Финансы Украины
поступлений. В соотв-ии с законом Укр “О системе налогообл-ия” в Укр
взымаютя:
А. Общегос налоги, сборы и др обязат платежи: 1) НДС, 2) акцизн сбор, 3)
налоги на прибыль пп-й, 4) подоходный налог с граждан, 5) гос пошлина, 6)
плата за землю, 7) плата за специ ипольз-ие прирдн рес-ов, 8) взносы в фонд
содейст занят насел, 9) взносы в Ф Черн, 10) взносы в пенс Ф, 11) взносы в
гос иннов Ф.
Б. Местн налоги, сборы и др обяз платежи.
Доходная часть бюджета не явл величиной постоянной. Так, с 1990 по 1995 г.
доходы бюджета, выраженные в абсолютном значении и в %-ах к валов. внутр.
прод. (ВВП) существенно менялись. За этот период произошло значит повышение
уд.веса доходов бюджета в ВВП.
Структура доходов госбюджета также претерпела существенные изменения. Из
года в год происходит усложнение структуры дох.бюджета за счет пополнения
его новыми видами налогов , сборов и платежей, а также неналог.
Поступлений. Так, в 1995 г. в доходную часть бюджета внесены новые статьи
дохода - плата за спец.использ.недр при добыче полез.ископ., рентная плата
за нефть и газ., кот.добываются на Украине, поступления от реализации
драг.металлови т.д.
Из всех статей доходов гос бюджета Укр в последние годы занимают налоги. В
структуре налогов первостеп знач имеет НДС; также все большую роль играет
акцизный сбор, налог на прибыль, земельный налог.
Однако, наблюдается устойч тенденция к сокращению доли налогов в общем V
доходов госбюджета Укр. Вместе с тем возрастает знач неналоговых
поступл.:доходов от ВЭД, платы за использ водных и др природ рес-ов, недр
страны, рентной платы, что способствует бережному отношению к нац богатству
страны. Также в доход части бюджета выдел целев гос фонды (указанные выше).
Фонды имеют целевое назначение, т.к. в той же сумме, в кот.они поступают в
бюджет, они расходуются на определенные цели.
№36. Сущность гос расходов. Осн направления расхода бюдж ср-в
Расходы госбюджета - это эк отн-ия, проявл-ся в обществе в связи с рапср-ем
фонда централиз ден ср-в гос-ва и его использ-ем по отрасл, целевому и
регион назначен. В расходах бюджета находят свое выраж две стороны единого
распред-го процесса: расщепление бюдж фонда на составн части и формир-ие
ден фондов целев назнач-ия у пп-й, орг-ий и учр-ий мат пр-ва и непроизв
сферы, получ-их бюдж ассигн-ия. С целью выяснения роли и знач многообр бюдж
расходов их классифицируют по опред признакам: по роли в обществ воспроиз-
ве; обществ назначению; отраслям пр-ва и видам деят-ти; целевому
назначению.
По роли в обществ пр-ве расходы госбюджета подразд на две части: одна
связана с развитием мат пр-ва, совершенс-ем его отрасл структуры, др
использ на содержание и дальнейш развитие непроизв сферы. С пом бюдж
расходов гос-во может регулир распр-ие ср-в между мат пр-ом и непроизв
сферой в соотв-ии с потребностями в обл эк и соц развития: оказывать
стимулир воздействие на развитие приорит отраслей эк-и и видов производств,
осуществлять структурную перестройку обществ пр-ва, добиваться ускорения
НТП, перетворять в жизнь инновац политику и т.д. Бюдж расходы в силу
перераспред-ых ф-ций бюджета играют реш роль в гос обеспечении и гос
регулировании эк-и страны.
Группировка расходов по их обществ назначению непосредственно отраж
выполняемые гос-ом ф-ции: политич, эк, соц, оборонные и т.д. В соотв-ии с
обществ назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на группы:
1) н/х, 2) соц-культ меропр-ия, 3) оборона, 4) управление, 5) внешнеэк деят-
ть, 6) соц защита населения.
В основу отраслевой группировки расходов бюджета положено общепринятое
деление эк-и на осн отрасли и сферы деят-ти. Исходя из этих принципов
расходы в произв сфере подразд-ся на развитие промышл-ти, с/х, транспорта,
связи и т.д.; в непроизв сфере - по отраслям и видам обществ деят-ти - на
образование, медицину, науку, соцзащиту насел, госуправление и др.
Отраслевое деление расходов позвол регулировать межотрасл пропорции в распр-
ии бюдж ассигн-ий и, корректируя их, добиваться необх сдвигов в отрасл
структуре общест пр-ва.
В бюдж процессе Укр сохран-ся целевое назначение выделяемых ассигн-ий, кот
отражают конкр виды затрат, финансируемых гос-ом. Так, в составе расходов
на н/х выдел-ся затраты на капвложения, дотации, операц расходы. Классиф-ия
расходов по целевому назначению явл-ся предпосылкой для осущест-ия фин
контроля за использ-ем фин ср-в.
Наряду с эк классиф-ей существует организац группировка госрасходов. В ее
основе лежит распр-ие ассигн-ий по целевым программам и уровням управления.
В госбюджете Укр выдел-ся ср-ва на финансир-ие нац космической программы,
нац программы исследования и использ-ия ресурсов Азово-Черноморского
бассейна, нац программы улучшения безопасности, произв сферы и др.
В соотв-ии с уровнем госуправления расходы консолидир-го госбюджета Укр
делятся на: расходы госбюджета, расх бюджета авт респ Крым и расх местн
бюджетов.
№37. Осн доходные источники местных бюджетов
Сущность функцион-ия внутрибюдж отношений позаол определить местн бюджеты
(МБ) как совокуп-ть форм организации бюдж отн-ий, посредством которых часть
бюдж ресурсов гос-ва направл в распоряж местных органов власти для обесп-ия
ф-ций управления местным сектором эк-и страны. К МБ в Укр относятся:
бюджеты областей
бюдж городов респ подчинения
-----областного подчинения
---- районного подчинения
бюджеты районов (в городах)
сельск и поселковые бюджеты
Все доходы МБ дел на 2 группы: закрепл-ые (собств) и регулирующие.
Закр доходы характериз тем, что они направл в тот или иной вид бюджета в
завис от ведомств подчиненности хоз-ва и с учетом террит признака поступлен
ден ср-в. К числу закрепл источников относ налог на прибыль пп-й, нах-ся в
коммун собств-ти, мест.налоги, сборы, платежи и др.
Регулир дох - дох, поступ в различн звенья бюджетов в соотв-ии с %-ми
отчислений,устанавл-ми для данного бюджета. К ним относ отчислот НДС,
налога на приб пп-й, подох.нал.с граж. и т.д. Состав и размеры отчисл.от
общегос.налогов , сборов и платежей, поступающ. В МБ, опред ВС Укр.исходя
из соотв соц-эк нормативов, бюдж обеспеч-ти терит-ии и сост-ия мест источ
дох.
Источниками доходов МБ явл.:
1.Общегос.налоги, сборы и платежи:
1) НДС, 2) нал на приб.пп-й и орг-й всех форм собств-ти; 3) акцизный сбор;
4) подоходный налог с граждан; 5) плата за землю; 6) налог с владельцев
транспорт.средств; 7) гос.пошлина; 8) плата за воду; 9) налог на промысел
2.Мес налоги, сборы и обяз платежи:
1) гостинич.сбор; 2) сбор за парковку автомоб; 3) рыночный сбор; 4) сбор за
выдачу ордеров на квартиру; 5) курортный сбор; 6) сбор за участие в бегах
на ипподроме; 7) налог с рекламы; 8) коммунальный налог; 9) сбор за право
проведения фото- и киносъемок; 10) -----аукционов; 11) сбор за выдачу
разрешения на размещ.объектов торговли; 12) налог на продажу импортных
товаров и т.д.
Отд и самостоят статьей дох.МБ явл дотации, субвенции и субсидии.
Дотации - форма централиз.регулир доходов и расх пп-й, орг-й,учреж-й, а
также бюджетов, планов затраты, кот превыш получен дох,в виде предоставл.
ден ср-в, компенсир убыточность. Такая дополн выдача ср-в может идти на
покрыт убытков пп-й и орг-й произв и непроизв. сферы, а также на
сбалансиров. МБ.
Субвенции - целевые пособия, вид гос. содействия мест. органам власти или
отраслям хоз-ва, предоставл. для решения определ. задач.
Субсидии - фин помощь в виде ден пособия, предост-го чаще всего за счет ср-
в госбюджета мест. органами власти, юр и физ лицами, др гос-ми. Разл прямые
и косвен субсидии.
Наиболее весомый V дотаций и субвенций получают Житомир., Закарпат.,
черновиц., и ряд др. областей
№38. Направления расход-ия местных бюджетов (МБ)
Местн органы власти расходуют поступающие в их распоряж ср-ва в соотв-ии с
возлож на них ф-ями. Расходы МБ выражают эк отн-ия, возник в связи с
распр-ем централиз ден ср-в, наход-ся в распоряж. местн органов власти.
В з-не У "о бюдж. сис-ме У" указ-ся, что ср-ва МБ расход лишь на цели и
в пределах, утвержден местн советами народных деп-ов. В соотв. с этим из МБ
осуществл расходы на: 1) финансир. учрежден. просвещ. науки, культуры,
охраны здоровья, соц.обеспеч. и соц. защиты нас-ия, кот-ые находятся в
подчинении исполнит. органов власти областей, городов Киева и Севастополя,
а также соц.-культ. мер-ий в соответств. с ф-ями возложен. на эти пп-я. 2)
содержан. местн органов гос. власти и управления. 3) финансир. пп-ий и орг-
ий, входящих в состав мест. хоз-ва, природоохран мер-ий. 4) финансир. др.
мер-ий.
В обл, гор-их и рай-ых бюдж. создаются резервн фонды исполнит. органов
обл, гор-их и рай-ых советов нар деп-ов, в размере до 1% от V расходов
кажд из соответств. бюдж. для финансир. неотлож. мер, которые не были
предусмотрены во время утвержден. этих бюджетов.
В обл, гор-их, сельских и поселковых бюджетах созд оборотная
кассовая наличность. Она м.б. использ в теч года на покрытие временных
кассовых разрывов и д.б. пополнена в том же году до размеров,
установленных во время утвержден. соответств. бюджетов.
Распр-ие расходов м/у бюджетами, входящими в состав обл осущест обл
советами нар деп-ов а также ра-йонными и городскими СовНарДеп.
Органами местн самоуправлен. самост. опред. направления использ ср-в
своих бюджетов.: м.б. увелич в пределах имеющихся у них ср-в нормы
расходов на содерж. жил-комун хоз-ва, учрежд здравоохр, просвещен,
соцобеспеч, культуры.
Стр-ра расходов бюджетов завис от вида бюдж. (обл. гор. рай. и т.д.) а
также от территор. располож обл-ти.
Формир расход части мест бюдж. осущ. в соотв с з-ом У "о бюдж. сис-е У", в
кот указ, что органы местн СовНарДеп и органы госуд. исполнит. власти
во время составлен. проекта бюдж. уточнен. бюдж. в ходе его исполнения
им право: - определить в своих бюдж. - объем финансир. мер-ий
соц.культ. развития соответств. территор.-администрат. единиц в пределах
плановы бюдж. доходов, выделенных дотоаций, субвенций, а также с учетом
получен. бюдж. ср-тв // - опр-ть направлен. ис- пользован. бюдж. ср-тв
на инвестиции, собствен. целевые програм- мы с органами власти др.
административно-территор. единиц; // - увеличивать в пределах имеющихся
ср-тв расходы на содержан. жи- лищно-комунал. хозяйств, учрежден.
просвещен. здравоохран. прос- вещ. науки и т.д. // - опр-ть в
установленном порядке в пределах доп. поступлен. в теч. года ср-тв
дополнит. льгот на помощ граж- данам, нуждающимся в соц. защите. // -
создавать в составе свое- го бюдж. в пределах объема его доходов резервные
и целевые фонды если их создание предусмотр. з-ом У // - опр-ть размеры
дотаций и субвенций бюдж. низшего территор. уровня и их целевое
использован.
№39. Сущн налогов и их роль в форм-ии бюджетов разл уровней
Доходная часть бюджетов формир за счет налогов и неналоговых поступлений.
В наст время осн видами госдоходов явл-ся налоги. Эк сущность налогов
выраж в том, что это есть ден отношения, складываю-щиеся у гос-ва с ю и
физ лицами по поводу внесения обязат платежей в бюджет. Эти ден отн-
ия объективно обусловлены и имеют специфич и обществ назначение -
мобилизацию ден ср-в в распоряж гос-ва. Поэтому налог может
рассматриваться в качестве эк категории с присущими ей двумя функциями-
фискальной и экономической. С по- мощью первой формир бюджетный фонд,
реализуя вторую, гос-во влияет на воспроизводство, стимулируя или
сдерживая его развитие,усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя
или уменьшая платежеспос-ть насел.
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности фин отношений, которая
связана с формированием ден доходов гос-ва, необходимых ему для выполнения
соответствующих функций соц-эк, военнооборонной, правоохранительной и др.
Налоги явл объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями
поступательного развития общества. Конкретными формами проявления
категории налога явл виды налог платежей, устанавливаемых законодательными
органами власти. Совокупность разных видов нало- гов в построении и методов
исчисления которых реализуются опреде- ленные принципы, образуют налоговую
систему страны. Налоговая системы Укр строится на сочетании прямых и
косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или
имущество налогоплательщиков, вторые-включаются ввиде надбавки в цену
товаров или тарифа на услуги и оплачиются потребителями. При прямом
налогооблажении ден отношения возникают между государством и самим
плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну, при косвенном -
субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий
посредником между государством и плательщиком ( пот- ребителем).
Прямые налоги подразделяются на реальные, уплачиваемые с от- дельных
видов имущества, и личные, взымаемые с юридических и физ лиц у источника
дохода или по декларации. Косвенные налоги делятся на акцизы, которые
могут быть индивидуальными и уни- версальными, фискальные монополии и
таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взымания. Их
применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства.
Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и
методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют государству
полнее реализовать на практике обе функции налогов- и фискальную и
экономическую: под налоговым воздействием оказывается и имущество
предприятий создающих -техническую основу их действий, и потребляемые в
производстве разные виды ресурсов и рабочая сила и получаемый доход.
№40. Взаимоотн пром пп с бюдж
Финансы пром пп-я предст собой совокупность эк ден отношений, связанных с
формированием и использ-ем фондов ден средств и накоплений пп-й. Финансы пп-
й составляют основу фин системы и занимают в структуре финансов исходное и
определяющее положение, т.к. обслуживают осн звено общест пр-ва, где
создаются мат блага, которые затем в виде СОП и НД и составляют основу
бюджета.
Взаимосв ф-ов пп-я с фин с-ой Укр:
На основе фин-ов пп-й формир-ся:
- бюджеты всех уровней
- централиз внебюдж фонды
- фонды соцобеспечения
- гос кредиты
- прочие централиз фонды
Тем самым между пп-ем и гос-ом через ден отношения происходит формир-ие
бюдж-ых и внебюдж-ых фондов и их использ-ие.
Финансы пп-й поступают в бюджеты разл уровней посредством системы
налогооблож. Это такие налоги, как НДС, налог на прибыль, акцизный сбор и
другие федеральные налоги.
Через налоги, налог льготы, объем и направление бюдж финансирования можно
влиять на разл стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению
производств фондов, быстрейшему внедрению в пр-во научно-тех достижений,
повышению рентабельности. Этому же должна служить отмена бюджетного
датирования нерентабельных предприятий их закрытия или перепрофилирования.
№41. Сущность НДС
В соответствии с данными доходной части Государственного бюджета Украины на
1995 наибольшую долю (14,3 %) в общем объеме бюджетных поступлений
составляет налог на добавленную стоимость (НДС). НДС предст собой форму
изъятия в бюджет части добавл стоим, создаваемой на всех стадиях пр-ва и
обращения и определяемый как разница между стоимостью реализованной прод-ии
(товаров), работ, услуг, и стоим мат затрат, отнесен на издержки пр-ва и
обращения.
В Украние НДС введен в 1992 г. Объектом налогообложения явл обороты по
реализации товаров, работ, предоставл услуг, кроме их реализации на
экспорт. В связи с этим НДС имеет широкую базу налогообложения, что
обеспечивает стабильность поступления средств в гос бюджет. Для исчисления
НДС к обороту, который включает ( уже уплаченного налога, сейчас использ
ставка 16,67%, а при включении НДС в цены реализованных товаров (работ,
услуг) - 20%.
Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется сегодня Декретом Кабмином
Укр " О НДС" от 26.12.92 г. и нек др нормативными актами.
У предпринимателей возникают значительные трудности при исчислении
подлежащей уплате суммы НДС, особенно при определении налогооблог оборота.
Это может привести к знач недоплатам, за которые налог инспекция взыскивает
не менее значит штрафы.
Особенностью налогообложения импортных операций является то, что
полученная выручка за эскпортную продукцию не является объектом
налогообложения. В этом случае (т.е. при исчислении НДС) объектом обложения
при экспорте является сумма отгруженнонй продукции. При этом НДС, уплачен
ранее, возмещается пп-ем после поступления выручки на счет, но не позже чем
через год после выпуска прод-и.
НДС на импорт начисл по декларированной стоимости товара и учитыв-ся в
покупной цене импортируемого товара. НДС экспортно-импортных операций
уплачив в момент нахождения товара на таможен складе. Лишь после уплаты
налога товар может быть отгружен за границу или на склад потребителю.
Контроль за полнотой исчисления и своевремнностью перечисления НДС в бюджет
осущ-ся налоговыми органами на основании данных, сообщаемых
налогоплательщиками в налоговых расчетах, которые предоставляются в сроки,
установл действующим законодат-ом.
№42. Сущ налога на прибыль пп-й
Налог на прибыль наряду с НДС явл-ся составным элементом налоговой с-мы Укр
и служит инструментом пераспр-ия НД. Налог на прибыль пп-й явл прямым, т.е.
его окончательная ( полностью зависит от конечненого фин результата.
Он исчисл-ся на основе закона Укр “О налогообл-ии прибыли пп-й”
Плательщиками налога на приб явл:
- субъекты предпринимат деят-ти, бюдж орг-ции в части осуществл хозрасч
деят-ти, банки (кроме НБУ и его учреждений), являющиеся юр лицами согласно
законод-ву Укр, междунар орг-ции, кот не польз иммунитетом и дипломат
привилегиями и осущ предприним деят в Укр;
- филиалы, отделения и другие обособл подразд-ия налогоплательщиков,
указанные выше, кот сост отдельн баланс и имеют р/с (текущий);
- нерезиденты, кот осущ предприним деят-сть через постоянные
представительства, расположенные на Укр;
- нерезиденты, кот осущ репатриацию прибылей, полученных на Укр.
Объектом налогообложения явл балансовая прибыль налогоплательщика,
увеличенная на:
- ( убытков по товарообменным операциям при реализации прод-ии (работ,
услуг), осуществл по ценам ниже обычных,опред-ых законод-ом;
- ср-ва фондов, созданных налогоплательщиками за счет c/c прод-ии, использ
ими не по целев назнач;
- ( средств, включая валютные ценности, стоимость мат ценностей и немат
активов, включая корпоративные права и ценные бумаги, полученные
налогоплательщиком от других субъектов предпринимательской деятельности на
собственные нужды безвозмездно или в виде безвозвратной финансовой помощи
или не учтенных в реализации.
Прибыль пп-й, включая предприятия, учрежденные на собственности отдельного
гражданина Укр, облаг-ся налогом по базовой ставке 30 %.
Прибыль от посреднических операций, аукционных торгов материальными
ценностями (кроме ценных бумаг, корпоративных прав, валютных ценностей и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|