Дипломная работа: Комплексный анализ специфики, динамики и результативности взаимодействия органов государственной власти с населением в регионе
В 2009 году уделялось внимание
кадрам, непосредственно занимающимся работой с обращениями граждан. Системно,
по графику, проведены семинары-совещания в 22 исполнительных органах
государственной власти Свердловской области и в 13 Муниципальных образованиях
по реализации Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ "О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". С учетом
особенностей современного делопроизводства и форм организации контроля
подготовлены рекомендации по повышению эффективности работы с обращениями
граждан.
Анализ работы по
взаимодействию с населением показал, что в 2009 году активизировалась
организаторская, контрольная и аналитическая деятельность Администрации
Губернатора Свердловской области, аппарата Правительства Свердловской области,
исполнительных органов государственной власти Свердловской области по основным
направлениям: защита прав, свобод, законных интересов человека и гражданина,
укрепление законности и правопорядка; обязательность рассмотрения обращений
граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к
социальным группам и общественным объединениям; своевременность и объективность
рассмотрения обращений граждан.
Анализ тематики и характера
обращений граждан может служить показателем гражданской активности, динамики
социально-экономических процессов и расценивается Губернатором Свердловской
области и Правительством Свердловской области как один из важных каналов
обратной связи населения с исполнительными органами государственной власти.
3.2 Совершенствование взаимодействия Администрации Губернатора Свердловской
области с населением
В Свердловской области создана
действенная система работы по взаимодействию с населением, подкрепленная
необходимыми нормативными правовыми актами Свердловской области и
организационно-распорядительными документами.
Порядок и основные принципы
детализированы с закреплением административных процедур на всех этапах
взаимодействия с населением в Инструкции по делопроизводству.
Распоряжением Губернатора
Свердловской области установлены дополнительные меры ответственности
должностных лиц за нарушения в работе с обращениями граждан. Формы
дисциплинарной ответственности за нарушения в работе с обращениями граждан
устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и
включаются в трудовой договор (контракт) и должностной регламент (инструкцию)
должностного лица. Положение о премировании, устанавливает уменьшение размера
премии при нарушении сроков рассмотрения обращений граждан на 20 процентов.
Законом Свердловской области "Об
административных правонарушениях…" установлена административная
ответственность за нарушения порядка рассмотрения обращений, а равно
неисполнение обязанностей по проведению личного приема граждан (предупреждение
или административный штраф на должностных лиц в размере от пяти до десяти
минимальных размеров оплаты труда).
В целях повышения
эффективности взаимодействия с населением в первую очередь была отработана
система обеспечения неукоснительного соблюдения установленных Федеральным
законом порядка и сроков рассмотрения обращений граждан, кардинального
повышения качества этой работы. Определены меры по предотвращению повторных
жалоб. Налажена система информирования руководителей по контрольным параметрам
административных процедур при работе с обращениями.
Ежемесячно краткая
аналитическая справка о работе с обращениями граждан представляется Губернатору
и председателю Правительства Свердловской области, а ежеквартально данная
информация рассматривается на общем аппаратном совещании Правительства
Свердловской области с участием всех руководителей исполнительных органов
государственной власти Свердловской области.
На заседании Президиума
Правительства Свердловской области 31.08.2009 г. был рассмотрен вопрос об
исполнении в первом полугодии 2009 года Федерального Закона "О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" исполнительными
органами государственными власти Свердловской области, государственными
организациями Свердловской области и органами местного самоуправления.
В соответствующей выписке из
протокола (№ 10 §2 от 31.08.2009 г.) дана оценка эффективности работы с
обращениями граждан, отражено состояние исполнительской дисциплины при
выполнении поручений по жалобам и заявлениям граждан, сформулированы
необходимые рекомендации. Установлено требование руководителям исполнительных
органов государственной власти Свердловской области, руководителям органов
местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области
разработать и утвердить административный регламент рассмотрения обращений
граждан.
Анализ тематики обращений
воспринимается руководством области как своеобразный индикатор
социально-экономических процессов в Свердловской области.
Под особым контролем
Губернатора и председателя Правительства Свердловской области находится
выполнение поручений: по жалобам в процессе начала отопительного сезона,
сигналам о несвоевременной выплате заработной платы, вопросам социального благополучия
пенсионеров и льготных категорий населения. Материалы по обращениям граждан
нередко служат дополнительным стимулом в подготовке нормативных правовых актов
и управленческих решений.
Отдельного анализа потребовала
работа с повторными обращениями. За счет усиления контроля руководителями
исполнительных органов государственной власти Свердловской области за
результатами работы с обращениями граждан, в январе – феврале 2010 года на 1,5
процента уменьшилось количество обращений, повторно поступивших в адрес
руководителей области. Следует отметить, что реально негативным показателем
является повторность жалоб (так как дублирование заявлений и предложений в
разные инстанции часто не связано с конкретными ущемлениями прав граждан и их
законных интересов).
Так, динамика увеличения числа
повторных обращений в прошлом 2009 году по сравнению с 2008 годом частично
обусловлена увеличением числа дублирующихся обращений в государственные органы
разного уровня. Например, в адрес Губернатора, в общественную приёмную председателя
парии "Единая Россия" В.В.Путина, к полномочному представителю
Президента РФ в Уральском Федеральном округе, через "Интернет-приёмную"
Президента Российской Федерации.
Если срок рассмотрения по
первичному (более раннему) обращению истек, то все поступающие дублирующиеся
обращения регистрируются в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ как
повторные и рассматриваются по полному циклу. Особой проблемы здесь нет, так
как повторные жалобы в обязательном порядке ставятся на контроль по исполнению
во избежание фактов волокиты или неполных неаргументированных ответов – "отписок",
по меткому названию граждан.
При осуществлении
административной процедуры "контроль результата" и "списание в
дело" руководители исполнительных органов государственной власти
Свердловской области нередко не закрывают делопроизводство, а дают необходимые
новые поручения этим же или иным исполнителям с соответствующей процедурой
дополнительного контроля. Так, в январе 2010 года, по данным управления по
работе с обращениями граждан Правительства Свердловской области, в 16 случаях
руководители воспользовались своим правом "додавливания результата",
а другими словами – эффективного контроля результата исполнения своих поручений
по обращениям граждан.
Администрация Губернатора Свердловской
области и Правительство Свердловской области уделяют особое внимание кадрам,
непосредственно занимающимся работой с обращениями граждан. В течение 2009
года, систематично по графику, управлением по работе с обращениями граждан
Правительства Свердловской области и управлением по делопроизводству и общим вопросам
Правительства Свердловской области проведено изучение системы работы со
служебными документами и с обращениями граждан в 22 исполнительных органах
государственной власти Свердловской области (министерствах, департаментах,
комитетах). По результатам мониторинга проведены необходимые
инструктивно-методические совещания. С учетом особенностей современного
делопроизводства и форм организации контроля подготовлены рекомендации по
повышению эффективности работы с обращениями граждан. В 2010 году запланировано
проведение семинаров-совещаний в 5 управленческих округах по реализации
Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".
Повышение эффективности
взаимодействия Департамента информационной политики Администрации Губернатора с
населением в современных условиях невозможно без внедрения элементов
автоматизации и информатизации в систему документационного обеспечения
управления. На официальном сервере Правительства Свердловской области в сети
Интернет (www.midural.ru) действует интерактивная страница "Обращения
граждан" с функцией "Электронная приемная", которая позволяет в
дистанционном режиме записаться на устный прием, направить электронное
письменное обращение и в режиме обратной связи (с соответствующим
индивидуальным паролем) узнать об этапах и результатах рассмотрения.
По данным на 1 января 2010
года, во все исполнительные органы государственной власти Свердловской области
и в 64 администрации муниципальных образований в Свердловской области
установлено единое унифицированное программное обеспечение автоматизированной
системы документационного обеспечения управления (АС ДОУ) "Контроль
обращений граждан" на программной платформе LOTUS NOTES.6.
У входа в здание Правительства
Свердловской области и в зоне ожидания личного приема установлены электронные
терминалы системы "Информационный киоск" с информацией для граждан по
разделам: "Нормативно-правовые основы организации работы с обращениями
граждан", "График приема граждан", "Ответы на наиболее
часто задаваемые вопросы", "Адреса исполнительных органов
государственной власти", обзорные информации "О работе с обращениями
граждан к Губернатору Свердловской области и в адрес Правительства Свердловской
области" за календарные периоды.
Законом регулируется порядок
рассмотрения обращений отдельных категорий граждан с выездом на место. Для
этого ежемесячно проводятся Дни министерств и прием граждан в муниципальных
образованиях в Свердловской области. В течение года руководителями исполнительных
органов государственной власти Свердловской области совершается для этих целей
более 700 выездов, что позволяет принять на местах более 3 тысяч человек.
Проводится серьезная работа по
ведению прямого диалога руководителей с населением. Хорошо зарекомендовали себя
встречи Губернатора Свердловской области, председателя Правительства
Свердловской области непосредственно с трудовыми коллективами.
В системе взаимодействия с
населением используется и диалог через средства массовой информации: на радио и
телевидении ("Час Губернатора", "Премьер быстрого реагирования",
"Утренняя волна"), прямая телефонная линия в редакции "Областной
газеты" с Губернатором Свердловской области, председателем Правительства
Свердловской области и его заместителями, встречи с населением в режиме
видеоконференцсвязи.
Обеспечена разъяснительная
работа в региональных СМИ о порядке и результатах рассмотрения обращений
граждан. В "Областной газете" за 12 августа 2009 года №238, в
ежемесячной газете "Ведомости-Урал" за сентябрь 2009 года и в
общественном журнале "Муниципальная власть в Свердловской области"
(№3, 2009г.) опубликованы соответствующие информационно-аналитические материалы
и ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в обращениях граждан к
Губернатору Свердловской области и в адрес Правительства Свердловской области.
Таким образом, в Свердловской
области созданы основные нормативные и организационные условия для
неукоснительного и качественного исполнения Федерального закона "О порядке
рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Рекомендации по повышению эффективности
взаимодействия Департамента информационной политики Администрации Губернатора
Свердловской области с населением
1. Всем исполнительным органам
государственной власти и органам местного самоуправления в Свердловской области
необходимо разработать и принять Административные регламенты работы с
обращениями граждан, детализировав порядок рассмотрения обращений и
конкретизировав административные процедуры с учетом специфики реализации
государственных или муниципальных полномочий.
2. Принять необходимые меры по
повышению результативности принимаемых по обращениям решений, предотвращению
фактов волокиты и повторных жалоб граждан.
3. Нормативно обозначить
порядок работы с дублирующимися обращениями, возможность их рассмотрения
совместно (одновременно) с предыдущими. Регламентировать возможность обмена
сведениями по базам данных для дублирующихся обращений, с учетом того, что во
всех государственных органах регистрация и учет автоматизированы
(компьютеризированы). Но будет необходимо технически обеспечить унификацию этих
сведений, а значит, понадобится не только административный регламент работы с
обращениями граждан, но и технический регламент формирования баз данных по
обращениям граждан и защите этой информации.
4. Организационно переходить
от контроля соблюдения сроков на всех этапах рассмотрения обращений к контролю
результата.
На основе изучения и анализа
взаимодействия Администрации Губернатора Свердловской области с населением
целесообразно сконцентрировать внимание на следующих направлениях и проблемах:
·
выделить организацию личного приема и
рассмотрения обращений граждан в отдельное направление — политически и
социально значимое, отразить направление в должностных регламентах специалистов;
·
определить основным вектором работы
принятие исчерпывающих мер по соблюдению, защите прав и законных интересов
граждан, групп и слоев населения, трудовых коллективов, оказание максимальной
помощи заявителям в разрешении основанных на законодательстве просьб и предложений;
·
осуществлять коллективный творческий поиск
оптимальных форм и методов работы с обращениями граждан;
·
рассматривать характер обращений как один
из важнейших и объективных каналов мониторинга политического, социального и
экономического положения в исполнительных органах государственной власти
области и муниципальных образованиях;
·
учитывать показатели и результаты работы с
обращениями граждан в кадровой политике при формировании кадрового резерва.
Улучшение организации
взаимодействия с населением по письменным и устным обращениям:
·
определить дополнительные меры по
повышению результативности работы с обращениями граждан, по устранению причин,
порождающих обоснованные жалобы, повторные обращения;
·
проанализировать и при необходимости
пересмотреть тематические классификаторы письменных и устных обращений,
предусмотрев в них вопросы (блок вопросов) соблюдения и защиты прав граждан в
соответствии с Конституцией Российской Федерации;
·
регулярно рассматривать на оперативных
совещаниях состояние работы с обращениями граждан, подводить итоги года;
·
планировать и вносить на обсуждение
вопросы о реализации предложений граждан по наиболее значимым проблемам;
·
изучать практику исполнительных органов
государственной власти и муниципальных образований, обобщать такой опыт;
·
систематически проводить обмен опытом
работы, семинары сотрудников, рассматривающих обращения граждан, практиковать
ознакомление с состоянием этой работы на всех уровнях управления;
·
расширить практику совмещения плановых
командировок сотрудников с рассмотрением обращений граждан на местах, а также с
проверками качества этой работы в территориальных подразделениях.
Усиление контроля за
результатами работы с обращениями граждан:
·
обратить внимание на качество рассмотрения
заявлений граждан, поступающих в исполнительные органы из Администрации
Президента России, Аппарата Правительства Российской Федерации, палат
Федерального Собрания Российской Федерации, Губернатора и Правительства
Свердловской области;
·
продление сроков и снятие с контроля обращений
граждан проводить только руководителем, давшим поручение, а направленных с
контролем из вышестоящих органов — лишь по согласованию с ними;
·
информировать глав муниципальных
образований, руководителей исполнительных органов государственной власти о фактах
несвоевременного и неполного рассмотрения вопросов, поднимаемых заявителями, о
причинах, порождающих нарушения прав и свобод граждан;
·
активно выявлять недостатки в работе с
письмами и в организации личного приема граждан, предлагать руководству меры по
их устранению;
·
полнее разъяснять заявителям основанные на
законодательстве пути и способы решения вопросов, порядок обжалования по
подчиненности и в суде решений государственных органов и их должностных лиц;
·
в случаях требований заявителей, не основанных
на действующем законодательстве, давать им подробные разъяснения ошибочности
или неправомерности таких просьб.
Развитие
информационно-аналитической работы:
·
анализировать поступающие письменные и
устные обращения по хронологическим интервалам, тематическим, социальным и
территориальным аспектам;
·
активнее использовать аналитические
материалы при подготовке решений, выработке предложений по разрешению проблем
регионов, отраслей и социальных групп населения;
·
установить тесное взаимодействие по типичным
обращениям граждан с местными органами власти и управления, общественными
организациями;
·
регулярно информировать население через
СМИ о практике работы с письменными и устными обращениями граждан и о
результатах их рассмотрения.
Улучшение материально-технического
оснащения:
·
активнее внедрять автоматизированную
обработку данных по письмам и личному приему граждан на основе типового
программного обеспечения, его унификации и применения средств телекоммуникации;
·
последовательно решать вопросы улучшения
условий работы сотрудников, занимающихся рассмотрением обращений граждан и
обеспечением личного приема граждан, с учетом больших психологических нагрузок
и работы на компьютерах;
·
усилить меры материального и морального
стимулирования работы с обращениями граждан (в том числе через положения о
премировании государственных служащих).
Оценка эффективности взаимодействия Департамента
информационной политики Администрации Губернатора Свердловской области с населением
Повышение эффективности
взаимодействия Администрации Губернатора Свердловской области с населением
обеспечено, в первую очередь, за счет ужесточения оперативного контроля сроков
исполнения поручений, укрепления организационных принципов, повышения
персональной ответственности исполнителей и активного участия руководителей в
контроле результатов. Так же в целях повышения эффективности взаимодействия с
населением отработана система обеспечения неукоснительного соблюдения
установленных Федеральным законом порядка и сроков рассмотрения обращений граждан,
кардинального повышения качества этой работы. Определены меры по предотвращению
повторных жалоб. Налажена система информирования руководителей по контрольным
параметрам административных процедур при работе с обращениями. Ежемесячно
краткая аналитическая справка о работе с обращениями граждан представляется
Губернатору и председателю Правительства Свердловской области. Установлено
требование руководителям исполнительных органов государственной власти
Свердловской области, руководителям органов местного самоуправления
муниципальных образований в Свердловской области разработать и утвердить
административный регламент рассмотрения обращений граждан.
Повышение эффективности
взаимодействия Департамента информационной политики Администрации Губернатора с
населением в современных условиях невозможно без внедрения элементов
автоматизации и информатизации, в связи с чем, действует интерактивная страница
"Обращения граждан" с функцией "Электронная приемная",
которая позволяет в дистанционном режиме записаться на устный прием, направить
электронное письменное обращение и в режиме обратной связи узнать об этапах и
результатах рассмотрения. В исполнительных органах государственной власти
Свердловской области и в муниципальных образованиях Свердловской области
установлено единое унифицированное программное обеспечение автоматизированной
системы документационного обеспечения управления "Контроль обращений граждан".
У входа в здание Правительства
Свердловской области и в зоне ожидания личного приема установлены электронные
терминалы системы "Информационный киоск" с информацией для граждан по
разделам: "Нормативно-правовые основы организации работы с обращениями
граждан", "График приема граждан", "Ответы на наиболее
часто задаваемые вопросы", "Адреса исполнительных органов государственной
власти", обзорные информации "О работе с обращениями граждан к
Губернатору Свердловской области и в адрес Правительства Свердловской области"
за календарные периоды.
Проводится серьезная работа по
ведению прямого диалога руководителей с населением. Хорошо зарекомендовали себя
встречи Губернатора Свердловской области с трудовыми коллективами. В системе
взаимодействия с населением используется и диалог через средства массовой
информации: на радио и телевидении ("Час Губернатора", "Премьер
быстрого реагирования", "Утренняя волна"), прямая телефонная
линия в редакции "Областной газеты" с Губернатором Свердловской
области, председателем Правительства Свердловской области и его заместителями,
встречи с населением в режиме видеоконференцсвязи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|