Финансы Украины
других видов финансовых ресурсов) облагается налогом по ставке 45
процентов.
Прибыль от проведения лотерей (кроме государственных), от казино, других
игорных домов (мест), игровых автоматов с денежным выигрышем и иного
игорного бизнеса облагается налогом по ставке 60 процентов.
От уплаты налога освобождаются:
- пп-я ( с прибыли, получаемой от пр-ва сельхоз продукции и продукции ее
переработки на собств перерабатывающих мощностях, включая межхоз пп-я, за
исключением прибыли, получаемой от цветочно-декоративного растениеводства,
производства спирта, ликеро-водочных изделий, пива, меховых и табачных
изделий, виноматериалов;
Прибыль пп-й и орг-ций агропром комплекса по обслуживанию сельхоз пр-ва
облаг налогом по ставке 15 %.
Уплата налога на прибыль произв-ся в безнал порядке в сроки, установленные
действ законод-ом. Пп-я с иностр инвестициями могут уплачивать налог в
инвалюте по курсу НБУ, действующему на дату получения дохода.
№43. Сущность подоходн налога
Плательщиками подоходного налога явл-ся физ лица как имеющие, так и не
имеющие постоянного места жительства в Укр. Объектом налогообложения у
граждан, имеющих пост место жит-ва в Укр явл совокупный доход, полученный в
календарном году на территории Укр, в ее эк зоне и за пределами Укр как в
ден (национальной или иностр валюте) так и в натур форме. Доходы граждан,
не имеющих пост места жит-ва в Укр, подлежат обложению налогом, только если
они получены на территории Укр. В состав совокупного дохода граждан включ
также ( мат и соц благ, предоставл-ых пп-ми персонально своим работникам.
В совокупн годовой доход не включ:
- гос пособия по соцстраху и соцобеспечению, а также др виды помощи в ден и
натур форме, оказываемые из средств благотворительных, внебюдж и экологич
фондов
- все виды пенсий
- суммы, полученные работниками в возмещение ущерба за ухудшение здоровья,
связанное с исполнением ими своих трудовых обязанностей
- выходные пособия, выплачива-емые при увольнении
- компенсационные выплаты раб-ам
ЦИФРЫ !!!!!
ПП-я, учреждения, организации, физ лица, зарегистрир в качестве
предпринимателей, обязаны подавать в органы ГНИ декларацию о доходах, на
основании которой они уплачивают подоходный налог. Работники налоговых
органов обязаны контролировать своевременность подачи декларации о доходах
и тщательно проверять полученные материалы на основании имеющихся у них
сведений. Налоговые органы должны производить обследование деят-ти граждан,
в отношении которых имеются сведения о получении ими доходов не от работы
на пп-ях, в учреждениях и организациях. В целях выявления граждан,
извлекающих доходы, кот подлежат налогообложению, налог органы осущ прверки
также в местах реализ-ии изготовляемых изделий или оказания услуг.
За несвоврем перечисление подох налога за своих работников независимо от
наличия ден ср-в на счетах пп-й взыскивается пеня в установл размере за
каждый день просрочки. С физ лиц, зарегистрированных в качестве предприн-
ей, пеня взыскивается на основании платежного извещения, вручаемого им
налог органом по результ проверки.
В случае установления фактов перечисления пп-ем или организацией сумм
налогов за своих работников, указанные суммы включ в состав облагаемого год
дохода этих лиц.
№44. Фин-ы пп-й как осн звено фин системы Укр
Ф-ы пп-я явл составн частью фин с-мы. Они отраж ден отн-ия, кот возник в
проц кругооборота осн и обор ср-в при пр-ве и реализ-ии прод-ии или услуг,
а также при создании и исп ден фондов пп-я. Посредством рац организации фин
на пп-и обеспеч непрер кургооборот ден ср-в, их своеврем поступление на
счета пп-я, правильн распр по источникам и цел назначению и использ-ию
этих ср-в. Т.о. вся произв-комм. деятельн пп-я пронизана фин и ден отнош-
ми, кот позвол создавать необх прод и услуги, формир-ть конкр ден фонды и
развивать техн базу пр-ва. К таким фондам отн - фонд з/п, фонд
потребления, фонд дивидендов и др. Сущность фин пп-я явл создание и
использ-ие ден.доходов и фондов для обесп-ия конечн результ хоз деят-ти пп-
я. Фин предпр м.б. охаракт. с точки зр гос. предпр., АО, частн. пп-я,
арендн пп-я и др. разл. форм собств-ти. В завис от отраслей н/х разл фин
пром, с/х, транспорта, стр-ва, торговли и т.д.
Фин пп-й явл основ звеном фин с-мы в той связи, что здесь производится ВВП
и НД общества за счет кот. формир. доходы гос. и местн. бюджетов. Фонды ср-
в гос. и банк. кредита, такие фонды: Пенс Ф, фонд черн, Ф занят-ти, Фонд
охр труда, Устойч фин сост пп-й - это основа фин стабильности всей с-мы,
т.к. подавл часть фин рес отраслей (>80%) нах. в обращ-ии на пром пп.
Сущн фин. пп-я раскр в их функциях: 1. распред, 2. контрольная (соде-ржание
токае же, как и в ф-ции фин.
Осн задачи, кот стоят перед фин. службами сводятся к след: 1. анализ фин.
-хоз. и ком деят предпр. ; 2. мобил. фин ресурс, необход для обесп
процессов пр-ва и реализ прод. 3. составление бизнесс-плана, 4.
кредитование, 5. мобилизация ист. расширения пр-ва, т.е.кап. влож и
ремонта, 6. поиск путей увеличения приб и рентаб пр-ва. 7. осущ расчетов и
платежей с поставщ, потреб и орган. фин-кред. с-мы. 8. осущ-е контроля за
эфф. использ. ден. фондов. Общие принципы орган. финансов:1. демократиз.
фин отношений, 2. плановость, 3.ком. расчет и самоокупаемость, 3. распредел
ср-в на собств. и заемные и создание резервов.
Принцип демократиз означает. рац. сочетание гос. управл. финансов поср.
фин. решений с оперативной самост. предпр. Гос. регул. использ. в след.
направл: 1 налог. и финансово-кредитная политика, включя разработку налог.
ставок, льгот и санкций, процент по гос. кредиту, разработку цен и
принципов ценообр., установление вал. курса и др. фин. операц. 2.
приобретение гос. имущества, создание с-мы резервов ( лизинг, разраб соц-
экон норм и нормат). 3. Научно-техн. и соц программы.4. гос заказы и гос
договоры на выполнение конкр работ. 5. дотации и субвенции, предоставл.
отд. предпр. гос-ом. Самостоятельность предпр проявл. в том, что предпр.
самост. планирует V и номенклатуру произв. продукции, определяет
перспективы развития производства, исходя из спроса на продукцию, а также
необходимости обесп. трудящихся соц.-куль услугами и повышение доходности
предпр. Основу планирования предпр. сост. заказы и договоры, закл. с
потребителями изделий и с поставщ. мат.-техн. ресурсов. При этом предпр-е
№44. (продолжение)
сомост. реализует продукцию, распред. чистую прибыль и осущ. ВЭД. 2 принцип
заключается в том, что форм. всех видов дохода и ден. фондов, инвест. осущ.
на основе годовых и тек. произв. и фин. планов. Плановость закл. также в
стабильности норм и нормативов, а также в условиях марк. работы. Комм.
расчет и самоупр. закл в том, что предпр. само обесп. себя и добивается мах
прибыли при мин. затртах на пр-во.
Распр. ср-в на собств и заемные ср-ва обусл. тем, что предпр. не м.б.
обеспечено собств ОбС полностью в размере год. произв. программы, т.к. во
времен. период могут возникнуть излишки фин. ср-в, а в какой-то -
недостаток. Поэтому предпр покрывают часть нормтива собств. ср-в за счет
заемных ср-в, таких как средства банка, а также создают резервн. фонды
ликвидации врем фин. затрудн.
№45. Осн фонды пп-я, их состав и показатели эффек-ти использ-ия
Для осущ коммерч деят любое ппп-е располагает осн фондами и обор
срдствами. Осн фонды - это совокупность мат ценностей, кот многократно
участвуют в процессе пр-ва, сохраняя свою натур форму и постепенно
переносят свою ст-ть в виде аморт. отчислений на гот прод. По характеру осн
фонды подразд на: осн произв (ОПФ) и непроиз фонды. ОПФ: строения,
сооружения, оборудование - 64%, машины, механизмы и приспособления - 16%,
трансп. ср-ва - 4%. Непроизв. фонды - жилье, дома, дет сады, кот. непоср в
процессе пр-ва не участвуют. Различают физический и моральный износ ОФ. Физ
износ - это потери их ст-ти вследствие матер. изнашивания в процессе
эксплуатации или утраты их ст-ти вследствии плохой сохранности. Моральный
износ - удешевление пр-ва такиж же ср-в пр-ва или появление более
производимых машин подобного класса. Денежное выражение ст-ти изношенного в
процессе эксплуат. оборудования наз. аморт. отчислениями. Это есть элемент
с/с-ти продукции и после ее реал. возвращается в ( выручки. Сущ. з метода
оценки ОФ: 1. первоначальная ст-ть, кот. отражает все затраты на приобрет.
или строит. ОФ; 2. восстанов. ст-ть, т.е. это ст-ть воссоздания ОФ в
современных условиях; 3. остаточная ст-ть, кот. отражает первон. ст-ть ОФ с
учетом их износа, т.е. аморт. отчислений. Сущ. ряд показателей эф-ти исп.
ОФ: 1) фондоотдача: V вал. прод/среднег. ст-ть ОФ; 2) фондоемкость:
1/фондоотдачу. 3) фондовооруж: ст-ть осн. фондов/сре-днесп. числ.
работников. 4) уровень рент: (прибыл/среднег. ст-ть ОФ.
№46. Обор ср-ва пп-я. Их состав и показатели эффект-ти использ-ия
Для организации нормального функцион-ия произв и коммреч деят-ти пп-я,
корме ОПФ, оно использует обор ср-ва, кот предст собой совокупность обор
фондов и фондов обращения, выражен в ден измерении.
ОбПФ сост из предметов труда (сырье, материалы, топливо, электроэнергия),
незаверш пр-ва и расходов будущих периодов.Фонды обращения по своей
структуре и составу предст собой гот продукцию на складе, отгруженную
продукцию, денги за кот еще не поступили, ден ср-ва дебиторской
задолженности, ср-ва а кассе пп-я, на расчетных и валютных счетах и в
аккредитивах.
В научных исследов-ях и хозяйст-ой практике различ структуру и состав обор
ср-в. Состав обор ср-в - это совокупность разных видов и групп мат
элементов, ценностей в ден оценке, выраженных либо по оценке прибретения,
либо по оценке пр-ва.
Структура обор ср-в - это соотношение между перечисл элементами обор ср-в,
выраженными в уд весе тех или иных элементов (в целом по стране, по
отраслям н/х и по отдельным пп-ям). Структура об ср-в:
товарно-мат ценности - 81 %;
отгруженная прод-ия и услуги - 9 %;
ден ср-ваа в обращении - 6 %;
дебит задолженность пп-я - 3 %;
др обор ср-ва - 1 %.
Обор ср-ва делятся на нормируемые и ненормируемые. Нормируемые - это ср-ва,
кот характериз собой миним запасы тов-мат ценностей на пп-ии (произв запасы
- полуфабрикаты, сырье и материалы, топливо; незаверш пр-во; расходы
будущих периодов и гот продукция на складе)
Норматив обор ср-в - это установление плановой ( ден ср-в, кот должна
обеспечивать минимальную и вто же время достаточную потребность пром пп-я в
произв запасах, незаверш пр-ве и в запасах гот прод
Ноб.ср. = Р ( Д, где
Р - однодневные раходы,
Д - норма запасов в днях
Нормируемые обор ср-ва - это ден ср-ва, кот должны обеспеч нормальную и
бесперебойную хоз деят пп-я.
Ненормир об ср-ва - это те ср-ва, величина которых регулир-ся в динамичном
порядке (гот продукция, отгруженная покпателям; деньги в кассе, на р/с и на
вал счете и в ценных бумагах; дебит задолженность).
Осн источниками финансир-ия обор ср-в явл-ся: 1) собственные ср-ва пп-й,
представленные долей в уставном фонде пп-я; 2) прибыль пп-я; 3) устойчивые
пассивы пп-я, в т.ч. кредитор задолженность по з/п; 4) кредиты банков; 5)
ср-ва целевого назначения, кот имеются на счетах и в распоряжении пп-я.
Улучшение оборач-ти обор ср-в - важная цель для улучшения работы пп-я. Для
оценки эффект-ти использ-ия могут примен-ся след показатели:
- коэффициент эффективности использ-ия обор ср-в = V реализованной прод-ии
/ среднедневные остатки обор ср-в;
- длительность оборота обор ср-в =
= среднедн остатки ( 360 / V реализ
прод-ии;
- коэфф-т оборач-ти обор ср-в =
= V реализ прод-ии / средние оста-
тки обор ср-в, кот были в распоря-
жении пп-я за этот период;
- уровень рентаб = (прибыли от ре-
лиз прод-ии / средние остатки обор
ср-в
№47. Виды расходов пп-й
В проц своей произв-хоз деят-ти пп совершают расходы, а именно:
1. Затраты на пр-во и реал-ю прод
Различают произв и непроизв расх.
2. Расх по расшир пр-ва или расх, связан с КВ. КВ - это совокуп. затрат по
созд новых, реконструир-ию действ осн фондов, расх по ремонту
3. Расх на спец мероприятия, включ.
расх. на соц.-культ. цели
4. Выполнение обязательств перед
фин-кред сист и бюджетом
5. Расх, связан с приватизац. пп-й.
Решаюшее знач. для пред-й имеют затраты на пр-во и реализац. прод. Эти
затраты представл. собой денеж. выраж. израсходов. предпр-ем ср-в пр-ва и
затрат труда в процессе пр-ва и реализац. прод. Кроме того, в затратах на
пр-во учитываются отчмсления на соц. страх. Затраты, связан. с выпуском
прод., и отчисл. на соц. страх. составляют производств.с\с, а вместе с
внепроизвод. расх. - полную с\с прод. С\с представл. собой часть ст-ти,
которая должна постоянно возвращаться пр-ю для возмещения его затрат и
обеспеч. на этой основе непрервности процесса пр-ва.
Затраты на расширение пр-ва каждого пред-я включ. КВ и прирост норматива
оборотных ср-в.
Для усиления матер. заинтересов. и повыш. эфф-ти пр-ва, улучшения кач-ва
прод., роста объема реал-ции и прибыли, пред-я направляют часть прибыли на
образов. фондов экономич. стимулир. От приб. происх. отчисл. в фонд матер.
поощрения. Фонд матер. поощренияиспользуется: на премирование рабочих,
руководящ. работ., ИТР; для единовремен. поощрения отличившихся работн. и
служащ.; для выплаты вознагражд. за результаты работы пред-я по итогам за
год; для оказания единовр. помощи работн. пп-й.
Фонд соц.-культ. мероприятий и жилищного строит. создается за счет прибыли
. Его ср-ва использ. для строит. и кап.ремонта жилых домов и культ.-бытов.
учрежд., улучшения культ.-быт. обслужив. работн. пп-я.
Фонд развития пр-ва использ для финансир КВ на внедрение нов. техники.
механизац., автоматизац. пр-ва, модернизац. оборудов., обновление осн.
фондов, совершенствование орг-ции пр-ва, труда и т.д.
№48. Формир-ие доходов и ден ср-в на пп-ии
Закон Укр. “ О предприятиях в Украине” говорит, что основыными доходами
предприятия являются денежные и материальные доходы, которые могут иметь
внутренние и внешние источники. К числу внутренних доходов относ.: вал.
продукция, валовый доход предпр., прибыль от реал. прод., валовая и баланс.
приб., чистая прибыль предпр. Доходы предпр. и его имущ сост. уставной
капитал предпр. который делится на основной и оборотный капитал. Кроме того
предпр. м. иметь доходы от реал. от реал. ЦБ, поступления от разгосуд. и
приват собств., бесплатн. и благотв. взносов внешних организаций и
пожертвования - внешние доходы. Гл. источником дох. предпр. явл. выручка
от реализации производимой им продукции, ее размер равен: Выр=(Цi(кол-во
i. Валов. продукц. предпр. - это ст-ть всех выполненных работ и услуг за
опред. промежуток времени. Показатели:
1 Вал. доход рассчвается как разница м/у объемом вал. продукции и мат.
затратами на пр-во этой пр-ции: ВД = ОВ - МЗ;
2. Чистый доход: ЧД = ВД — (Фпотр+Фчерн+Фпен+соц.стр.+Фзан)3. Прибыль от
реализ-ии прод=
= выручка от реал — с/с полн. Полн с/с = затр на пр-во пр-ции
+ком.расходы;
4. Вал или баланс.пр-ль = приб от реал. прод + внереал.доходы - убытки
предпр.
К внереал. доходам относятся штрафы, неустойки, дивиденды, получаемые от
операций с ЦБ, арендная плата. Убытки: штрафы, пени, неустойки, кот.
уплачиваются данн. предпр, убытки от стихийных бедствий.
Чистая прибыль=баланс.вал.приб-налог. платежи=иначе назыв. распред.
прибыль. Именно она явл. осн. обобщающим показат. результат. данного
предпр.
Относит пок-ли: Рентаб-сть пп-я = ((прибыл/ст-ть ОФ+Обср-ва ) (100% рент.
един = (приб / полн с/с( 100%.
Порядок распределения прибыли и дохода: 1. платежи в бюджет, 2. средства
идущие на развитие пр-ва, на финансирование затрат по КВ, на погашение
долгосро. кредитов, уплата % за пользование кредитами, на проведение научно-
исслед.работ, коллектива. в т.ч. - содержания объектов соц. сферы;б)
проведение оздоровительных мероприятий;в) проведение культ. массов.
меропр.; г)ден. выплаты работников в виде поощрения;д) соц. льготы. е)
выплаты доходов и дивидендов; ж) образов. фин. резервов, страх, фонда и
фонда риска на предпр. 4. расходы на благотв. цели, кот. составляют более
2% от налогообл. прибыли;5. прочие затраты и отчисления.
№49. Фин аспекты приватизации имущества гос пп-й
Проведение эк реформ, осуществление структурн перестройки, достижение
качеств воспр и эфф использов произв аппарата треб знач фин ср-в. В сложивш
усл-ях одним из возм источников ср-в для финансир меропр по улучшению воспр
процессов, инвест активности может быть иностр капитал, а также участие
иностр компаний в приватиз-ии имущ гос-ва. Подключение иностр капитала к
процессу приват явл целесообр для стран-продавцов имущества. Участие иностр
инвесторов в приват в знач степени опред-ся кон целью приват-ии и ее полит
и эк мотивами. КМ Укр утвержд перечень объектов,приват-ия кот должна осущ с
привлеч иностр инвесторов: АПК, легкая пром, машиностр, базов отрасли пром,
трансп и соц инфрастр-ры. Приват-ия имущ гос. пп-й осущ на основе след
принципов: 1. выкуп объектов малой прив, собственниками станов-ся товарищ-
ва покупателей, создан работниками эт пп-я. Ср-ва от приватиз идут в местн
бю-джеты. 2. выкуп гос имущ по альтернат плану приватиз. Собств. пп-я стан-
ся товарищ-во покупат. Здесь заложена конкур основа прив. 3. выкуп имущ-
ва, сданного в аренду. вследствие выкупа пп-я собственником стан арендатор.
4. продажа на аукционе. 5. продажа по конкурсу с отсрочкой платежа на 3
года при усл внесени 30% стоим пп-я. Перед при-ватиз определ цена объекта
приватиз. Она определ исходя из восст стоим ОФ, зафиксир в момент эмиссии
приват ЦБ, за вычетом износа ОФ, фактич стоим ОбФ с учетом дебит и
кредиторс задолж-тей пп. Цена объекта м.б. изменена с уч потенциальн
прибыльности приват объекта. Источники приват-ии: 1.собств ср-ва товарищ-в
покупателей, кот принадлежат работникам приват объекта - часть чист
прибыли, кот принадл труд коллективу, 2. заемные ср-ва.3. ЦБ и приват имущ
серт, чеки, ср-ва на прив. депоз и спец счетах.
Средства от приватизации зачисляются во внебюджетные фонды, идут в доходную
часть ГБ в размере, предусмотренном законом о ГБ на конкр. год. Средства от
прив. направляются также на возмещ. затрат, связанных с приват, на
кредитование технического переоснащения пр-ва, развитие пр-ва и создание
новых раб. мест.
Удельный вес ЧП в 1995г. составил 56%, а часть в общем объеме пром. пр-ва
- 68%. В негос. секторе в 1995 г. работало свыше 5000 предпр., каждое
второе из которых долевое, каждое пятое - арендное. В перспективе будет
введено понятие гос. акционерного общества, в котором не менее 51% акций
будет прин. гос. Это есть создание корпорат. предпр, что позволит:
-окончательно разграничить бюджет гос. и финансы предпр.; - открыть этим
предприятиям путь к фин рынкам;- внести соотв. изменения в структуру их
подчинения.
Указом Президента о задачах и особенностях приватизации гос. имущ в 1996г.
определяется положение о задачах и приоритетах гос. имущ прдпр, в 1996г. об
обесчпечении единой правовой политики в регул процессов приватизации,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|