправления // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №2. С. 120-124.
11.
Герасимова
Г. Связи с общественностью как социальный механизм взаимодействия власти и
общества // Власть, №9, 2008. С. 34-37.
12.
Жуков
Н.Д. Формы и способы взаимодействия власти и населения региона в условиях
трансформации России. Вестник СевКавГТУ Серия "Гуманитарные науки",
№1 (11), 2004. С. 16-18.
13.
Информация
о работе с обращениями граждан к Губернатору Свердловской области и в адрес
Правительства Свердловской области в 2009 году. // Информационно-методический
сборник "Опыт" № 64, 2010. С. 21-27.
14.
Ирхин
Ю. В. Политология: Учебник / Ю. В. Ирхин – 2-е изд., доп. – М.: Изд. "Экзамен",
2007. 958 с.
15.
Комлева
В.В. Престиж государственной службы в социокультурном контексте. Дис. ... докт.
социол. наук. М., 2004. С. 57.
16.
Кулинченко
А. Роль человека в процессах социальной самоорганизации и эволюции системы
управления обществом // Ежемесячный информационно-аналитический журнал "Обозреватель–Observer"
№N 11(178), 2004. С. 12-16.
17.
Латыпов
Р. Кадровый PR как политическая технология // Государственная служба. 2009. № 6
(62). С. 24-29.
18.
Моисеев
В.А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. Второе изд. – М.: ООО "ИКФ
Омега-Л", 2001. 376 с.
19.
Ольшанский
Д.В. Политический PR. СПб, 2003. 544 с.
20.
О
сложившейся системе работы с обращениями граждан в Свердловской области и
основных направлениях по ее дальнейшему совершенствованию. // Информационно-методический
сборник "Опыт" № 64, 2010. С. 16-20.
21.
Пашенцев
Е.Н. Паблик рилейшнз от бизнеса до политики. М. Изд-во "Финпресс",
2000. 368 с.
22.
Попова
В. В. Местное самоуправление: власть и население // Социология власти. 2008. № 2.
С. 18-23.
23.
Почепцов
Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М., 2001. 656 с.
24.
Психологические
основы "Паблик рилейшнз". 2-е изд. / Е. Багданов, Е. Зазыкин. – СПб.:
Питер, 2004. 204 с.
25.
Рекомендации
по повышению эффективности работы с обращениями граждан. //
Информационно-методический сборник "Опыт" № 64, 2010. С. 82-84.
26.
Русаков
А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти: Учебное пособие.
– СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2006. 224 с.
27.
Связи
с общественностью в политике и государственном управлении/Под общ. ред. д-ра
филос. наук, проф. В. С. Комаровского. – М.: изд-во РАГС, 2001. 520 с.
28.
Склифус
С.В. Теоретический
аспект изучения процесса легитимации государственной власти в Российской
Федерации на современном этапе развития: Статья. – СПб.: Ленинградский
юридический журнал, 2008. № 3 (13). С. 197–198.
29.
Состоялось
ли гражданское общество в России: Круглый стол // Социологические исследования. 2007. № 1.
С. 12-19.
30.
Социальная
философия: Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. – 2-е изд. –
М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 624 с.
31.
Татаринова
Г.Н. Управление общественными отношениями: Учебное пособие. – СПб.: Изд. Дом "Питер",
2004. 315 с.
32.
Управление
общественными отношениями: Хрестоматия / Сост. Бельский И.С. – Екатеринбург,
2007. 182 с.
33.
Чилдерс
Х.Л., Грунинг Дж. Руководящие принципы для измерения взаимоотношений в области
связей с общественностью. – М.: Институт связей с общественностью, 1999.
34.
Чудинов
А. П., Будаев Э.В. Дискурсивное направление в зарубежной медиалингвистике //
Известия Уральского государственного университета., 2006, № 45, С. 167-175.
3. Интернет-источники
35.
Андреева
Ю. А. Условия повышения эффективности управления российским государством //
Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008. N 4 (17).
URL: http://www.pags.ru/vestnik/archive/text_pdf/17.pdf (дата обращения 06.09.2010)
36.
Андреева
Ю. А. Эффективность управления российским государством: грани возможного //
Чиновникъ. №107 (47).
URL: http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=715 (дата обращения 26.08.2010)
37.
Бойков
В.Э. Власть и народ в России 1990-х годов и в настоящее время // Социологические
исследования. 09. 2008.
URL: http://www.rags.ru/node/1940/ (дата обращения 13.07.2010)
38.
Громова
Т.Н. Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практика
// Вестник Российской коммуникативной ассоциации. 2002. Выпуск 1.
URL: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/g/gromova01.shtml (дата обращения
12.09.2010).
39.
Комаровский
В. С. Государственная Служба и средства массовой информации (Курс лекций). –
Воронеж: Изд.-во Воронежского Государственного Университета, 2003.
URL: http://www.kursach.com/biblio/0005001/000.htm (дата обращения
17.08.2010).
40.
Коновченко
С. Пресс-клип: "Президентский контроль" (информационный бюллетень),
Москва, "Электронное правительство".
URL: Профессиональный PR-портал Советник.ру. http://www.sovetnik.ru/pressclip/more/?id=7965
(дата обращения 07.08.2010)
41.
Королько
В.Г. Основы паблик рилейшнз. – М.: "Рефл-бук", – К.: "Ваклер",
2000. URL: http://enbv.narod.ru/text/Econom/korolko/str/03.html (дата
обращения 08.09.2010).
42.
Магомедов
К. Эффективность системы власти. Социологический ракурс // Государственная
служба. 2009. № 2 (58).
URL: http://www.rags.ru/files/gs/Sod-GS-2a.pdf (дата обращения 18.07.2010).
43.
Почепцов
Г.Г. PR для профессионалов. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 2005. URL: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=330 (дата обращения
12.08.2010).
44.
Российский
кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с
общественностью от 26.09.2001 г. URL: http://www.sovetnik.ru/documents/codes/russian/codex_raso/
(дата обращения 09.07.2010).
45.
Российское
местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. Аналитический
доклад Института современного развития // Институт современного развития.
URL: http://www.riocenter.ru/ru/programs/doc/3928 (дата обращения 23.07.2010).
46.
Руднев
А.Ю. Когнитивный подход: применение ИТ в управлении. URL: http://osoznanie.blogspot.com/search/label
(дата обращения 23.06.2010).
47.
Старцев
Я.Ю. Алгоритм политического анализа. http://edu.uapa.ru/ecatalog/ (дата обращения 02.06.2010).
48.
Шебуняев
А. ПР-подразделение в органах государственного управления. URL: http://www.pressclub.host.ru/PR_Lib/PR_Rabots.shtml/PRGovOrg.doc
(дата обращения 29.08.2010).
49.
Шугрина
Е. С. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий: Статья. 2008.
50.
URL: http://www.alldocs.ru/zakons/index.php?from=7386 (дата обращения 26.08.2010).
|