рефераты скачать

МЕНЮ


Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

Среди косвенных налогов второе место занимают акцизы. Подакцизными

товарами являются алкогольные напитки, горючее, табачные изделия,

транспортные средства. Акциз на спиртные напитки и горючее взимается в

твердых суммах с единицы товара (с литра). Акциз на табачные изделия

устанавливается в виде процентной надбавки к цене товара. Ставка акцизных

сборов колеблется в пределах от 10 до 30%.

К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, гербовый сбор, налог

с игорного бизнеса, сборы с бегов (конные скачки, собачьи бега).

В целом во всех государствах, осуществлявших в 80-е и в начале 90-х

гг. перестройку своих фискальных систем, ключевым направлением налоговых

реформ стала либерализация подоходного налогообложения юридических и

физических лиц. Она развивалась в двух направлениях: 1) активизация

предпринимательской деятельности за счет снижения ставок корпоративного

налога и ориентация системы налоговых льгот на доходы, инвестируемые в

производство и научно-технические исследования; 2) снижение и новая

дифференциация налогов на трудовые доходы как источника роста

благосостояния населения и создание дополнительных стимулов активизации

трудовой деятельности.

В заключение приведем (табл. 6) ставки налога на доходы корпораций в

некоторых, не упомянутых западноевропейских странах:

Таблица 6

Ставки налога на доходы корпораций

|Страна |Стандартная|Дополнительные ставки |

| |ставка | |

|Бельгия |39% |28% (до 1 млн. б. фр.), 36% (1-3,6 млн.), |

| | |41% (3,6-13 млн.) |

|Греция |35% | |

|Дания |34% |16% - производственные и сбытовые ассоциации|

|Испания |35% |20% - кооперативы; 7% - бесприбыльные |

| | |организации; 35% - доходы нерезидентов от |

| | |капитала в Исп. |

|Португалия |36,5% |20% - предприятия-резеденты (не в торговле, |

| | |промышленности, или С/Х); 25% - |

| | |предпр.-нерезед. |

|Финляндия |28% | |

[сост. по 25, 203 - 221]

2.3. Местные налоги

Региональные налоги и местные налоги - преимущественно косвенные.

Местные органы управления имеют в виде основных собственных источников

доходов поимущественное и поземельное обложение, промысловые налоги.

Законодательство в области налогообложения, в том числе местных налогов,

сохраняет в своих руках государство.

При всей множественности налогообложения правительства развитых

государств стремятся к минимизации налогов или, точнее, к оптимизации их.

Таковы, по крайней мере, основные тенденции во второй половине 80-х -

начале 90-х годов.

Опыт западных государств вполне применим в современных условиях

России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к

конкретным особенностям экономики Российской Федерации.

В регулирование экономики активно вовлекаются местные органы

управления. Во второй половине 80-х годов в США был проведен опрос мэров

326 крупнейших городов. Среди наиважнейших проблем около 90% мэров выделили

экономическое развитие и обеспечение безопасности граждан. При этом каждый

четвертый мэр поставил проблему увеличения занятости на первое место по

значению и важности, а 70% назвали в качестве одной из трех первоочередных

задач.

Местные органы управления дополняют это косвенной помощью. Сюда

относятся скидки с продажной цены или арендной платы при покупке или найме

земельных участков и зданий, обеспечение займов, участие в гарантийных

фондах, создание промышленных зон. Территории и здания в промышленных зонах

зачастую предоставляются предприятиям на благоприятных финансовых условиях.

Нередко за муниципальный счет осуществляется строительство специальных

производственных помещений, позволяющих развить новые виды хозяйственной

деятельности. И конечно, к стимулирующим мерам относится постоянное или

временное освобождение от местных налогов.

Для оживления экономической деятельности используются такие формы

финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в

промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на

электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования

- займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.

В некоторых странах, например в Германии, во Франции, на территориях

ряда муниципалитетов введена специальная бюджетная надбавка за каждое вновь

созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные

органы управления несут немалую долю расходов по подготовке рабочей силы

для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предприятия, самостоятельно

организующие подготовку и переподготовку своих рабочих, служащих и

специалистов, пользуются налоговыми льготами.

Во многих странах местные органы управления регулируют цены на

продукцию отраслей общественного пользования. Необходимость регулирования

цен даже при свободе рынка обусловливается потребностями общественного

производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам.

Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы прибыли

предприятий отраслей общественного пользования до 5-7% на основной капитал.

В США, например, комиссии штатов могут вводить новые тарифы на подобную

продукцию, куда, в частности, входят вода, электроэнергия и прочие, если

норма прибыли компании превышает установленный уровень. Аналогичное

положение в Германии, Японии. Местные органы управления регулируют цены на

коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным

регионам.

Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги.

Местные органы власти (коммуны, объединения коммун, департаменты и т.

д.) – важные субъекты экономической жизни. Общие затраты местных

административных органов в начале 90–х годов составляли более 10% валового

внутреннего продукта. Для сравнения заметим, что в 1970 г. эта величина

была в пределах 7,3%. Общая величина местных бюджетов доходит до 60%

государственного бюджета страны. Их динамика характеризуется быстрым

ростом. Из системы местных налогов следует выделить четыре основных:

. земельный налог на застроенные участки;

. земельный налог на незастроенные участки;

. налог на жилье;

. профессиональный налог.

Ставки этих налогов определяются местными органами власти

(генеральными советами, муниципальными советами) при определении бюджета на

будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного

максимума.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных

участков. Налог касается всей недвижимости – зданий, сооружений,

резервуаров, силосных башен и т. д., а также участков, предназначенных для

промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна

половине кадастровой арендной стоимости участка.

От данного налога освобождаются государственная собственность; здания,

находящиеся за пределами городов и предназначенные для

сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические

лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия

из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры,

болота, солончаки, участки под застройку и т. д. Кадастровый доход,

служащий базисом налога, установлен равным 80% кадастровой арендной

стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в

государственной собственности. Могут временно освобождаться от налога

искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие

сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с

арендаторов. Малообеспеченные лица могут быть освобождены целиком или

частично от уплаты данного налога по месту их основного проживания.

Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами,

постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую

заработной платой. Для расчета налога берется сумма двух элементов,

умножаемая на установленную местными органами власти налоговую ставку. Это:

. арендная стоимость недвижимости, которой располагает

налогоплательщик для нужд своей профессиональной деятельности;

. некоторый процент заработной платы (обычно 18%), уплачиваемой

налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им

дохода (обычно 10%).

Рассчитанный по этим элементам размер налога не должен превышать 3,5%

произведенной добавленной стоимости. Это законодательное ограничение.

Помимо четырех основных, местные органы управления могут вводить и

другие местные налоги:

. налог на уборку территорий;

. пошлина на содержание Сельскохозяйственной палаты, взимаемая

сверх налога на незастроенные участки с того же базиса;

. пошлина на содержание Торгово–промышленной палаты, вносимая

теми, кто уплачивает профессиональный налог;

. пошлина на содержание Палаты ремесел, уплачиваемая

предприятиями, которые обязаны быть включенными в реестр

предприятий и ремесел;

. местные сборы на освоение рудников;

. сборы на установку электроосвещения;

. пошлина на используемое оборудование;

. налог на продажу зданий, перечисляемый в бюджеты департаментов;

. пошлина на автотранспортные средства, налагаемая на все

автотранспортные средства;

. налог за превышение допустимого лимита плотности застройки;

. налог за превышение предела удельной занятости площади;

. налог на озеленение, вносимый в бюджеты департаментов.

Имеются и некоторые другие местные налоги и сборы.

Германия. Наряду с федеральным государством и землями носителями

определенных общественно-социальных функций выступают общины, обладающие

местными бюджетами. Ключевые позиции в налоговом законодательстве

принадлежат федерации.

Вопрос о взимании промыслового налога дискутируется в Германии уже в

течение многих лет. Критике подвергается, прежде всего, то обстоятельство,

что обложению подлежит имущественная часть предприятия. Это частично ставит

налогообложение вне зависимости от получаемой прибыли и ведет к тому, что

предприятие, которое несет убытки, должно отчислять налоги в местный

бюджет. Для общины недостаток промыслового налога – в большой зависимости

от конъюнктуры. Поступления в местный бюджет от промыслового налога

существенно зависят от уровня доходов местных предприятий и посему могут

быть весьма нестабильными. Это усложняет общинам задачи долгосрочного

планирования и инвестирования.

Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного

хозяйства, земельные участки компаний и физических лиц. Обычная ставка –

1,2%. Это также местный налог. Освобождены от поземельного налога

государственные предприятия, религиозные учреждения. При переходе участка

земли от одного владельца другому уплачивается взнос в размере 2% покупной

цены. Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило,

разграничивают земли, отведенные под сельскохозяйственные угодья, под

лесные хозяйства и прочие земельные участки.

Наиболее давние традиции имеет в Германии налог на собственность. Его

ввел в 1278 г. король Рудольф фон Габсбург. Налоговая ставка на совокупное

имущество физического лица с 1 января 1995 г. поднята до 1%. До этого она

была на уровне 0,5%. Промышленные предприятия и компании платят 0,6%. При

увеличении ставки налога был поднят и необлагаемый минимум. Ранее не

облагалось налогом имущество стоимостью до 70 тыс. марок, теперь – до 120

тыс. марок. При достижении владельцем собственности возраста 60 лет

льготный потолок повышается еще на 50 тыс. марок.

Для юридических лиц необлагаемый минимум составляет 20 тыс. марок.

Льготы в виде пониженной ставки распространяются на имущество в сельском и

лесном хозяйствах. Переоценка имущества происходит каждые три года.

Налог на имущество предприятий подвергается в Германии серьезной

критике. Фактически оно подлежит тройному обложению: промысловым налогом,

поземельным налогом и налогом на собственность. В отличие от других местных

налогов данный налог нельзя относить на издержки производства и вычитать из

налогооблагаемой прибыли. Он подлежит уплате даже в том случае, если фирма

завершит финансовый год с убытками.

У физических лиц обложению подлежат недвижимое имущество, банковские

счета, ценные бумаги, вклады в страховые компании, драгоценности, предметы

искусства и другие предметы роскоши, яхты, частные самолеты.

Ставка налога на наследство и дарение зависит от степени родства и

стоимости имущества. Различают четыре категории наследников, по которым в

табл. 7, приведены минимальные и максимальные ставки налога.

Таблица 7

Ставки налога на наследство

|Ставка налога, %, при |до 50 тыс. марок|свыше 100 млн. |

|стоимости имущества | |марок |

|Степень родства | | |

|1 |2 |3 |

|Супруги и дети |3 % |35 % |

|Внуки и родители (при |6 % |50 % |

|получении наследства) | | |

| | | |

|Братья, сестры и родители |11 % |65 % |

|(при дарении) | | |

|Прочие |20 % |70 % |

Необлагаемые налогом суммы также различны. Для супругов они составляют

250 тыс. марок, для детей – 90 тыс., внуков – 50 тыс., братьев и сестер –

10 тыс. марок.

В Швеции значительны по величине региональные и местные налоги. Страна

состоит из 24 лэнов и 284 коммун. Их выборные органы среди прочих функций

решают вопросы установления местных налогов. Виды налогов определяет

Рикстаг, а ставки устанавливают лэны и коммуны.

В соответствии с административно–территориальным делением страны

подоходный налог взимается следующим образом: национальный налог в размере

20% – с доходов, превышающих в год 170 тыс. крон; местный подоходный налог,

сильно различающийся по разным местностям, в среднем уплачивается: 13% –

лэнам, 17% – коммунам и 1,1% – церкви. Все лица, включая супругов,

облагаются подоходным налогом индивидуально.

Налог на имущество, наоборот, учитывает суммарную собственность семьи.

Уплачивают его только физические лица. Имущество стоимостью менее 400 тыс.

крон от налога освобождено. В пределах от 400 тыс. до 600 тыс. крон налог

составляет 1,5%, свыше 1,8 млн. крон – 3%.

США. Местные органы управления обладают значительными собственными

источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов.

Причем в последние годы в США, как и в большинстве западноевропейских

стран, наблюдается рост объема финансов местных органов управления,

увеличение их удельного веса в общем фонде мобилизуемых через финансовую

систему средств.

Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть

расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры

финансы штатов и местных органов власти выступают в качестве основного

источника финансовых ресурсов. Так, в финансировании за счет государства

социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного

строительства, в содержании полицейского аппарата, включая противопожарную

защиту, их удельный вес составляет от 70 до 90%, в охране окружающей среды

и ландшафта, сохранении природных ресурсов, гражданском и жилищном

строительстве – около 40%.

К финансам местных органов управления в США относятся финансы

муниципалитетов, тауншитов (поселков в сельской местности), школьных

дистриктов (округов), специальных дистриктов. Звеньями системы местных

финансов являются местные бюджеты, а также специальные фонды, финансы

предприятий, принадлежащих местным органам управления. В настоящее время в

стране более 83 тыс. местных органов управления, располагающих собственной

финансовой базой. В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы

штатов и местных органов власти формируются главным образом за счет

косвенных налогов и поимущественного налогообложения.

Помимо федерального налога, налоги на прибыль корпораций введены в

штатах. Ставка налога, как правило, стабильна, хотя в отдельных штатах

встречается градуированная шкала прогрессивного обложения.

Наиболее высок данный налог в штатах Айова – 12%, Коннектикут – 11,5,

округе Колумбия (г. Вашингтон с окрестностями) – 10,25%. Самые низкие

налоги в штатах Юта – 5%, Миссисипи – от 3 до 5%.

Налог на прибыль корпораций предусматривает существенные льготы.

Прежде всего, из чистой прибыли вычитаются штатные и местные налоги на

прибыль, дивиденды от находящихся в собственности корпораций дочерних

компаний, 70–80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных

корпораций, взносы в благотворительные фонды. Затем применяются налоговые

льготы в рамках ускоренной амортизации, льготы на инвестиции, на

научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы. Далее действуют

налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии.

Предприятиям предоставляется налоговый кредит в размере 50% стоимости

оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра.

Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат.

Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан. Причем вопросы

обложения решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право взимать

налог с доходов корпорации в том случае, если у нее есть на его территории

строения или служащие. Однако компания может не иметь на территории данного

штата ни того, ни другого, но торговать здесь и таким образом получать

прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам. В

настоящее время ставится вопрос о налогообложении штатами компаний и в этом

случае. Налог на доходы корпораций взимается в 40 штатах.

Не всегда просто бывает решить вопрос о налогообложении личных

доходов. Подоходный налог штату платят его жители и граждане, получающие

здесь доходы. Например, люди, работающие, но не живущие в Нью–Йорке,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.