рефераты скачать

МЕНЮ


Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

изменилось разделение налогов на федеральные и региональные. В частности,

введен региональный налог на игорный бизнес, который заменяет для

предприятий, занимающихся этой деятельностью, налог с дохода.

Введен налог с продаж. Объектом обложения данным налогом является

объем реализации товаров, работ и услуг, реализуемых в розничной торговле и

бытовом обслуживании населения за наличный расчет. Введение этого налога

является достаточно спорным, поскольку он практически дублирует налог на

добавленную стоимость, имея ту же налогонеоблагаемую базу. Это противоречит

важнейшему принципу налогообложения, в соответствии с которым каждый налог

должен иметь самостоятельный объект для налогообложения. Это, кстати,

зафиксировано и в ст. 38 Налогового Кодекса России.

В составе налога на прибыль (доход) организаций выделен налог на

доходы от капитала. Таким налогом будут облагаться отдельные виды доходов,

налоги на которые удерживаются у источника доходов. Это относится, главным

образом, к доходам в виде процентов по банковским депозитам и ценным

бумагам.

Законодатели, принимая Налоговый кодекс, признали возможным, несмотря

на серьезнейшие бюджетные ограничения, имевшие место к моменту разработки и

принятия Налогового кодекса, пойти на определенное снижение налогового

бремени на товаропроизводителей за счет сокращения количества налогов. Для

реализации целей налоговых преобразований Кодексом предусмотрено серьезное

снижение налога на доходы физических лиц, что должно по замыслу

законодательной и исполнительной власти явиться дополнительным фактором

стимулирования развития предпринимательской активности и расширения

платежеспособного спроса населения.

Снижение налоговой нагрузки не должно привести к уменьшению

поступлений налоговых доходов в казну государства, так как это будет

способствовать расширению налогооблагаемой базы и увеличению за счет этого

поступлений налогов. Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрен ряд мер,

способствующих росту собираемости налогов, в частности, за счет перекрытия

имеющихся каналов ухода от налогообложения и отмены неоправданных налоговых

льгот.

Кроме этого, общая либерализация налоговой системы и заметное усиление

защищенности налогоплательщиков должны способствовать возврату в легальную

сферу капиталов, ушедших в тень или вывезенных в последние годы за рубеж.

Принципиальное значение имеет решение проблемы более равномерного и

справедливого распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков.

Оно обеспечено в Кодексе, прежде всего, за счет сокращения огромного

количества бессистемно действовавших налоговых льгот, которые нарушали

принцип справедливости налоговой системы по отношению к тем участникам

экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями.

Общеизвестно, что льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно

означает дополнительное налоговое бремя для других. Кроме этого, многие из

действовавших налоговых льгот были недостаточно эффективны и зачастую не

достигали тех адресатов, для которых они вводились. Одновременно наличие

таких льгот способствовало созданию недобросовестным налогоплательщикам

возможностей для ухода от налогообложения. Вместе с тем отмена большей

части льгот не означает, что налоговая система страны не будет выполнять

регулирующую функцию. Поэтому в Налоговом кодексе сохранены многие льготы,

направленные на внедрение достижений науки и техники, а также связанные с

осуществлением благотворительной деятельности, защитой малоимущих и слабо

защищенных граждан страны.

Вместе с тем следовало бы подчеркнуть, что Кодексом в общем объеме

налоговых платежей сохранена высокая доля косвенных налогов, и, прежде

всего налога на добавленную стоимость и акцизов, это обусловлено

необходимостью укрепления доходной базы бюджета, поскольку полнота сбора

этих налогов заметно выше, чем у прямых налогов. Одновременно с этим

Кодексом повышается фискальное значение и увеличение доли налогов и сборов,

связанных с использованием природных ресурсов, недр, а также имущественных

налогов, которые станут основой формирования региональных и местных

бюджетов.

В отличие от принятого в 1991 г. и уточнявшегося на протяжении многих

лет налогового законодательства, выразившегося в наличии нескольких

десятков законов и подзаконных актов, в Налоговом кодексе установлена

четкая кодификация налогов, узаконена жесткая процедура их введения,

отмены, утверждения ставок, предоставления льгот и преференций.

В частности, по федеральным налогам и сборам порядок налогообложения,

включая определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой

базы, налоговых ставок, налоговых льгот и сборов, устанавливается самим

Кодексом.

По региональным и местным налогам и сборам в соответствии с

Конституцией Российской Федерации в Кодексе прописываются общие для всех

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принципы

налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок в Российской

Федерации.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской

Федерации и органы местного самоуправления устанавливают соответственно

региональные и местные налоги и сборы, изменяют их ставки, принимают

решения о предоставлении налоговых льгот и иные самостоятельные решения в

соответствии с установленными Российской Федерацией и субъектами Российской

Федерации общими принципами налогообложения.

Налоговый кодекс практически полностью отменяет огромное количество

подзаконных актов, он в очень большой степени становится законом прямого

действия, что делает налоговое законодательство значительно более

прозрачным и понятным. Кодекс не предусматривает издания ни инструкций, ни

ведомственных писем, ни разъяснений и толкований налоговых и финансовых

органов. Другое дело, что ведомства должны утвердить формы расчетов налогов

и деклараций, установить порядок расчета определенных показателей для

правильных расчетов налогов. Кодекс, и только Кодекс призван полностью

отрегулировать практически все проблемы, возникающие между

налогоплательщиком и налоговыми органами. Это позволит налогоплательщику

четко знать «правила игры» и избежать, как это ранее нередко случалось,

произвола со стороны фискальных служб.

В этих целях Налоговый кодекс предусматривает большое количество

процессуальных моментов, которые призваны вывести на качественно новый

уровень взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками.

В Кодексе четко и недвусмысленно, в отличие от ранее действовавшего

законодательства, регламентированы правила налоговых проверок, возможности

применения «силовых» мер при неисполнении налогоплательщиком возложенных на

него обязательств.

В существенной степени изменилась процедура уплаты налогов. Налоговая

инспекция сначала должна выставлять требования уплатить налог, а уже затем

в законодательном порядке должны применяться финансовые и административные

санкции к неплательщикам. В Кодексе четко прописана процедура проведения

налоговых проверок, ограничены сроки их осуществления, а также установлены

жесткие ограничения на проведение повторных проверок.

Впервые за все существование налоговой системы России установлен

четкий порядок изменения срока исполнения налогового обязательства,

осуществляемый в виде отсрочек, рассрочки, налогового кредита,

инвестиционного налогового кредита. Кодекс оговаривает платность за

предоставленные отсрочки или рассрочки уплаты налогов, за исключением

изменения срока исполнения налогового обязательства по отдельным

основаниям, в том числе связанным с недофинансированием из бюджета или

неоплатой государственного заказа.

Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщика

средств или излишне уплаченных им самостоятельно при неисполнении налоговым

органом установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в

размере ставки рефинансирования Банка России.

Таким образом, принятие Налогового кодекса дает достаточно твердую

гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений совершенно

четко знает, кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан

предпринять те или иные действия и какова должна быть реакция на эти

действия.

В Налоговом кодексе четко прописана система штрафных санкций за

нарушение налогового законодательства, уменьшены ранее действовавшие

чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. При этом

Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки составов

налоговых нарушений.

Принципиальное значение имеет введенная в Налоговом кодексе норма об

обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных

санкций за нарушения налогового законодательства (если налогоплательщик не

уплачивает штраф добровольно). Таким образом, штрафы за нарушение

налогового законодательства будут взиматься только по решению суда.

Характерной особенностью Кодекса является введение специальных

налоговых режимов (как правило, с освобождением от уплаты большинства

предусмотренных Кодексом налогов).

Специальным налоговым режимом, исходя из положений Кодекса, является

особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного

периода времени, применяемый в особых, оговоренных Кодексом, случаях и в

порядке, установленных Кодексом и применяемыми в соответствии с ним

федеральными законами.

Сохранен в виде специального налогового режима введенный еще до

принятия Кодекса действующий единый налог на вмененный доход для

определенных видов деятельности.

Необходимо также отметить, что для решения поставленных при принятии

Налогового кодекса задач внесены изменения в порядок и условия

функционирования конкретных видов налогов.

Серьезные изменения внесены Кодексом в существовавший режим

подоходного налогообложения физических лиц. В целях ослабления налоговой

нагрузки на заработную плату вместо действовавшей прогрессивной шкалы

ставок налога начиная с 2001 г. введена единая ставка налога на доходы

физических лиц в размере 13 процентов.

В отличие от ранее действовавшего подоходного налога,

предусматривавшего огромное количество разнообразных малообоснованных

налоговых льгот, Налоговый кодекс предусматривает систему четких и носящих

всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных и профессиональных

налоговых вычетов.

Наиболее существенные поправки Налоговый кодекс внес в существовавшие

до его принятия режимы уплаты взносов в государственные социальные

внебюджетные фонды. В перечень федеральных налогов и сборов в качестве

самостоятельного налогового платежа включен единый социальный налог (взнос)

взамен действовавших ранее взносов в четыре государственные социальные

внебюджетные фонда с установлением регрессивной шкалы этого налога.

Принципиальное значение имеет установление для всех налогоплательщиков –

работодателей единого порядка исчисления налоговой базы по этим платежам, в

качестве которой предусматривается общая сумма доходов в виде выплат,

вознаграждений и иных доходов, начисляемых в пользу наемных работников.

Предусмотренное Кодексом снижение сумм налогов, исчисляемых от объема

расходов на оплату труда, направлено в первую очередь на стимулирование

легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников, и

расширение на этой основе базы обложения налогом на доходы физических лиц и

социальным налогом.

Относительно небольшие изменения внесены в действовавший до принятия

Кодекса порядок функционирования налога на добавленную стоимость. Это

связано с тем, что данный налог является основным и наиболее стабильным

источником налоговых поступлений бюджета. Поэтому изменения по данному

налогу, в основном, связаны с исключением некоторых перекосов и отклонений

в исчислении и уплате НДС по сравнению с режимом, применяемым в

международной практике. В частности, в число плательщиков НДС включены

индивидуальные предприниматели при условии, что объем полученной ими

выручки не опускается ниже определенного уровня.

Существенные изменения внесены в порядок применения акцизов. В

частности, в связи с отменой налога на реализацию горюче-смазочных

материалов, введены акцизы на дизельное топливо и на автомобильные масла.

По этой же причине, а также из-за снижения ставки налога на пользователей

автомобильных дорог существенно увеличены ставки акцизов по автомобильному

бензину.

Предусмотрено, также, перенести обязанности по уплате части акциза с

производителей алкогольной продукции на аккредитованные организации оптовой

торговли, реализующие такую продукцию.

Следует подчеркнуть, что изменение источников финансирования дорожного

строительства является одним из наиболее серьезных вопросов, решенных

Налоговым кодексом. Финансирование территориальных программ по

строительству автомобильных дорог будет осуществляться теперь за счет

увеличения акцизов на бензин вместо действовавших до принятия Кодекса

отчислений на строительство и содержание автомобильных дорог.

Другим источником таких расходов должен стать региональный

транспортный налог, который по существу объединит пока еще действующий

налог на владельцев транспортных средств и налог на отдельные виды

транспортных средств. При этом размер ставки этого налога будет заметно

увеличен и поставлен в зависимость от величины мощности автомобиля.

Вместо существующего до введения в действие всех глав второй части

Налогового кодекса большого числа местных налогов их перечень будет

ограничен только пятью. Но уже сегодня отменены многие местные налоги. Для

сохранения уровня доходов местных бюджетов в составе местных налогов

предусмотрен муниципальный налог, налоговая база которого соответствует

налогу на доходы организаций, а предельная ставка составляет 5 процентов.

В процессе работы над НК РФ было подготовлено несколько проектов,

предусматривавших обновление налоговой системы от радикальных вариантов с

пересмотром самих принципов действия фискального механизма до максимально

приближенного к действующему до 1998 г. комплексу налоговых законов и

нормативных документов. Практически все авторы проектов провозглашали

необходимость конструирования НК РФ как системы, способной решить триединую

задачу: 1) обеспечить бездефицитность бюджета, 2) повысить деловую

активность производителей и 3) реализовать социальное обеспечение общества.

Однако до настоящего времени задача создания отечественной налоговой

системы, обеспечивающей гармонизацию бюджетного баланса, социальной

справедливости и экономической эффективности, остается нерешенной. НК РФ в

качестве главного направления налоговой политики сохранил фискальный подход

к функционированию налоговой системы. В комментариях к части первой НК РФ

специалисты Департамента налоговой политики Минфина России прямо называют

«повышение собираемости налогов главным на сегодня направлением в налоговой

политике» [30, 14]. При этом многие налоговые нововведения, уже прошедшие

через фильтры комиссий Государственной Думы, несут в себе существенные

внутренние противоречия. Это относится прежде всего к трактовке налога на

прибыль предприятий.

Предлагается осуществлять политику всемерного сокращения налоговых

льгот. В комментариях работники Департамента налоговой политики Минфина

России утверждают, что льготы разъедают нашу налоговую систему, а их отмена

позволит увеличить бюджетные доходы, обеспечит снижение ставок налога до

30%, предоставит возможность осуществлять принцип равномерности и

справедливости распределения налогового бремени. Приводится также ссылка на

успешную экономическую политику администрации Р. Рейгана, осуществившую

сокращение налоговых льгот с одновременным снижением налоговых ставок.

Однако авторы комментария забывают, что, отменив ряд льгот по

корпоративному налогу, стимулирующих вложения в действующее производство,

правительство Р. Рейгана одновременно расширило перечень налоговых льгот

для компаний, осуществляющих вложения в модернизацию производства и

обеспечение развития научно-исследовательских проектов. Трансформация, а

отнюдь не отмена, налоговых льгот – нормальный процесс стимулирования

инвестиций в определенные регионы страны, на развитие высших технологий,

создание экологически чистых производств. В Германии налоговыми льготами

поддерживаются фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли страны. В США

в периоды нарастания перепроизводственных тенденций в экономике происходило

некоторое сокращение налоговых льгот, но когда возникла проблема изменения

структуры производства в северо-восточных штатах (переориентации ее с

текстильной промышленности на высокотехнологичные производства), то решение

было найдено на основе применения целого ряда существенных налоговых льгот.

Практически все страны с развитой рыночной экономикой используют

налоговые льготы для стимулирования модернизации производства, ускорения

внедрения научно-технических достижений, инвестиций в прикладные и

фундаментальные исследования. В налоговом законодательстве Великобритании,

Франции, Германии и др. содержатся положения о полном включении в

себестоимость продукции расходов частных фирм на НИОКР, существенно

снижающих величину облагаемой прибыли.

Осуществление политики ликвидации налоговых льгот означает не что

иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции -

возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития

национальной экономики. Это относится прежде всего к политике ликвидации

налоговой льготы на собственную прибыль предприятия, инвестируемую в

расширение и техническую реконструкцию производства. Порочной является и

политика сокращения налоговых льгот для малого и среднего бизнеса (в

Германии, Франции и других западных странах малые предприятия, а также

венчурные фирмы на одни-два года своей деятельности полностью освобождаются

от налогов). В то же время налоговые льготы на прибыль предприятий,

направляемую на научно-технические разработки, поисковые исследования,

повышение квалификационного уровня персонала, работы по обеспечению

экологической безопасности производства, следует резко расширить.

В налоговую систему вновь включен налог с продаж. Его ставки

устанавливаются субъектами Федерации 5%. Исследование зарубежного опыта

показывает, что в странах, активно использующих в своих фискальных системах

НДС, как правило, не применяется налог с продаж. Такая ситуация

закономерна, так как оба налога имеют сходную базу обложения.

Величина стоимости товара для покупателя при взимании НДС

увеличивается однократно (на 20 или 10%) в момент приобретения им товара

или услуг у розничного продавца. При введении же в действие налога с продаж

произойдет многократное увеличение стоимости товара на сумму ставки данного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.