рефераты скачать

МЕНЮ


Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

в зависимости от списания затрат по их приобретению на издержки

производства и обращения - это в значительной степени стимулировало

предприятия к ускорению оборота своих капиталов.

Необходимо отметить, что НДС носил преимущественно фискальный

характер. Это положение наглядно иллюстрирует практика изменения ставок

НДС. Введение в 1992 г. предельно высоких ставок (28%) было призвано

компенсировать потери от катастрофического снижения объемов подоходного

обложения. В следующем году при снижении ставок с 28% до 20 и 10%

образовался дополнительный бюджетный дефицит. Чтобы его погасить, в 1994 -

1995 гг. введен специальный налог, который рассчитывался на базе НДС и

взимался в размере сначала 3%, а позднее 1,5% налогооблагаемой базы.

Фактически специальный налог не имел самостоятельного значения, а был

скрытой формой НДС и носил характер чрезвычайного налога. Первоначальное

введение 10-процентной ставки НДС на продовольственные товары и детский

ассортимент затем компенсировалось резким сокращением и жесткой

регламентацией списка этих видов продукции.

Во II части Налогового Кодекса РФ разделу об НДС посвящена 21 глава.

Накопленный за последние годы опыт показывает, что НДС тем не менее прочно

вошел в налоговую систему России. Он стал одним из важнейших доходных

источников бюджета. Прогнозируемое в ближайшей перспективе снижение ставок

НДС до общеевропейского уровня и расширение базы обложения соответствуют

современным тенденциям применения НДС. Думается, что перспективная задача

российской налоговой политики заключается во включении НДС в качестве

действенного компонента в механизм налогового регулирования современной

экономики России.

Широкое распространение НДС обусловлено в первую очередь большими

фискальными возможностями этого налога по увеличению и стабилизации

бюджетных доходов. НДС имеет устойчивую базу обложения. Средства в бюджет

начинают поступать уже на начальных стадиях производства продукции, процесс

налогообложения охватывает все стадии производственного цикла, а также

этапы реализации готовой продукции. Налоговые доходы продолжают поступать и

при любой перепродаже готового изделия. Выделение НДС отдельной строкой во

всех банковских и иных расчетных документах усложняет попытки уклониться от

налога и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату

НДС. В то же время плательщик налога не несет налогового бремени,

связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, комплектующих

изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на

покупателя. Процесс переложения налога завершается на конечном потребителе

готовой продукции.

Обеспечивая стабильное и гарантированное поступление средств в казну,

уменьшая сопротивление налогоплательщиков и затрудняя уклонение от

налогообложения, НДС стал мощным фискальным инструментом обложения расходов

на потребление. Но вместе с тем НДС в странах ЕС, Японии и ряде других

государств используется как важное тактическое средство в системе

налогового регулирования рыночной экономики.

Для большинства стран с развитой рыночной экономикой НДС является

основным источником компенсации потерь доходной части бюджета за счет

снижения ставок налогов на доходы корпораций. Индустриально развитые страны

уже сделали снижение налога на доходы корпораций в национальных границах

средством межгосударственной конкуренции, при этом сокращение ставок

планируется достичь при сохранении общего объема налоговых поступлений.

Постепенно снижая ставки прямых налогов, а по сути, налогов на

производство, расширяя сферу действия и увеличивая долю доходов бюджета за

счет НДС и ряда других налогов на потребление, государство стимулирует

возможности инвестирования национального капитала, проводит курс

либерализации подоходного обложения, делает ставку на саморегулирование

рынка и стимулирование частной инициативы.

Исторический опыт развития и трансформации налоговых систем в рамках

региональной интеграции дает возможность рассматривать НДС в качестве

одного из основных инструментов налоговой гармонизации на

межгосударственном уровне.

Концепция налоговой гармонизации возникла в ходе создания единого

европейского экономического пространства и получила дальнейшее развитие в

рамках других региональных межгосударственных образований. В целях

реализации этой глобальной задачи потребовалось унифицировать принципы

начисления и обеспечить сближение ставок НДС и других косвенных налогов.

Основными задачами гармонизации косвенного налогообложения стали:

. устранение фискальных границ при перемещении товарной продукции между

странами - членами ЕС;

. отмена НДС при экспортно-импортных операциях;

. введение НДС в налоговые системы стран, присоединяющихся к ЕС;

. унификация принципов начисления НДС;

. сближение уровня налоговых ставок (средняя стандартная ставка НДС

составляет 19,3%, что соответствует установкам ЕС о введении ставок

НДС в диапазоне 15-20%);

. унификация НДС является важным направлением в политике приведения

налоговых систем стран - членов ЕС к гармонизации, подчинения

национальной налоговой политики общим задачам европейской

экономической интеграции.

Практика применения НДС выявила определенные закономерности его

введения в государственные налоговые системы. Чтобы механизм взимания НДС

и, что не менее важно, возврата его предпринимателю начал работать,

необходим целый комплекс условий, без учета которых налоговая реформа может

быть затруднена либо просто свернута.

Во-первых, введение НДС, как правило, начинается с относительно низких

ставок и в дальнейшем сопровождается постепенным и последовательным

усилением налогообложения (табл. 9).

Таблица 9.

Эволюция стандартных ставок НДС в мировой налоговой практике

|Страна |Год |Ставки налога |Доля НДС в |

| |введения |(стандартные), % |налоговых |

| |налога | |доходах, % |

| | |первоначал|1988 |1998 |1996 |

| | |ьные | | | |

|1 |2 |4 |5 |6 |7 |

|Австрия |1973 |8 |20 |20 |21,7 |

|Бельгия |1971 |18 |19 |21 |16,0 |

|Великобритания |1973 |10 |15 |17,5 |14,7 |

|Греция |1987 |18 |18 |18 |14,9 |

|Дания |1967 |10 |22 |25 |20,6 |

|Ирландия |1972 |16 |25 |21 |21,3 |

|Испания |1986 |12 |16 |16 |13,9 |

|Италия |1973 |12 |18 |19 |15,1 |

|Нидерланды |1969 |12 |20 |17,5 |15,7 |

|Турция |1985 |10 |15 |- |- |

|Франция |1968 |13,6 |18,6 |20,6 |19,9 |

|Германия |1968 |10 |14 |16 |16,9 |

|Швеция |1969 |18 |22 |25 |13,4 |

|Россия |1992 |28 |- |20 |29 |

Первоначальное введение низких ставок НДС во многом обусловлено тем,

что этим налогом облагаются все стадии производства и распределения товара,

вплоть до розничной торговли. Введение предельно высоких ставок налога

увеличивает цену товара и может значительно затруднить взаиморасчеты между

поставщиками и производителями, а в ряде случаев привести к росту

задолженности, замораживанию производства.

Во-вторых, широкая практика применения НДС показала, что бремя налога,

возлагаемое на потребителей, имеет выраженный регрессивный характер.

Потребители с более низкими доходами вынуждены выплачивать в форме НДС

большую их часть по отношению к более высокодоходным слоям населения.

Нейтрализация регрессивного характера НДС может быть осуществлена путем

применения дифференцированных ставок на различные группы товаров и услуг.

В-третьих, взимание НДС требует значительного увеличения налогового

персонала и налоговой инспекции, так как эта служба при введении НДС должна

охватить всю производственную и распределительную цепи, вплоть до конечного

потребителя (высокие административные издержки и сложность взимания в

первое время его введения до сих пор удерживают США от применения НДС).

Программа введения НДС в систему государственных налогов в большинстве

стран осуществлялась как длительный, многоэтапный процесс.

Значительный опыт применения НДС в мировой, а теперь уже и российской

налоговой практике позволяет говорить о его высокой фискальной

результативности: поступления от НДС в совокупный бюджет варьируются от 20-

22% (во Франции и Австрии) до 14-15% (в Канаде и Швеции). Посредством

применения НДС в значительной степени обеспечивается либерализация

подоходного обложения и гармонизация национальных налоговых систем на

региональном уровне (в странах ЕС). Такие возможности реализации

посредством применения НДС регулирующей и интегрирующей функций

обеспечивают ему характеристику перспективного вида налогообложения.

Определение значимости НДС как нового направления в системе мер

регулирования рыночной экономики связано именно с этими двумя особенностями

его применения: наличием высокого фискального потенциала и

многофункциональной направленностью налога.

3.3. Налоговый кодекс – новый этап в формировании налоговой системы

Российской Федерации

Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста, развития

предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в

нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осуществление

налоговой реформы. Основы существующей в Российской Федерации налоговой

системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах

налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по

конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких

структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая

система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех

уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего

углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки

становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в

экономике изменениям все более и более очевидным. Не случайно на протяжении

всех лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а

нередко и по несколько раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они

решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основополагающих

моментов налоговой системы. В результате сложившаяся к концу 90-х годов в

Российской Федерации налоговая система во все большей степени из-за

несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического

развития страны.

Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков,

наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для

сокрытия доходов и налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной

конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, а также

способствовали развитию теневой экономики.

В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая

или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России,

в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их

введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с

налогоплательщиками и их агентами.

Принятие первой части Налогового кодекса России явилось поистине

историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране. С

введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап

комплексного пересмотра всей системы налогообложения.

Второй частью Кодекса пока приняты семь глав, посвященные НДС,

акцизам, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу,

налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых и

налогу с продаж. После принятия остальных глав второй части Налогового

кодекса он станет единым, взаимосвязанным и комплексным документом,

учитывающим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.

Налоговый кодекс призван стать и непременно станет практически

единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная

со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком

расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом,

направлены на решение следующих важнейших задач:

1. Построение единой и понятной в границах Российской Федерации налоговой

системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее

элементов в рамках единого налогового правового пространства;

2. Возрастание справедливости налоговой системы за счет выравнивания

условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены

неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на

хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих

механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их

экономическое содержание;

3. Развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального,

региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и

гарантированными налоговыми источниками;

4. Создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей

сбалансированность общегосударственных и частных интересов,

содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной

деятельности и наращиванию национального богатства России и

благосостояния ее граждан;

5. Ослабление общего налогового бремени на законопослушных

налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой

нагрузки на всех налогоплательщиков, продолжения курса на дальнейшее

постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и

облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

6. Формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы

ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового

администрирования;

7. упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего

перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также за

счет максимальной унификации, действующих режимов исчисления и порядка

уплаты различных налогов и сборов;

8. Обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в

объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный

период.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового

кодекса России не ставило своей целью кардинально изменить принятую в

России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс представляет собой

эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в

ходе ее функционирования недостатков и перекосов. Это означает, что в

Налоговом кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на

прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, ресурсные и

некоторые другие налоги), формирующие основу российской налоговой

системы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся

государствах, в различных экономических режимах, здесь они показали

свою достаточно высокую эффективность, за годы экономических реформ к

ним адаптировались российские налогоплательщики.

Какие же принципиальные изменения внесены в налоговое законодательство

России с принятием Налогового кодекса?

В результате принятия Налогового кодекса снижено общее количество

налогов, действовавших в Российской Федерации. Налоговым кодексом вместо 48

установленных федеральным законодательством налогов и отчислений во

внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его

принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей установлены 28 видов

налогов и сборов. При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и

местных налогов стал исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной

власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления

не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это

качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно

резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

При этом для конкретного налогоплательщика количество уплачиваемых

налогов несравненно меньше, чем это предусмотрено в Кодексе, поскольку в их

числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на

ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности,

акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья, налог

на пользование недрами, лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах,

уплачиваемых физическими лицами. Установленный в Кодексе перечень налогов

содержит и альтернативные виды налогов. В частности, добывающие предприятия

получают возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать по

новым скважинам налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов,

который возникает при достижении определенного уровня окупаемости затрат в

добычу нефти и газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи.

Одновременно с этим предусмотрена поэтапная, в течение 5 лет, отмена

предусмотренного в перечне налога на воспроизводство минерально-сырьевой

базы.

Два имущественных налога (с населения и предприятий) и земельный налог

решениями законодательных органов субъектов Федерации постепенно будут

заменяться единым налогом – на недвижимость.

Одновременно с этим осуществлена унификация налогов и иных

обязательных платежей, в том числе и со схожей налоговой базой.

Изменена структура налогов, направленная на минимизацию налогов и

сборов, имеющих целевую направленность.

В частности, согласно установленной в Кодексе налоговой системе

отменены действующие налоги на реализацию горюче-смазочных материалов,

приобретение автотранспортных средств, на операции с ценными бумагами, на

содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбора на

нужды образовательных учреждений, сбора за использование наименований

«Россия», «Российская Федерация», целевых налогов на содержание милиции,

благоустройство территории, региональных, зональных и местных налогов и

сборов на ввозимые (вывозимые) товары (при перемещении товаров по

территории России), ряд других налогов и сборов.

Вместе с тем в налоговой системе России появились и новые налоги,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.