рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Комплексный анализ специфики, динамики и результативности взаимодействия органов государственной власти с населением в регионе

Дипломная работа: Комплексный анализ специфики, динамики и результативности взаимодействия органов государственной власти с населением в регионе

Введение

Актуальность темы исследования определяется возрастающим интересом общественности к изучению вопросов, касающихся взаимоотношения государственной власти и общества. Интерес, в свою очередь, основывается на тенденциях развития гражданского общества, демократические принципы которого содержат обязательное участие граждан в деятельности государственных структур.

Гражданское общество существует в диалектически противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к государству. В развитом гражданском обществе функции государства сосредоточиваются на выработке общей стратегии развития; определении и обосновании приоритетов, темпов, пропорций развития; экономической и социальной сфер общества; стимулировании общественно полезной деятельности граждан и защите их прав, собственности и личного достоинства; демократизации всех сфер жизнедеятельности народа, защите границ и обеспечении необходимого внутреннего порядка.

В настоящих условиях использование таких структур, как службы по связям с общественностью в органах государственной власти, является чрезвычайно актуальным и своевременным.

Актуальность темы исследования усиливается в связи с тем, что в России становление правового демократического государства и гражданского общества идёт в условиях политических и экономических проблем.

Органы государственной власти в России, являясь координатором политической жизни, несут на себе ответственность за соблюдение не только государственных, но и общественных интересов. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3), единственным носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является народ, но народ осуществляет свою власть, в том числе, через органы государственной власти, а значит, органы государственной власти в России не только координируют политическую жизнь в стране, но и несут на себе ответственность за соблюдение общественных интересов.

Государственное строительство не может проходить успешно без привлечения общественности на основе постоянного механизма взаимодействия государства и общества. В свою очередь, обеспечить согласование интересов – задача государственных органов, отвечающих за связи с общественностью.

Степень и уровень научной разработанности проблемы. Среди авторов, занимающихся вопросами связей с общественностью вообще, и, в частности, что касаемо формирования взаимодействия между органами государственной власти и населением, назовём следующие имена: С. Блэк, Р. Смит, Дж. Груниг, Чилдерс Х.Л., Тодц Хант, Айви Ли, Л. Бернейз, Х. Кентрил. Среди отечественных авторов: Бойков В.Э., Андреева Ю.А, Почепцов Г.Г., Королько В.Г., Шугрина Е.С., Ханов Г. Г., Косоруков А. В., Александрова О. Ю., Молчанова Я. П., Егоров В., Иванов А. Г.

Цель дипломной работы заключается в комплексном анализе специфики, динамики и результативности взаимодействия органов государственной власти с населением в регионе (на примере деятельности Администрации Губернатора Свердловской области). Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Определить сущность и специфику связей с общественностью в органах государственной власти и проанализировать особенности понятия "общественность" в контексте когнитивного подхода.

2. Проанализировать функции связей с общественностью относительно населения.

3. Рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования отношений органов государственной власти и населения.

4. Сформулировать организационные основы деятельности государственных служб по связям с общественностью.

5. Исследовать проблему оценки эффективности взаимодействия связей с общественностью органов государственной власти и населения.

6. Рассмотреть структурные подразделения Администрации Губернатора Свердловской области, занимающиеся связями с общественностью.

7. Изучить формы взаимодействия Администрации Губернатора и Правительства Свердловской области с населением.

8. Проанализировать динамику поступления обращений граждан к Губернатору Свердловской области и в адрес Правительства Свердловской; провести рейтинговый анализ тематики обращений; изучить контроль исполнения поручений по обращениям граждан.

9. Дать оценку эффективности взаимодействия Департамента информационной политики Администрации Губернатора Свердловской области с населением.

10. Привести рекомендации по повышению эффективности взаимодействия Департамента информационной политики Администрации Губернатора Свердловской области с населением.

Объектом исследования является процесс организации связей с общественностью в ОГВ.

Предметом исследования являются технологии формирования, осуществления и оценки эффективности связей с общественностью в органах государственной власти на примере деятельности Администрации Губернатора Свердловской области.

Теоретико-методологическая основа исследования. В основе дипломного исследования лежат положения и выводы ведущих российских и западных ученых, специализирующихся на изучении связей с общественностью в органах государственной власти. Анализ базировался на совокупности методов, приёмов, принципов, применяемых в области государственного управления и менеджмента, а также в социологии, социальной психологии и социальной философии.

Методология и методика научного исследования – выбраны методы сравнительного и системного анализа, а также метод социологический.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Во введении рассматривается актуальность темы исследования.

В первой главе рассматриваются основные теоретические положения связей с общественностью в области государственного управления: сущность, функции, структура, эффективность взаимодействия органов государственной власти и населения. Когнитивный подход, как методологическая основа организации взаимодействия органов государственной власти с населением.

Во второй главе рассмотрена система взаимодействия органов государственной власти с населением, это организационные основы, технологии организации, и эффективность взаимодействия. Формирование образа (имиджа), как ключевого направления в деятельности органов власти по связям с общественностью.

В третьей главе приведен анализ организации взаимодействия Администрации Губернатора Свердловской области с населением. Рассмотрены структурные подразделения занимающиеся связями с общественностью, НПА в соответствии с которыми осуществляет свою деятельность Управление пресс-службы, основные задачи и функции Департамента информационной политики. Исследована динамика поступления обращений граждан к Губернатору Свердловской области, приведена территориальная принадлежность обращений. Сформулированы рекомендации по совершенствованию взаимодействия Администрации Губернатора Свердловской области с населением.

В заключении подводятся итоги проведённого исследования.

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования связей с общественностью

связь общественность государственный власть

1.1  Когнитивный подход как методологическая основа организации взаимодействия органах государственной власти с населением

Мировой опыт формирования и развития социального государства свидетельствует, что основными его признаками являются преодоление отчуждения личности от власти, превращение государства в социально-ответственный инструмент общества, осуществляющий активную социальную политику в интересах всех категорий населения на основе принципов открытости и демократизма власти, социальной справедливости, согласия и взаимовыгодного партнерства. В целях формирования на практике вышеперечисленных признаков, прежде всего, необходимо взаимодействие общества и власти на основах постоянного диалога между ними, так как демократическая система управления не способна легитимно функционировать вне процессов гласности, игнорируя принцип "прозрачности" своей деятельности.

В информационном обществе потоки социальной информации, обеспечивающие "право человека на информацию", - это не вертикальные потоки, а горизонтальные, взаимовыгодные, осуществляющие коммуникацию в рамках таких социальных структур, которые обеспечивают всестороннее общественное участие. Современные органы государственного управления всего мира все больше осознают, что эффективность деятельности их структур напрямую зависит от потребностей, ожиданий и мнений граждан.

Диалог государственной власти с общественностью базируется на ряде основополагающих правил, наиболее важными из которых являются следующие:

·  постоянно и систематически информировать общественность о проводимой политике так, чтобы эта информация была доведена до каждого гражданина;

·  предоставлять общественности возможность высказать свое мнение о новых важных проектах и планах до принятия окончательных решений. При реализации многосторонних решений важно продемонстрировать, что никто не стремится добиться своих целей в ущерб другим сторонам. В случаях, когда объективно нельзя вызвать у всех участников тех или иных событий или процессов чувств победы, всегда можно добиться, чтобы неучастие во взаимодействии выглядело менее привлекательно, чем участие;

·  постоянно осуществлять намеренную оптимизацию контакта в современной обстановке недоверия к властям и неверия в будущее. В целях формирования доверия к структурам государственной службы необходимо принимать активное участие в открытых обсуждениях проблем.

Выполнение перечисленных правил взаимодействия власти с общественностью позволит развивать гражданское самосознание и воспитывать у людей активный интерес к проблемам государственного управления.

При нехватке или отсутствии общественного доверия, неприятия ценностей уменьшается возможность создания учреждений, действующих на неформальной, не иерархичной, саморегулирующейся основе, которые в новых условиях становятся продолжением и дополнением официальных учреждений.

Эти проблемы могут решаться в таких конкретных направлениях деятельности связей с общественностью в органах государственной власти, как установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями; информирование общественности о принимаемых решениях; изучение общественного мнения; анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом; прогнозирование общественно-политических процессов; обеспечение органов власти аналитическими разработками.

Связи с общественностью – важный элемент политической системы общества. В переходный период в России начала формироваться демократическая система, неотъемлемым атрибутом которой является наличие обратной связи между государственными органами и населением, участие народа в принятии политических решений. Система связей с общественностью является связующим звеном между государством и гражданским обществом.

В силу того, что в последнее время активно развивается процесс, который получил название "медиатизации" политики, перемещается в сферу средств массовой информации и коммуникации, государственная власть должна с особой ответственностью подходить к взаимодействию с прессой. Для этого следует помнить о том, что СМИ поднимают и освещают обсуждаемые в обществе темы и таким образом доводят их до сведения исполнительной власти. И они же представляют обществу деятельность правительства и, следовательно, контролируют и критикуют его действия, и это закономерное явление. В данном случае трудно переоценить значимость работы служб по связям с общественностью в органах государственного управления. Службы по связям с общественностью призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов.

В настоящее время важнейшей проблемой российской власти является низкий уровень доверия граждан к деятельности государственных учреждений. Преодоление сложившейся ситуации возможно при условии роста профессионализма государственных служащих, их умения вести диалог с населением, взаимодействовать и устанавливать контакты с различными социальными группами. Без поддержки государственных решений со стороны населения реформирование осуществить невозможно, поэтому изменение взаимоотношений между властью и гражданами становится актуальной задачей социально-политического управления.

В отношениях между властью и обществом назрела необходимость перехода от технологий воздействия к технологиям взаимодействия, а также учета общественного мнения и создания условий для привлечения граждан к принятию управленческих решений, особенно на местном уровне. Право граждан на получение информации, учет их позиции, предложений, привлечение к участию в подготовке решений может быть реализовано с помощью связей с общественностью. Использование знаний и умений в этой области способствует установлению обратной связи с населением, которая отвечает принципу субсидиарности, то есть передачи полномочий и ресурсов на более низкие, близкие к населению, управленческие уровни.

В органах государственной власти связи с общественностью являются "многофункциональной системой..., включающей в себя два аспекта. Во-первых, ... теоретическая работа с целью выработки рекомендаций для высшего руководящего звена. Во-вторых, ...практическая работа по оценке двустороннего потока информации с широким использованием финансовых и материально-технических средств, а также специальных форм и методов образовательно-воспитательного воздействия на массовое сознание и поведение людей, социальных групп, объединений и институтов".

Одним из наиболее перспективных способов современной управленческой мысли является управление на основе знаний. Ведь знания – это, прежде всего, информация, позволяющая принимать наиболее адекватные меры и вести эффективную деятельность. Наиболее передовой технологией управления на основе знаний является управление на основе когнитивного подхода, то есть, подхода предполагающего учет ценностей, мнений и информации, которыми владеет общество. Ведущая роль в становлении этого направления принадлежит Марку Джонсону и Джорджу Лакоффу и другим исследователям.

Общий смысл этого подхода сводится к тому, что формирование политики осуществляется на основе внутреннего и внешнего опыта всех участников взаимодействия. Понятие опыта многогранно и включает в себя мнения, позиции, навыки, знания и т.д.

По мнению, Ж-П. Бодуана, общественное мнение формируется под влиянием системы ценностей, преобладающих как над действиями, так и над поведением. К ценностям общественности органы государственной власти заставляет обратиться желание достичь легитимности и сформировать соответствующий имидж надежности, ответственности, стабильности бизнеса и т.д.

Важный вывод для исследования вопроса связей с общественностью в органах государственной власти с позиции когнитивного подхода состоит в том, что общественность реагирует не на действительность как таковую, а на то, как она представлена и отражена в его "картине" мира, состоящей из убеждений, ценностей, установок, языка, воспоминаний и других психологических фильтров. Внутренние представления создают психические состояния, которые затем управляют поведением людей. Поэтому когнитивный подход изучает структуру субъективного опыта человека, в принципиально эмпирическом ключе, т.е. большое значение имеют моделирование возможного поведения общественности, проведение экспериментов, проверка мероприятий. В соответствии с этим внимание специалистов по связям с общественностью должно быть сосредоточено на исследовании ментальных феноменов человека, как основы формирования адекватного и главное позитивного образа органов государственной власти.

Используя наработки когнитивного подхода в управлении совместно с достижениями современных информационных технологий, можно получить универсальный инструмент осуществления политики по связям с общественностью в органах государственной власти. В частности, это относиться к вопросу планирования деятельности связей с общественностью. Исследователи, в частности Старцев Я.Ю., формулируют следующий алгоритм:

1) определение основных характеристик пространства, в котором работают связи с общественностью, и осуществляется политика в целом (какие ценностные установки существуют в данном обществе, на данной территории, в социальной группе в целом и каковы представления по поводу власти и ее проявлений, связанных с проводимой политикой. Характеристика пространства может быть представлена в виде образных схем, которые включают рисунки, графики, логические схемы, текстовые примечания и пр.).

 2) определение целевой аудитории, ее интересов и целей (выявление адресата, его "картины миры"). Например, государственные структуры взаимодействуют со следующими целевыми аудиториями: население: избиратели, налогоплательщики и клиенты; выборные должностные лица; служащие; средства массовой информации.

3) определение устойчивых представлений целевой аудитории о государстве (необходимо максимально подробно охарактеризовать уже существующие представления, их структуру и условия формирования).

4) формулирование собственных целей проводимой PR-кампании (к формулированию цели кампании необходимо подойти творчески, отрешиться от шаблонов и оперативных задач).

5) составление перечня представлений (образов) об органах государственной власти, которые должны быть в конечном итоге сформированы у населения (т.е. что люди в результате должны видеть, во что верить, что знать и как все это должно быть организовано).

6) определение методов воздействия, модификации существующих представлений и формирования новых (используемые технологии и процедуры формирования образа органов государственной власти, установления коммуникаций и побуждения к действию – лоббирование, создание сайта в Интернете и т.д.).

7) разработка способов реализации изменений (изменения могут касаться структуры, процедур или целей деятельности. Проанализировать, каким образом можно разрушить вновь созданную систему представлений, выявить слабые стороны, проанализировать причины успеха или неуспеха кампании. В любом случае итогом этих изменений должно стать переосмысление деятельности.

Необходимо ответить на вопрос, зачем осуществляется деятельность связей с общественностью, и что лежит в ее основе? Основная задача связей с общественностью - формирование общественного мнения по широкому спектру проблем, касающихся деятельности правительства и местных органов власти, развития экономики, изменения межгосударственных отношений, а также проведение соответствующих исследований и сбор статистических данных.

Представим весь комплекс факторов, влияющих на формирование представлений человека об объекте в виде следующей цепочки:

Действия --- Отношения --- Интересы --- Потребности --- Ценности

В данном случае "Действия" есть результат мотивированного "Отношения" человека, основанного на собственных "Интересах" обусловленных "Потребностями", управляемыми "Ценностями".

Ценности – базисные, формируемые в течение длительного периода, а потому устойчивые и трудноизменяемые компоненты, определяющие поведение людей. Полностью изменить ценностные ориентации вряд ли способна даже самая масштабная PR-кампания, но попытаться оказать на них влияние можно. А учитывать их просто необходимо, поскольку именно ценностные ориентации управляют потребностями, то есть иерархическим комплексом желаний (материальных и духовных), без которых человек не мыслит своей жизни. В то же время совокупность потребностей, их иерархия носят гибкий, подвижный характер и технологии связей с общественностью вполне способны оказывать воздействие на их формирование.

Можно сделать вывод о том, что чем дальше от начального звена цепочки ориентирована политика связей с общественностью в органах государственной власти, т.е. от простого побуждения к действию до создания образа власти и установления долгосрочных двусторонних коммуникаций, тем более значимый результат может быть достигнут, как в отношении финансовых результатов деятельности, так и в целом имиджа органов власти.

Подводя итоги данному параграфу, следует отметить, что с совершенствованием демократических отношений в общественном развитии разрешение проблем осуществляется в форме диалога между государственными службами и гражданами. Это напрямую связано с уровнем политической поддержки гражданами государственных органов или отсутствием таковой. Исходной базой такой поддержки в свою очередь является взаимное доверие и взаимопонимание граждан и органов власти. В связи с этим гуманизируется деятельность структур по связям с общественностью, в первую очередь при органах исполнительной власти, разрабатываются новые технологии взаимодействия с общественностью, основывающиеся на принципах правдивости информации, высокой профессиональной компетентности, взаимного доверия и все большей открытости власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.