Финансы Украины
на моделирование, прогнозирование и программировние. Эти расчеты баз-ся на
использ-ии методов экспертных оценок, экстраполяции, математ моделирования
и нормативного метода.
Метод экстраполяций состоит в определении бюдж показателей на основе
выявления закономерностей их динамики. Нормат метод основани на использ-ии
устан-ых в законодат порядке норм и нормативов, кот применяются при
бюджетировании. Разраб-ся Минфином Укр и утвержд-ся Верх советом. Могут
применяться также местные нормы и нормативы. Математ моделирование закл в
построении моделей, имитирующих течение реальных эк, соц и демографич
процессов. Быстрее всего колич и кач изменения отраж-ся в V и структуре
местных бюджетов. В бюдж планир-ии и прогоз-ии примен-ся оптимизационные,
динамические, статистич математ модели.
Для согласования направлений использ-ия бюдж ср-в с источниками их формир-
ия примен-ся балансовый метод. Также в бюдж процессе использ-ся метод
многовариантного планирования (выбир наилучший).
Функционир-ие бюдж мех-ма происходит посредством особых эк форм - доходов и
расходов, выражающих последоват этапы перераспр-ия стоимости общест
продукта, кот концентр-ся в руках гос-ва. Доходы и расходы бюджета - это
объективно обусловленные категории. Каждая из них имеет свое специфич
общест назначение: доходы служат фин базой деят-ти гос-ва, расходы - для
удовлетворения общест потребнотей.
№28. Бюдж система и бюдж устройство в Украине
Бюдж система - это основанная на эк отношениях и юридических нормах
совокупность всех видов и звеньев бюджета страны. Бюдж система Укр регулир-
ся законом Укр “О внесении изменений и дополнений к закону Укр “О бюдж
систме Укр”, в соотв-ии с кот бюдж с-ма Укр состоит из: госбюджета Укр,
республиканского бюджета автономной республики Крым и местных бюджетов.
Совок-ть всех бюджетов, входящих в состав бюдж с-мы Укр предст собой
сводный (консолидированный) госбюджет Укр.
Сводный госбюджет Укр использ в целях анализа и выявления методов госрегул-
ия эк и соц развития Укр.
Бюджет автон респ Крым объедин республ бюджет и бюджеты районов и городов
респ подчинен респ Крым.
К местным бюджетам относ обл, городские, районные, районные в городах,
поселковые и сел бюджеты.
Бюджет области объед облбюджет, а также бюджеты районов и городов
облподчинения. Бюджет района сост из райбюджета, бюджета городов
райподчинения, поселкового и сел бюджетов. Последние созд-ся по решению рай-
и горсоветов нар деп-ов при наличии необх фин базы. Рай и горсоветы опред
доходы соответств поселковых и сел бюдж-ов.
Бюджет города, имеющего районное деление, объедин гобюджет и бюджеты
райнов,кот входят в его состав
Под бюдж устройством поним организация и принципы построения бюдж системы,
функционирующей на основе действующ бюдж права; структура бюдж системы;
взаимоотношения между отд звеньями бюдж системы. Бюдж устройство Укр опред
с учетом гос устройства и админ-территор деления Украины.
№29. Принц бюдж устр-ва в Укр
Под бюдж устройством поним организация и принципы построения бюдж системы,
функционирующей на основе действующ бюдж права; структура бюдж системы;
взаимоотношения между отд звеньями бюдж системы. Бюдж устройство Укр опред
с учетом гос устройства и админ-территор деления Украины.
Бюдж устройство Укр основано на принципах: демократизации бюдж отношений,
единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоят-ти
всех бюджетов, входящих в бюдж систему.
Демократизация бюдж отношений сост в том, что потсроение сводного бюджета
Укр предусм рацсочетание централизованного начала в управлении бюдж
процессом с широким участием местных и регион органов власти, а также
непоср участие трудящихся в обсуждении и осуществлении бюдж политики.
Принцип единства бюджета означает существование единого метода расчета
доходов и расходов звеньев бюдж с-мы. Единство бюдж с-мы обеспеч-ся единой
правовой бюдж классификацией, едтнством форм бюджетной документации,
согласованными принципами бюдж процесса, предоставлением необх статистич и
бюдж информации от одного уровня бюджета к другому.
Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех без исключения доходов
и расходов.
Принцип достоверности закл в формир-ии бюджета на базе реальных эк
показателей, научно обоснованных нормативов и отражении в отчете о
выполнении бюджета только тех доходов и расходов, кот явл-ся результатом
конечных кассовых операций банков.
Принцип гласности обеспеч-ся тем, что в средствах массовой информации
постоянно освещ-ся показатели бюджетов и отчетов об их исполн-ии
Принцип наглядности - это отражение показателей бюджета во взаимосвязи с
общими эк показателями путем использ-ия средств максим информированности,
рез-ов сравнит анализа, определения темпов и пропорций эе развития общест
пр-ва.
Самостоятельность бюджетов обеспеч-ся наличием собственных источников
дохода и правом определения основных направлений их использования в
соответствии с законодательством Укр. Самостоятельность в принятии решений
означает, что при составлении и исполнении своих бюджетов соответствующие
органы местной власти должны учитывать, впервую очередь, общегосударств
интересы.
№30. Планирование, составление, рассмотрение и утвержд бюджета
Бюджетный процесс - это регламентирванный законодат-ом порядок составления,
рассмотрения и утвержд бюджетов, их исполнения и контроль за их
исполнением, утверждения отчетов о выполнении бюджетов, кот сост бюдж
систему Укр. Бюдж порцесс предусматр разработку нормативно-правовых и
организац основ, дающих представление о конкр формах организации этой
работы, о распр-ии ф-ций в исполнении бюджета между органами госвласти,
хозупраления, планово-фин органами и уреждениями банков, объединениями ,пп-
ми, бюдж учрежд-ми по всей террит страны.
Содержание бюдж планирования более широко: оно включ также вопросы теории и
методологии составл-ия бюджетов всех уровней и всех фин планов н/х Укр. При
осущ-ии бюдж планирования важно учесть его осн принципы, а именно:
- демократиз-ия бюдж отношений
- приор значение бюдж планирова-
ния во всей совокуп-ти фин планов
- единство с-мы бюдж планов. Бюдж
планы должны быть согласов как по
доходной , так и по расходной части
по всем звеньям бюдж с-мы Укр
- директивность и целевой характер
бюдж назначений и обязательств
- органическая связь бюдж планиро-
вания с планами соц-эк развития
страны и регионов.
Бюдж планирование осущ-ся Минфином Укр и местными фин организациями в соотв-
ии с предоставл-ми им правами. Основа бюдж планирования, права и
обязанности плановых органов определены в законе “О бюдж с-ме Укр”, а также
в законе “О местных советах нар депут-ов, меснтом и регион самоуправлении”,
в Правилах составления и исполнения госбюджета Укр.
Одной из стадий бюдж процесса явл-ся составление проекта госбюджета, в
котром предполагают, что он обеспеч средствами финанс-ия мероприятия эк и
соц развития страны, которые имеют общегос значение, а также
межгосотношения.
Порядок составления проэкта и бюджета состоит в том, что в ВС Украины не
позднее 15 июня текущего года разрабатывает и по- сылает Президенту Украины
спецпостановления (бюджетную резолюцию) о денежных направлениях бюджетной
политики на предстоящий бюджет- ный год. Правила оформления проэкта закона
" О Госбюджете Украи- ны" утверждается ВС Украины. Расходы Госбюджета
расписываются в проэкте Закона в разрезе Министерств, Ведомств и
др.органов Госисполнительной власти.
На своем заседании КМУ рассматривает проэкт закона, прини- мает
окончательное решение относительно проэкта Закона и пред- ставляет его
Президенту. К проэкту закона прилагаются: "Основные прогнозные
макропоказатели экономического и социального развития Украины" ( величина
СОП, НД, нац продукта, прибыли, производи- тельности общественного
труда, уровень потребления и др.); сводный баланс финресурсов Украины;
основное направление бюджетной и налоговой политики; предложения
относительно взаимоотношений госбюджета Украины с местными бюджетами;
объемы централизованных капитальных вложений с расчетами и обоснованиями по
отдельным пози-
№30. (продолжение)
циям и общие показатели сводного бюджета Украины.
Разработаный и представленый КМУ и ВС Украины проект Госбюджета
предварительно обсуждается в комиссиях по вопросам планирова- ния,
бюджета, налоговой политики, ценообразования и др. постоян- ных комиссиях
в подкомиссиях ВС Укр по результатам его рассмотрения постоянные комиссии
ВС готовят и представляют ВС заключение и предложения по совершенствованию
бюджетного процесса.
Проект закона " О госбюджете Украины" представляет на заседании ВС Украины
Президент Украины. С докладом о проэкте закона выступает Министр финансов
Укр или лицо выполняющее его обязанности.
Доходы и расходы целевых общегосударственных фондов включенных в состав
Госбюджета Украины, утверждаются по каждому фонду отдельно. Текущие
расходы целевых общегосударственных фондов утверждаются ВС Украины в
пределах доходов этих фондов. Запрещ. использование средств пенсионного
фонда на др. цели, кроме предусм. положением об этом фонде.
В закон о Госбюджете не допускается установление новых или устранение
существующих налогов, сборов и платежей, внесение изменений в
законодательство. В случае необходимости изменения или дополнения вносятся
вначале в соответствующие законы. ВС Украины принимает постановление о
порядке введения в действие закона о Госбюджете Украины. Этот закон
публикуется для всеобщего сведения. Если ВС Украины не утвердил в полном
объеме расходы, отраженные в Госбюджете по зарплате и начислению на нее
штатная численность учреждения, финансируемых из бюджета соотвественно
сокращается.
№32. Содержание и принципы исполнения бюджета.
Исполнение бюджета означает обеспечение полного и своевременного
поступления запланированных доходов, налогов и платежей во все звенья бюдж
с-мы Укр и бесперебойное финансир-ие меропр-ий, намеч-ых планом соц-эк
развития регионов или страны в целом. Эта стадия бюдж процесса включ меры
по выполнению доходной и расходной части каждого из бюджетов, входящих в
состав консолидированного госбюджета Укр. В работе по исполнен бюджета
участвуют пп-я, плановые, хоз, фин организации.
К принципам организации исполнения бюджета относятся:
- обеспечение полного и своевремекнного поступления доходов в целом и по
кажд источнику отдельно
- финанс-ие меропр-ий в пределах утвержд-ых по бюджету сумм и в теч года,
на который утвержд бюджет
- предоставление бюдж прав в меру выполнения кажд пп-ем планов заданий с
учетом ранее отпущен ср-в
- финанс-ие юр лиц только из бюдж
- увелич фин ресурсов гос-ва за счет вовлечения в пр-во внутрихоз резервов,
улучшения деят-ти пп-й на основе повышения конкурентосп-ти и рентаб-ти,
повышения ПТ, максимизации прибыли
- соблюдение режима экономии в расходовании трудовых и природных ресурсов,
мат средств
- обеспечение эффективного контроля за правильным исполь-ем гос ср-в,
соблюдением на пп-ях и в ораниз-ях бюджетной сферы госплановой и фин
дисциплины.
Задачи по исполнению бюджета возлагаются на фин органы, уреждения банков,
министерства, ведомства, местные органы власти, пп-я, организации и учр-ия.
Координирующим центром по исполнению бюджета явл фин система Укр.
Исполнение бюджета состоит в обеспечении поступления, расходования и учета
движения бюдж ресурсов. Исполнение бюджета предст собой сложную систему фин
отношений, связ-ых с формир-ем, распр-ем и использ-ем централиз ден ср-в
как на гос уровне, так и в рамках отд областей и регионов. В соотв-ии с
законом “О бюдж с-ме Укр” исполнение госбюджета возложено на Кабмин Укр. Он
организует исполнение бюджета через Минфин Укр, министерства, ведомства и
исполнит органы местных советов народных деп-ов Укр. Последними осущ-ся и
исполнение местных бюджетов.
№33. Роспись дох-ов и расходов - осн опер план в бюджетировании
Для организации исполнения бюджета принципиально важное значение имеет
правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и
бюдж ассигнований по кварталам. В процессе этой работы нужно учитывать,
чтобы бюдж показатели каждого квартала соответствовали заданиям госплана и
планов соц-эк развития областей.
Покварт распр-ие ср-в строится таким образом, чтоб не допустить занижения
заданий на первые кварталы года, обесп-ить равном поступл-ие доходов для
бесперебойного финанс-ия всех намечен меропр-ий.
Поквартальное распр-ие бюдж назначений произв-ся по каждому министерству,
ведомству, управлению (отделу) исполнительного комитета местного органа
власти, по кажд виду доходов и по каждой сводной смете расходов.
Утвержденное поквартальное распр-ие доходов и расходов бюджета служит
основанием для разработки росписи доходов и расходов соответствующего
бюджета. Ответственность за исполнение бюджета возлагается на фин органы,
кот и разрабат росписи.
Роспись доходов и расходов - это осн оперативный план, на основе которого
распр-ся доходы и расходы бюджета по подразделениям бюдж классификации -
разделам, главам, параграфам и статьям. В ней предусматр сроки поступл-ий
доходов и расход-ия бюдж ср-в в теч года. Кажд фин орган составл такую
роспись по соответствующ бюджету после его утвержд, обесп-ая соблюд необх
баланса на протяж бюдж года.
Роспись госбюджета утвержд Минфином Укр. Росписи обл, городских (кроме
городов районного подчинения), районных бюджетов - заведующими
соответствующих финотделов (управлений). По городским (районного
подчинения), сельским, поселков бюджетам роспись доходов и расх-ов отдельно
не составл.
Роспись доходов и расходов явл-ся оперативным документом для руководства
исполнением бюджета. Посредством их фин органы проверяют выполнение юр
лицами обязательств перед гос-ом. Несвоеврем или не полное выполнение таких
обязательств явл-ся грубым нарушением фин дисциплины.
Роспись доходов и расходов (годовая с поквартальным распр-ем) составл-ся на
основании сводных балансов доходов и расходов и сводных смет расходов по
разделам и статьям бюджетной классификации. Итоговые данные этих материалов
должны соответствовать утвержденному годовому бюджету.
Годовая с поквартальным распр-ем роспись доходов и расходов составл-ся по
каждому главному распорядителю кредитов в соотв-ии с подразделениями бюдж
классиф-ии.
Свод расходов, включ-ых в роспись доходов и расходов, явл-ся документом,
удостовер-им право руководителей министерств, ведомтсв, управлений исполнит
комитетов местных органов власти на использ-ие бюдж ср-в в теч года.
Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета явл-ся документом, на
основании которого произв-ся взыскание платежей с конкретных плательщиков и
открытие кредитов для финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий
по министерствам, управлениям исполнит комит-ов местн органов власти.
№34. Бюджетные кредиты и их распорядители
Важн шагом в исполнен бюджета явл открытие бюдж кредитов. Оно предопредел
направление и обуславл эффект-ть всей послед работы, связанной с бюдж
финансир-ем меропр-ий,предусмотренных планом соц-эк развития Укр по подъему
эк-и н/х, инвестир-ию наиболее приорит отраслей, обеспечению соцзащиты,
улучшению соц-культ обслуживания насел и осущест-ию других ф-ций,
возлагаемых на гос-во.
Планом соц-эк развития и бюджетом как осн фин планом предусм-ся конкр
задание по хоз строительству, размещению капвложений, структурной
перестройке эк-и, содержанию органов управления и др, кажд из которых имеет
самост значение. Все напр-ия и виды расход-ия обесп-ся необх источниками
финансир-ия, кот-ми могут быть собств ср-ва субъектов хозяйст-ия, кредиты
банков, гос или частные инвестиции, бюдж ассигнования. Определ конкр
источников финанс-ия (собств, заемные или бюдж-ые) должно произв-ся в проц
бюдж планирования.
Важн особен-тью бюдж процесса явл то, что бюдж планир всегда бывает
конкретным и адресным, и имеет в своей основе конкретных исполнителей (юр
лиц). Поэтому расходн часть бюджета предст собой свод бюдж назначений
конкретным министерствам и управлениям (отделам) исполнит комитетов местн
органов власти. Эти назначения носят название бюдж кредитов - это ср-ва,
предоставляемые министерствам, ведомствам, объединениям, отделам исполкомов
местных советов на цели, предусм-ые фин планом или сметой. Он имеет строго
целевое назначение и предоставл-ся в завис от наличия средств на текущем
счете соответств бюджета, с учетом действит потребн-ей в бюдж ассигн-ях и
освоения ранее отпущ-ых ср-в.
Открытие бюдж кредитов фин органами происх путем перечисления бюдж ассигн-
ий, принятых на год, на счета главных (руководителей министерств, ведомств,
объединений, отделов исполкомов местн советов, распределяющие бюдж ассигн-
ия между нижестоящими распорядителями кредитов - между руководителями
подчиненных органов и подведомственных пп-й, орган-ий, учр-ий)
и нижест распорядителей кредитов.
Гл распорядители кредитов имеют право раходовать бюдж ср-ва на содержание
возглавл-го ими учреждения, на централиз меропр-ия, осуществл-ые непосредст-
но этим учр-ем, а также распределять предост-ые им бюдж ассигн-ия между
нижестоящ распорядителями кредитов.
Нижестоящ распорядители могут использ-ать выделенные им кредиты для нужд
собств-ых (подчи-ненных им) учреждений и распределять кредиты между ними.
Открытие кредитов предст собой документ оформление фактич права гл
распорядителей кредитов расходовать с бюдж счетов в учреждениях банков
средства, выделенные по соответствующ бюджетам.
Кажд бюдж кредит имеет строго целев назнач. Обязат услов открытия кредита
явл наличие утвержд-ых фин планов для хоз субъектов и смет затрат для бюдж
учреждений. Кредиты открыв отдельно на кажд раздел, характериз ту или иную
отрасль (медицина, просвещение, упр-ие, прокуратура и суд и др).
№35. Сущность гос доходов. Осн статьи доходов госбюджета Укр
В составе централиз госдоходов гл место занимают доходы бюджета, за счет
которых обеспеч-ся решение эк и соц задач развития обществ пр-ва.
Под доходами госбюджета понимают эк отношения, возникающие у гос-ва с пп-
ми, фирмами, корпорациями, банками, страх организ., фин компаниями, а также
с гражданами, в проц формир-ия централиз бюдж фонда страны. Формой
проявления этих эк отношений служат разл виды платежей пп-й, организаций и
населения в госбюджет, а их мат-веществ воплощением - ден ср-ва,
мобилизуемые в бюдж фонд. Бюдж доходы, с одной стор, явл результатом распр-
ия стоимости общест продукта между разл участниками воспроизводств
процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распр-ия
сконцентрированной в руках гос-ва стоимости, ибо последняя использ-ся для
формир-ия бюдж фондов территор-го, отраслевого и целевого назначения.
Состав бюдж доходов, формы мобилизации ден ср-в в бюджет зависят от системы
и методов хозяйст-ия, а также от решаемых обществом эк и соц задач.
Доходная часть госбюджета Укр формир-ся за счет налогов и неналоговых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|