Финансы Украины
непосредст ф-ций - обеспечения сущест-ия гос-ва.
Бюджетные отношения - это производственные отношения, поэтому они явл-ся
элементом базиса общества. В любом случае они выражают отношения конкретных
групп и слоев населения и здесь бюджет предст собой философию и идеологию
общест развития. Являясь частью фин отн-ий, бюджет имеет те же
характеристики, что и фин-ы в целом, но в то же время характеризуется опред
особенностями:
- бюджет явл-ся особой формой перераспред-ых отн-ий, связанных с обособл
частью НД в руках го-ва;
- посредством бюджета осущ-ся перераспр-ие НД на всех уровнях н/х и по всем
сферам экономики;
- область бюдж распр-ия занимает центр место в составе гос фин-ов.
Как эк категория бюджет связан со многими другими категориями, среди
которых можно выделить два уровня:
1) вал общ прод-т (ВОП), СОП, НД -
бюджет служит средством перераспр-ия этих категорий;
2) фин-ы, прибыль, налоги, кредит, з/п, матер стимулирование и др. - бюджет
служит результатом распр-мя этих кат-ий по отраслям пр-ва, сферам
деятельности и т.д.
№20. Роль бюджета в осуществлении расшир восроиз-ва
В бюджете страны аккумул-ся знач часть вновь созданной стоимости - НД,
распределяемого и используемого в соотв с рын законами общест развития
(закона стоимости, спроса и предложения, закона повышающейся ПТ, закона
возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроиз-ва и
удовлетворения общегос потребностей.
В усл рын отношений распр-ие НД произв-ся посредством образования, распр-ия
и исп-ия ден доходов и накоплений (гос доходвы, доходы пп-й и объед-ий,
разл коммерческих и фин структур, банков, инвестиционных фондов и
населния). Значит часть НД поступает в бюджет путем прямого распр-ия -
налогообложений гос, частных и коммерч пп-й. Часть чистого дохода нас-ия
перечисл-ся в бюджет в порядке перераспр-ия. Распр-ие НД через госбюджет
обусл необходимостью создания централиз фонда ден средств для расшир
воспроиз-ва и удовлетворения других совокупных потребностей общества путем
перераспр-ия средств между отраслями произв и непроизв сфер
жизнедеятельности общества, а также между экономич-ми районами страны, сто
обусловлено необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли
общест пр-ва в другую в соотв-ии с планами эк и соц развития страны, с
программами радикальных эк преобразований общества для осуществления
перестройки структуры общест пр-ва.
Такое перераспр-ие в знач степени вызвано различным уровнем тех оснащения,
энерго- и фондовооруженности пп-я; неравномерностью размещения; действующей
системой ценообразования и тем, что при переходе к рынку необходима
поддержка со стороны гос-ва перспективных отраслей пр-ва. Перераспр-ие НД
как между отраслями, так и внутри них происходит посредством гос инвестиций
и приоритетного финансирования отд видов производств, высоких технологий,
инновационных процессов.
При переходе к рын отношениям существенно меняется роль бюджета в
регулировании общест пр--ва и распр-ии НД. Осн направления этих
преобразований - сосредоточение главных ресурсов госбюджета на приорит
отралях экономики, определение наиболее общих пропорций развития общест пр-
ва, необх темпов развития экономики в целом.
Осн логика таких трансформаций в том, что должна соблюдаться общая
тенденция развития экономики в усл рын отношений - перенос центра тяжести с
централиз-ых на децентрализ фин-ы страны.
Пр-во, распр-ие и перераспр-ие через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и
целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности.
№21. Бюджетная программа и осн направления ее распределения
Бюджетная программа Укр по своей сути предполагает распр-ие и перераспр-ие
НД. Распр-ие НД через госбюджет обусл необходимостью создания централиз
фонда ден средств для расшир воспроиз-ва и удовлетворения других совокупных
потребностей общества путем перераспр-ия средств между отраслями произв и
непроизв сфер жизнедеятельности общества, а также между экономич-ми
районами страны, сто обусловлено необходимостью передачи части чистого
дохода из одной отрасли общест пр-ва в другую в соотв-ии с планами эк и соц
развития страны, с программами радикальных эк преобразований общества для
осуществления перестройки структуры общест пр-ва.
Такое перераспр-ие в знач степени вызвано различным уровнем тех оснащения,
энерго- и фондовооруженности пп-я; неравномерностью размещения; действующей
системой ценообразования и тем, что при переходе к рынку необходима
поддержка со стороны гос-ва перспективных отраслей пр-ва. Перераспр-ие НД
как между отраслями, так и внутри них происходит посредством гос инвестиций
и приоритетного финансирования отд видов производств, высоких технологий,
инновационных процессов. Важным направлением перераспр-ия НД явл-ся
выделение части средств, идущих на развитие непроизв сферы. В усл рын
отношений это относится прежде всего к поддержанию государством просвещения
и здравоохр-ия, науки и культуры. Значит место в структуре
перераспределяемой части НД отводится содержанию аппарата упр-ия, правоохр
органов и т.д.
Поступл ср-в от населения
Амортиз отчисления
При переходе к рын отнош-ям существенно меняется роль бюджета в регулир-ии
общест пр--ва и распр-ии НД. Осн напр-ия этих преобразований -
сосредоточение гл ресурсов госбюджета на приор отраслях эк-и, определение
наиболее общих пропорций развития общест пр-ва, необх темпов развития эк-и
в целом.
Осн логика таких трансформаций в том, что должна соблюдаться общая
тенденция развития экономики в усл рын отношений - перенос центра тяжести с
централиз-ых на децентрализ фин-ы страны.
Характ особенностью соврем этапа бюджетной политики явл и то, что все
большая доля НД формируется в сфере обращения. Более того, в условиях
инфляционного роста фин ресурсов изменилась структура распр-ия и перераспр-
ия НД. Т.е. его инфляц прирост не пропорционально распр-ся между теми
субъектами, кто получает его для использования.
№22. Взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с исполнением бюджета
Пр-во, распр-ие и перераспр-ие через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и
целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этой
связи, рассматривая роль бюджета в распр-ии СОП и НД, важно отразить
влияние бюдж политики на процесс воспроиз-ва личностного элемента пр-ва -
раб силы. Изучая 1-ую фазу этого воспроиз-ва - пр-во личностного элемента
пр-ва (кот включ бюдж расходы на медицину, культуру, образование и
переподготовку кадров), надо отметить, что эта фаза органически связана с
расходной частью бюджета. 2-ая фаза - также в знач степени связана с расх
частью бюдж средств. Речь идет о содержании за счет бюджета бирж труда и
центров занятости, о расходах на трудоустр-во незанятой раб силы,
содержание безработных. 3-я фаза - использ-ие раб силы, связана с фазой пр-
ва общест пр-ва. Здесь идет процесс создания мат благ, СОП и НД и процесс
потребления раб силы. Т.о. эта фаза связана с доходной частью бюджета. Это
выраж в том, что часть вновь созданной работниками мат пр-ва стоимости
(прибыли, поступающей в бюджет в виде подоходного налога с населения)
поступает в бюджет для дальнейш перераспр-ия между отраслями, сферами
общест пр-ва, различными группами и слояями населения и т.д.
Отразим взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с бюджетом на схеме:
Трансферные платежи
Трансферные платежи - такие виды плаиежей, которые затем ни в какой форме
не возвращаются в бюджет (пенсии, пособия, стипендии) - включаются в 1-ую
фазу воспроиз-ва личностного элемента пр-ва.
Рассмотрение проблем рац взаимосвязи воспроиз-ва раб силы с бюдж процессом
позволяет на стадиях формирования и исполнения бюджета определять наиболее
приоритетные напр-ия расходования бюдж средств с точки зрения качественного
воспроиз-ва раб силы.
№23. Соц-эк и полит факторы, влияющие на формир-ие бюджета
Как эк категория бюджет отражает сложные отношения по поводу движения
централиз ден средств, предназначенных для удовлетворения обществ
потребностей. Отмечая тот факт, что бюджет явл-ся и предпосылкой, и
результатом общест развития, можно выделить факторы, кот влияют на формир-
ие бюджета и его исп-ие. Эти факторы делятся на: экономические, соц-ые и
полит-ие.
Эк-ие в значит степени связаны с макроэк процессами, происходящими в сфере
общест пр-ва. Сюда относятся СОП, ВВП, НД, эк рост (спад) пр-ва, инфляция,
безработица, структурные изменения в пр-ве, производительность общест
труда, задания по развитию важнейших отраслей науки и техники, налоговая
политика, инвестиц затраты на развитие н/х и соотношение средств, идущих на
потребл и накопление.
С точки зрения перспектив формир-ия бюджета, основной закономерностью
воспроиз-ва в усл рынка должна стать тенденция увеличения фонда накопления
при распр-ии НД Украины. Это позволит осуществлять более целенаправленную
инвестиц политику, укреплять мат-тех базу пр-ва и тем самым увеличивать
доходную часть госбюджета Укр.
Соц фаторы обусловлены особенностями воспроиз-ва раб силы и населения
страны в целом. Это фин средства, идущие на образование, медицину, соц-
культ мероприятия, соцзащиту населения, а также общест фонд потребления; V
и уровень з/п разл категорий работающих; размер потребит корзины;
товарооборот гос и коммерч торговли; сеть учебн заведений и больниц.
Полит факторы непосредственно связаны с обеспечением обороноспособности
страны и поддержанием внутр правопорядка, рац организацией упр-ия страной,
укреплением законодат и исполнит власти - осуществлением регулирующих
функций демократического гос-ва.
Важнейшее предназначение бюджета - создание мат основы для реализации
демократ государством своих регулирующих функций (кот проявл-ся через эк,
соц и полит факторы). Раскроем эти функции (в усл рын экономики) в виде
схемы:
Соцзащита нас Защита потреб-ля
Защита Защита
демок- окруж
ратии среды
Защита Защита
инфор- человеч
мации досто-
инства
Обеспеч гос Защита эк
независим-и системы
№24. Функции бюджета
Сущность госбюджета как эк категории реализуется через его ф-ции:
распределительную, контрольную и ф-цию по обеспеч существ-ия гос-ва
Благодаря распред ф-ции бюджета происходит концентрация ден ср-в в руках
гос-ва и их дальнейшее исп-ие с целью удовлетворения общест потребностей.
Распр-ие и перераспр-ие ден ср-в происх между отд отраслями и сферами
деятельности, между отд слоями населения, внутри слоев нас-ия, между некот
видами услуг. В рез-те распр-ия и перераспр-ия осуществл формирование
различных фондов ден ресурсов - гос и местных бюджетов, фондов
соцстрахования, пенсионнго обеспечения, соцзащиты, занятости населения,
Черноб и инновационного фондов. Посредством бюджета гос-во воздействует не
только на перераспр-ие НД, но и на его произ-во; накопление ден ср-в;
сферу потребления; процессы демонополизации экономики и обобществления пр-
ва.
Существенно, что содержание распред ф-ции бюджета опр-ся процессами
перераспр-ия фин средств между различн подразделениями общест пр-ва и
слоями населения.
Контрольная ф-ция закл в том, что бюджет через формирование и исп-ие ден ср-
в гос-ва отражает эк процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
При формир-ии гос доходов фин контроль осущ-ся за правильностью взымания
разл видов налогов, мобилизацией других источников доходов, соблюдением
установл пропорций между ними, определением налоговой базы, формами
льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании
бюдж средств контрол-ся эффект-ть их исп-ия, их соответствие целевому
назначению. Фин контроль осущ-ся за произ-ом, распр-ем и потребл-ем СОП и
НД, за пропорциями, складывающ-ся в проц перераспр-ия НД.
Ф-ция обеспечения сущест-ия гос-ва ставит своей задачей создание мат-фин
базы функцион-ия гос-ва; содержание аппарата упр-ия страной, президентской
власти, законодат и исполнит власти, правоохр и фин органов, налоговой
службы (7-9 % расходов госбюджета).
Важное знач имеет осуществление внешнеэк деят-ти Укр: содержание бюджета
дипломатич представительств Укр зарубежом, взносы в междунар организации,
членом которых явл-ся Укр и др.(3-7 % расходной части госбюджета).
№25. Госбюджет - основной фин план Украины
Под госбюджетом как фин планом понимается бюдж план движения централизуемой
части СОП. Это есть результат практического исп-ия объект эк отн-ий, возник
в обществе.
Госбюджет - это особая форма госплана, имеющего силу закона и устанавл-го
для н/х в целом, для всех структурных подразд-ий общест пр-ва бюдж
взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе
заданий и мероприятий Госплана эк и соц развития Украины. Госбюджет входит
в общую систему фин планов Укр. Определяющими принципами организации
системы фин планов общест развития можно назвать всеобщность, целостность и
сбалансиров-сть фин централиз-ию.
Рассматривая бюджет как осн фин план, след отметить, что в нем представлены
все атрибуты фин плана: ден поступления или доходы (формир-ие фондов ден ср-
в) по конкретным источникам поступлений; ден расходы (исп-ие фондов ден ср-
в) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение ден доходов и
расходов на основе балансовых расчетов.
Составление и исполнение фин планов во всей их совокупности определяют
содержание фин планирования, а формир-ие исполнения госбюджета - содержание
бюджетного планирования. Они явл-ся неотъемлимой составной частью гос
планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях
хозяйствования в усл рын экономики. В усл рыночного ведения хозяйства осн
задачами фин планир-ия явл-ся:
1) установление оптимальных пропорций между централиз и децентрализ
финансами; 2) определение объемов и источников фин ресурсов в разрезе
отраслей, отд пп-й и объединений; 3) рац распр-ие фин ресурсов между произв
и непроизв сферой, отраслями экономики, эк регионами страны; 4)
стимулирование наиболее эффективного использ-ия ден ср-в; 5) концентрация
фин ресурсов на наиболее важных направлениях эк развития.
В состав единой системы фин планов Укр входят: 1) госбюджет; 2) местные
бюджеты; 3) бюджеты соцстраха и соцобеспечения нас-ия; 4) пенс фонд; 5)
балансы доходов и расходов гос, частных, коммерческих, совместных пп-й и
организаций; 6) фин планы общест организаций; 7) сметы учреждений непроизв
сферы; 8) фин планы гос и частного имущ-го и личного страхования.
Главенств положение в этой системе занимает госбюджет Укр, кот взаимосвязан
с сист-ой фин планов.
Фин планы пп-й, АО, объединений и отраслей мат пр-ва составляются в виде
балансов, доходов и расходов, в которых выдел-ся спец раздел
“Взаимоотношения с бюджетом”. В нем отражаются суммы платежей в бюджет и
ассигнования из бюджета. Посредством бюдж перераспр-ия в процессе
составления фин планов могут изыматься фин излишки у одних пп-й и
направляться на нужды других. Т.о., бюджет как фин план с одной стороны -
основыв-ся на фин планах отраслей мат пр-ва, с другой - во многом их
определяет.
№26. Бюдж механизм как составная часть фин механизма
Бюдж механизм - реальное воплощение бюдж политики. Он отражает конкретную
направленность бюдж отношений в области эк, соц развития, осуществление
эколог и природоохранных меропр-ий в Укр.
Фин механизм прдст собой совокупн-ть способов организации фин отношений,
реализуемых в обществе для создания благопр условий эк и соц развития
страны. Фин мех-зм включ формы и методы организации фин отн-ий, способы их
количественного определения и установление качеств соотношения.
В реализации фин мех-ма осн роль отводится гос-ву, кот в лице исполнит и
законодат органов власти на сонове изучения действия эк законов вообще и
закономерностей развития фин-ов в частности, а также задач эк и соц
политики устанавливает методы распр-ия СОП и НД, формы и виды ден
накоплений, определяет виды и структуру платежей в разл звенья фин системы,
разраб-ет принципы и напр-ия использ-ия гос фин рес-ов и т.д.
в зависим от особенностей отд подразделений общест пр-ва, а также на основе
выделения отд сфер и звеньев фин отн-ий, фин механизм делится на механизм
функционир-ия гос фин-ов, страховой мех-зм, кредитный мех-зм, фин мех-зм пп-
й и хоз организаций. Далее каждая из этих сфер включ отдельные структурные
звенья. Так, мех-зм гос фин-ов делится на бюджетный и мех-зм функцион-ия
вне бюдж фондов.
Рассматривая бюдж мех-зм как одно из направл-ий реализации фин мех-ма, след
отметить, что с его помощью можно использовать бюджет в качестве
инструмента гос регулирования эк процессов, решения соц, производственных и
эколог задач. Именно посредством бюдж перераспр-ия возможно совершен-ие
структуры общест пр-ва в целом. Тем самым гос-во добивается необх изменений
в н/х-ых пропорциях, осуществляемых как на макроуровне, так и в усл
регионов. При правлильном построении бюдж механизма он может воздействовать
на эк подъем и укрепление соц сферы, усорение темпов НТП, переоснащение мат-
тех базы общест пр-ва, перестройку его структуры.
Регулирование эк процессов посредством бюдж мех-ма осущ-ся путем
маневрирования ден ср-ми, поступающими в распоряж гос-ва. Это возможно,
т.к. в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конретными видами
и напралениями расходования бюдж ср-в. В этой связи ср-ва, поступающие в
гос или местные бюджеты обезличиваются, и поэтому могут быть использованы
по любому целевому назначению (кроме пенс и инновац фондов). Именно
посредством маневр-ия бюдж фондами можно влиять на темпы и пропорции
развития общест пр-ва в целом.
№27. Бюдж мех-зм как инструмент реализ-ии бюдж политики гос-ва
Сущность бюдж политики гос-ва отраж-ся в статьях доходов и расходов
бюджета, источниках их формир-ия и направлениях использ-ия. Через динамику
бюдж показателей можно следить за течением эк и соц процессов.
Бюдж механизм органически связан с бюджетом. Но вместе с тем на его
реализацию существенное воздействие оказывают также задачи, решаемые
обществом на конкретном этапе историч развития. В зависим от изменения
задач должен меняться и бюдж мех-зм. Существ изменением бюдж мех-ма в рын
условиях должна стать направленность его воздействия на хоз конъюктуру и
уровень деловой активности предпринимателей. Через такие фин инструменты,
как налоги, объемы финансирования, госинвестиции можно влиять на разл
стороны хозяйст-ия, способствуя ускорению обновления ОПФ, внедрению НТП,
инноваций, развитию непроизв сферы, инфраструктуры общест пр-ва.
Рын экономика не отвергает планирования, т.к. план - это конкретоне
оформление управленч решений. Но рын экономика более гибкая, ибо опирается
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|