рефераты скачать

МЕНЮ


Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций

Беларусью от советской эпохи, цены были скорее элементом бухгалтерского

учета, чем механизмом принятия решений в производстве и потреблении. Цены

устанавливались посредством волевых решений, а не конкурентных сил спроса и

предложения. Когда предприятие получало "сверхприбыль" при преобладавшем

административном регулировании цен, то ее излишки изымались у предприятий с

помощью налогов или их участием в содержании различных социальных объектов.

Когда директивные цены на производственное сырье и продукцию приводили

предприятия к убыткам, правительство прибегало к помощи субсидий, выделению

централизованных капиталовложений и целевых кредитов банковской системы.

Начав переход к рыночной экономике, Беларусь приступила к либерализации

цен, чтобы их формирование происходило под воздействием рыночных сил. В

некоторых областях экономики эта задача почти решена. Например, к 1995 году

практически вся продукция промышленности была свободна от всех видов

ценового контроля. Это было большим достижением. Большинство

сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки также было

освобождено от ценового регулирования. Однако все еще существует

ограничение торговых надбавок на черный хлеб, молоко, мясо и т.д.

Бесплатных обедов не бывает. Как и многие правительства в странах третьего

мира, Беларусь стремилась помочь бедным путем установления искусственно

низкой цены на хлеб. Хлеб является особенно важным источником питания для

бедных, поэтому данный подход на первый взгляд кажется разумным. Однако у

него есть серьезные недостатки, и это, в конечном итоге, дорого обходится

всем, включая бедных.

Если выпечка буханки хлеба стоит, скажем, 50 центов, а ее продают за 25

центов, то убытки хлебозавода должны компенсироваться, иначе он разорится.

В Беларуси частичной компенсацией являются искусственно низкие цены на

муку, основанные на искусственно низких ценах на зерно, закупаемое у

сельскохозяйственных предприятий через государственную систему торговли

зерном. Например, в 1995 году государственная закупочная цена на зерно

составляла только 65 долларов США за тонну при мировой цене 121 доллар США

за тонну. Этот подход перекладывает бремя субсидирования цен на хлеб на

фермеров, получающих за зерно меньше, чем стоит его производство. В

результате этого и аналогичной практики ценообразования на мясо, молоко и

молочные продукты в сельском хозяйстве было сконцентрировано больше всего

убыточных предприятий Беларуси. За сельским хозяйством следовали торговля и

общественное питание, где убытки также частично вызваны регулированием цен.

Чтобы помочь фермерам выжить в условиях низких цен на зерно, правительство

использовало два разных подхода. С одной стороны, правительство заставило

банковскую систему предоставить огромные кредиты сельскому хозяйству. В

результате доля кредитов сельскому хозяйству в общей сумме кредитов резко

возросла, в то время как доля сельского хозяйства в общем ВВП снизилась.

Субсидирование сельского хозяйства Беларуси с помощью больших объемов

дешевых кредитов, предоставляемых банковской системой, повысило инфляцию и

процентные ставки на капитал. С другой стороны, правительство поддерживает

также Фонд поддержки сельскохозяйственных производителей, из которого

сельскому хозяйству выделяются прямые бюджетные субсидии для закупки

материалов и капитального оборудования.

В конечном итоге, цена, которую потребители платят за дешевый хлеб,

превышает его полную стоимость. Они берут кредиты по процентным ставкам,

повысившимся из–за оттока кредитных ресурсов на поддержку убыточных

предприятий в сельском хозяйстве. Заработная плата потребителей ниже из–за

дефицита и высокой стоимости инвестиционных средств, необходимых для

модернизации промышленности и повышения производительности труда.

Потребители платят также более высокие налоги для финансирования субсидий

сельскохозяйственным предприятиям.

Гораздо эффективнее было бы, прежде всего, просто продавать хлеб по его

полной стоимости и предоставлять бедным прямые денежные субсидии или талоны

на продукты питания, чтобы помочь им покупать хлеб по его полной цене.

Субсидии бедным составили бы лишь незначительную часть в огромном объеме

субсидий, необходимых для компенсации искаженной цены на хлеб, которая в

результате есть не что иное, как субсидия всем, а не только бедным. Если бы

не затраты на компенсацию всех убытков, порождаемых "дешевым" хлебом, то

правительство могло бы снизить налоги и предоставить более адекватные

субсидии тем, кто действительно беден. Если бы все платили за хлеб по его

реальной стоимости, то все – в том числе и бедные – питались бы лучше.

Демонополизация и приватизация.

В предыдущем разделе освещена одна из главных проблем, возникшая из-за

того, что формирование цен происходит под влиянием принимаемых

правительством решений, а не под действием конкурентных рыночных сил. К

сожалению, немногим правительствам в мире удается это делать хорошо, и как

минимум, в силу двух причин.

1. Отвечая за социальное обеспечение и ощущая политическое давление,

правительства обычно считают, что проще устанавливать цены с учетом их

политической целесообразности, а не на основе затрат с одновременным

поиском других механизмов для достижения социальных целей, как например,

адресной поддержки населения, основанной на проверке уровня доходов.

2. Установление цен требует принятия решения, для которого необходимы

комиссии, совещания и отчеты. А все это требует времени. Следовательно,

вполне вероятно, что цены не соответствуют затратам к тому времени, когда

наконец принимается и выполняется решение – хорошо известная проблема

регулятивного отставания. Эти проблемы всеобщи и почти неизбежны при всяких

попытках правительства устанавливать цены.

Наилучшим способом решения этой проблемы является создание среды, где

рыночные силы, а не правительство, формируют цены на товары и услуги –

цены, которые точно отражают истинный уровень дефицита, обеспечивая таким

образом максимальную эффективность и рост. Чтобы создать в Беларуси

рыночные основы, которые смогут обеспечить точное формирование цен,

руководству необходимо разукрупнить монополистические структуры и

разукрупнить и сократить государственную собственность.

Самыми серьезными монополистическими структурами в Беларуси, с точки зрения

их влияния на потребителей, являются розничные и оптовые торговые

организации. В процессе их разукрупнения был достигнут определенный

прогресс. Тем не менее местное политическое давление помешало центральному

правительству разукрупнить их так быстро и полно, как следовало бы.

Несмотря на начальный всплеск активности сразу после обретения

независимости, недостаточно сделано по сокращению влияния государства в

розничной торговле. Одним из направлений является разделение торговых

предприятий на более мелкие независимые структуры, ибо это способствует

развитию конкуренции между ними. Например, в Гомеле отделившиеся субъекты

бывшей розничной торговой организации конкурируют друг с другом за счет

лучшего сервиса, большего ассортимента изделий и их доступности.

Однако это не решает проблемы. До тех пор пока демонополизированные

предприятия будут оставаться в собственности государства, на них будет

оказываться определенное давление по формированию цен на товары и услуги

на основе "социальных", а не сугубо экономических факторов. Собственность

государства на оптовые организации также затрудняет поставку товаров в

приватизированные магазины. Даже без открыто выраженных указаний старые

директора государственных организаций часто ощущают свою принадлежность к

той же среде, что и другие подобные им государственные организации, и не

верят в честные намерения и высокое общественное сознание работников

частных магазинов, что приводит к поставке ими товаров другим

государственным предприятиям на управляемой государством основе.

Несмотря на то, что существование крупных и зачастую монополистических

государственных торговых организаций создает проблему для частного

предпринимательства, было бы ошибкой просто приватизировать эти крупные

государственные предприятия. Сначала их необходимо демонополизировать.

Частные монополисты скорее вызовут искажение цен и нанесут не меньший вред

интересам общества, чем хорошо управляемые государственные

монополистические структуры.

Таким образом, только демонополизация или только приватизация сама по себе

еще недостаточна. Необходимо одновременное скорейшее и комплексное решение

обеих проблем. В дополнение к более конкурентному ценообразованию, это

улучшило бы деловой климат, привлекая инвесторов, которые создавали бы

новые рабочие места, смягчая последствия реформирования крупных предприятий

с излишней рабочей силой. Малые предприятия в форме магазинов розничной

торговли являются одним из наилучших возможных способов обеспечения

занятости, в силу того что для создания рабочих мест им нужны небольшие

инвестиции.

Финансовая дисциплина и банкротство.

Цены не имеют экономического смысла, если потребители и производители не

будут платить за то, что они потребляют. Усилия по либерализации цен,

созданию конкурентных рынков, контролю над монополистическим

ценообразованием будут напрасными при отсутствии строгой финансовой

дисциплины. Производители и потребители должны научиться жесткой финансовой

дисциплине и жить по средствам.

В условиях отлаженной рыночной экономики финансовая дисциплина

устанавливается естественным образом. Если предприятие знает, что должно

платить за все сырье и комплектующие, то будет настаивать на том, чтобы

клиенты оплачивали все товары и услуги, получаемые от этого предприятия.

Это оказывает финансовое давление на клиентов, которые, в свою очередь,

будут настаивать на оплате производимой ими продукции. Предприятия будут

добиваться оплаты от клиентов, а рабочие будут настаивать на своевременной

выплате зарплаты, чтобы оплатить свои собственные счета.

Роль банковской системы в обеспечении финансовой дисциплины двояка. Во–

первых, банки должны предоставлять кредиты только в тех случаях, когда

заемщик может предоставить веские подтверждения своей кредитоспособности.

Это существенно отличается от принятой в настоящее время практики работы

многих банков Беларуси – особенно государственных. Эти банки регулярно

используются, как и при советской системе, для передачи субсидированных

кредитов убыточным предприятиям в сельском хозяйстве и промышленности.

Такое кредитование следует немедленно прекратить, так как это полностью

искажает приоритеты и ситуацию в коммерческих банках и заставляет их

выступать в роли экономического субъекта, способствующего расслаблению, а

не усилению финансовой дисциплины. В этом заключается их вторая важная

роль.

Субсидии должны перечисляться напрямую из бюджета субсидируемым субъектам.

Банкам должна быть предоставлена возможность работать на коммерческой

основе. Только предоставляя все кредиты на основании обычных коммерческих

критериев, они смогут обеспечить возвратность кредитов на той же основе.

Когда банку приказывают или разрешают выдавать кредиты по политическим

причинам, банк не в состоянии настаивать на их погашении. Однако, если

кредиты предоставляются на коммерческой основе, то банки имеют все права –

и веские стимулы – настаивать на их возвращении. Чтобы обеспечить

возвратность кредитов, банки должны угрожать применением процедуры

банкротства для своих клиентов.

Банкротство играет важную, но неправильно понимаемую широкими массами роль

в процессе становления финансовой дисциплины и соблюдения строгих

финансовых ограничений в экономике. Угроза банкротства намного важнее, чем

само банкротство. Если владелец предприятия знает, что его предприятие

могут отнять у него при неоплате счетов, он сделает все необходимое для

обеспечения оплаты, чтобы таким образом избежать банкротства. Угроза

банкротства, например, заставит его повысить эффективность производства,

продать неиспользуемые основные фонды и сократить излишки рабочей силы.

Процент предприятий, которые на самом деле объявляются банкротами, в

рыночной экономике фактически очень небольшой. Например, в 1988 году только

0,4 процента предприятий США были объявлены банкротами. Более того, только

0,2 процента всех процедур банкротства были проведены не по инициативе

предприятий. Большинство банкротств проводится по инициативе самих

предприятий для обеспечения защиты от кредиторов при реорганизации, которая

позволит вернуть долги кредиторам за счет будущих доходов реорганизованной

фирмы.

Субсидии и социальная защита.

Правительства многих стран попадают в капкан искажения цен в тщетной

попытке "защитить народ". Они контролируют цены на хлеб, молоко, жилье и

энергию во имя "социальной справедливости". К сожалению, правительство

Беларуси не является исключением, и это привело к серьезному искажению цен

на эти товары и услуги. Эти искажения приводят к неэффективному,

расточительному использованию ресурсов, которые в конечном итоге обходятся

потребителям дороже, чем если бы они изначально оплачивали полную стоимость

их производства.

Снижение эффективности вследствие занижения цен является вполне

естественной и рациональной реакцией на плохую политику в области

ценообразования. Например, низкая эффективность использования энергии на

предприятиях и в домах в Беларуси была вполне рациональной реакцией на

низкие цены на энергию в бывшем Советском Союзе. Зачем тратить

дополнительные средства на изоляцию и энергосберегающее оборудование, если

энергия почти ничего не стоит. Сейчас цены на энергию корректируются, и это

ведет к инвестициям в ресурсосбережение и повышение эффективности ее

использования. Однако предстоит еще много сделать, чтобы полностью

переложить затраты на потребителей – как промышленность, так и население –

и в полной мере обеспечить эффективное использование энергии.

Цены на некоторые сорта хлеба в Беларуси сейчас занижены и это также

приводит к большой расточительности в его использовании. Например,

сообщалось о том, что фермеры в Солигорском районе кормили хлебом

крупнорогатый скот и свиней, так как цена на хлеб была ниже стоимости

зерна, используемого для выпечки хлеба. С точки зрения фермеров,

скармливание хлеба животным – здоровое экономическое решение, принятое с

учетом относительных низких цен на хлеб и зерно. Однако не может быть

надежды на восстановление экономического роста и достижение его

максимальных показателей в Беларуси, если такая расточительность

сохранится.

Малоимущие действительно нуждаются в помощи, особенно во время переходного

периода, однако искажение цен на такие ценные товары, как хлеб и энергия –

неэффективный подход к решению проблемы, по следующим причинам:

1) искусственно низкие цены приводят к расточительному их использованию;

2) цены не способствуют расширению производства, порождая дефицит, что на

практике может привести к повышению себестоимости и, тем самым, разницы

между себестоимостью и ценой;

3) большинство субсидий, необходимость в которых вызвана искусственно

низкими ценами, имеют плохую адресность, в результате чего ими пользуются

как богатые, так и бедные. Так как богатые зачастую потребляют больше

бедных, то богатыми используется больший объем субсидий, нежели бедными. В

результате этого субсидии увеличивают, а не уменьшают разницу в доходах.

Например, искусственно низкие цены на электричество одинаковы как для

богатых, так и для бедных семей. Однако, владея кондиционерами,

электрообогревателями, холодильниками и электроплитами, богатые семьи

пользуются субсидией в ее абсолютном выражении в значительно большей

степени, чем бедные, у которых лишь несколько электрических лампочек. (Это

объясняет также, почему так сложно отменить субсидии на такие товары и

услуги, как электричество: богатые, больше всего пользующиеся их

преимуществами, принадлежат к числу людей, имеющих наибольшую политическую

власть).

Ключевой момент, который необходимо помнить при установлении цен и

разработке систем социальной защиты, заключается в том, что невозможно

снизить цену на какой–либо товар или услугу ниже стоимости производства для

всего общества в целом. Рано или поздно людям придется заплатить стоимость

всего, что они потребили.

Денежно–кредитная политика.

Стоимость капитала имеет большое значение для любой экономики. В Беларуси

она очень сильно искажена, что приводит к нерациональному использованию

этого дефицитного ресурса. Самой серьезной проблемой является сильно

субсидируемая процентная ставка на кредиты для сельского хозяйства.

Например, в первом квартале 1996 года Национальный банк предоставил целевые

кредитные ресурсы Агропромбанку под 37% в год, что намного ниже аукционной

ставки – 68%. Кредиты на жилье под 5% в год еще более не соответствуют

реальной стоимости денежного капитала в Беларуси.

Частично в результате искусственно низких процентных ставок в Беларуси

российские предприниматели приобретают кредиты в белорусских банках, для

финансирования проектов за пределами республики, что приводит к оттоку

капитала, столь необходимого для инвестиций в оборотный капитал и основные

фонды в Беларуси. Поэтому необходимо, чтобы Национальный банк устанавливал

ставку рефинансирования равную или даже выше ставки рефинансирования

установленной в России, тем самым создавая условия привлечения иностранного

капитала в республику.

Также следует немедленно прекратить разрушительную, наносящую ущерб

практику предоставления дешевых целевых кредитов. В будущем новые эмиссии

кредитных ресурсов центральным банком должны примерно соответствовать

реальному росту ВВП в соответствии с правилами кредитной эмиссии. Это

сведет к минимуму риск инфляции, вызываемой кредитной эмиссией. Любая новая

эмиссия кредитных ресурсов, осуществляемая центральным банком, должна

продаваться через аукционы, чтобы стоимость кредитных ресурсов отражала

рыночную процентную ставку, способствуя тому, что кредиты достанутся тем

предприятиям, которые наиболее эффективно их используют.

Вероятно, банковская система будет направлять кредиты на субсидирование

убыточных предприятий до тех пор, пока правительство будет иметь решающий

голос в распределении кредитов вследствие владения и контроля за ключевыми

участками банковской системы. Самым очевидным примером проблем, создаваемых

тем фактом, что правительство владеет банковской системой и контролирует

ее, является национальный сельскохозяйственный банк (Белагропромбанк). Этот

банк, доля которого в акционерном капитале банковской системы составляла

менее четырех процентов в конце 1995 года, поглотил 80% всего

рефинансирования, предоставлявшегося центральным банком. Это

непосредственно привело к тому, что непропорциональная доля всех кредитов

была направлена в сельскохозяйственный сектор.

Для эффективного кредитования тех видов деятельности, которые увеличат

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.