Дипломная работа: Комплексный анализ специфики, динамики и результативности взаимодействия органов государственной власти с населением в регионе
Когнитивный
подход является важной основой в организации взаимодействия органов
государственной власти с населением. Этот подход предполагает учет ценностей,
мнений и информации, которыми владеет общество, а это необходимо для
эффективного взаимодействия ОГВ и населения. Внутренние представления создают
психические состояния, которые затем управляют поведением людей.
Поэтому когнитивный подход изучает структуру субъективного опыта человека, в
принципиально эмпирическом ключе, т.е. большое значение имеют моделирование
возможного поведения общественности, проведение экспериментов, проверка
мероприятий. В соответствии с этим внимание специалистов по связям с
общественностью должно быть сосредоточено на исследовании ментальных феноменов
человека, как основы формирования адекватного и главное позитивного образа
органов государственной власти. Именно поэтому важным является желание достичь
легитимности и сформировать соответствующий имидж надежности, ответственности,
стабильности органов государственной власти.
1.2 Связи органов государственной власти с
общественностью: сущность и структура
Выражение "public relations" впервые
упоминается в 1907 году президентом США Томасом Джефферсоном: в тексте "Седьмого
обращения к Конгрессу" он вычеркнул выражение "состояние мысли",
вписал "паблик рилейшнз". Это можно считать первым историческим
упоминанием о новой сфере деятельности. Собственно, и родиной современных связей
с общественностью по праву считаются США. Именно в Соединенных Штатах
зародилось и сформировалось представление об этой новой сфере деятельности.
Бесспорно,
такое явление, как связь с общественностью или, более точно, связь органов
власти с населением, существовало в истории человечества много веков. Ещё во
времена расцвета таких цивилизаций как Вавилон, Древняя Греция и Древний Рим,
людей убеждали в том, что им следует признать власть своих правительств и своей
религии. Подобная практика существует до сих пор: межличностная коммуникация,
искусство красноречия, организация специальных мероприятий, паблисити и т. д.
Конечно же, никогда эта деятельность не носила название "связей с
общественностью", но сегодня перед работниками публичной сферы, которые
занимаются сходной деятельностью, стоят те же цели.
Связи с
общественностью (англ. public relation – "взаимоотношения
с общественностью") – "деятельность, формально направленная на
достижение взаимопонимания между различными организациями и общественностью, а
фактически преследующая цель формирования у общественности устойчивого
положительного образа той или иной организации, благожелательного отношения к
ней посредством профессиональной обработки общественного мнения".
Структуры
связей с общественностью в органах государственной власти существуют сегодня во
всех демократических странах, выполняя при этом разнообразные функции.
В само
понятие структура входят:
·
Субъект.
·
Общественность.
·
Механизмы
воздействия.
1) Субъект связей
с общественностью – организационные структуры в органах государственной власти,
выполняющие функции, а соответственно каждой функции обычно создаются
структурные подразделения.
Функции связей с общественностью в органах государственной власти
в отношении населения следующие:
·
Информационно-аналитическая
функция
направлена на выработку информационной политики по конкретным направлениям
государственной деятельности, ее стратегии и тактики, фиксирующих движение
событий по данным в динамике. Она включает тщательное изучение внешних и
внутренних контрагентов, анализ конкретных ситуаций при осуществлении
государственной политики, оценку общественного мнения, настроений, реакции
населения, подготовку массива аналитических данных для принятия наиболее
эффективных государственных решении.
·
Информационно-коммуникативная
функция предусматривает
продуцирование, тиражирование информации при выполнении информационной работы с
населением, а также для поддержания социально-психологического климата внутри
государственного учреждения, соблюдения служебной этики, фирменного стиля.
·
Консультативно-методическая
функция заключается
в консультации по организации и налаживанию отношений с общественностью. В том
числе и различных структур и подразделений органов государственной власти.
Разработка концептуальных моделей сотрудничества и социального партнерства,
программ, акций и кампаний PR.
·
Организационно-правовая
функция
предполагает совокупные меры и действия по подготовке проведению и организации
активных акций, PR-кампаний, различного уровня деловых встреч, выставок,
конференций с использованием средств массовой информации, аудио- и
видеотехники. Правовое обеспечение деятельности службы по связям с общественностью.
Таким
образом, связи с общественностью в органах государственной власти являются
многофункциональной системой по организации и налаживанию отношений с
общественностью, включающей в себя два аспекта:
·
деятельность
по связям с общественностью – это теоретическая работа с целью выработки
рекомендаций для высшего руководящего звена.
·
деятельность
по связям с общественностью включает в себя и практическую работу по оценке
двустороннего потока информации с широким использованием финансовых и
материально-технических средств, а также специальных форм и методов
образовательно-воспитательного воздействия на массовое сознание и поведение
людей, социальных групп, объединений и институтов.
2) Объект связей
с общественностью. Понятие общественности – неотъемлемая часть системы связей с
общественностью. Однако в понятие "общественность" зачастую
вкладывается различный смысл. Татаринова Г.Н., например, полагает, – не без
оснований – что сотрудникам по связям с общественностью непременно нужно уметь
различать среди разных образований именно общественность: "Массы людей, на
которые происходит воздействие связей с общественностью, – явление неоднородное
и требует определенной классификации".
Далее автор
даёт следующую классификацию:
·
действующая
толпа;
·
масса;
·
общественность.
Мы
рассматриваем общественность как еще один тип коллективного поведения. Это определенное
группирование людей образуется как отклик на определенную ситуацию, проблему.
Индивиды внутри общественности интенсивно участвуют в обсуждении определенной
проблемы, ищут ее решение. Они могут быть знакомы и не знакомы, могут регулярно
встречаться или жить в разных концах страны, но они обязательно включены в
обсуждение проблемы.
Понятия "общественность"
и "аудитория" в рамках темы "связей с общественностью"
часто являются синонимами. Такое случается тогда, когда отдельная группа людей
рассматривается как объект определенных форм влияния, пассивный реципиент
информации, к примеру, лекций, обращений, посланий и даже линии поведения
какого-либо лица или организации, которые рекламируются. Однако с точки зрения
теории и практики связей с общественностью пассивная аудитория представляет
специфический интерес для специалистов данной профессии. Любая пассивность
аудитории для работника сферы связей с общественностью (особенно если такой
аудиторией являются группы, существенно влияющие на функционирование
организации) означает, что по вине организации как таковой или вследствие
просчетов ответственных за область связей с общественностью в организации не все
благополучно. Поэтому не случайно постоянно разрабатываются и активно
проводятся кратко- и долговременные PR-кампании, направленные на то, чтобы пассивную
аудиторию превратить в активную, живо откликающуюся на политику, линию поведения,
продукцию данной организации или фирмы. Для работников по связям с
общественностью именно такая активная аудитория и становится общественностью.
У известного
эксперта в области паблик рилейшнз Сэма Блэка определение связей с
общественностью звучит так: "это планируемые, продолжительные усилия,
направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и
взаимопонимания между организацией и ее общественностью". А сам автор предпочитает
краткое и всеобъемлющее определение:
Связи с
общественностью – "это искусство и наука достижения гармонии посредством
взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности".
Для органов
государственной власти, общественность, это население всей страны, особое
группирование индивидов, не имеющее организационной формы, состав которого
может меняться. Общественность не отличается единомыслием, она – в дискуссии,
порой доходящей до конфликтов. При этом различия во мнениях не мешают выявлению
рационального. Общественность приобретает свой особый тип единства и
возможность действовать благодаря достижению какого-то коллективного решения
или выработке какого-то коллективного мнения.
3) Взаимодействие
между органами государственной власти и населением как система, должно
строиться на основе следующих фундаментальных принципов:
1. Связи с
общественностью имеют дело с реальной, а не воображаемой действительностью, с
фактами, а не фикцией. Поэтому основой их успешной политики является абсолютная
правдивость, тщательное планирование и выполнение программ,
главной целью которых выступает удовлетворение общественных интересов.
2. Связи с
общественностью – профессия, ориентированная на такое оказание услуг, где
основное значение имеют интересы общественности, а не собственная выгода. Иначе
говоря, связи с общественностью – это абсолютно преданное служение общественности.
3. Поскольку
специалист по связям с общественностью обязан обращаться к общественности и
искать у неё поддержки программ и политики организации, главным критерием
выбора этих программ и направлений политики должен быть общественный интерес.
4. Учитывая
то, что специалист по связям с общественностью обращается к различным группам
общественности через средства массовой информации, являющиеся по своему
характеру общественными каналами коммуникации, он обязан сохранять чистоту этих
каналов. Он никогда не должен преднамеренно или невзначай вводить в
заблуждение средства массовой информации.
5. Находясь
между организацией и окружающей ее общественностью, специалисты по созданию
общественного мнения обязаны быть эффективными коммуникаторами,
передавать информацию в обоих направлениях до тех пор, пока не будет достигнуто
взаимопонимание.
6. Чтобы
содействовать коммуникации в обоих направлениях и быть эффективными
коммуникаторами, специалисты по связям с общественностью должны хорошо знать
мнения и настроения различных групп общественности, широко применяя научные
методы изучения общественного мнения.
7. Чтобы
глубже понять волнующие общественность проблемы и отыскать лучшие пути выхода
на них, работники связей с общественностью не должны надеяться исключительно на
интуицию, они обязаны опираться на выводы таких социальных наук, как
психология, социология, социальная психология, широко пользоваться их
методологией изучения общественного мнения, процессов коммуникации и семантики.
8. Поскольку
научными исследованиями связей с общественностью занимаются многие специалисты,
практики этой сферы должны постоянно привлекать и адаптировать к своим условиям
разработки смежных дисциплин, включая теорию познания, психологию человека,
социологические, политологические, экономические и исторические теории. Словом,
к сфере связей с общественностью необходим междисциплинарный подход.
9. Работники
связей с общественностью обязаны разъяснять общественности суть проблем заблаговременно,
еще до того, как они перерастут в кризис. Это значит, что необходимо бить
тревогу и давать своевременно советы, чтобы люди не оказались застигнутыми
врасплох.
10.
Деятельность работников связей с общественностью следует оценивать на основании
единого критерия – этики поведения. Личностные черты определяются
исключительно тем, какой репутацией он пользуется.
Как мы видим
из вышеизложенного, функции и принципы согласуются с современными тенденциями в
области связей с общественностью, что касаемо стратегии налаживания взаимоотношений
между государственными органами и населением, специалисты по связям с
общественностью полностью направляют свою деятельность на удовлетворение
общественных интересов, преданное служение общественности. Находясь между органами
власти и окружающей ее общественностью, специалисты по связям с общественность
должны быть эффективными коммуникаторами, передавать информацию в обоих
направлениях до тех пор, пока не будет достигнуто взаимопонимание.
Таким образом, в качестве
вывода по данному параграфу можно сказать следующее: связи с общественностью –
это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания,
основанного на правде и полной информированности. Установление эффективных
связей с общественностью – неотъемлемая часть современного стиля управления в
государственных организациях и местных органах власти.
Основная задача связей с
общественностью – формирование общественного мнения по широкому спектру
проблем, касающихся деятельности правительства и местных органов власти,
развития экономики, изменения межгосударственных отношений, а также проведение
соответствующих исследований и сбор статистических данных. Основная функция
связей с общественностью - информировать общественность о результатах
деятельности органов власти, принимаемых, принятых и готовящихся к принятию
решениях. Важнейшим условием успешности и эффективности деятельности таких
служб в условиях демократии является содействие открытости деятельности власти,
расширение информированности общества.
Поводя итог
первой главе, отметим основные методологические моменты нашего исследования:
1.
Под
связями с общественностью мы будем понимать сочетание двух, взаимодополняющих
смыслов – прагматического (связанного с ведением эффективной деятельности органов
власти, посредством формирования благоприятного имиджа и коммуникаций) и
идеалистического (предполагающего общественную значимость деятельности по
связям с общественностью, т.е. построение гармоничных отношений между властью и
ее общественностью).
Деятельность служб по связям с общественностью, направлена на достижение
взаимопонимания между органами государственной власти и общественностью. Связь
с общественностью является наукой и искусством формирования общественного
мнения в желаемом направлении.
2. Функции служб
по связям с общественностью в органах государственной власти Российской
Федерации в отношении населения следующие:
·
Информационно-аналитическая
функция направлена
на выработку информационной политики по конкретным направлениям государственной
деятельности;
·
Информационно-коммуникативная
функция предусматривает
продуцирование информации;
·
Консультативно-методическая
функция заключается
в консультации по организации и налаживанию отношений с общественностью;
·
Организационно-правовая
функция
предполагает совокупные меры и действия по подготовке проведению и организации
активных акций;
2.
Когнитивный
подход является важной основой в организации взаимодействия органов
государственной власти с населением. Этот подход предполагает управление на
основе знаний, а знания – это, прежде всего, информация, позволяющая принимать
наиболее адекватные меры и вести эффективную деятельность. Общий смысл этого
подхода сводится к тому, что формирование политики осуществляется на основе
внутреннего и внешнего опыта всех участников взаимодействия.
3.
При создании
имиджа органов государственной власти необходимо учитывать ценностные
ориентации, ожидания и интересы общественности, которые стимулируют население
не только совершать действия, но и на более высоком уровне – вырабатывают устойчивое
позитивное отношение к государству в целом. Поэтому теоретическим основанием
исследования связей с общественностью является когнитивный подход.
4.
Политика
связей с общественностью должна сопровождаться постоянным мониторингом и
оценкой эффективности проводимых мероприятий, и особенно важно еще на этапе
планирования установить критерии и методы такой оценки.
В следующей
главе мы рассмотрим механизмы организации взаимодействия органов
государственной власти с населением. Общие тенденции формирования образа, как
ключевого направления в деятельности органов власти. Технологии организации
взаимодействия органов государственной власти и населения. Так же проведем
оценку эффективности взаимодействия.
Глава 2. Система взаимодействия органов государственной
власти с населением
2.1 Организационные основы взаимодействия
органов государственной власти с населением
Службы по
связям с общественностью в органах власти, предполагают организацию и
поддержание равноправного диалога между гражданами и властью, притом, что
главной целью этого диалога является совместный поиск путей решения проблем,
волнующих граждан.
Воздействие
характера государства и принципов организации государственной службы на
организацию работы служб по связям с общественностью находит отражение, прежде
всего в тех целях и задачах, которые ставят соответствующие властные структуры
перед службой по связям с общественностью на уровне проектирования этих служб.
Перевод
целевых назначений служб по связям с общественностью на язык политической
социологии и учет их представления в преамбулах проанализированных автором
Положений по связям с общественностью 31 субъекта Российской Федерации выявили
следующую картину.
Перечень
таких целей и задач содержится в Положениях о службах по связям с
общественностью, которыми она призвана руководствоваться в своей деятельности.
В качестве
основных целей деятельности служб по связям с общественностью названы: (% от
числа обследованных субъектов):
1.
обеспечение гласности, открытости в работе администрации - 30%;
2.
обеспечение связей с гражданами и их объединениями - 91 %;
3. содействие
сотрудничеству с гражданами и их объединениями в разработке и реализации
программ и решений - 38%;
4. содействие
реализации законодательства - 32%;
5. содействие
становлению институтов гражданского общества - 10%.
Как
свидетельствуют полученные данные, в Положениях о службах по связям с
общественностью субъектов Российской Федерации почти повсеместно присутствует
только одна целевая функция - обеспечение связей с гражданами и их
объединениями.
Функциональные
особенности деятельности служб по связям с общественностью в органах
государственной власти определяют их организационное устройство. Как показывает
практика, чаще всего структуры, которые в государственных структурах занимаются
связями с общественностью, состоят из четырех подразделений.
·
Информационно-аналитический
отдел.
·
Отдел
по информационным коммуникациям.
·
Отдел
по работе с политическими партиями и общественными организациями.
·
Организационно-правовой
отдел.
Анализ
деятельности современных российских государственных структур по связям с
общественностью показывает, что распределение обязанностей между этими
подразделениями, как правило, происходит следующим образом.
Задачи
информационно-аналитического отдела:
1.
Сбор
и анализ информации социально-политического характера, связанной с
осуществлением политической и экономической деятельности Правительства и
государственной думы Российской Федерации, региональных органов исполнительной
и законодательной власти.
2.
Мониторинг,
анализ состояния и динамики общественного мнения в процессе осуществления
экономических, политических и социальных программ и акций.
3.
Анализ
деятельности региональных средств массовой информации по освещению и
интерпретации деятельности федеральных и региональных органов государственного
управления.
4.
Прогнозирование
социально-политической ситуации и возможных сценариев развития событий в
стране, регионе, субъекте РФ, в связи с реализацией инициатив, политических
акций, расходов в экономической и социальной политике как федеральных, так и
региональных органов власти.
5.
Экспертиза
материалов, информирующих о деятельности органов государственной власти.
6.
Выработка
методических рекомендаций по информационному обеспечению деятельности органа власти,
распространению информации и осуществлению информационного обмена в интересах
формирования полной и достоверно положительной оценки населением органа власти.
Задачи
отдела по информационным коммуникациям:
1. Формирование
объективного общественного мнения о деятельности органа государственной власти.
2. Информирование
о деятельности и разъяснение принимаемых решений и практических действий
органов власти.
3. Аккредитация
и обеспечение журналистов при государственном учреждении, в порядке,
предусмотренном действующим законодательством.
4. Подготовка
и распространение заявлений, сообщений, пресс-релизов и других официальных
информационных материалов органов государственной власти.
5. Проведение
разъяснительных мероприятий с использованием различных форм (рекламные
проспекты, информационные стенды, листовки, бюллетени, опросы общественного
мнения и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|