рефераты скачать

МЕНЮ


Мировой опыт налогообложения и его значимость для России

налоговых льгот можно, по аналогии с мировой практикой, за счет

продуманного расширения систем косвенного обложения и налогов на имущество.

Однако учет специфических особенностей и традиций России следует

согласовывать со сложившимся в мире единым концептуальным подходом к

формированию и развитию налоговых систем в условиях современной рыночной

экономики. Вхождение России в мировое экономическое пространство, а также

создание единого экономического пространства для стран - членов СНГ

потребует реализации в отечественной налоговой политике интегрирующей

функции налогообложения, что связано с разработкой механизма согласования

налоговых сборов при осуществлении межгосударственных инвестиций, создании

совместных предприятий и реализации совместных проектов между Россией и ее

экономическими партнерами; согласованием их налогового законодательства в

сфере таможенных пошлин и сборов: сближения, а затем и унификации ставок и

методик взимания НДС и акцизов на важнейшие группы товаров (прежде всего в

странах - членах СНГ). (Налоги в этой ситуации объективно станут

эффективным стимулом к интеграции национальных хозяйственных систем.

Принимая во внимание современную открытость национальных экономик и

свободу передвижения товаров и капиталов на мировом рынке, перспективы

развития налоговой системы России нельзя рассматривать без взаимосвязи с

состоянием налогового климата в государствах-партнерах, без использования

мирового налогового опыта и оценки перспективных тенденций осуществления

налоговых реформ за рубежом.

3.2. Опыт использования налога на добавленную стоимость в мировой и

российской практике

Пожалуй, самым эффективным нововведением в финансовой политике и

практике последней трети XX в. стало широкое распространение НДС (см.

Приложение 2). Сегодня он используется в большинстве европейских государств

(в том числе членов ЕС), Японии, Индии, Индонезии, Бразилии, Колумбии,

Греции и других странах Юго-Восточного региона, Африки и Америки.

Налоговая система Франции особенно интересна для нас тем, что именно в

этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную

стоимость, ставший основным косвенным федеральным налогом в Российской

Федерации.

По данным таблицы видно, что ведущим звеном бюджетной системы

выступает налог на добавленную стоимость. Речь идет об общем налоге на

потребление, который затрагивает все товары и услуги, потребленные или

использованные на территории страны. Операции, связанные с внешним рынком

(экспорт), от налога на добавленную стоимость освобождены. Лица,

совершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатившие НДС, могут

воспользоваться правом на возмещение. Импортные операции подлежат

налогообложению согласно внутреннему праву.

Плательщиками НДС становятся все физические или юридические лица,

занимающиеся самостоятельной экономической деятельностью, будь то поставка

товаров или предоставление услуг, вне зависимости от того, являются ли эти

поставки регулярными, периодическими или разовыми, а также независимо от

правового положения этих лиц и их отношения к уплате других налогов.

Согласно ст. 256 Налогового кодекса Французской Республики самостоятельный

характер деятельности состоит в том, что предприниматель ведет дело под

собственную ответственность и пользуется полной свободой в организации и

осуществлении необходимых работ.

Уплата налога на добавленную стоимость определяется характером

совершаемой сделки, при этом финансовое состояние налогоплательщика не

принимается в расчет. Ставка налога едина независимо от цены товара, к

которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена

товара или услуги. Помимо розничной цены сюда включаются все сборы и

пошлины, кроме НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного

поставщикам сырья и полуфабрикатов. При продаже товара предприятие

полностью компенсирует все свои затраты по уплате НДС и добавляет налог на

вновь созданную на предприятии стоимость. Именно эта часть НДС, включаемая

в продажную цену, перечисляется в бюджет. Вся тяжесть налога ложится отнюдь

не на предприятие, а на конечного потребителя данной продукции.

Во Франции функционируют четыре ставки налога на добавленную

стоимость.

Таблица 8

Действующие ставки налога на добавленную стоимость во Франции

|ШКАЛА |Ставка %|Применение |

|1 |2 |3 |

|Основная ставка |18,6 %. | |

|налога в настоящее| | |

|время равна | | |

|Повышенная ставка |22 % |Применяется к некоторым видам товаров: |

| | |автомобили, |

| | |кино- фототовары, |

| | |алкоголь, |

| | |табачные изделия, |

| | |парфюмерия, |

| | |отдельные предметы роскоши, например |

| | |ценные меха. |

| | |До недавнего времени повышенная ставка |

| | |равнялась 33,33%. |

|Пониженная ставка |7% |Установлена на товары культурного |

| | |обихода, в это понятие входят книги |

|Самая низкая |5,5% |Применяется для товаров и услуг первой |

|ставка | |необходимости. |

| | |К этой категории относится: |

| | |большинство продуктов питания, кроме |

| | |шоколада и алкогольных напитков, |

| | |продукция сельского хозяйства, |

| | |медикаменты, |

| | |жилье, |

| | |транспорт, |

| | |туристические и гостиничные услуги, |

| | |грузовые и пассажирские перевозки, |

| | |зрелищные мероприятия |

По НДС имеются значительные льготы. Так, ст. 25 финансового

законодательства 1991 г. установлено, что предприятия могут освобождаться

от уплаты налога на добавленную стоимость в том случае, если за предыдущий

финансовый год их оборот не превысил 70 тыс. франков. В этом случае они

пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за

отчетным. Кроме этого, от НДС освобождаются:

. деятельность государственных учреждений, направленная на

осуществление административных, социальных, воспитательных,

культурных и спортивных функций;

. медицина и образование;

. некоторые свободные профессии: частная преподавательская

деятельность, частнопрактикующие врачи, люди, занимающиеся

духовным творчеством.

Есть виды деятельности, где возможно освобождение от НДС. Точнее,

налогоплательщику предоставляется возможность выбирать, что платить: НДС

или подоходный налог. Это сдача в аренду помещений для экономической

деятельности; финансовое и банковское дело; литературная, артистическая,

спортивная деятельность; муниципальное хозяйство.

Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или

акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые

из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты

местных органов управления.

Из налогов на юридических лиц в Германии наиболее высокие доходы

приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в

доходах бюджета равен примерно 28% – второе место после подоходного налога.

Общая ставка налога в настоящее время составляет 16%. Но основные

продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по

уменьшенной ставке – 7%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и

ресторанов.

Применяемая в налоговой практике Германии схема исчисления НДС проста

и реально доступна каждому налогоплательщику. Пожалуй, это самый удобный

вариант исчисления НДС, действующий в ЕС. НДС взимается по единой форме и

построен таким образом, что все товары и услуги при одинаковой налоговой

ставке, попадая к конечному потребителю, оказываются обремененными в

одинаковом размере. Размер налога соответствует налоговой ставке,

распространяющейся на товар или услугу. При этом неважно, сколько ступеней

экономического развития проходит товар или услуга на пути к потребителю -

налоговая кумуляция (взимание налога с налога) принципиально исключена, так

как применяется практика предварительного вычета налога. Предварительный

вычет дает предпринимателю право уменьшить свой НДС на суммы НДС, которые

выставлены ему в счет другими предпринимателями за их налогооблагаемые

обороты. В качестве предварительного налога предприниматель может вычитать

НДС на товары, приобретенные внутри ЕС, а также с ввозимых товаров,

уплаченный предпринимателем таможенному правлению при ввозе товара из

стран, не являющихся членами ЕС.

НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так, предприниматели, у

которых оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тыс. марок, а в

текущем году не превысит 100 тыс. марок, освобождаются от уплаты налога на

добавленную стоимость. Но, естественно, они лишаются при этом и права

возмещения сумм налога в выставленных на них счетах. Данный предприниматель

является плательщиком подоходного налога, а не НДС. Он имеет право

отказаться от положенного ему освобождения от НДС и вести налоговые расчеты

на общих основаниях. Если предприниматель получает в календарном году доход

не выше 60 тыс. марок, то он имеет право на регрессивное налогообложение и

вносит в бюджет лишь 80% расчетной суммы НДС.

Предприятия сельского и лесного хозяйства освобождены от уплаты налога

на добавленную стоимость. Освобождены и товары, идущие на экспорт.

В ФРГ проводится политика поощрения малого предпринимательства,

стимулирования начала процесса предпринимательской деятельности.

Предприниматели, оборот которых, включая расчетный НДС, не превысил в

минувшем календарном году 25 тыс. марок и предположительно не превысит в

текущем календарном году 100 тыс. марок, не платят НДС. Однако эти же

предприниматели лишены права на вычет выставленных им в счетах

предварительных налогов. Им самим также запрещено выставлять счета с

отраженным налогом. Из-за такого отказа от предварительного вычета налогов

данная ситуация может иметь для мелких предпринимателей как положительные,

так и отрицательные последствия. Резонно поэтому, что закон дает им право

выбора: либо использовать возможность реализации своего права на неуплату

НДС, либо отказаться от такого решения и выбрать путь налогообложения по

общим правилам.

В Швеции налог на добавленную стоимость взимается в бюджет по ставке

25%. Для продовольственных товаров ставка понижается до 21%, для

гостиничных услуг – до 12%. От уплаты НДС, помимо экспортных товаров,

освобождаются медицинские услуги, банковские операции, патентное дело,

услуги учреждений культуры. Льготы распространяются на некоторые виды

оборудования.

Главное место среди косвенных налогов в Великобритании принадлежит

налогу на добавленную стоимость. Он занимает по доле в доходах второе место

после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны.

Базой обложения НДС выступает стоимость, добавленная на каждой стадии

производства и реализации товаров и услуг (т.е. разница между выручкой и

стоимостью закупок у поставщиков).

Первоначально ставка НДС равнялась 10%, а затем снижена до 8%. Позже

началось постепенное ее увеличение, и на сегодняшний день налоговая система

предусматривает использование двух ставок НДС - стандартной, которая

составляет 17,5%, и нулевой. Стандартная ставка может изменяться ежегодным

парламентским актом о финансах. Кроме того, через механизм делегированного

законодательства Казначейство в определенных случаях вправе изменять ставку

НДС на 25% от существующей, т.е. уменьшить ее до 13,125% или увеличить до

21,875%. Нулевая же ставка НДС означает, что товар попадает под обложение

НДС, но налоговый оклад рассчитывается по ставке 0%. При этом применение

нулевой ставки НДС более выгодно налогоплательщику, чем освобождение от

налога, так как лицо, реализующее товар, вправе зарегистрироваться как

плательщик НДС и потребовать возврата ранее уплаченных сумм по НДС.

По нулевой ставке облагаются: продовольственные товары, книги,

лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего

пользования, плата за воду и канализацию, строительство жилых домов,

транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги,

страхование, ритуальные услуги.

На сегодняшний день поступления в бюджет от НДС превышают 27 млрд. ф.

ст. в год, а плательщиком налога является любое лицо, занимающееся

реализацией облагаемых НДС товаров или услуг и зарегистрированное в

качестве налогоплательщика.

И хотя НДС находит все более широкое применение в мировой практике,

его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту

появления нового налога, так и его роли в становлении и развитии

европейского объединительного процесса. Достаточно сказать, что НДС

является важнейшим источником бюджетной базы ЕС: на данный момент каждая

страна-участница ЕС перечисляет 1,4% поступлений от налога в «европейский»

бюджет.

В 70-е гг. НДС стал применяться во многих общеевропейских

государствах. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕС 17

мая 1977 г. специальной Директивы об унификации правовых норм, регулирующих

взимание НДС в странах - членах ЕС, в которой он утверждался в качестве

основного косвенного налога, и устанавливалось его обязательное введение до

1982 г. Для государств, имеющих намерение в будущем вступить в ЕС,

необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС.

В 80-е гг. начинают активно включать НДС в свои налоговые системы

страны Юго-Восточного региона, Америки и Африки. В качестве одного из

основных косвенных налогов его вводят правительства Турции, Индии,

Индонезии, Бразилии, Колумбии, Египта и других государств. В 1989 г. этот

налог начинает взиматься и в Японии. Начало 90-х гг. ознаменовалось

активным включением НДС в налоговую практику восточноевропейских стран. В

России НДС введен Законом о нем с 1992 г. При этом процесс взимания НДС в

нашей стране обладает целым комплексом особенностей, отражающих реалии

экономики, финансов, процедуры бухгалтерского учета, уровень готовности его

исчисления финансовыми кадрами и уплаты плательщиками, а также проблем,

связанных с современным процессом формирования российского рынка.

Более чем за три десятилетия исчисления и взимания НДС в мировой и

прежде всего европейской налоговой практике накоплен значительный опыт

введения НДС в налоговую систему, развития и совершенствования налогового

законодательства, унификации НДС на межгосударственном уровне. И этот опыт

требует всестороннего изучения и осмысления российской экономической наукой

в условиях все более широкого включения НДС в национальную налоговую

практику, с одной стороны, и необходимостью соответствия российской

налоговой системы требованиям, предъявляемым к НДС в рамках европейского

рынка, - с другой.

В России НДС стал одним из основных федеральных налогов в 1992 г. Он

представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости на

всех стадиях производства и обращения и определяется как разница между

стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных

затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Облагаемый оборот

определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя

из применяемых цен и тарифов без включения в них НДС.

В момент своего введения НДС рассматривался правительственными кругами

как своеобразная панацея от всех финансовых проблем. Предполагалось, что с

его помощью уже в 1992 г. удастся свести к минимуму дефицит федерального

бюджета. Налог должен был занять первое место среди доходных статей

бюджета. Действительно, поступления от НДС составили в 1992 г. 50% общей

суммы доходов федерального бюджета, а в 1993 г. - 43% (см. Приложение 1).

Однако сбалансирования бюджета не произошло. Во многом это было связано с

тем, что Россия начала применять НДС в чрезвычайных условиях,

противоречивших опыту всей мировой практики введения этого налога. Во-

первых, НДС введен в период значительного спада производства и сокращения

потребительского рынка страны. Во-вторых, наблюдался не постепенный рост

ставок налога с минимально возможных до оптимальных, а напротив,

первоначальное введение максимально возможных ставок с последующим

вынужденным их понижением (с 28% в 1992 г. до 20 в 1993 - 1998 гг., а по

продовольственным товарам и продукции детского ассортимента - до 10%). В-

третьих, введение НДС не сопровождалось предварительной подготовкой

соответствующей государственной налоговой службы: она начала формироваться

параллельно с введением налога, а вернее, непосредственно после принятия

Закона о НДС. Единственным условием, которое мы имели для введения НДС, был

колоссальный государственный дефицит бюджета и громоздкий государственный

аппарат, требующий значительных средств для поддержания своего

существования.

При отсутствии на отечественном рынке достаточной товарной массы, в

условиях, когда не развита конкуренция производителей и расстроено

финансовое хозяйство, НДС усиливал инфляционные процессы, способствовал

росту оптовых и розничных цен. Первоначально установленная 28-процентная

ставка налога несомненно была завышена, но для периода либерализации цен

она была недопустимо высока. Отсутствие льгот для бюджетной сферы при

взимании НДС привело к тому, что государство получило не только большие

доходы, но и значительные дополнительные расходы, так как плательщиками

налога были государственные учреждения здравоохранения, образования,

просвещения и т.д.

Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений

и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную

стоимость» были установлены нормы, меняющие порядок взимания НДС. Так,

введенный перечень льгот при взимании НДС, в частности, касался и

социальной сферы. Было установлено, что налогоплательщики имеют право

относить на возмещение из бюджета суммы НДС по материальным ресурсам

производственного назначения по мере оплаты этих ресурсов поставщикам, а не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.