рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций

стабильный обменный курс являются результатом монетарной дисциплины. С

целью поддержания стабильности цен и обменного курса необходим контроль за

расширением кредитной массы. Прилагаемые усилия, такие как постановления о

контроле над ценами, сохранению искусственного коридора обменного курса и

регулированию доступа к иностранной валюте, являются косвенной попыткой

решить это уравнение в обратную сторону. Это меры воздействия на симптомы,

а не на причины. Как таковые, они обречены на провал.

Распределение кредитных ресурсов по секторам экономики.

Из кредитных ресурсов, предоставленных предприятиям, большая часть была

направлена в сельское хозяйство. На самом деле, в то время как доля

кредитов сельскому хозяйству возросла с 7% до 28% от общей кредитной массы

в период с 1992 по 1994 годы, доля сельского хозяйства в ВВП снизилась с

2270 до 1370 млрд. руб. Валовой объем кредитов сельскому хозяйству почти

удвоился в период между последним кварталом 1995 года и первым кварталом

1996 года, что стало возможным благодаря выделению центральным банком

рефинансирующих кредитов коммерческим банкам, в основном Белагропромбанку.

Из кредитов, выданных Национальным банком на конец первого квартала 1996

года, 75% были целевые кредиты, из них 60% направлены в сельское хозяйство

(доля которого в ВВП в настоящий момент – лишь 12%). Резкий контраст этому

составляет промышленность, на долю которой пришлось менее четырех процентов

выданных кредитов, несмотря на то, что доля промышленности в ВВП была в

среднем на уровне 30–35% в течение этого периода.

Очень важно отметить, что дефицит реальных кредитных ресурсов, испытываемый

предпринимателями в сельском хозяйстве и промышленности, невозможно

преодолеть путем простого увеличения кредитной массы. Расширение

кредитования убыточных предприятий обречено на провал само по себе.

Во–первых, инфляция, порождаемая расширением кредитной массы, снижает ее

реальную стоимость. В результате этого, несмотря на огромную эмиссию

кредитных ресурсов в течение последних пяти или шести лет, реальный объем

кредитных ресурсов для предприятий в реальности уменьшился. Во–вторых, так

как основным следствием подобного расширения кредитной массы является

инфляция, то расширение кредитной массы фактически снижает стоимость

оборотного капитала предприятий. Снижается также стоимость доходов,

получаемых предприятиями за уже проданные товары. Из–за подрыва финансовой

мощи предприятий целевое расширение кредитной массы имеет воздействие,

абсолютно противоположное намечавшемуся. Несмотря на то, что целевой кредит

может иметь краткосрочную пользу для отдельного предприятия, в силу

указанных выше причин это наносит серьезный ущерб промышленному сектору в

целом. Когда весь сектор поддерживается за счет целевых кредитов, то

негативные последствия проявляются во всем секторе очень быстро. Более

того, когда используется практика целевых кредитов, то эффективно

работающим фирмам отказывают в кредите, необходимом им для сохранения

объемов производства, что помогло бы снизить инфляционное давление.

Наконец, в силу нарушения принципа жестких бюджетных ограничений, целевой

кредит ликвидирует стимулы для финансовой дисциплины, которая в противном

случае заставила бы фирмы, получающие целевой кредит, повысить

эффективность и конкурентоспособность.

Инфляция и население.

Инфляция последних лет, вызванная кредитной эмиссией, жестоко обошлась с

населением Беларуси. Люди чувствовали временное улучшение по мере того, как

правительство поднимало зарплату для покрытия инфляции. Но сам этот процесс

стимулировал спиральный рост "зарплата–цены", который снижал стоимость

сбережений населения. Меры, принимавшиеся правительством, были призваны

ослабить болезненность переходного периода, но в итоге только ухудшили

положение. Расширение предложения кредитных ресурсов позволило людям

тратить больше, чем они производили, однако их фактическое потребление

могло превысить производство только в той степени, в которой страна (а)

брала кредиты за границей, увеличивая долги и неплатежи; (б) снижала

реальную стоимость сбережений населения; (в) проедала основные фонды из–за

недостаточных инвестиций на покрытие амортизации. Короче говоря, попытки

смягчить воздействие переходного периода, создавая иллюзию того, что в

Беларуси уровень жизни лучше, чем в других странах бывшего Советского

Союза, практически размыли основы национальной экономики, которая сейчас

разрушается.

Обменный курс белорусского рубля.

Политика денежно–кредитной экспансии, а также политика повышения заработной

платы, которую Беларусь проводила до начала 1995 года, породила давление на

стороне спроса, которое распространилось на сектор внешней торговли и

привело к дефициту текущих статей платежного баланса, пик которого в

размере 15% от ВВП пришелся на 1993 год. Постепенно в 1994 году стремление

правительства выполнить нормативы по инфляции и дефициту, согласованные с

МВФ, привело к контролю за денежной экспансией. В результате этого к концу

1994 года импорт и экспорт были приведены в соответствие, которое

сохранялось на протяжении первой половины 1995 года, несмотря на постоянное

расширение импорта.

В течение 1994 года заниженный курс белорусской валюты позволял белорусским

производителям успешно конкурировать на внешних рынках, несмотря на

проблемы, связанные с дизайном, качеством и эффективностью продукции.

Положительное сальдо в торговле с Западом покрывало растущий торговый

дефицит с Востоком, образующийся вследствие импорта в Беларусь российских

нефти и газа.

Резкое ухудшение торгового баланса со странами Запада во втором квартале

1995 года вначале компенсировалось ростом в долларовом выражении цен на

экспорт в Россию и другие страны СНГ, по мере того как цены на этих рынках

стали приходить в соответствие с мировыми ценами. Однако по мере того, как

эти цены стали соответствовать мировым (или даже превышать их), а цены на

российские нефть и газ продолжали расти, в конце 1995 года стал

увеличиваться дефицит торговли с Россией, усугубляя ухудшившуюся ситуацию в

торговле с Западом. Таким образом, если повышение стоимости (но не объемов)

торговли с Россией вначале маскировало снижение положительного сальдо в

торговле с Западом, то в первом квартале 1996 года этот спад отчетливо

проявился, когда дефицит внешней торговли составил 15–20% от ВВП в годовом

исчислении – явно неприемлемый уровень.

Вследствие экспансионистской кредитной политики, которую с различной

степенью активности продолжало проводить правительство в течение нескольких

последних лет, уровень внутренней инфляции продолжал превышать мировой. В

отсутствие соответствующей коррекции номинального обменного курса это

привело к резкому повышению реального курса белорусского рубля.

Продолжающийся рост реального обменного курса по отношению к твердой

валюте, например к доллару, чрезвычайно затруднил предприятиям конкуренцию

на потенциально выгодных рынках Запада.

Сегодня существует множество свидетельств тому, что курс белорусского рубля

завышен и нуждается в значительном снижении, если Беларусь стремится к

предотвращению гораздо худшего экономического кризиса и к восстановлению

рентабельности предприятий и экономического роста. Для определения того,

является ли курс валюты завышенным и насколько, обычно используется 12

показателей – положение платежного баланса, рентабельность экспорта,

конкурентоспособность импорта, сравнительный уровень заработной платы,

паритет покупательной способности, тенденции определения стоимости

реального обменного курса, расхождение между аукционным и наличным курсами,

степень административного вмешательства в работу местных валютных рынков,

изменения валютных резервов центрального банка, свидетельства об утечке

капитала, устойчивость поступлений средств на счет капитала, показатели

валютного замещения — особенно использование иностранной валюты для сделок

внутри страны, а также для накопления сбережений предприятиями и

населением.

Убытки предприятий, неплатежи и задолженность.

Растущая неспособность белорусских предприятий конкурировать на внутреннем

и внешних рынках была вызвана в основном низкой эффективностью предприятий

советской эпохи, в частности, низкой энергоэффективностью. Эти проблемы

эффективности производства усугублялись низким качеством производимой

продукции, потерей традиционных рынков в странах СНГ, Центральной и

Восточной Европы, а также быстрым повышением стоимости местной валюты. По

мере снижения объема промышленного производства сокращались доходы рабочих,

что еще более снижало внутренний спрос на эти товары.

Единственные экспортные товары, которые сохранили свою

конкурентоспособность – это те, чья стоимость зависит от отечественных

природных ресурсов: калийные удобрения и пиломатериалы, а также одежда,

производимая предприятиями, эффективность которых обеспечила низкую долю

заработной платы в общих затратах, несмотря на быстрый рост внутренних цен

и зарплаты.

Рентабельность предприятий была серьезно подорвана давлением, которое

оказывало правительство и местные органы власти на сохранение рабочих мест.

Как отмечали руководители некоторых предприятий, можно было легко сократить

половину рабочих без уменьшения объема производства. По разным оценкам,

скрытая безработица составляет около 20–40% от общей занятости.

Неплатежи между предприятиями являются в Беларуси серьезной проблемой и

подрывают финансовое здоровье предприятий, которые могли бы быть

рентабельными. Общий объем просроченной задолженности вырос почти с нуля в

1990 году до свыше 40 % от обшей задолженности предприятий друг другу в

начале 1996 года. Более 70% этой задолженности составляли неплатежи другим

предприятиям как в Беларуси, так и за ее пределами.

Отсутствие платежной дисциплины имело крайне негативное воздействие на

функционирование экономики и на перспективы Беларуси. Например,

задолженность по поставкам российских энергоносителей обострила отношения

между правительствами двух стран. Дальнейший рост задолженности может

привести к тому, что Россия прекратит поставки газа в Беларусь, как она уже

поступала с другими странами СНГ, которые накопили большую задолженность.

Чтобы выйти из такого положения и погасить задолженность, от Беларуси могут

потребовать полностью или частично передать право собственности на важные

объекты национального достояния, такие как нефтеперерабатывающие

предприятия или трубопроводы, по которым транзитом через Беларусь

производится поставка российской нефти в Центральную и Западную Европу.

Финансовая политика и ее результативность.

Общие доходы правительства относительно всей экономической деятельности

продолжали снижаться начиная с 1993 года, когда они составляли 52% от ВВП.

В 1995 году общие доходы правительства составили лишь 43% от ВВП.

Правительство надеялось довести их до 47% от ВВП в 1996 году, однако

налоговые поступления резко снизились. В середине года удалось получить

лишь 33% от предполагаемых доходов.

Сокращение поступлений можно объяснить многими факторами.

1. В Беларуси продолжает замедляться экономическая активность. Однако

несмотря на то, что это помогает объяснить абсолютное снижение налоговых

поступлений, это не объясняет их спад относительно ВВП.

2. Налоги на прибыль предприятий составляют примерно 20% от всех налоговых

доходов, а сейчас все большее количество предприятий становится убыточными:

у них нет налогооблагаемой прибыли.

3. С целью поддержки убыточных предприятий, чтобы не пришлось сокращать

рабочих, правительство предоставило некоторым из них отсрочку по уплате

налогов, а ряд других предприятий освободило от уплаты некоторых налогов;

помимо сильного сужения базы налогообложения, такая политика создает

неравные условия игры для предприятий и, несомненно, способствует

взяточничеству и коррупции.

4. По мере роста теневой экономики относительно общего ВВП – тенденция,

свидетельствующая отчасти о наличии чрезмерного государственного контроля,

который мешает честному предприятию вести прибыльный бизнес – усиливается

уклонение от уплаты налогов.

Изучение причин экономического кризиса в Беларуси указывает на основные

проблемы, которые заключаются в следующем:

1) Начало кризису положили два одновременных внешних удара – рост цен на

энергию и потеря традиционных рынков.

2) Низкое качество и эффективность производства белорусских товаров

усложнили переориентацию белорусского экспорта на международные рынки.

3) Эти удары, наряду с распадом бывшего Советского Союза, привели к

неизбежности как перехода от предыдущей командной экономики к рыночной, так

и фундаментальной реструктуризации и модернизации внутренних

производственных мощностей.

4) В основе правительственных мер лежало смягчение адаптации к внешним

ударам через расширение кредитной массы и связанные с этим действия,

направленные на сохранение занятости и уровня жизни.

5) В итоге это привело к завышенному спросу, росту потребления, сокращению

инвестиций и высоким темпам инфляции.

6) Нарушение макроэкономического равновесия, а также осторожность с

реформированием в таких областях, как либерализация цен и приватизация,

создали неблагоприятный инвестиционный климат в Беларуси и значительно

задержали переход к процветающей рыночной экономике.

4.2 ПОЛИТИКА СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ.

До сих пор основные усилия правительства по реформированию экономики,

прежде всего, концентрировались на контролировании инфляции и смягчении

воздействия переходного процесса на население Беларуси. К сожалению,

последней цели зачастую придавалось большее значение, чем контролю над

инфляцией. Нежелание правительства устанавливать бюджетные ограничения и

закрывать убыточные предприятия, где это необходимо, а также широко

распространенное использование целевых кредитов и бюджетных дотаций скорее

создают инфляцию, а не контролируют ее. Этот подход, возможно, снизил

уровень открытой безработицы, но мало что сделал для усиления потенциала

предприятий к экономическому росту и поддержания более высокого жизненного

уровня белорусского народа. Продолжение этих политических мер принесет мало

пользы в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе даже

повысит стоимость реализации необходимых структурных реформ. Пока

предприятия, особенно в промышленности и сельском хозяйстве, не будут

превращены в эффективные, прибыльные экономические субъекты, цели

правительства по повышению стабильности и жизненного уровня будут

находиться под серьезной угрозой.

Таким образом, приоритетными мерами, направленными на достижение

стабильности, являются либерализация цен и формирование их под воздействием

рыночных сил, а также расширение денежной массы примерно в соответствии с

ростом ВВП с целью предотвращения инфляции.

Привлечение инвестиций.

Высокий уровень иностранных инвестиций, которые может привлечь страна, –

это хороший показатель качества ее инвестиционного климата. Иностранные

инвесторы готовы делать инвестиции почти в любой стране мира. Поэтому они

предпочитают страны с такой инвестиционной средой, которая обеспечивает

максимальный доход с минимальным риском. Даже таким богатым ресурсами

странам, как нефтедобывающие, следует беспокоиться о качестве деловой

среды: инвесторов не привлекают такие страны, где разрешения на инвестиции,

покупку зданий и земли, формирование цен на продукцию, определение

налоговых обязательств и оплату контрактов заказчиками зависят от

произвольных решений государственных органов власти. Инвесторы предпочитают

вкладывать инвестиции в те страны, где эти вопросы решаются прозрачными

законами, которые одинаково обязательны для всех инвесторов и не требуют

специального обращения к органам власти, что часто приводит к коррупции.

[pic]

Рис. 6. Прямые иностранные инвестиции на душу населения 1993 -1997 год

Мнение иностранных инвесторов относительно качества инвестиционного климата

в Беларуси по сравнению с другими странами бывшего Советского Союза и

странами Восточной Европы вполне очевидно из рисунка 6. Эта картина

является очень драматичной, если уровень инвестиций на душу населения в

Беларуси сравнивать с такими странами, как Словения и Польша. Если в

Беларуси инвестиции составляют лишь 1 доллар США на человека, то Словения и

Польша привлекают около 50 долларов США, а Чешская Республика и Эстония –

около 100 долларов США на человека в год. Эти страны едва ли имеют

природно–экономические преимущества перед Беларусью с ее непревзойденным

географическим положением, тесными связями и хорошим доступом как к

восточным, так и западным рынкам, квалифицированной рабочей силой и

отличной базовой производственной инфраструктурой. Нет сомнений в том, что

Беларусь обладает огромным потенциалом для расширения притока прямых

иностранных инвестиций только за счет улучшения инвестиционного климата.

Меры, которые можно относительно легко предпринять для достижения этой

цели, сосредоточены в трех основных областях:

а) формирование цен под воздействием конкурентных рыночных сил,

б) разработка прозрачной и справедливой правовой базы, соответствующей

международным стандартам,

в) создание благоприятной среды.

Рекомендованные здесь действия в равной мере важны для привлечения как

внутренних, так и иностранных инвестиций. Отношение и ко внутренним, и к

иностранным инвесторам должно быть одинаковым. Опыт других стран

свидетельствует о том, что доля внутренних инвесторов в общем годовом

объеме инвестиций составляет примерно 80– 90%. Поэтому они имеют

чрезвычайное значение для общей стратегии экономического роста.

Цены, формируемые рынком.

Одним из слагаемых успеха в осуществлении перехода от системы

административного регулирования к рыночной экономике является размещение

ресурсов на основе формирования цен под действием рыночной конкуренции. Без

конкурентного формирования цен рыночная экономика потерпит крах. В рыночной

экономике цены являются по существу единственным ориентиром для

эффективного размещения ресурсов.

Инфляция, административное регулирование цен или ограничение

рентабельности, субсидии, монополистические рыночные структуры, препятствия

созданию и закрытию предприятий, установление цен государственными

предприятиями, необоснованные налоговые ставки и барьеры внешней торговле –

все это искажает цены, уменьшая тем самым перспективы для эффективного

использования ресурсов и быстрого улучшения жизненного уровня. Если

инвестор не может руководствоваться решением правительства о том, что цены

формируются рынком, если существует серьезный риск, что правительство

вмешается в формирование цен, то велик и риск того, что доходы обернутся

потерями, а инвестор обратит свой взор на другие рынки.

В условиях системы административного регулирования, унаследованной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.