Дипломная работа: Комплексный анализ специфики, динамики и результативности взаимодействия органов государственной власти с населением в регионе
Общеизвестно,
что в той или иной степени в любом обществе всегда присутствует определённое
недоверие со стороны общества к власти и её действиям. Механизм
правительственных связей с общественностью должен непрерывно использоваться для
максимального снижения уровня недоверия между властью и обществом, нахождения
эффективных способов решения социальных проблем и достижения необходимого
баланса в реализации интересов. Доверие и понимание со стороны общества может
быть достигнуто только в том случае, если власть сама будет стремиться в
максимально допустимых пределах предоставлять обществу объективную информацию о
своих решениях и действиях, о текущих событиях и положении в стране, т. е.
оказывать соответствующие информационные услуги, обеспечивающие информационную
открытость и прозрачность её деятельности. Решение этой задачи во многом
определяется эффективностью информационного управления, реализуемого службами
по связям с общественностью аппарата государственной службы.
Учёные,
изучающие систему связей с общественностью, и люди, непосредственно принимающие
участие в организации взаимодействия с общественностью, все без исключения
подчеркивают, что связи с общественностью являются наукой и искусством
формирования общественного мнения в желаемом направлении. Однако все направления
деятельности объединяет нечто общее, с чем имеют дело специалисты по связям с
общественностью. Это – создание информации, что в свою очередь, тесно связано с
понятием управления. Следовательно, одна из функций связей с общественностью –
это специальная система управления информацией.
Итак, главная
цель связей с общественностью состоит в том, чтобы склонить общественное мнение
в поддержку какой-либо конкретной организации.
Специалисты в области связей с общественностью пришли к
тому, что долговременные отношения, могут лучше всего быть измеримы,
сосредотачиваясь на шести важных элементах или компонентах отношений. Это следующие
элементы:
1. Взаимный контроль – это степень, о
которой стороны договариваются о том, кто из них имеет законную власть влияния
на друг друга. Хотя некоторая неустойчивость может присутствовать, однако
устойчивые взаимоотношения требуют, чтобы власть и общество имели некоторый
контроль друг над другом.
2. Доверие – уровень одной стороны доверия и
готовности открыть себя другой стороне. Существуют три уровня доверия:
·
честность: вера в то, что власть
справедлива;
·
зависимость: вера в то, что власть
будет делать то, что она провозглашает;
·
компетентность: вера в то, что власть
обладает способностью делать то, что она провозглашает.
3. Обязательство – степень, в которую каждая
сторона верит и чувствует, что отношения стоят того, что бы тратить на них
энергию, поддерживать и продвигать их. Можно выделить два измерения
обязательства – длительность обязательства (эта характеристика относится к
длительности действия) и эффективность обязательства (ориентация на
эмоциональное восприятие).
4. Удовлетворение – степень, с которой одна сторона чувствует довольство к другой
потому, что положительные ожидания об отношениях укреплены. Удовлетворение
также может происходить, когда одна сторона верит, что осуществляющиеся
отношений другой стороны положительны.
5. Обмен взаимоотношениями – обмен во взаимоотношениях,
когда одна сторона дает выгоды другой, потому что другая обеспечила основания
для получения выгоды в прошлом или ожидаемом будущем.
6. Общественные отношения – в общественных
отношениях, обе стороны обеспечивают выгоды друг к другу, потому что они
заинтересованы в благосостоянии каждого – даже когда они не получают
ничего взамен. Для деятельности связей с общественностью по развитию
общественных отношений, такие взаимоотношения гораздо более важно достигнуть,
чем просто развивать взаимоотношения предыдущего элемента.
Таким
образом, службы по связям с общественностью способствуют большей эффективности
органов власти в том случае, если в результате стратегических управленческих
решений выделяются стратегические группы населения и проводятся специальные
коммуникативные программы.
Подводя итоги второй главе, отметим следующее:
1.
Фундаментом
политики по связям с общественностью является, несомненно, имидж. Он служит как
фактором, так и показателем общей финансово-экономической успешности органов
власти, влияет на эмоционально-ценностное отношение общества и является залогом
устойчивого развития.
2.
При создании
имиджа органов государственной власти необходимо учитывать ценностные
ориентации, ожидания и интересы общественности, которые стимулируют население
не только совершать действия, но и на более высоком уровне – вырабатывают
устойчивое позитивное отношение к государству в целом. Поэтому теоретическим
основанием исследования связей с общественностью является когнитивный подход.
3.
Функциональные особенности деятельности служб по связям с общественностью в
органах государственной власти определяют их организационное устройство. Как
показывает практика, в государственных органах службы по связям с
общественностью, состоят из четырех подразделений:
·
Информационно-аналитический
отдел.
·
Отдел
по информационным коммуникациям.
·
Отдел
по работе с политическими партиями и общественными организациями.
·
Организационно-правовой
отдел.
4. Наибольшей
эффективности службы по связям с общественностью достигают в том случае, если в
результате стратегических управленческих решений выделяются стратегические
группы населения и проводятся специальные коммуникативные программы.
Долговременные отношения
могут лучше всего быть измеримы, сосредотачиваясь на шести важных элементах или
компонентах отношений. Это следующие элементы: взаимный контроль, доверие,
обязательство, удовлетворение, обмен взаимоотношениями, общественные отношения.
В России стратегическое и долгосрочное планирование связей
с общественностью пока не получило широкого распространения в силу целого ряда
причин, связанных как с объективными по отношению к субъектам государственной
коммуникации причинами, так и с субъективными, внутренними противоречиями в
развитии самой системы государственного управления, к которым можно отнести
отсутствие опыта, знаний технологий связей с общественностью, а также нежелание
чиновников строить общение с населением на новых, открытых, демократических основах.
Глава 3.
Анализ организации взаимодействия Администрации Губернатора Свердловской
области с населением
3.1 Организация взаимодействия Администрации Губернатора
Свердловской области с населением
Департамент информационной политики Губернатора Свердловской
области (далее - Департамент) является структурным подразделением администрации
Губернатора Свердловской области. В своей деятельности департамент
руководствуется федеральным и областным законодательством, распоряжениями
руководителя администрации Губернатора Свердловской области.
Департамент состоит из управления пресс-службы, управления печати
и отдела аудиовидеозаписи. В Департамент информационной политики Губернатора
Свердловской области входят пресс-секретарь Губернатора Свердловской области,
помощник директора Департамента и секретарь-референт.
Управление пресс-службы осуществляет свою деятельность в
соответствии с положениями, утверждаемыми первым заместителем руководителя
администрации Губернатора Свердловской области - директором департамента
информационной политики Губернатора Свердловской области.
Начальник управления пресс-службы осуществляет полномочия,
предусмотренные положениями о соответствующих структурных подразделениях
Департамента, а также иными правовыми актами, устанавливающими права и
обязанности этого должностного лица. Другие государственные служащие
Свердловской области, замещающие должности в управлении пресс-службы,
управлении печати и отделе аудиовидеозаписи, пресс-секретарь Губернатора
Свердловской области, помощник директора Департамента и секретарь-референт
исполняют должностные обязанности, установленные в соответствии с
законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе
Российской Федерации.
Основной задачей Департамента информационной политики является
обеспечение деятельности Губернатора Свердловской области, связанной с
реализацией полномочий Губернатора Свердловской области в информационной сфере.
Департамент осуществляет функции планирования, организационные,
аналитические, информационные и правотворческие функции.
Для выполнения задач и осуществления функций, предусмотренных
настоящим Положением департамент информационной политики:
1. разрабатывает планы мероприятий по систематическому
предоставлению средствам массовой информации сведений о деятельности
Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области и иных
исполнительных органов государственной власти Свердловской области, о
социально-экономическом положении Свердловской области, обеспечивает
организацию взаимодействия администрации Губернатора Свердловской области и
аппарата Правительства Свердловской области по выполнению этих планов;
2. подготавливает предложения Губернатору Свердловской области по
осуществлению исполнительными органами государственной власти Свердловской
области информационной политики;
3. осуществляет подготовку и организует проведение
пресс-конференций, интервью, иных встреч Губернатора Свердловской области и
председателя Правительства Свердловской области с представителями средств
массовой информации, выступлений Губернатора Свердловской области, председателя
Правительства Свердловской области, членов Правительства Свердловской области в
средствах массовой информации;
4. подготавливает и распространяет в средствах массовой информации
официальные заявления и сообщения Губернатора Свердловской области и
Правительства Свердловской области;
5. участвует в подготовке и организации зарубежных визитов
Губернатора Свердловской области и делегаций, представляющих Свердловскую
область, визитов в Свердловскую область официальных должностных лиц и делегаций,
представляющих иностранные государства, субъекты иностранных федеративных
государств, административно-территориальные образования иностранных государств
и международные организации, в целях информационного обеспечения этих визитов;
6. создает информационные материалы, в том числе просветительского
содержания, о деятельности Губернатора Свердловской области, Правительства
Свердловской области, областных и территориальных исполнительных органов
государственной власти Свердловской области, об отдельных проблемах в отраслях
экономики и отраслях социальной сферы Свердловской области;
7. организует взаимодействие администрации Губернатора
Свердловской области со средствами массовой информации по вопросам освещения
деятельности органов государственной власти Свердловской области;
8. содействует другим структурным подразделениям администрации
Губернатора Свердловской области в подготовке материалов для средств массовой
информации по вопросам, отнесенным к ведению этих подразделений;
9. осуществляет анализ публикаций и сообщений в средствах массовой
информации о деятельности органов государственной власти Свердловской области,
в том числе о решениях и выступлениях Губернатора Свердловской области,
подготавливает для Губернатора Свердловской области и руководителя
администрации Губернатора Свердловской области соответствующие обзоры и
аналитические материалы;
10. планирует мероприятия, связанные с осуществлением Губернатором
Свердловской области полномочий учредителя средств массовой информации,
обеспечивает выполнение соответствующих мероприятий;
11. организует взаимодействие администрации Губернатора
Свердловской области с областными исполнительными органами государственной
власти Свердловской области по вопросам деятельности государственных унитарных
предприятий Свердловской области, осуществляющих выпуск полиграфической
продукции, а также с организациями полиграфии и книгоиздания по вопросам
изготовления продукции, необходимой для обеспечения деятельности Губернатора
Свердловской области и Правительства Свердловской области в информационной сфере;
12. рассматривает обращения граждан и организаций по вопросам,
отнесенным к ведению Департамента, подготавливает проекты ответов на обращения
граждан и организаций;
13. разрабатывает проекты указов и распоряжений Губернатора
Свердловской области, распоряжений руководителя администрации Губернатора
Свердловской области по вопросам, отнесенным к ведению Департамента;
14. осуществляет иные полномочия, предусмотренные указами и
распоряжениями Губернатора Свердловской области, распоряжениями руководителя
администрации Губернатора Свердловской области.
Задачи и функции Департамента информационной политики основываются
на когнитивном подходе, то есть, подходе предполагающем учет ценностей, мнений
и информации, которыми владеет общество. С совершенствованием демократических
отношений в общественном развитии разрешение проблем осуществляется в форме
диалога между органами государственной власти и гражданами. Этот диалог
осуществляет Департамент информационной политики, в виде систематического
предоставления средствам массовой информации сведений о деятельности
Губернатора Свердловской области; распространяет официальные заявления и
сообщения Губернатора, создает информационные материалы, в том числе
просветительского содержания и так далее. Губернатор Свердловской области в
системе взаимодействия с населением использует диалог через средства массовой
информации: на радио и телевидении, прямую телефонную линию в редакции "Областной
газеты", личные встречи с населением, также встречи в режиме
видеоконференцсвязи. В связи с этим, взаимодействие с общественностью в
Администрации Губернатора, основывается на принципах правдивости информации,
высокой профессиональной компетентности, взаимного доверия и все большей
открытости власти. Следовательно, когнитивный подход является важной основой в
организации взаимодействия Администрации Губернатора с населением.
Губернатор Свердловской области и Правительство Свердловской
области уделяют работе с обращениями граждан особое внимание, расценивая эту
сферу социальных отношений как один из важнейших каналов обратной связи органов
исполнительной власти с населением.
Жители Свердловской области активно используют свое
конституционное право на обращение в государственные органы и органы местного
самоуправления. Ежегодно в адрес Губернатора и Правительства Свердловской области
поступает более 12 тысяч различных заявлений, жалоб и предложений. Для области
с населением 4,4 миллиона человек – это достаточно яркий показатель гражданской
активности.
Практика работы с обращениями граждан показывает, что
исполнительная власть остаётся главным гарантом гражданских прав, к которому
обращены надежды подавляющего большинства граждан России. Именно по тому,
насколько успешно будут функционировать административно-правовые механизмы
реализации и защиты прав граждан, насколько чутко и эффективно будет
реагировать на обращения граждан исполнительная власть, будут судить об
эффективности и состоятельности государства в целом.
Современные социально-политические процессы мотивируют задачи в
направлении повышения уровня доверия к государству, без чего никакое
прогрессивное развитие невозможно.
И роль института обращений граждан в этой части огромна. Обращения
выполняют в сущности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство
защиты прав граждан. Наряду с судебной защитой, защита административная,
проявляющаяся в реакции органов исполнительной власти на обращение гражданина и
принятии ими соответствующих мер, есть важнейшее средство охраны человека, его
прав и свобод. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реализации его
конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно,
одна из форм выражения народовластия. Посредством обращений гражданин может
воздействовать на принятие решений Администрацией Губернатора Свердловской
области, внося свой вклад в выработку государственной политики в различных
областях жизни. И в-третьих, обращения граждан - это средство обратной связи,
выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью.
В условиях демократического государства и общества отработанные механизмы обратной
связи необходимы как воздух, притом в первую очередь самой власти. Кроме того,
обращения граждан часто могут вскрыть некую ещё не замеченную проблему,
возможно, указать пути её разрешения, и способствовать, таким образом,
совершенствованию системы государственного управления, улучшению социальной
действительности в целом.
К сожалению, когда порой должностные лица на местах, прикрываясь
трудностями глобального масштаба, не оказывают помощи конкретному человеку в
решении насущного вопроса, это расценивается людьми как бюрократизм, равнодушие
к нуждам людей. В результате не только подрывается авторитет конкретной
администрации, но и компрометируется вся система исполнительной власти. В
организации приёма следует повсеместно использовать активные формы, не ждать,
когда граждане обратятся в администрацию с наболевшим вопросом, а идти
навстречу людям. Пример тому подают руководители области, руководители
исполнительных органов государственной власти, которые проводят ежемесячно в
муниципальных образованиях Дни министерств, приём населения по личным вопросам
в общественных приёмных Губернатора Свердловской области на территории
муниципальных образований. В практике работы многих руководителей муниципальных
образований активно используются такие формы работы, как проведение
информационных встреч с населением в посёлках и сёлах, встречи с учителями,
работниками здравоохранения и др.
Всем руководителям Администрации Губернатора надо чётко понимать,
что при хорошо поставленном учёте, анализе и контроле исполнения поручений
обращения граждан становятся важным источником общественно значимой информации,
необходимой для принятия управленческих решений.
Изучая обращения граждан, внимательно и чутко относясь к поднимаемым
в них вопросам, Департамент информационной политики будет быстрее поспевать за
изменениями в современном необычайно динамичном, обществе, что поможет ему
стать более эффективным. В силу всего этого институт обращений граждан в
современной правовой действительности занимает одно из важнейших мест.
Губернатор и Правительство Свердловской области используют все
формы взаимодействия с населением: письменно, устно, через информационные
системы общего пользования – для эффективной защиты прав и свобод человека и
гражданина, участия населения в делах государства и общества.
В 2009 году Губернатор Свердловской области, Правительство
Свердловской области, исполнительные органы государственной власти Свердловской
области, органы местного самоуправления в Свердловской области проводили
целенаправленную организаторскую работу по улучшению работы с обращениями
граждан. Обращения граждан рассматриваются в установленном порядке и
своевременно, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Эффективно
обеспечивается реализация права граждан на обращения в органы государственной
власти Свердловской области и к должностным лицам в связи с признанием,
соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов граждан.
За прошедший 2009 год к Губернатору Свердловской области и в адрес
Правительства Свердловской области поступило 10918 письменных и устных
обращений, что на 14 процентов больше, чем в 2008 году.
Диаграмма 1
Динамика поступления обращений граждан
По видам обращений, в управлении по работе с обращениями граждан
зарегистрировано за 2009 год: заявлений - 10592, жалоб - 275, предложений - 51,
В том числе:
·
5445
– из вышестоящих органов (увеличение на 64 процента);
·
2832
– от льготных категорий населения (уменьшение на 4 процента);
·
1938
– повторных (увеличение на 6 процентов);
·
762 –
коллективных (рост на 5 процентов).
По территориальной принадлежности наибольшее количество обращений
поступило из городов и районов Восточного управленческого округа Свердловской
области (1403) и Западного управленческого округа Свердловской области (1351),
а наименьшее (920) - из Южного округа. В 60 муниципальных образованиях в
Свердловской области относительный показатель количества обращений на 10 тыс.
населения выше среднеобластного (в 2009 году – 15,16). Наибольшая активность
обращений граждан: г. Красноуральск (40,3), г. Арамиль (38,1), г. Кушва (35,2),
г. Дегтярск (33,9), Талицкий городской округ (30,9), Белоярский городской округ
(30,6), Верхотурский городской округ (26,2), город Екатеринбург (31,6).
Диаграмма 2
Поступило письменных и устных обращений в 2009 году
Анализ динамики поступления обращений в течение 2009 года
показывает, что общее количество обращений во втором полугодии увеличилось на
25 процентов по сравнению с первым полугодием текущего года, а в сравнении с
аналогичным периодом предыдущего 2008 года - увеличилось на 41 процент.
Наибольшее количество обращений в 2009 году поступало в периоды: март – апрель,
июль и октябрь – декабрь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|